Исследование тенденций развития этнокультурного туризма в Татарстане | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Культурология

Опубликовано в Молодой учёный №20 (467) май 2023 г.

Дата публикации: 20.05.2023

Статья просмотрена: 103 раза

Библиографическое описание:

Ли, Пань. Исследование тенденций развития этнокультурного туризма в Татарстане / Пань Ли. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 20 (467). — С. 387-391. — URL: https://moluch.ru/archive/467/102984/ (дата обращения: 27.04.2024).



Исследование тенденций развития этнокультурного туризма в Татарстане

Ли Пань, студент магистратуры

Казанский (Приволжский) федеральный университет

Статья посвящена развитию этнокультурного туризма в Республике Татарстан. Актуальность данной темы обусловлена растущим интересом туристов и специалистов к этнокультурному туризму. По данным Всероссийской переписи населения 2010 года, в Татарстане проживает более 173 национальностей. Татарстан имеет большие преимущества в развитии этнокультурного туризма. В данной статье отражена специфика текущего положения и перспектив этнокультурного туризма в Республике Татарстан, предложен возможный путь развития народных традиционных фестивалей как вида этнокультурного туризма.

Ключевые слова: этнокультурный туризм, традиционный фестиваль.

The article is devoted to the development of ethno-cultural tourism in the Republic of Tatarstan. The relevance of this topic is due to the growing interest of tourists and specialists in ethno-cultural tourism. According to the All-Russian Population Census of 2010, more than 173 nationalities live in Tatarstan. Tatarstan has great advantages in the development of ethno-cultural tourism. This article reflects the specifics of the current situation and prospects of ethno-cultural tourism in the Republic of Tatarstan, suggests a possible way to develop folk traditional festivals as a type of ethno-cultural tourism.

Keywords : ethno-cultural tourism, traditional festival.

В современном обществе этнокультурный туризм становится все более популярным, потому что он позволяет нам лучше понять культуру и традиции различных этнических групп.

Республика Татарстан обладает очень богатыми и самобытными туристическими ресурсами для развития этнокультурного туризма. Республика Татарстан — одна из самых многонациональных территорий России. По данным Всероссийской переписи населения 2010 года, в Татарстане проживало более 173 этнических групп. Среди них наиболее многочисленны татары, русские и чуваши [1].

В Татарстане находится большое количество старинных зданий, архивов, памятников истории и культуры, музеев и т. д., которые являются предпосылками для туризма.

Развитие этнокультурного туризма становится новым ведущим направлением деятельности. Для некоторых это, как ожидается, произойдет к концу 21-го века. Коренные народы являются носителями уникальной культурной и экономической системы, поэтому они развивают этнический туризм в своих традиционных местах проживания.

После переходного периода 1990-х годов российское общество установило связи между нациями. Именно эта связь принесла большое развитие индустрии внутреннего туризма. Многие научно-исследовательские институты, форумы, биржи и т. д. участвуют в приобретении и популяризации этнографических материалов и культурных организаций всех этнических групп по всей стране. Почти в каждом месте России наблюдается постоянный рост регистрации этнических изданий. Одним из ярких примеров этого является развитие татарского книгопечатания в Татарстане. Республика Татарстан явно проявила заинтересованность в защите традиционного национального культурного наследия [2].

В настоящее время правительство Татарстана и туристические компании активно продвигают местный этнокультурный туризм. Например: весомый вклад в сохранение традиций и культуры вносит реализация республиканского проекта «Русская традиционная культура Республики Татарстан». Он включает в себя ежегодное проведение праздников «Святочные забавы», «Широкая Масленица»; Республиканского фестиваля-конкурса оркестров и ансамблей «Народные узоры»; межрегионального конкурса «Русская народная игрушка Казанского края» и «Русская нематериальная культура Казанского края»; Всероссийского фольклорно-этнографического фестиваля «Кузьминки»; Фестиваля народной хоровой музыки им. А. В. Коткова; семинара «Основы многопарного и численного кружева»; Всероссийской научно-практической конференции «Изучение и сохранение русского фольклора в полиэтническом социокультурном пространстве»; фольклорно-этнографической экспедиции в Тетюшский район Республики Татарстан с целью сбора сведений о русской традиционной культуре; создание электронного фонда «Русский крестьянский костюм Казанского края» и электронных архивов «Русская материальная культура Казанского края» и «Русская нематериальная культура Казанского края» [3].

