Автор: Горбунова Наталья Ивановна

Рубрика: 9. Культура отдельных стран и народов

Опубликовано в

III международная научная конференция «Культурология и искусствоведение» (Санкт-Петербург, июль 2017)

Дата публикации: 02.06.2017

Статья просмотрена: 7 раз

Библиографическое описание:

Горбунова Н. И. Хороводы в традиции чувашей-анатри Верхнеуслонского, Апастовского и Кайбицкого районов Республики Татарстан (по материалам фольклорных экспедиций Казанской консерватории 2013–2014 гг.) [Текст] // Культурология и искусствоведение: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2017 г.). — СПб.: Свое издательство, 2017. — С. 30-31.



В 2013–2014 гг. Фольклорным кабинетом Казанской консерватории были организованы фольклорно-этнографические экспедиции в Верхнеуслонский, Апастовский и Кайбицкий районы Республики Татарстан с целью фиксации традиционной музыкальной культуры местных низовых чувашей. Компактно расселенные на данной территории низовые чуваши — чуваши-анатри, относятся к правобережной локально-территориальной группе. В ходе экспедиционных изысканий удалось зафиксировать богатый песенно-этнографический материал.

Отличительной чертой традиционного искусства низовых чувашей является бытование жанра хороводных песен — вёйё юррисем. Хороводные песни в традиции чувашей изучаемой территории по сравнению с образцами других жанров календарной обрядности выделяются как большим количеством напевов, так и длительным временем, отводимых на их исполнение. Хороводный жанр как бы занимает доминирующее положение в годовом цикле.

В традиции чувашей изучаемой территории в структуре Уяв выделялись начальный день-Николин день 22 мая (9 мая по старому ст.) и кульминационный день в цикле — Троица, когда участники собирались из всех окрестных селений. Завершался Уяв с заходом солнца в день Питрав (Петров день), после чего ни песни, ни танцы праздника Уяв не исполнялись до следующего года.

В каждой деревне для вождения хороводов существовало специально отведенное место. В селе Большие Меми, например, таковым являлась центральная улица под названием Урам вёрри. Первое исполнение хороводов происходило 22 мая, в день Николая Чудотворца. Далее в течение Уява каждое воскресение молодежь водила хороводы с пением вёйё юррисем (хороводных игровых песен).

Хороводы являлись основным жанром музыкального фольклора в цикле Уяв и функционировали в обрядовых комплексах, связанных с весеннее-летним периодом: со вскрытием реки (Ледоход), Николиным днем, Троицей и Петровым днем. В хороводах участвовали не только парни и девушки, но и дети, мужчины и молодые женщины первого года замужества. Отсюда функционально-смысловая нагрузка хороводов: 1) начало нового календарного цикла (новолетие) соотносится с основными участниками хороводов — молодежью; 2) хороводы — своеобразные «смотрины», «ярмарка» невест; матери, выступающие в качестве зрителей хороводных процессий, примечали невест для своих сыновей[1].

Все хороводные песни исследуемой нами территории являются формульными и делятся на две группы, которые различаются по типу хореографического движения. Первая группа хороводов связана с движением «в кругу» и имеет название «вёйё юрри =аврёнса каяканни» — «хороводная песня кружась»; движутся по солнцу и исполняются на определенном, специально выделенном месте. Тип движения «в кругу» является основным. Вторая группа связана с движением парами «в шеренгу» и имеет название «вёйё юрри сиксе каяканни» — «хороводная песня вприпрыжку»; исполняются по пути к месту «кругового» хоровода, когда идут вдоль улицы деревни — юхнё чухне и во время возвращения домой — саланнё чухне.

Характер типов движения чувашских хороводов соотносится с типами формульных напевов, которые бытуют в данной традиции. В каждом населенном пункте бытуют не более двух напевов с движением «в шеренгу», и не более двух с «круговым» движением. Примечательно то, что все напевы исполняются только в течение Уява и тем самым отмечают, «маркируют» этот праздничный сезон.

Хороводы, как центральное звено весенне-летнего периода, сопровождают самый большой праздник — Троицу. В день Троицы жители со всей округи — из деревень Большие Меми, Канаш, Ямбулатово Верхнеуслонского района, дер. Азбаба Апастовского района и дер. Малые Меми Кайбицкого района — съезжались в дер. Большие Меми, чтобы в лесу играть большой общий хоровод. Форма общего хоровода осуществлялась по принципу «круг в круге», а количество кругов зависело от количества съезжего люда.

Факт сборного празднования Троицы играет особую роль в жизни общины, а выступающее в качестве центрального звена хороводное действо выполняет такие функции, как встреча и общение с родней, «ярмарка» или «смотрины» невест.

Литература:

  1. Васильева А. П. Песенная культура правобережных анатри Татарстана / А. П. Васильева. — Дипломная работа (рук. Е. М. Смирнова). — Казань, 2008. — 143 с.
  2. Винарчик Л. М. Южно-русские хороводы — перекресток календаря и свадьбы / Л. М. Винарчик // Живая старина. — 2001. — № 2. — С. 26–28.
  3. Кондратьев М Г., Васильева А. П. Традиционное музыкальное искусство диаспорной части правобережных анатри / М. Г. Кондратьев, А. П. Васильева // Чуваши Присвияжья: история и культура. — Чебоксары, 2015. — С. 199–222.

[1] Как указывает Л. М. Винарчик, жанр хоровода отмечен многоплановостью содержательной структуры, которая «определяется взаимодействием по крайней мере двух смысловых координат — “свадьбы” и “календаря”» (Винарчик, 2001, с. 28). Назначение хороводов состоит в том, чтобы «выделить молодёжную группу из общественной структуры <…> и побудить, спровоцировать ее членов к смене социального статуса» (Винарчик, 2001, с. 28).

Основные термины (генерируются автоматически): Большие Меми, название «вёйё юрри, Республики Татарстан, движением «в, низовых чувашей, традиции чувашей, Казанской консерватории, вёйё юррисем, «хороводная песня, «в шеренгу», движением «в кругу», правобережных анатри, течение Уява, движением «в шеренгу», движением парами «в, районов Республики Татарстан, Первое исполнение хороводов, районы Республики Татарстан, движения чувашских хороводов, группа хороводов связана.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос