«Клиповое мышление» как массовое поверхностное восприятие информации | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Кутузова, Н. В. «Клиповое мышление» как массовое поверхностное восприятие информации / Н. В. Кутузова. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2018 г.). — Казань : Молодой ученый, 2018. — С. 6-8. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/278/14175/ (дата обращения: 25.04.2024).



Мышление современного обучаемого отличается образностью, и, как упоминается в ряде публикаций, «клиповостью». «Клиповое» мышление — это преобладание большого объема информации отрывистого характера.

Ключевые слова: термин «клиповое мышление», массовость, короткие отрывки информации, плюсы и минусы клипового мышления, чтение и анализ, «продолжительное» мышление.

До начала 2000-х годов на обучение в Санкт-Петербургский учебно-методический центр по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям направлялись люди более зрелого возраста. Последнее время ситуация поменялась. Очень часто на обучение стали направлять достаточно молодых слушателей. И поэтому, анализируя их поведение, возник вопрос об ином уровне восприятия информации. Слушатели с трудом воспринимают информацию с бумажных носителей, не способны длительно фиксировать внимание на устном изложении материала преподавателя. Такой вид мышления является защитной реакцией организма на переизбыток информации. Таким образом, пришлось изменить подачу информации, основываясь на тех положительных моментах, которыми обладают слушатели с клиповым мышлением.

Сейчас все больше в различных источниках появляется новый термин «клиповое мышление». Данный термин является тем типом мышления, при котором «человек воспринимает окружающий мир, как набор фрагментарных, разрозненных, мало связанных между собой образов. Человек, обладающий клиповым мышлением, может эффективно работать только с короткими отрывками информации и ему трудно воспринимать большие и сложные объемы» [3]. Данным видом мышления в современном мире обладают многие как взрослые, так и дети. Такой вид мышления относительно молодое понятие и возникло оно не спонтанно. На фоне массового появления телевидения, музыкальных клипов, телевизионных ситкомов, которые часто не имеют между сюжетами логической связи логической связи. Появление мобильной связи, интернета также оказало свое влияние на развитие данного типа мышления. Мышление становится осколочным, фрагментарным. Клиповое сознание заставляет человека воспринимать жизнь не целостно, а как последовательность различных, не связанных друг с другом событий.

Мы видим, что слушатели сегодняшнего времени, в отличие от поколений 80-х или 90-х, с трудом воспринимают информацию с бумажных носителей, не способны длительно фиксировать внимание на устном изложении материала, поскольку формируемое интернет-сетью и иными масс-медиа «клиповое» мышление требует образов, зрелищных, желательно готовых к восприятию деталей, без логического их упорядочивания. Это мышление — защитная реакция организма на переизбыток информации.

Появление такого типа мышления, как клиповое мышление — это ответ на возросшее количество информации.

Данный тип мышления, как и все психические процессы, имеет как достоинства, так и недостатки. Правда психологи утверждают, что недостатков больше, и они таким образом усугубляют восприятие мира. Задача педагогов направить минусы в сторону плюсов.

Таким образом, плюсы клипового мышления — это:

– быстрота реакции;

– способность решать несколько задач одновременно;

– защита мозга от перегрузки информацией;

– желание охватить как можно больше информации.

Помимо плюсов, такой тип мышления обладает и рядом минусов. В чем же состоят эти минусы?

– снижена способность к анализу информации;

– снижена способность к концентрации внимания;

– снижена эффективность обучения и усвоения знаний;

– усилена подверженность чужому влиянию и манипуляциям;

– снижено чувство сопереживания;

– приводит к упрощению в решении задач и принятии решений.

Какой же выход можно найти из сложившейся ситуации и повернуть ситуацию в сторону преподавателя? А выход только один — минусы развернуть на сторону плюсов. Так, тренировка памяти способствует развитию способности усваивать большие объемы информации. Развитие воображения делает мышление более гибким.

Также способствуют развитию аналитического мышления содержательные беседы, в ходе которых люди учатся доносить свои мысли до собеседника, вести дискуссии, приводить аргументы и отстаивать свою точку зрения. (в нашем случае семинары, круглые столы)

Одно из главных требований в процессе обучения слушателей в Санкт-Петербургском учебно-методическом центре по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям — способность выстраивать цепочку из последовательности действий от существующего положения до поставленной цели. А создание таких цепочек подразумевает наличие «продолжительного» мышления.

