Музыкальный туризм как средство ознакомления старших дошкольников с родным краем | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Общие вопросы дошкольной педагогики

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №9 (36) ноябрь 2020 г.

Дата публикации: 22.10.2020

Статья просмотрена: 79 раз

Библиографическое описание:

Гизатуллина, Г. Г. Музыкальный туризм как средство ознакомления старших дошкольников с родным краем / Г. Г. Гизатуллина, М. В. Головина, Е. Ю. Марковникова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 9 (36). — С. 1-3. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/179/5621/ (дата обращения: 26.04.2024).



Теме «Ознакомление дошкольников с родным краем» отведена большая роль. Она подразумевает знакомство с культурой, природой, традициями родного края. Но данная деятельность невозможна без походов, прогулок, поездок и экскурсий, которые дополняют, насыщают тему и обогащают представления детей. Все это объединяется одним словом — туризм.

Одной из современных и интенсивно развивающихся направлений туристической индустрии является массивная ветвь туризма — тематический туризм. Так как тематический туризм является относительно новым видом туризма, он почти не изучен. Тематический туризм находит выражение в развитии культурных маршрутов. Культурный маршрут представляет собой совокупность исторических и культурных ресурсов, связанных друг с другом темой и концепцией ее раскрытия в ходе специального маршрута движения.

Тематический туризм — это один из видов туризма, отличающийся довольно широким охватом тем. Наиболее сформированные виды тематического туризма на западе — это гастрономический туризм (вид туризма, основной целью которого является знакомство с кухней той или иной страны), литературный туризм (предполагает посещение мест, где родился и жил тот или иной писатель, посещение семинаров, чтений, лекций литературоведов), арт-туризм (поездка, целью которой является посещение модных выставок живописи, фотографий, знакомство с шедеврами архитектуры), научный туризм (участие в экспедициях и другие формы познания), фото-туризм, астрономический туризм. Тематический туризм тесно связан с событийным туризмом, то есть туризмом, поездки при котором приурочены определенным событиям. Самой распространенной формой событийного туризма являются фестивали, которые в свою очередь посвящены определенной теме. Например, отправляясь в гастрономический тур, можно посетить фестиваль виски в Великобритании, фестиваль рыбы в Испании, и, что касается нашего региона, — фестиваль меда в Бурзянском районе Республики Башкортостан.

Музыкальный туризм — один из динамично развивающихся видов тематического туризма, который набирает обороты. Тема музыки была актуальна во все времена, музыку любят все без исключения и абсолютно у каждого есть любимые исполнители и композиции. Музыкальный туризм — это путешествие, целью которого является живая музыка, а именно фестивали и концерты. Музыкальный туризм вдобавок к посещению фестивалей и концертов может включать в себя разработку специальных маршрутов, связанных с местами зарождения различных музыкальных жанров, стилей, родиной деятелей искусства.

Таким образом, для всестороннего изучения информации «музыкальный туризм» был выбран в качестве средства ознакомления дошкольников с родным краем, что послужило развитию проекта «Музыкальный туризм как средство ознакомления дошкольников с родным краем».

Важным аспектом изучения той или иной местности является культура и традиции. В условиях детского сада изучение культурных особенностей края наиболее доступно и логично проводить на музыкальных занятиях.

Знакомство детей с родным краем подразумевает рассмотрение не только отдельных природных или исторических объектов, но и изучение их в контексте культуры, истории, географии конкретного района Республики Башкортостан.

Целью проекта является воспитание гражданских чувств, чувства любви к Родине, родному краю через музыкальный туризм.

Одной из важнейших задач проекта является передача знаний детям о родном крае — об истории, достопримечательностях, людях, природе, особенностях различных районов Башкортостана через музыку композиторов Башкортостана и фольклор, которые обеспечивают наиболее яркое и комплексное восприятие материала.

Изучение строится по принципу от общего — к частному. В начале туристического пути необходимо знакомство с Республикой Башкортостан как частью России, мира. На занятиях проводится работа с географическими картами. Дети учатся видеть на карте отдельные объекты, воспринимать и соотносить их с понятиями «мир», «Россия», «Республика Башкортостан». Параллельно закрепляются знания о государственной символике: Гимн, Флаг, Герб.

