Анализ современного состояния гостиничного бизнеса в Республике Татарстан | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 17 августа, печатный экземпляр отправим 21 августа.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Сибгатулин Р. Р., Макарова Д. Д. Анализ современного состояния гостиничного бизнеса в Республике Татарстан [Текст] // Инновационная экономика: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Казань, июнь 2019 г.). — Казань: Молодой ученый, 2019. — С. 33-35. — URL https://moluch.ru/conf/econ/archive/335/15168/ (дата обращения: 20.08.2019).



Авторами данной статьи был проведен анализ состояния гостиничного бизнеса в 4 городах Республики Татарстан. Наиболее количество средств размещения располагается в городе Казань и средняя цена проанализированных средств размещения — 6911 рублей, в Набережных Челнах средний тариф в гостиницах 4* — 3376 рублей, а в гостиницах 3* — 3480 рублей. Город Нижнекамск занимает 3 место по развитию гостиничного бизнеса и средний тариф гостиниц 3* — 3375 рублей. На 4 месте Елабуга, где функционирует второй отель гостиничного бренда Ramada.

Проведенный анализ показывает неравномерное развитие гостиничного бизнеса в Республике, что может малый и средний бизнес, а также инвесторов.

Ключевые слова: Республика Татарстан, гостиничный бизнес, туристская деятельность, перспективы развития Республики Татарстан.

Становление сферы туризма и развитие туристкой деятельности в Приволжском федеральном округе — одно из важнейших направлений для формирования экономического благополучия региона. На территории Татарстана расположены три объекта культурного наследия ЮНЕСКО: Казанский Кремль, Успенский собор и монастырь остров-града Свияжск, Архитектурно-исторический комплекс Булгар.

Ежегодный темп прироста туристского потока в республику в среднем составляет 12,1 %, темп прироста объема реализации услуг в сфере туризма — 19,4 % [1]. Казань вошла в ТОП-10 лучших туристских направлений России по версии портала TripAdvisor и аналитического агентства «ТурСтат» и находится на четвертом месте по итогам летнего сезона 2018 года.

Все больше туроператоров обращают внимание на туристские возможности Республики, предлагая пакетные туры или бронирование номеров в гостиницах города. Республика Татарстан считается одним из динамично развивающихся регионов Поволжья в гостиничной сфере и средства размещения пользуются высоким спросом у туристов [2].

Основными туристскими центрами в Республике Татарстан, потенциал которых необходимо продвигать на внутренний и международный рынки, являются следующие города: Казань, Тетюши, Булгар, Чистополь, Нижнекамск, Елабуга, Набережные Челны.

Авторы статьи считают, что на сегодняшний день можно выделить два города, где сосредоточено развитие гостиничного бизнеса: Казань и Набережные Челны. Проанализировав данные онлайн-системы бронирования booking.com, была составлена табл. 1 по анализу состояния гостиничного бизнеса в городах Республики Татарстан.

Таблица 1

Состояние развития гостиничного бизнеса вРеспублике Татарстан

Название города/Категории средств размещения

Без звезд

1*

2*

3*

4*

5*

Итого

Казань

482

4

8

285

23

5

805

Тетюши

1

0

0

0

0

0

1

Болгар

0

0

0

0

0

1

1

Чистополь

5

0

0

0

0

0

0

Нижнекамск

22

0

0

10

0

0

32

Елабуга

77

0

6

39

4

1

124

Набережная Челны

48

1

6

28

3

1

87

Итого

635

5

20

362

30

9

По результатам, которые представлены в табл. 1, можно сделать вывод, что туристские потоки распределяются между такими городами, как Казань, Нижнекамск, Елабуга и Набережные Челны, т. к. созданы условия для размещения. Также необходимо отметить, что почти 80 % номерного фонда различной категорийности располагается в городе Казань, затем в Елабуге, Набережных Челнах и Нижнекамске.

Если рассматривать средств размещений без звезд, а только гостиницы категории 3–5* (данные табл. 1), то на первом месте — Казань (313 средств размещения), далее Елабуга (44 средства размещения), Набережные Челны (32 средства размещения) и 10 гостиниц категории 3–5* в Нижнекамске.

При использовании различных методов группировки, Казань остается на первом месте по количеству средств размещений. В Казани наибольший спрос приходится на туризм «выходного дня» и детский (школьный) туризм. Загрузка номерного фонда в эти периоды увеличивается до 80–90 %, а осенью, зимой и весной заполняемость гостиниц столицы Татарстана составляет около 68 %.По словам председателя госкомитета Татарстана по туризму Сергея Иванова, средняя загрузка гостиниц в новогодний сезон 2019 г. составила 84 % (в пиковые дни доходила до 92 %). [3]

В городе присутствуют брендированные отели «Ibis Kazan» [4], «Park Inn by Radisson, Kazan» [5], «Courtyard Kazan Kremlin» [6], «Ramada Kazan City Centre» [7] и «Double Tree by Hilton Hotel Kazan City Center» [8], три гостиницы Казани имеют категорию 5*: «Мираж», «Корстон» и «Luciano» [9].Втабл. 2 представлены цены на проживание во всех рассмотренных выше средствах размещения c 05–07 июля 2019 г. в двухместном стандартном номере.