Из всего перечисленного выше становится понятно, что феномен клипового мышления имеет больше недостатков, чем достоинств. Исследования показывают, что, несмотря на развитие виртуального общения и дружбы в соцсетях, представители современного молодого поколения становятся все более одинокими в реальной жизни. Недостаток живого общения порождает замкнутость, чувство одиночества и неудовлетворенности. Прежде всего, нужно больше читать и анализировать прочитанное. Причем читать нужно не короткие рассказы, а объемные произведения с глубоким смыслом, призывающим к размышлению. Кроме того, существует немало художественных и познавательных фильмов, просмотр которых заставляет задуматься.

Тренировка памяти способствует развитию способности усваивать большие объемы информации. Развитие воображения делает мышление более гибким. Существуют разнообразные психологические методики тренировки памяти, внимания, воображения, логического, понятийного, образного мышления для детей и взрослых. Специальные тесты на определение разных типов мышления помогут оценить результаты тренировок.

Отказу от клипового сознания также способствуют содержательные беседы, в ходе которых люди учатся доносить свои мысли до собеседника, вести дискуссии, приводить аргументы и отстаивать свою точку зрения.

Следует помнить, что клиповое мышление может приносить пользу в определенных ситуациях, требующих быстрого реагирования или частого переключения внимания, но оно не должно становиться преобладающим типом мышления в повседневной жизни.

Клиповое мышление — это приобретенное качество, которое формируется на основе изменяющихся условий существования и ритма жизни на что наши педагоги и делают упор в своей работе.

Человек с клиповым мышлением воспринимает лишь обрывочную информацию, которую он не способен сопоставить с другой. Неудивительно, что людям проще воспринимать короткую информацию или даже просто набор картинок, чем вчитываться в длинные тексты, воспринимать контекст или синтезировать информацию из обрывков.

Таким образом, обучение приходится перестраивать с учетом изменяющихся условий окружающей среды, опираясь на положительные стороны клипового мышления. Люди привыкают общаться короткими сообщениями. В ходе подготовки к занятиям преподаватель теперь опирается не на текстовый материал слайдов, а на схематичное отображение ключевых моментов. Так же преподаватели используют в своих презентациях гиперссылки, что развивает быстроту реакции. Поэтому слушатели, обладающие клиповым мышлением, умеют быстро реагировать на внешние стимулы и изменения и оперативно подстраиваться под них.

В программах обучения по гражданской обороне и чрезвычайных ситуациях заложены такие виды занятий как семинары и круглые столы, что развивает способность решать несколько задач одновременно, вести дискуссии, приводить аргументы и отстаивать свою точку зрения. Такое мышление формирует у слушателей многозадачность — способность делать несколько дел сразу.

Решение задач одновременно, возможность вступить в дискуссию порождает желание охватить как можно больше информации. Клиповое мышления заставляет слушателей выискивать и поглощать все новую и новую информацию, что весьма полезно для интеллектуального развития. Сниженная способность к анализу, концентрации внимания, низкого усвоения знаний, быстрой утомляемости от большого объема информации резко снижается после посещения лекций и практических занятий, благодаря опыту преподавателей и их желанием заинтересовать слушателей.

Клиповое мышление — это приобретенного качество, которое формируется на основе изменяющихся условий существования и ритма жизни. Задача наших преподавателей, благодаря их профессионализму, научить слушателей анализировать, выделять главное в большом объеме информации, находить нужное для каждого конкретного слушателя.

Литература:

  1. Лурия А. Р. Лекции по общей психологии. — СПб.: Питер, 2012. — 320 с.
  2. Психология и педагогика «Завтра экзамен». — СПб.: Питер, 2009. — 272 с.
  3. Почему в современном мире начинает преобладать клиповое мышление // New Goal.ru. URL: http://newgoal.ru/klipovoe-myshlenie/ (дата обращения: 18.04.2018).
Основные термины (генерируются автоматически): мышление, тип мышления, объем информации, вид мышления, гражданская оборона, слушатель, защитная реакция организма, короткий отрывок информации, логическая связь, Санкт-Петербургский учебно-методический центр.

Ключевые слова

термин «клиповое мышление», массовость, короткие отрывки информации, плюсы и минусы клипового мышления, чтение и анализ, «продолжительное» мышление

Похожие статьи

Условия развития логического мышления детей старшего...

Полезная информация.

Логическое мышление определяется как «вид мышления, сущность которого заключается в оперировании понятиями, суждениями и умозаключениями с использованием законов логики» [5, с. 86].

