Роль визуализации и визуальных приемов в обучении детей с клиповым сознанием | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №42 (332) октябрь 2020 г.

Дата публикации: 18.10.2020

Статья просмотрена: 842 раза

Библиографическое описание:

Тушнова-Смирнова, В. Ю. Роль визуализации и визуальных приемов в обучении детей с клиповым сознанием / В. Ю. Тушнова-Смирнова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 42 (332). — С. 62-65. — URL: https://moluch.ru/archive/332/74284/ (дата обращения: 19.04.2024).



В данной статье идет речь о клиповом мышлении — новом виде мышления современных школьников, возникшем как реакция на существование человека в режиме непрерывного потребления информации, его достоинствах и недостатках. Проблема состоит в том, что данный вид мышления в корне отличается от понятийного, на котором традиционно строится образовательный процесс. Необходимо внедрение новых приемов обучения детей с клиповым мышлением с учетом характеристик и особенностей их вида мышления. В качестве средства усиления ментальных процессов следует прибегать к такому приему как визуализация.

Ключевые слова: клиповое мышление, клиповое сознание, обучение, образование, визуализация, когнитивная усталость, ментальные карты, mind mapping, диаграмма связей, карта ассоциаций.

The role of visualization and visual techniques in teaching children with clip consciousness

This article discusses problems of mosaic thinking — the modern schoolchildren’s way of thinking, appeared in response to the continuous information consumption, its advantages and disadvantages. The issue is this type of thinking is fundamentally different from the conceptual thinking on which the educational process is traditionally built. The introduction of new training techniques based on characteristics and modalities of clip thinkers. Visualization should be resorted as a means of strengthening mental processes.

Keywords: clip thinking, mosaic thinking, education, visualization, cognitive fatigue, mind mapping.

Перед любым образовательным учреждением стоит задача подготовить учеников к следующему этапу жизни, дальнейшему обучению, создав платформу для построения развитой личности с гибким мышлением. Однако традиционное образование не в силах удовлетворить потребности сегодняшних школьников, сформировавшихся в эпоху Интернета и информационного общества, привыкших иначе потреблять и усваивать материал.

Согласно статистике, каждый второй трехлетний ребенок в Европе пользуется планшетом или смартфоном, 80–90 % детей из возрастной группы 3–6 лет используют Интернет [4, с.45]. Сегодня интернет-контент строится на основании запросов и симпатий, выраженных в лайках и просмотрах, аудитории, которая предпочитает просматривать короткие тексты и видео. Так, оптимальная длина поста в блоге — 1600 символов или 7 минут на чтение, 30 секунд видео в Facebook, максимальная длина поста в Instagram — 150 символов, при этом заинтересовать читателя необходимо в первых трех предложениях, так как только этот текст будет виден в ленте [13]. Сегодня самой популярной среди молодежи и в то же время самой «клиповой» социальной сетью является TikTok: максимальная длительность видео составляет 15 секунд. Согласно статистике, по состоянию на 2019 год в России 19,9 млн. активных пользователей, 43 % из них — подростки [там же]. Важно отметить, что зачастую контейнт-мейкерами являются сами школьники или студенты.

Быстрая смена несистематизированной информации, постоянный доступ к ее источнику и привычка потребления посредством смартфона, формируют соответствующее мышление, позволяющее индивиду успешно справляться с большими объемами информации в сжатые сроки. Такое мышление называют клиповым от английского слова clip — вырезка, фрагмент, сокращение [6].

Феномен клипового мышления — явление относительно новое и до конца не понятое: впервые о нем заговорили лишь в 60х годах XX века. Одним из первых был французский социолог А.Моль, который в качестве причины возникновения «мозаичной» культуры указывал на формирование информационного общества, неспособность человека, живущего в постиндустриальную эпоху, мыслить структурировано и составить целостную картину мира [5]. Более оптимистичных взглядов придерживался американский футуролог Э.Тоффлер, воздержавшийся от негативных оценок, рассматривая концепцию клиповой культуры («clip culture») как уникальную форму восприятия, позволяющую создать новый образ из обрывков информации и впечатлений, признавая, что борьба с новым видом мышления бессмысленна [9].

В отечественной науке первым термин стал употреблять философ Ф. И. Гиренок, предположив, что клиповое мышление пришло на смену понятийному, утратившему свою роль в современном мире под натиском информационного хаоса. Цель нового типа мышления — уловить смысл, сократив время на обработку информации, что позволит индивиду активно ориентироваться в информационном потоке, т. к. клиповое сознание не мыслит, а визуализирует мир [1].

Так как феномен клипового мышления является объектом изучения различных дисциплин: нейрофизиологии, философии, культорологии, социологии, психологии, педагогики и т. д., невозможно сформулировать одно четкое определение. В педагогике клиповое мышление зачастую рассматривают с точки зрения влияния данного вида мышления на способность учеников воспринимать, запоминать и воспроизводить материал. У ученых, изучающих влияние данного типа мышления на образовательный процесс неоднозначное отношение к данному феномену.

