Разработка рекомендаций по развитию гастрономического туризма в Республике Татарстан | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 июля, печатный экземпляр отправим 31 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №21 (259) май 2019 г.

Дата публикации: 26.05.2019

Статья просмотрена: 33 раза

Библиографическое описание:

Филипченко О. В. Разработка рекомендаций по развитию гастрономического туризма в Республике Татарстан // Молодой ученый. — 2019. — №21. — С. 274-275. — URL https://moluch.ru/archive/259/59615/ (дата обращения: 19.07.2019).



Гастрономический туризм представляет собой поездки с целью ознакомления с национальной кухней страны, особенностями производства и приготовления продуктов и блюд, а также обучение и повышение уровня профессиональных знаний [2].

Сегодня в мире отмечается глобальный рост заинтересованности гастрономическим туризмом. Исследование, проведенное порталом booking.com среди 50000 пользователей по всему миру, показало, что для 61 % путешественников наличие вкусной местной еды является решающим фактором в выборе направления поездки. Более трети (34 %) туристов по всему миру планируют совершить гастрономический тур в 2018 году [1].

Благодаря своей многонациональности и поликультурности Россия имеет огромный потенциал для развития данного вида туризма. По информации ТурСтат, гастротуризм в России стал одним из самых популярных направлений внутреннего туризма в 2018 году.

В частности, Республика Татарстан, обладая самобытной национальной кухней, может стать одним из ключевых направлений для туристов, желающих познакомиться с блюдами разных народов мира.

По данным Государственного комитета Республики Татарстан по туризму 70 % всего турпотока приходится на культурно-познавательное направление, а доля гастрономического туризма составляет всего 5 %. Это свидетельствует о том, что Республика Татарстан только начинает развивать гастрономический туризм.

ТурСтат определяет Татарстан вторым по популярности регионом России для гастрономического туризма в 2018 году, а по результатам голосования на сайте «National Geographic Россия» регион занял лидирующую позицию. Высокие рейтинги достигаются в настоящее время за счет отдельных событий, таких как фестиваль еды «Вкусная Казань» в Казани, фестиваль «Свияжская уха» в Свияжске и яичный фестиваль «Скорлупино» в Пестрецах [4]. На этнографические праздники приезжают тысячи туристов, которые познают культуру народа через блюда национальной кухни, и это приносит существенный доход региону [3]. Однако, чтобы удержаться на лидирующих позициях, республике необходимо в развитии данного вида туризма опираться не только на проведение событийных мероприятий, но и на создание гастрономических туров, которые сегодня в Татарстане представлены в недостаточном количестве.

На данный момент сформирован только один гастрономический тур по Республике Татарстан — «Бик Тэмле!» («Очень вкусно!»). Маршрут был разработан туроператором «Бюро путешествий Казань» при поддержке Государственного комитета Республики Татарстан по туризму. Он завоевал гран-при в номинации «Лучший гастрономический маршрут» Всероссийской туристской премии «Маршрут года» в 2015 году. Тур рассчитан на 2 дня и охватывает только две дестинации — Казань и Свияжск.

Помимо обозначенной выше проблемы существует ряд причин, сдерживающих развитие гастрономического туризма в регионе:

– Гастрономические мероприятия сосредоточены в основном вокруг Казани.

Основные места проведения фестивалей — Казань, Свияжск и Пестрецы. Остальные населенные пункты, в том числе такие крупные города, как Набережные Челны, Альметьевск, Нижнекамск, и Елабуга, остаются невовлеченными.

– Имеющийся турпродукт недостаточно представлен в интернете.

– Местное население слабо вовлечено в процесс оказания туруслуг.

Для решения перечисленных проблем нами предлагаются следующие рекомендации:

  1. Формирование новых гастрономических турпродуктов.

Местным туроператорам рекомендуется сформировать гастрономические туры с различными продолжительностью, содержанием и ценовой политикой. Диверсифицировать гастрономическое предложение можно, например, за счет включения в программу туров тех населенных пунктов, где имеются ресурсы для развития данного вида туризма.

При наличии качественного сервиса и интересно разработанной программы гастрономические туры будут выделяться среди остальных туров своей экзотичностью, а также будут способствовать увеличению потока туристов, желающих познакомиться с разнообразием местной кухни.

  1. Организация экскурсий в этнические деревни Татарстана для знакомства с традиционной едой коренных жителей.

В 2019 году в планы Государственного комитета Республики Татарстан по туризму входит формирование нового маршрута этнического туризма. Он предполагает экскурсии по 3 деревням в Лаишевском районе (русская, татарская и кряшенская) [5].

Можно рекомендовать дополнить программу посещения этих деревень дегустацией блюд национальной кухни проживающих в них народов, тем самым скомбинировав два вида туризма — этнический и гастрономический.

  1. Популяризация сервиса EatWith среди местного населения или разработка приложения-аналога.

По данным аналитической компании «Global Data» на сентябрь 2018 года, одним из мировых трендов в области гастрономического туризма является «meal sharing» — обед в доме у местных. Сервис «EatWith» предоставляет путешественникам возможность отведать домашней кухни той страны, где они находятся, и научиться готовить что-нибудь из местной кухни. Это отвечает актуальным потребностям туристов, так как современные путешественники стремятся к новому опыту и ощущениям и готовы тратить на это деньги («экономика впечатлений»), а данный сервис предоставил бы возможность туристам, приезжающим в республику, получить уникальный опыт погружения в чужую культуру.

Таким образом, Государственному комитету Республики Татарстан по туризму можно рекомендовать проведение рекламной кампании данного сервиса либо создание приложения с аналогичным функционалом.

  1. Продвижение региона на рынке с использованием социальных сетей.

Турфирмам, продающим гастрономические туры, можно рекомендовать продвижение своего продукта через социальные сети. Это может быть таргетинговая реклама, реклама посредством размещения постов в сообществах и аккаунтах с подходящей целевой аудиторией, видеореклама на Youtube и т. д.

Данные рекомендации могут послужить катализатором для дальнейшего развития гастрономического туризма в Республике Татарстан и формирования образа региона как гастрономической локации среди потребителей.

Литература:

  1. Вкусная уличная еда — залог незабываемого гастрономического путешествия. URL: https://news.booking.com/Вкусная-уличная-еда-залог-незабываемого-гастрономического-путешествия/ (Дата обращения: 16.05.2019).
  2. Драчева Е. Л. Гастрономический туризм: современные тенденции и перспективы / Е. Л. Драчева, Т. Т. Христова // Российские регионы: взгляд в будущее. 2015. –19 с.
  3. Мударисов Р. Г. Гастрономический туризм по татарской национальной кухне города Казани // Современные проблемы сервиса и туризма. Научно-практический журнал. 2015. Том 9. — № 4.
  4. Татарстан вошел в число лучших регионов России для гастрономического туризма. URL: https://www.tatar-inform.ru/news/2018/10/16/630154/ (Дата обращения: 18.05.2019).
  5. Татарстан в 2019 году будет активно развивать этнический туризм. URL: https://tourism.interfax.ru/ru/news/articles/56678/ (Дата обращения: 18.05.2019).


Задать вопрос