Визуализация как актуальное направление распространения информации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 июля, печатный экземпляр отправим 31 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Маркетинг, реклама и PR

Опубликовано в Молодой учёный №22 (260) май 2019 г.

Дата публикации: 02.06.2019

Статья просмотрена: 5 раз

Библиографическое описание:

Борисов Е. Е. Визуализация как актуальное направление распространения информации // Молодой ученый. — 2019. — №22. — С. 611-614. — URL https://moluch.ru/archive/260/59960/ (дата обращения: 15.07.2019).



В данной статье рассматривается визуализация как современный способ представления информации. Анализируются основные причины, по которым данный вид контента является наиболее востребованным в современном информационном пространстве. В качестве эмпирического материала использованы официальный сайт органов местного самоуправления Белгородский район Белгородской области.

Ключевые слова: визуализация, контент, информация, фотография, видеоролик.

Информация в современном обществе играет всё более значимую роль. В последние десятилетия способы её распространения претерпели значительные изменения под влиянием цифровых технологий. Интернет позволяет моментально передавать сообщение от СМИ к аудитории. Вместе со способом передачи информации претерпевает изменение и форма её представления. Визуализация расширяет возможности потребления информации, делает её более гибкой. В настоящее время даже печатные издания стараются спроектировать дизайн максимально приближенно к интерактивному, поскольку читатель уже привык к подобному способу получения новостей. В повседневную практику внедряются новые стандарты и технологии и становятся неотъемлемой частью системы массмедиа.

Такой резкий скачок к потреблению визуальной информации связан с тем, что сознание не способно успеть воспринять, отсортировать и проанализировать весь поток информации. В результате, для защиты от перегрузки информацией, стало появление нового типа потребления информации — «клипового восприятия сообщения». «Клиповое мышление — это мышление зрительно-слуховое, оперирующее прежде всего образами. При этом оценка этих образов происходит не с помощью рационального, а с помощью эмоционально-чувственного восприятия, то есть клип воспринимается, минуя аналитическую обработку». [3]

«Особенность клипового мышления заключается в том, что человек, обладающий им, умеет — и любит — быстро переключаться между разрозненными смысловыми фрагментами. Важная его особенность — предпочтение нетекстовой, образной информации. Главное достоинство — высокая скорость ориентировки в информационном потоке» [2]

Реципиент потребляет информацию фрагментарно, останавливаясь более подробно только на том, что действительно его заинтересовало. Подобный род восприятия происходит по цепочке «изображение-заголовок-текст». Визуализация информации, вызывает у аудитории интерес своей фактичностью, детализацией, акцентированием и другими свойствами.

Для того, чтобы привлечь аудиторию, информации мало быть актуальной, она должна захватить внимание. Информационную связь системы «потребитель — медиа» обеспечивает именно визуализация. Информация предоставляется в удобном виде и занимает меньший объём. Читатель стремится получить информацию в таком виде, чтобы понять и оценить их с наименьшими усилиями.

Визуализация оперирует зрительно воспринимаемыми образами, которые позволяют придавать дополнительную эмоциональность сообщению если это необходимо.

В общем смысле, визуализация — это метод представления информации в виде оптического изображения (видеороликов, рисунков, фотографий, графиков, диаграмм, структурных схем, таблиц, карт и т. д.). Это графическое представление смысла информации, изложение информации невербальным способом.

Максимальной эффективностью, визуализация обладает в представлении изначально не зрительной информации (плотность населения, температура и т. д.).

Термин визуализация можно определить и следующим образом — графическое представление смысла информации, изложение информации невербальным способом.

Визуализация открывает для журналистики новый инструментарий в представлении данных. Существуют следующие рекомендации по представлению данных для улучшения потребления информации:

– данные должны быть хорошо структурированными («10 советов атомобилистам», «Рейтинг лучших сериалов года» и т. д.);

– содержать полезные сведения, представленные в форме, к которой можно вернуться (каталоги, подборки и т. д.);

– привлекательными вне зависимости от устройства воспроизведения (вынос наиболее важного в первые два-три скролла);

– осмысленно иллюстрированными.

В связи с тем, что в настоящее время форма, в которой представлена информация для аудитории не менее важна, чем она сама, важным становится не только «что» опубликовано в СМИ, но и «как» это сделано. Визуализация журналистского контента в средствах массовой информации — наиболее эффективный путь взаимодействия с современным потребителем медиа-продукта из-за клипового восприятия данных.