С одной стороны, многие признают, что клиповое мышление — это адаптивный механизм индивида к изменившемся реалиям, позволяющий существовать в условиях непрерывного потока разнообразной и не связной между собой информации. Обладая линейным восприятием, человеку сложно ориентироваться в современном мире [2]. С другой — многие критикуют «клиповиков» за неспособность критически мыслить, анализировать и воспринимать длинные научные тексты [4, 10].

Наиболее объективно к изучению вопроса подошел К. Г. Фрумкин, описав негативные и положительные черты клипового мышления, автор приходит к выводу, что данный феномен является реакцией на изменившиеся реалии современного мира. Выделяя такие негативные черты клипового мышления, как мозаичность и разрозненность восприятия окружающего мира, нежелание подростков и молодежи «напрягаться» по поводу усвоения огромных «линейных» текстов, автор подчеркивает, что над критичностью и способностью анализировать полученную информацию можно работать [11].

Негативные черты клипового мышления легко можно объяснить когнитивной усталостью человека. Блокирование избыточной информации является защитной реакцией человеческого мозга, которая может включать в себя избегание, лень, переключение внимания с осмысления сложного материала на более легкий вид деятельности. Когнитивная усталость выражается в игнорировании поступающей информации как осознанном, так и не осознанном. К примеру, когда школьник слушает, но не слышит информацию во время урока. Таким образом, если невозможно изменить культуру потребления информации и мышление школьников, необходимо адаптировать методы образования под потребности современных детей, учитывая достоинства и недостатки клипового мышления.

Облегчить восприятие информации можно, изменив ее подачу на визуальную: сложная интеллектуальная работа по созданию образов и ассоциаций превращается в наглядный продукт [8]. Среди достоинств данного канала восприятия следует отметить также то, что зрительная система человека способна обрабатывать множество визуальных сигналов единовременно. Известно, что человек потребляет визуальную информацию в 60000 раз быстрее, чем текстовую, и запоминает ее лучше, чем полученную по любому другому каналу восприятия [15]. Тем более, что среди положительных черт клипового мышления психологи отмечают образность, которая не только способствует более быстрому восприятию информации, но и отличается большим спектром содержания [12].

Визуализация — процесс презентации данных в виде изображения, схемы, инфографики и т. п. для удобства осмысления и усвоения [3]. Психологи отмечают, что процесс преобразования абстрактной информации в наглядные образы требует глубоко анализа информации, приводит к ее глубокому осмыслению, обобщению и, как следствие, запоминанию [3].

Назначение визуальных средств выражения информации — облегчить построение ментальных образов [7]. Человечество активно использовало данный метод еще до массового распространения компьютерных технологий: географические карты, статистические диаграммы, всевозможные таблицы, включая всем известную таблицу Менделеева.

В качестве приема, в обучении детей с клиповым мышлением, особенно эффективно использовать построение ментальных карт или mind mapping. Он представляет собой процесс систематизации знаний с помощью схем. Такая методика позволяет уйти от линейного мышления (на которое «клиповик» практически неспособен) к многомерному.

Инновация ментальных карт заключается в особом способе представления информации: с помощью образов и цвета. На таких схемах возможно изобразить различные идеи, концепты, образы и отношения между ними. Чтобы построить такую карту ученику придется осмыслить и проанализировать имеющуюся информацию, тем самым проработав материал, подключив критическое мышление [15].

С. С. Яковлева выделяет 5 этапов составления ментальной карты [14]:

  1. Определяется проблема, а затем на листе бумаги записывают все ассоциации, которые с ней связаны. Идеи не подвергаются критике.
  2. Затем можно приступать к составлению самой карты. Обычно главное понятие располагают в центре, затем на ветвях рисуют второстепенные, которые сформировались на первом этапе и далее по иерархии. Слова пишут горизонтально, от этого зависит четкость восприятия карты, что может быть особенно важно при повторении материала.
  3. Следует отложить карту на период от двух часов до двух дней [15]. Это способствует закреплению образа в сознании.
  4. Для лучшего запоминания материала, карте следует придать эмоциональную выразительность, используя различные цвета и графические образы. Главное достоинство ментальных карт как раз в том, что они дают возможность задействовать систему запоминания информации и креативность. При этом карта должна быть читаемой, не следует перегружать ее изображениями, однако лучше если рядом с главными понятиями будут располагаться рисунки.
  5. Возврат к восприятию карты. Связи и образы уже зафиксированы в памяти, ученик может просматривать карту с целью повторения материала. По желанию ее можно дополнять, упрощать и всячески совершенствовать.

Выводы: Клиповое мышление является адаптивным механизмом человека к информационным перегрузкам, который помогает ему обрабатывать большие пласты информации в предельно короткие сроки, но в то же время делает человека поверхностным, невнимательным, не способным анализировать и эффективно потреблять информацию в ее привычном «линейном» виде. Визуализация в учебном процессе помогает снизить когнитивную усталость учеников и облегчить построение ментальных образов. Ее можно считать удачным педагогическим приемом, т. к. визуализация, учитывая такие положительные черты клипового сознания как образность, корректирует некоторые его недостатки: неспособность анализировать, осмыслять информацию, устанавливать причинно-следственные связи и критически мыслить.