Населенные пункты, имеющие архитектурные памятники, градостроительные ансамбли и комплексы, являющиеся памятниками истории и культуры, а также сохранившиеся природные ландшафты и древний культурный слой земли, представляющий археологическую и историческую ценность, относятся к историческим городам и поселениям. В список исторических населенных мест Российская Федерация, включающий 426 городов, 54 поселка городского типа и 56 сел, по республике вошли гг. Казань, Елабуга, Бугульма, Куйбышев, Мамадыш, Мензелинск, Тетюши, Чистополь, р.п. Лаишево и с. Свияжск. В 2000 г. постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан утвержден Список исторических пунктов Республики Татарстан: г. Казань, г. Болгар (с. Болгары), г. Бугульма, г. Буинск, г. Елауга, п.г.т. Лаишево, г. Мамалыш, г. Менделеевск, г. Мензелинск, с. Свияжск, г. Тетюши, г. Чистополь. Казанский Кремль, Болгар и Свияжск были включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО [4]. Это обеспечило большие удобства для развития этнокультурного туризма в Республике Татарстан.

В настоящее время проекты этнокультурного туризма Татарстана разделены на: этнографические музеи, этнические деревни, традиционные этнические здания, этническую кухню и экскурсионные маршруты.

В соответствии с национальным планом «Развитие туризма и гостиничного хозяйства Республики Татарстан на 2014–2024 годы " Решение задачи по формированию конкурентоспособного туристского продукта и его продвижению на внутреннем и международном рынках является логическим продолжением предыдущей задачи по развитию туристско-рекреационного комплекса и предполагает формирование туристского бренда Республики Татарстан, развитие и повышение конкурентоспособности известных брендов («Древний город Болгар», «Остров-град Свияжск», «Елабуга» и других), а также расширение ассортимента республиканского турпродукта и формирование новых брендов по перспективным направлениям туризма (этнического, культурно-познавательного, экологического, рыболовного, сельского туризма, туризма с активными способами передвижения, оздоровления, отдыха и рекреации). Кроме того, планируется государственная поддержка социально значимых проектов и инициатив в сфере туризма [3].

Республика Татарстан продолжила развивать свою сеть и поддерживать туристические информационные центры. Работа проводится туристско-информационными центрами Казани, Елабуги, Чистополя, Тетюши (в каждом из этих городов уже давно разработаны туристические продукты, направленные на развитие этнокультурного туризма). Как туристический информационный пункт Международного аэропорта Казань, вы можете получить всю необходимую информацию через контакт, включая маршруты культурного и познавательного туризма в Республике Татарстан, охватывающие 7 городов (Казань, Болгар, Свияжск, Елабуга, Чистополь, Тетюши, Раифе).

Любимейший праздник татарского народа Сабантуй — праздник древний и новый, праздник труда, в котором сливаются воедино красивые обычаи народа, его песни, пляски, обряды. В Республике Татарстан Сабантуй обычно проводится в три этапа в июне. В первую субботу после окончания весеннего сева праздник проводится в селах и деревнях республики, через неделю — в главном городе Татарстана, а в конце июня главный Сабантуй проходит в Казани, столице Республики.

Название праздника происходит от тюркских слов: сабан- плуг и туй — праздник. Раньше Сабантуй праздновали в честь начала весенних полевых работ (в конце апреля), теперь же — в честь их окончания (в июне). Этот древний праздник еще в 921 году описал в своих трудах знаменитый исследователь Ибн Фадлан, прибывший в Булгары послом из Багдада [5].

В старину празднование Сабантуя было большим событием, и к нему долго готовились. Всю зиму девушки, молодые женщины готовили подарки — ткали, шили, вышивали. Весной, перед началом праздника, молодые джигиты собирали по деревне подарки для будущих победителей в состязаниях и народных играх: вышитые платки и полотенца, куски ситца, рубашки, куриные яйца. Самым почетным подарком считалось вышитое национальным узором полотенце. Сбор подарков обычно сопровождался веселыми песнями, шутками, прибаутками. Подарки привязывали к длинному шесту, иногда джигиты обвязывали себя собранными полотенцами и не снимали их до конца церемонии. Аксакалы, своего рода совет Сабантуя, назначали жюри для награждения победителей, следили за порядком во время состязаний. Кульминацией праздника был майдан — состязания в беге, прыжках, национальной борьбе — керэш, и, конечно, конные скачки.