Каждый из элементов визуального контента оказывает свое воздействие на восприятие читателем. К примеру, базовый цвет создаёт настрой на определенную информацию и настроение (зеленый соответствует теме природы или финансов).

Выделим основные функции характерные визуальной информации:

  1. Информационно-коммуникативная.

Визуальные образы способны информировать о происходящих событиях, заострять внимание на важных деталях, наглядно демонстрировать факты и обстоятельства.

Коммуникативная функция визуального контента заключается в налаживании контакта СМК с массовой аудиторией. Эта форма информации, активно стимулирует обратную связь: комментарии, лайки, репосты и отзывы являются важнейшим элементом современных СМК.

  1. Идеологическая функция.

Посредством демонстрации образов формируется мировоззрение общественности. Визуализация часто используется в социальной рекламе для создания устойчивого стереотипного мышления по какой-либо проблеме.

  1. Культурно-образовательная функция.

Визуальный контент оказывает влияние на культурную и образовательную базу аудитории. Он способствует просвещению аудитории.

  1. Рекламная.

Визуальная информация является мощнейшим средством рекламы и PR. По оценкам исследователей, визуальная информация воздействует на аудиторию эффективнее чем текстовая или аудиальная и побуждает к действию.

  1. Рекреативная

Развлекательная функция является одной из важнейших для визуальной информации. Красивая картинка или видеоряд, вызывают положительные эмоции у аудитории.

Вот некоторые причины, по которым визуальный контент становится всё более востребованным в современном мире:

1) Фотографии, инфорграфики, видео практически моментально распространяются в СМИ. Они не требуют рерайтинга в отличие от текста, необходимо лишь указать авторство.

2) Современные электронные устройства позволяют воспроизводить изобразительный контент без потери качества. Видеоряд более удобен для потребления с гаджета чем чтение текстовой информации.

3) Качественный визуальный контент в разы упрощает и ускоряет понимание сложной информации (в первую очередь сюда относятся схемы и инфографики).

4) Широкое распространение социальных сетей позволяет постоянно продвигать визуализированную информацию

По определению Е. А. Смирновой, визуальная коммуникация — это «передача сообщений, эстетически привлекательных, информативных, способных вызывать эмоциональный отклик у аудитории» [5].

Одно изображение может заменить целый текст, сделать труднопонимаемую информацию наглядной, просто объяснить сложные вещи, быстро сориентироваться в массивах данных. С точки зрения В. Э. Шевченко, визуализацию характеризуют следующие черты: «точная передача сущности идеи, лаконичность; понятная наглядная форма представления с учетом культурного уровня читательской аудитории; использование общеизвестных образов, отсутствие лишних ассоциаций; привлечение большого объема данных; конкретность в деталях; апелляция к эмоциям, неожиданный ракурс ситуации, юмор». [6]

По мнению учёных, визуальный контент быстрее попадает в сознание реципиента и способен вызывать в сознании ассоциативный ряд и стойкие стереотипы. Именно поэтому, современные медиа зачастую пытаются заменить текст, на его визуальный аналог, наглядно раскрывающий сущность проблемы. Этим инструментом, например, может являться инфографика.

Визуализировать можно практически всё что угодно: портрет личности, инструкцию к видеомагнитофону, спортивные победы, техногенную катастрофу, политический конфликт — всё это можно представить в визуальной форме. Процесс визуализации значительно упрощают наши культурные и исторические традиции, которые делают некоторые символы универсальными и понятными для восприятия. Значок черепахи — обозначает медленное движение, а зайца — быстрое. Для того, чтобы интерпретировать эти символы, человеку не нужно прилагать усилий, всё просто и понятно. Эти символы впитывают в себя характерные особенности объекта, опуская все лишние детали, воспринимаются быстро и однозначно.

К основным видам визуальных средств, используемых для распространения информации, относятся:

Фотографии

– Иллюстрации (карикатуры, графический дизайн)

– Видеоролики, анимацияи gif-анимацию (видеоряд, создаваемый сменой фотографий).

– Инфографика (таблицы, схемы, графики, диаграммы и т. д.)

– Дизайн страниц, фирменный стиль, шрифт.

На официальном сайте «органов местного самоуправления муниципального района «Белгородский район» Белгородской области» представлены следующие виды визуального контента: фотографии, видеоролики, интерактивная карта района, кликабельные банеры, и кликабельные иконки (например ссылка на официальные аккаунты в социальных сетях), слайдер с ссылками на важные структуры.

Фотография как одна из визуальных форм, может дать предварительное представление о событии, ещё до прочтения текста. По сути, воспринимающий может увидеть новость глазами фотографа.