Развитие операционного мышления на уроках информатики

- поиск актуальной и необходимой информации; - практическое применение школьных знаний в различных ситуациях.

Развитие логического мышления обучающихся средней школы... Логическое мышление — это вид мыслительного процесса, при котором человек использует...

Мышление и его развитие | Статья в журнале «Вопросы...»

Полезная информация.

Виды мышления. ‒ Наглядно-действенное мышление (опора на реальные действия с объектами).

‒ Словесно-логическое мышление (использование понятий, логических конструкций и схем).

Развитие понятийного мышления младшего школьника

Недостатки развития мышления не играют особой роли. Мышление может находиться в зачаточном состоянии, на

3) формирования логической связи между явлениями. Недостатки в развитии каждой из этих операций приводят к специфичным учебным проблемам.

Исследование профессиональных предпочтений у учащихся...

Опросник «Тип мышления» Дж. Брунера в модификации Г. В. Резапкиной.

Предпочитаемые виды деятельности учащихся: сбор информации ее систематизация и анализ, выполнение

Рис. 3. исследование преобладающих типов мышления у учащихся девятых классов.

Pешение качественных задач один из приемов развития...

Полезная информация.

Развитие творческого мышления учащихся на уроках физики... Метод решения качественных задач, состоит в построении логических связей, основанных на физических законах.

Формирование мыслительных процессов у младших школьников

Развитие логического мышления предполагает формирование логических приемов мышления, т. е. мыслительных процессов.

Эмпирический (стихийно), догадался или нет. Элементарно- теоретический(простое разделение информации на части, надо знать сущность...

Развитие творческого мышления в системе дополнительного...

Творческое мышление — один из видов мышления

Является ли творческое, продуктивное мышление — высшей формой мышления, синтезом всех его видов?

Творческое мышление напрямую зависит от качества поступившей информации и от её восприятия.

Развитие логического мышления у старших дошкольников

Ключевые слова: логическое мышление, мышление старших дошкольников. В современной практике дошкольного образования развитию логического мышления уделяется много программного времени, поскольку большинство видов учебной деятельности направлены...

Похожие статьи

Условия развития логического мышления детей старшего...

Полезная информация.

Логическое мышление определяется как «вид мышления, сущность которого заключается в оперировании понятиями, суждениями и умозаключениями с использованием законов логики» [5, с. 86].

Развитие операционного мышления на уроках информатики

- поиск актуальной и необходимой информации; - практическое применение школьных знаний в различных ситуациях.

Развитие логического мышления обучающихся средней школы... Логическое мышление — это вид мыслительного процесса, при котором человек использует...

Мышление и его развитие | Статья в журнале «Вопросы...»

Полезная информация.

Виды мышления. ‒ Наглядно-действенное мышление (опора на реальные действия с объектами).

‒ Словесно-логическое мышление (использование понятий, логических конструкций и схем).

Развитие понятийного мышления младшего школьника

Недостатки развития мышления не играют особой роли. Мышление может находиться в зачаточном состоянии, на

3) формирования логической связи между явлениями. Недостатки в развитии каждой из этих операций приводят к специфичным учебным проблемам.

Исследование профессиональных предпочтений у учащихся...

Опросник «Тип мышления» Дж. Брунера в модификации Г. В. Резапкиной.

Предпочитаемые виды деятельности учащихся: сбор информации ее систематизация и анализ, выполнение

Рис. 3. исследование преобладающих типов мышления у учащихся девятых классов.

Pешение качественных задач один из приемов развития...

Полезная информация.

Развитие творческого мышления учащихся на уроках физики... Метод решения качественных задач, состоит в построении логических связей, основанных на физических законах.

Формирование мыслительных процессов у младших школьников

Развитие логического мышления предполагает формирование логических приемов мышления, т. е. мыслительных процессов.

Эмпирический (стихийно), догадался или нет. Элементарно- теоретический(простое разделение информации на части, надо знать сущность...

Развитие творческого мышления в системе дополнительного...

Творческое мышление — один из видов мышления

Является ли творческое, продуктивное мышление — высшей формой мышления, синтезом всех его видов?

Творческое мышление напрямую зависит от качества поступившей информации и от её восприятия.

Развитие логического мышления у старших дошкольников

Ключевые слова: логическое мышление, мышление старших дошкольников. В современной практике дошкольного образования развитию логического мышления уделяется много программного времени, поскольку большинство видов учебной деятельности направлены...