Рассматривая физическую карту Республики Башкортостан, дети обращают внимание на то, что территория республики имеет более мелкие фрагменты. Так, происходит знакомство с понятиями «район», «город», «поселок» и географическими объектами — реки, горы, озера и т. д.

При изучении районов республики важную роль играет рассматривание гербов, которые, в свою очередь, отображают наиболее яркие особенности района. Изучение герба может предшествовать знакомству с новым районом. Так, например, происходит знакомство с Бурзянским районом, на гербе которого изображены пчелиные соты и медведь. При дальнейшем изучении оказывается, что данный район является природным заповедником и вместе с тем местом обитания редкого вида пчелы — бурзянской пчелы, а также ареалом проживания бурых медведей.

Однако изучение некоторых районов целесообразнее начинать, наоборот, с наиболее яркого природного или исторического объекта, события, постепенно переходя к знакомству с гербом района и его описанию. Одним из таких районов является — Салаватский район, узнаваемый через образ национального героя Салавата Юлаева. В самом начале изучения данной темы уточняются знания детей о Салавате Юлаеве, о памятнике героя в Уфе (Скульптор С.Тавасиев), а затем происходит плавное переключение к самому району как месту рождения и жизнедеятельности исторической личности. Очевидно, что на гербе Салаватского района изображен всадник на коне как образ Салавата Юлаева.

Для более наглядной работы с гербами районов республики были разработаны дидактические игры: «Составь герб» и «Найди герб».

Дидактическая игра «Найди герб»

1 вариант. Детям предлагается соотнести изображения гербов районов Республики Башкортостан на карточках с соответствующими изображениями на образце.

2 вариант. Детям необходимо классифицировать картинки по изображениям на гербе по группам — «Птицы», «Кони», «Колосья», «Лесные животные» и «Символы».

Дидактическая игра «Составь герб»

Необходимо составить изображение герба района по образцу.

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\мастер Ю.Г\1200px-Coat_of_arms_of_Ufa.svg.png

Необходимым компонентом музыкального туризма является музыкальное сопровождение при изучении каждого района. Так, через произведения о Салавате Юлаеве («Салават-батыр» А.Зиннуровой, «Салават» Д.Хасаншина, музыку «Марш Салавата» Р.Юлдашева, «Салаватцы» А.Кукубакева, стихи Салавата Юлаева и оперу «Салават Юлаев» З.Исмагилова) ярче и быстрее усваивается информация о Салаватском районе и его особенностях. Музыкальные ассоциации играют роль «якорей» и позволяют закрепить знания детей о данной местности и при необходимости быстро воспроизвести.

Кроме прочего, особенности районов подчеркивают фестивали и конкурсы, проводимые на их территории: фестиваль меда в Бурзянском районе, конкурс чтецов — в Салаватском, праздник шалей — в Зианчуринском, и т. д. Дети учатся ориентироваться в месторасположении отдельных природных и исторических объектов как части определенного района республики, сопоставляя эти понятия.

В процессе реализации проекта у детей развивается потребность узнавать все новые особенности районов, изучать их гербы, историю, культуру, традиции. Это воспитывает любовь к родному краю, желание беречь и приумножать его природное и культурное наследие. Название района перестает быть пустым звуком, а становится определяющим значением.

Литература:

  1. Агишева Р. Л. «Дидактические игры. Я познаю Башкортостан», Уфа, 2005.
  2. Агишева Р. Л. «Я — Башкортостанец», Уфа, БИРО, 2003.
  3. Агишева Р. Л. «Я познаю Башкортостан», Уфа, 2008.
  4. Бабкин А. В. Специальные виды туризма:Учеб./А. В. Бабкин. Ростов н/Д: Феникс, 2013–335с
  5. Гасанова Р. Х. «Земля отцов», Уфа, БИРО, 2004.
  6. Гатаулина С. Ю. Туризм как объект научного исследования / В сборнике: Наука сегодня сборник научных трудов по материалам VII международной научно-практической конференции: в 4 частях. Научный центр «Диспут». 2019. С. 37–39.
  7. Квартальнов В. А. Культура как фактор туристской мотивации. Культурный или познавательный туризм / В. А. Квартальнов. — Режим доступа: http:// www.culturalmanagement.ru.
  8. Фазлыева Ф. Н. «Мой край — Башкортостан», Уфа, «Китап», 2003.
  9. Фазлыева Ф. Н. «Урал — родимый край», Уфа, 2006.
Задать вопрос