В мае ежегодно в селе Никольское Лаишевского района Республики Татарстан проходит ежегодный русский фольклорный фестиваль «Каравон». Фестиваль русского фольклора, приуроченный к престольному празднику Николая Чудотворца. На протяжении многих лет он является уникальной площадкой для возрождения духовных ценностей и национальной идентичности, основанной на народной культуре и исторических традициях [6]. В этом фестивале принимают участие более 150 коллективов из Республики Татарстан и регионов Российской Федерации. Этот фестиваль радует гостей народными играми, кулачными боями, забавами, традиционной русской кухней, народным искусством и ремеслами.

В августе на территории Болгарского музея-заповедника проводится фестиваль средневекового боя «Великий Болгар». В 2017 году фестиваль получил статус международного [7]. Любители истории со всей страны приезжают на это мероприятие, чтобы погрузиться в жизнь четырнадцатого-пятнадцатого веков, увидеть средневековые сражения и принять участие в семинарах и выставках. В дополнение к основным фестивальным программам на площади историко-археологического комплекса разворачиваются базары, горящие древние танцы, огненные представления, выступления аниматоров и фольклорные концерты.

С 2002 года в селе Алексеевское проводится ежегодный фестиваль колокольного «Алексеевские перезвоны». Традиционным местом проведения фестиваля является Соборная площадь перед храмом Воскресения Христова — одной из лучших новостроек республики. Обычно фестиваль проводится с конца мая по начало июня [8]. В событии принимают участие звонари России, а также авторы и исполнители духовной и народной музыки, фольклорные и танцевальные коллективы различных жанров. Звучат казачьи, народные и духовные песни и канты, колокольные звоны различных традиций и школ. Масштабные мероприятия включают ярмарку-продажу изделий народных промыслов «Город мастеров», мастер-классы и работу игровых площадок, а также проект военно-исторической игры «Невская битва» «Алексеевская слобода» и интерактивную выставку «Наша победа!».

Валда шинясь — мордовский праздник, приуроченный ко дню летнего солнцестояния, проводимый в с. Кильдюшево Тетюшского района Республики Татарстан. Целью его является развитие традиций мордовского народа, сохранение этнической памяти и стимуляция деятельности фольклорных коллективов и народных мастеров. В программе фестиваля на майдане также работают: «Тюштяньская ярмарка» выставка-продажа изделий народных промыслов, ремесел, декоративно-прикладного и изобразительного искусства, продажа сувенирной продукции; Музыкальная завалинка «Играй, гармонь мордовская!»; «Фото на память»; «Игровые площадки»; Площадка «Гадания Ведь-Авы» [9]. У гостей есть возможность познакомиться с ним через множество тематических площадок. Поэтому на площадках «Гостевая поляна» и «Мордовское подворье» гости праздника могут отведать разнообразные мордовские этнические деликатесы, в том числе свежеприготовленную уху и рыбу горячего копчения, а также познакомиться с традиционным крестьянским образом жизни. На площадке Тюштянской ярмарки желающие приобрести изделия народного творчества могут приобрести навыки изготовления этих изделий на различных мастер-классах по традиционным ремеслам. В музыкальной завалинке «Играй, гармонь мордовская» гармонисты, фольклорные коллективы привлекают всех желающих играми и хороводом, шутовскими шутками, веселыми комедийными песнями и танцами.

Фестиваль чувашской культуры «Уяв». «Уяв» — это праздник весенне-летнего цикла, праздник чувашской культуры, народных традиций и обычаев, проходящий по окончании посевных работ. В его основе — общение, единение чувашского народа на основе исторических традиций, обращение к силам природы с просьбой о богатом урожае, обильном дожде, хороводах и игрищ [10]. В этот день звучит чувашская музыка, звучат чувашские песни, водятся хороводы, и посетители принимают коллективное участие. Для гостей работает выставка «Город мастеров», где широко представлены местные чувашские виды декоративно-прикладного искусства: вышивка, деревянное зодчество, живопись, рукоделие. В рамках праздника был проведен конкурс фольклорных коллективов Нурлатского района, чтобы показать зрителям фрагменты чувашского обряда: свадьба, колыбельная, вечеринка.

Эти фестивали народной традиционной культуры привлекли к участию много туристов из других регионов. Проведение такого рода фольклорного фестиваля может лучше привлечь туристов, и туристы могут принять участие в этих интересных мероприятиях, чтобы лучше понять местную культуру. Таким образом народные традиционные фестивали — это хороший способ этнического и культурного туризма.

Благодаря огромному культурно-историческому потенциалу Республики этнокультурный туризм является одним из наиболее перспективных направлений развития в Татарстане. Кроме того, развитие этнокультурного туризма поможет Татарстану сохранить свою культуру, традиции и обычаи.

Для дальнейшего развития и продвижения этнографического туризма в регионе необходимо реализовать ряд концептуальных мероприятий: разработать сценарии праздников, связанных с историко-культурной спецификой, юбилейными датами и событиями локальной истории. Возродить традиционные ярмарки и былую ярмарочную развлекательную культуру, поддерживать местные традиционные ремесла и художественные промыслы, проводя фестивали (например, костюмированные представления — визитки населенных пунктов).

Литература:

  1. Всероссийская перепись населения 2010 года. — [Электронный ресурс]. https://www.gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/croc/results.html (дата обращения: 06.05.2022).
  2. Бутузов А. Г. Состояние и перспективы развития этнокультурного туризма в Российской Федерации / А. Г. Бутузов // Сервис в России и за рубежом. 2009. № 4. С.11–15.
  3. Государственная программа «Развитие туризма и гостиничного хозяйства Республики Татарстан на 2014–2024 годы». URL: https://docs.cntd.ru/document/438828926 (дата обращения: 06.05.2022)
  4. Запись об объекте на сайте ЮНЕСКО: URL: https://whc.unesco.org/en/list/981 (дата обращения: 06.05.2022).
  5. Официальный Татарстан. https://tatarstan.ru/about/sabantuy.htm(дата обращения: 06.05.2022).
  6. Министерство культуры Республики Татарстан. URL: https://mincult.tatarstan.ru/index.htm/news/1975600.htm (дата обращения: 06.05.2022).
  7. Фестиваль средневекового боя «Великий Болгар» стал международным. Альметьевск ТВ (12 июля 2017). URL: https://almetievsk-ru.ru/news/goryachie-novosti/festival-srednevekovogo-boya-velikiy-bolgar-stal-m (дата обращения: 06.05.2022).
  8. Логотип культура РФ. URL: https://www.culture.ru/events/1095229/festival-kolokolnogo-zvona-alekseevskie-perezvony (дата обращения: 06.05.2022)
  9. Министерство юстиции Республики Татарстан. URL: https://minjust.tatarstan.ru/index.htm/news/445823.htm (дата обращения: 06.05.2022).
  10. Министерство культуры Республики Татарстан. URL: https://mincult.tatarstan.ru/index.htm/news/1783540.htm (дата обращения: 06.05.2022)
Основные термины (генерируются автоматически): Татарстан, этнокультурный туризм, Казанский край, Казань, Республика, Тетюши, фестиваль, Чистополь, Елабуга, развитие.


Ключевые слова

этнокультурный туризм, традиционный фестиваль

Похожие статьи

Разработка рекомендаций по развитию гастрономического...

Тур рассчитан на 2 дня и охватывает только две дестинации — Казань и Свияжск.

Основные места проведения фестивалейКазань, Свияжск и Пестрецы.

пункты, в том числе такие крупные города, как Набережные Челны, Альметьевск, Нижнекамск, и Елабуга, остаются невовлеченными.

Татарстан в 2019 году будет активно развивать этнический туризм.

Этнокультурный туризм как фактор развития внутреннего...

Ключевые слова: туризм, этнокультурный туризм, топ-маршруты, Казань, Татарстан, Кремль.

На нынешний момент до сих пор не решены проблемы в области туризма.

Этнокультурный туризм является одним факторов развития внутреннего туризма в...

Анализ современного состояния гостиничного бизнеса...

Город Нижнекамск занимает 3 место по развитию гостиничного бизнеса и средний тариф

На 4 месте Елабуга, где функционирует второй отель гостиничного бренда Ramada.

следующие города: Казань, Тетюши, Булгар, Чистополь, Нижнекамск, Елабуга, Набережные Челны.

В Казани наибольший спрос приходится на туризм «выходного дня» и детский (школьный) туризм.

Культура совместного проживания: опыт самоопределения...

Развитию такой модели этнической идентификации центрально-азиатских диаспор, по мнению автора, способствуют имеющиеся у этих этнокультур навыки межкультурного общения.

Повседневная культура и этническая идентичность центрально-азиатских диаспор Татарстана.

Хороводы в традиции чувашей-анатри Верхнеуслонского...