Литература:

  1. Гиренок Ф. И. Метафизика пата (косноязычие усталого человека). — М: Лабиринт, 1995. — 201 с.
  2. Докука, С. В.Клиповое мышление как феномен информационного общества / С. В. Докука // Общественные науки и современность. — 2013. —№ 2. — С. 169–176.
  3. Лилик О. А. Роль визуализации в профессиональной подготовке будущих учителей литературы в работе с литературоведческими понятиями // Языковая личность и эффективная коммуникация в современном поликультурном мире: сб. ст. по итогам III Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 26–27 окт. 2017 г.: в 2 ч. Ч. 1 / БГУ, ФСК; редкол.: О. И. Уланович (отв. ред.) [и др.]. — Минск: Изд. центр БГУ, 2018. — С. 207–213.
  4. Ломбина Т. Н., Юрченко О. В. Особенности обучения детей с клиповым мышлением // Общество: социология, психология, педагогика. 2018. № 1. С. 45–50.
  5. Моль А. Социодинамика культуры:Пер. с фр. / Предисл. Б. В. Бирюкова. Изд. 3-е. — М.: Издательство ЛКИ, 2008. — 416 с.
  6. Новый большой англо-русский словарь: в 3т. / под. ред. Ю. Д. Апресяна, Э. М. Медниковой. — М.: Русс.яз., 1993–1994. — Т.1.
  7. Пескова О. В. О визуализации информации // Вестник МГТУ им. Баумана. Сер. Приборостроение. 2012. С.158–173.
  8. Старицина О. А. Клиповое мышление VS образование. Кто виноват и что делать? // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т.7. № 2 (23). С. 270–274.
  9. Тоффлер Э. Шок будущего. М.: АСТ, 2008. 560 с.
  10. Жукова, С. А. От нищеты восприятия к полноте художественного мышления / С. А. Жукова, С. Ю. Комирная — Текст: электронный // Общероссийская общественная организация учителей литературы и русского языка.: [сайт]. — URL: http://uchitel-slovesnik.ru/images/izopitaraboti/ot-nicheti-vospriatia-k-polnote-hudogestvennogo-mishlenia.pdf (дата обращения: 29.09.2020).
  11. Фрумкин, К. Г. Клиповое мышление и судьба линейного текста / К. Г. Фрумкин. — Текст: электронный // Электронный журнал «Психологическая наука и образование psyedu.ru»: [сайт]. — URL: http://nounivers.narod.ru/pub/kfclip.htm (дата обращения: 1.10.2020).
  12. Чиркова, Т. И. Проблема преодоления клипового сознания молодежи в профессиональной подготовке психологов на уровне бакалавриата. / Т. И. Чиркова. — Текст: электронный // Электронный журнал «Психологическая наука и образование psyedu.ru»: [сайт]. — URL: https://psyjournals.ru/files/81449/05_Chirkova_psyedu_1_2016–1.pdf (дата обращения: 1.10.2020).
  13. Что такое TikTok и почему он так популярен?. — Текст: электронный // Про СММ: [сайт]. — URL: https://www.pro-smm.com/chto-takoe-tiktok/ (дата обращения: 3.10.2020). про тик ток
  14. Яковлева, С. С. Использование ментальных карт в обучении студентов вуза. / С. С. Яковлева. — Текст: электронный // Студенческий научный форум-2019: [сайт]. — URL: https://scienceforum.ru/2019/article/2018015651 (дата обращения: 28.09.2020).
  15. The Ultimate List of Visual Teaching Strategies. — Текст: электронный // Creativity: [сайт]. — URL: https://creately.com/blog/diagrams/visual-teaching-strategies/ (дата обращения: 15.10.2020). [https://leadmachine.ru/2016/02/17/dlina-posta/].
Основные термины (генерируются автоматически): вид мышления, мышление, образ, современный мир, визуализация, информационное общество, канал восприятия, когнитивная усталость, образовательный процесс, тип мышления.


Ключевые слова

обучение, образование, визуализация, ментальные карты, клиповое мышление, mind mapping, клиповое сознание, когнитивная усталость, диаграмма связей, карта ассоциаций

Похожие статьи

Когнитивно-визуальный подход к обучению математике как...

Мышление зрительными образами, или «визуальное» мышление, рассматривается как сложный процесс преобразования зрительной информации. Это обеспечивается перцептивными действиями, дающими возможность создавать образы в соответствии с...

Похожие статьи

Когнитивно-визуальный подход к обучению математике как...

Мышление зрительными образами, или «визуальное» мышление, рассматривается как сложный процесс преобразования зрительной информации. Это обеспечивается перцептивными действиями, дающими возможность создавать образы в соответствии с...

Задать вопрос