Таблица 2

Цены на проживание вгостиницах г. Казани категорий 4–5* вначале июля 2019г. вдвухместном стандартном номере

Наименование гостиницы

Категория гостиницы

Стоимость проживания всутки, руб. (с завтраком)

«Мираж»

5*

5 240

«Корстон-Казань»

5*

6 210

«Luciano Residence Kazan»

5*

15 000

«Ibis Kazan»

4*

3 950

«Park Inn by Radisson, Kazan»

4*

3 360

«Courtyard Kazan Kremlin»

4*

6 870

«Ramada Kazan City Centre»

4*

8 075

«Double Tree by Hilton Hotel Kazan City Center»

4*

6 588

По данным табл. 2, минимальная стоимость размещения на 3д/2 н составит 10 080 руб. в гостинице «Park Inn by Radisson, Kazan» 4*, максимальную стоимость необходимо будет оплатить в гостинице «Luciano Residence Kazan» 5* 45 000 рублей. Для того, чтобы понимать сегментацию туристов в Казани, центром развития туризма Республики Татарстан реализуется проект «Портрет туриста». По результатам этого опроса, портрет среднестатистического гостя казанских отелей в 2018 г. выглядит следующим образом: [10]

– мужчина/женщина в возрасте 24–34года;

– имеет высшее образование;

– работает специалистом или менеджером в отдельной сфере;

– имеет среднемесячный доход от 45 тыс. руб.;

– тратит на размещение во время пребывания в казанских гостиницах в среднем8133 руб.;

– при выборе путешествия в первую очередь обращает внимание на программу тура (84 %), затем на его стоимость (63 %), в-третьих, на национальный колорит (28 %);

– при поиске информации о туристской дестинации пользуется, в первую очередь, сайтами с отзывами туристов (62 %), официальными туристскими сайтами городов (34 %) и социальными сетями (35 %).

По мнению авторов, Государственному комитету Республики Татарстан по туризму необходимо создавать условия для привлечения инвестиций для развития туристской деятельности, в том числе и гостиничного сектора.

Как уже было ранее отмечено, что в городах Нижнекамск (116 кв. км) и Набережные Челны (171 кв. км) конкуренция среди гостиничных предприятий не очень высокая. В табл. 3 была проанализирована ценовая политика средств размещения в этих городах.

Таблица 3

Анализ ценовой политики на размещение вгостиницах 3–5*

Город

Наименование гостиницы

Категория гостиницы

Стоимость проживания всутки, руб. (с завтраком)

Нижнекамск

Гостиница Парадиз

3*

3150

Отель Кама

3*

3600

Набережные Челны

Расстал Отель Спа

5*

6809

Sky Lux Hotel

4*

3060

Бизнес-отель Татарстан

4*

3500

Отель Kama Rooms

4*

3570

Отель Open City

3*

4000

Гостиница Премьер

3*

3200

Отель Хаят

3*

3240

Проанализировав, стоимость размещения в табл.3, можно сделать вывод, что средняя стоимость номера в гостинице 3* в Нижнекамске туристу обойдется в 3375 рублей, включая завтрак. В Набережных Челнах средняя стоимость в гостиницах 4* — 3376 руб., в гостиницах 3* — 3480 рублей. Таким образом, средняя цена в гостиницах 3* в Нижнекамске приравнивается средней цене средствам размещения категории 4*.

В Елабуге функционирует 1 средство размещения, которое может предложить размещение с завтраком — это брендированный отель Ramada Hotel & Suites by Wyndham Alabuga 4*. Стоимость стандартного номера на даты 05 -06 июля туристам обойдется в 3400 руб. с завтраком при двухместном размещении. Необходимо отметить, что в Елабуге работает второй отель гостиничного бренда Ramada.

Конкуренты у данного средства размещения отсутствуют, поэтому спрос на эту гостиницу высокий и данный город может быть интересен инвесторам для развития гостиничного бизнеса.

Таким образом, на сегодняшний день развитие гостиничного бизнеса в Республике Татарстан происходит неравномерно. Большее количество средств размещений сосредоточено в Казани. Данный город выступал принимающей стороной в проведении различных событийных мероприятиях. Скорее всего, изменений по развитию видов туризма в ближайшие семь-десять лет не произойдёт в данном туристском центре. Государственному органу в сфере туризма в Республике Татарстан, малому и среднему бизнесу необходимо формировать спрос на развитие туристской индустрии и гостиничного бизнеса в других городах туристской территории.

Литература:

  1. Хакимова Г. Ш., Амерханова Г. М. Развитие внутреннего туризма в городе Казани / Материалы IV научно-практической конференции «Молодежь. Туризм. Образование». — Казань, 2018. — С. 217–223.
  2. Сайт аналитического агентства «ТурСтат» http://turstat.com/
  3. Сайт газеты «Коммерсант» (статья про загрузку гостиниц Казани в новогодний сезон) https://www.kommersant.ru/doc/3842816
  4. Cайт гостиничной сети «Accor» https://www.accorhotels.com
  5. Сайт гостиничной сети «ParkInn» https://www.parkinn.com/
  6. Сайт гостиничной сети «Marriott» https://www.marriott.com.ru/
  7. Сайт отеля «RamadaKazan City Centre» http://ramadakazan.com/
  8. Сайт гостиничной сети «Hilton» https://www.hilton.ru
  9. Федеральный перечень классифицированных туристских объектов http://классификация-туризм.рф.
  10. Итоги работы Государственного комитета Республики Татарстан по туризму за 2018 год http://tourism.tatarstan.ru/rus/file/pub/pub_1752926.pdf

Ключевые слова

гостиничный бизнес, Республика Татарстан, туристская деятельность, перспективы развития Республики Татарстан