 В 2013–2014 гг. Фольклорным кабинетом Казанской консерватории были организованы фольклорно-этнографические экспедиции в Верхнеуслонский, Апастовский и Кайбицкий районы Республики Татарстан с целью фиксации традиционной музыкальной культуры местных...

Ли Пань — Информация об авторе

Казанский (Приволжский) федеральный университет, студент магистратуры. Журнал «Молодой ученый»: Этнокультурный туризм как фактор развития внутреннего туризма в современных реалиях.

Вклад Кашифы Тумашевой в татарское театральное искусство

Подчеркивается вклад Тумашевой в развитие татарского театрального искусства.

Кашифа Замалетдиновна родилась в 1903 году в селе Нуринер Балтасинского района Казанской губернии.

В 1923 году вместе с новорожденным сыном семья переезжает в Казань.

Музыкальный туризм как средство ознакомления старших...

Таким образом, для всестороннего изучения информации «музыкальный туризм» был выбран в качестве средства ознакомления дошкольников с родным краем, что послужило развитию проекта «Музыкальный туризм как средство ознакомления дошкольников с родным краем».

Идейные и художественные особенности романа «Сын всех...»

Роман «Сын всех народов» заслуженно считается вершиной творчества Прамудьи Ананты Тура, так как он отражает не только эволюцию его мировоззрения и идеологии, но и высокую ступень развития его писательских навыков и собственного неповторимого стиля.

Похожие статьи

Разработка рекомендаций по развитию гастрономического...

Тур рассчитан на 2 дня и охватывает только две дестинации — Казань и Свияжск.

Основные места проведения фестивалейКазань, Свияжск и Пестрецы.

пункты, в том числе такие крупные города, как Набережные Челны, Альметьевск, Нижнекамск, и Елабуга, остаются невовлеченными.

Татарстан в 2019 году будет активно развивать этнический туризм.

Этнокультурный туризм как фактор развития внутреннего...

Ключевые слова: туризм, этнокультурный туризм, топ-маршруты, Казань, Татарстан, Кремль.

На нынешний момент до сих пор не решены проблемы в области туризма.

Этнокультурный туризм является одним факторов развития внутреннего туризма в...

Анализ современного состояния гостиничного бизнеса...

Город Нижнекамск занимает 3 место по развитию гостиничного бизнеса и средний тариф

На 4 месте Елабуга, где функционирует второй отель гостиничного бренда Ramada.

следующие города: Казань, Тетюши, Булгар, Чистополь, Нижнекамск, Елабуга, Набережные Челны.

В Казани наибольший спрос приходится на туризм «выходного дня» и детский (школьный) туризм.

Культура совместного проживания: опыт самоопределения...

Развитию такой модели этнической идентификации центрально-азиатских диаспор, по мнению автора, способствуют имеющиеся у этих этнокультур навыки межкультурного общения.

Повседневная культура и этническая идентичность центрально-азиатских диаспор Татарстана.

Хороводы в традиции чувашей-анатри Верхнеуслонского...

 В 2013–2014 гг. Фольклорным кабинетом Казанской консерватории были организованы фольклорно-этнографические экспедиции в Верхнеуслонский, Апастовский и Кайбицкий районы Республики Татарстан с целью фиксации традиционной музыкальной культуры местных...

Ли Пань — Информация об авторе

Казанский (Приволжский) федеральный университет, студент магистратуры. Журнал «Молодой ученый»: Этнокультурный туризм как фактор развития внутреннего туризма в современных реалиях.

Вклад Кашифы Тумашевой в татарское театральное искусство

Подчеркивается вклад Тумашевой в развитие татарского театрального искусства.

Кашифа Замалетдиновна родилась в 1903 году в селе Нуринер Балтасинского района Казанской губернии.

В 1923 году вместе с новорожденным сыном семья переезжает в Казань.

Музыкальный туризм как средство ознакомления старших...

Таким образом, для всестороннего изучения информации «музыкальный туризм» был выбран в качестве средства ознакомления дошкольников с родным краем, что послужило развитию проекта «Музыкальный туризм как средство ознакомления дошкольников с родным краем».

Идейные и художественные особенности романа «Сын всех...»

Роман «Сын всех народов» заслуженно считается вершиной творчества Прамудьи Ананты Тура, так как он отражает не только эволюцию его мировоззрения и идеологии, но и высокую ступень развития его писательских навыков и собственного неповторимого стиля.

Задать вопрос