Эта форма оперирует визуальными акцентами: выражение лица, глаза, расположение рук в портрете; необычный ракурс, и естественность фотографии в пейзаже; чувства, эмоции, особенности характера и поведения человека в жанровых снимках. Портрет, в зависимости от того, репортажный он или студийный воспринимается аудиторией по-разному, хотя объект съемки может быть идентичным.

На данном ресурсе именно она выступает основным средством визуализации информации. В период с 01.04.2019 по 30.04.2019 в разделе «Новости» было опубликовано 48 материалов, 47 из которых сопровождались визуальным рядом. Исключение составила новость «Поздравление с Днем местного самоуправления!». Качество и количество фотографий сопровождающих материал позволяет дополнить текстовую составляющую ярким визуальным образом.

Следует отметить, что даже при должном количестве (практически каждая публикация иллюстрируется минимум пятью фотографиями) и качестве фотографий, восприятие этого вида визуальной информации на данном сайте не выглядит как нечто удобное по причине отсутствия слайдера.

Видеоролик является мощнейшим инструментом визуализации. Он может совмещать и аудиальные и визуальные компоненты. Современные технологии позволяют спокойной обращаться к информации, представленной в виде видеороликов практически в любом месте, что было сложно представить ещё десять лет назад.

В отличии от фотографии этот вид визуальной информации не так распространён на сайте. В период с 01.03.2019 по 31.03.2019 на сайте было опубликовано 11 видеороликов. Они сопровождают значимые новости и дополняют фотогалерею. Обычная продолжительность таких роликов 2,5–3 минуты. В ролике присутствует прямая речь официальных лиц, посещавших мероприятие, а также нарезка кадров самого события под музыку для наглядности.

Кликабельные баннеры, которые представлены на сайте, должны помогать посетителям легче ориентироваться в потоке информации и перенаправлять их на нужные информационные блоки. По факту эти элементы являются громоздкими и бессмысленными. Более того, баннеры «Электронный маркет (магазин) Белгородской области» и «Единый информационный портал «Свой дом»» вообще перенаправляют пользователя на несуществующие ресурсы. Получается, что эти визуальные элементы, вместо помощи в восприятии информации и как следствие упрощения навигации по сайту для пользователя, только усложняют ему задачу.

Ещё один вид визуальной информации, представленный на сайте — это интерактивная карта Белгородского района. На ней, в виде кликабельных точек представлены основные объекты Белгородского района: амбулатории, поликлиники, библиотеки, школы, детские сады и многое другое. На каждый из представленных объектов можно кликнуть для получения расширенных сведений, но в итоге на некоторых из них они оказываются устаревшими, а некоторых объектов на карте вовсе нет (ФОК в Северном). Сама карта маленьких размеров, на ней не понятно на какой именно объект ты сейчас нажимаешь. Карта является сложной для использования и не имеет практической ценности. Пример удачной реализации подобной карты мы можем увидеть на сайте Губернатора и правительства Белгородской области. Получается, здесь визуализация используется ради самой и визуализации и желания следовать за современными тенденциями, а так быть не должно.

Доминирование визуальных образов над вербальными в настоящее время наблюдается из-за процессов глобализации, постоянным увеличением количества данных необходимых для журналистского произведения и клиповым восприятием. Визуальное превалирует над вербальным поскольку образы помогают легче изменить отношение человека к какой-либо ситуации. Журналистика старается отвечать этим требованиям и активно использует визуализацию для более успешного взаимодействия с аудиторией.

Литература:

  1. Любкин Д. В., Негребецкая В. И. Понятие и классификация контента // Материалы X Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум».
  2. Ромашина Е. Ю. Клиповое мышление: интеллектуальная катастрофа, механизм адаптации или новые возможности? // Известия Российской Академии Образования. 2014. № 1.
  3. Симакова С. И. Влияние новых технологий на визуальный контент журналистских материалов [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-novyh-tehnologiy-na-vizualnyy kontentzhurnalistskih-
  4. Симакова С. И. Визуализация в СМИ: вынужденная необходимость или объективная реальность? //Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. — 2017. — №. 1.2.
  5. Смирнова Е. А. Инфографика в системе журналистских жанров //Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 8: Литературоведение. Журналистика. — 2012. — №. 11.
  6. Шевченко В. Э. Визуальная история как новый вид журналистского сообщения (на примере украинских журналов) //Журналистский ежегодник. — 2013. — №. 2–2.


Задать вопрос