К вопросу о законодательном закреплении правил юридической техники | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №20 (467) май 2023 г.

Дата публикации: 18.05.2023

Статья просмотрена: 182 раза

Библиографическое описание:

Ковылина, П. С. К вопросу о законодательном закреплении правил юридической техники / П. С. Ковылина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 20 (467). — С. 546-547. — URL: https://moluch.ru/archive/467/102827/ (дата обращения: 28.04.2024).



В данной статье проводится анализ необходимости закрепления норм юридической техники в единый нормативно-правовой акт федерального уровня. В частности, исследуются предыдущие попытки разработки соответствующего проекта закона, а также действующие нормативно-правовые акты регионального характера, в той или иной степени закрепляющие правила юридической техники. Автор приходит к выводу о наличии объективной необходимости создания подобного закона и отмечает факторы, сдерживающие дальнейшую его разработку. Среди них выделяется отсутствие инструментов обеспечения выполнения данных норм, а также условия обязательности проведения правовой экспертизы разрабатываемых в последующем нормативно-правовых актов.

Ключевые слова: нормативно-правовые акты, юридическая техника, кодификация, правовые нормы.

Развитию общественных отношений в обязательном порядке сопутствует совершенствование норм национального законодательства. Залогом успешного и эффективного нормативного регулирования деятельности сформированных на территории РФ правовых институтов является следование действующим правилам юридической техники, соблюдение которых рассматривается в качестве обязательного условия разработки законодательных актов.

Усложнение большинства сфер правового регулирования порождает необходимость повышенного внимания законодателя к вопросу соблюдения правил юридической техники. Изначально последняя рассматривалась как совокупность рекомендаций, разрешающих общие вопросы необходимости повышения качества законодательных актов [5, с. 108]. С течением времени вопрос грамотного построения содержания и системы нормативно-правовых актов РФ приобрел весьма большую значимость, в некоторых случаях определяемую в необходимости создания «закона о законах» — единого источника правовых норм федерального уровня, регламентирующих порядок составления нормативно-правовых и подзаконных актов внутри государства.

Анализ юридической литературы указывает на то, что целью юридической техники является организация такой работы с текстом и содержанием, которая позволила бы создать совершенные и практичные нормативно-правовые акты, с качественно выработанной структурой, правильным составлением, которые, в свою очередь, позволили бы реконструировать исходную информацию в материал правового акта [4, с. 44]. Законодатель в лице соответствующих органов власти преобразует имеющуюся мысль в интеллектуально-творческую деятельность, результатом которой выступает создание источника правового регулирования тех или иных общественных отношений как внешней формы выражения права [3, с. 17]. Для того чтобы обеспечить должный уровень подготовки и разработки нормативно-правовых актов необходимо создание единой базы соответствующих правил и требований, статус которых подразумевал бы и устанавливал неукоснительное следование им.

В научных кругах весьма продолжительное время ведутся дискуссии о необходимости облачения правил юридической техники в статус правовых норм [1, с. 34]. Необходимо отметить, что на территории РФ уже не раз предпринимались попытки законодательного оформления правил юридической техники, только не на федеральном уровне, а на региональном. В частности, на сегодняшний день продолжает действовать Закон Республики Мордовия от 21 февраля 2002 года № 10-З «О правовых актах Республики Мордовия». Указанный документ закрепил наиболее общие положения о правовых актах и правотворчестве в РФ, а также регламентировал основные требования к составлению правовых актов органов государственной власти соответствующего субъекта. Несмотря на то, что упомянутый нормативно-правовой акт не содержит легального определения юридической техники, он закрепляет следующие требования, предъявляемые к соблюдению правил юридической техники при подготовке акта: полнота правового регулирования, наличие набора реквизитов законодательного акта, структура построения, а также правильность использования юридической терминологии в тексте.

Кроме того, на территории РФ издан Приказ Минюста России от 31 мая 2012 года № 87 «Об утверждении Методических рекомендаций по проведению правовой экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации» (Далее — Приказ). Положения, закрепленные в Части II упомянутого акта, регламентируют производство правовой экспертизы региональных нормативно-правовых актов. В рамках исследования заданной темы интересным представляется п. 11 Приказа: «При правовой экспертизе проводится правовая оценка формы правового акта, … а также оценка соответствия правового акта требованиям юридической техники (в том числе проверка наличия необходимых реквизитов)». Таким образом, в действующих подзаконных правовых актах РФ прямо упоминается о необходимости соблюдения правил юридической техники, однако их система и содержание до сих пор не нашли отражения в принятых законопроектах соответствующего содержания.

Как мы можем заметить, на сегодняшний день внутри РФ созданы множественные «прототипы» нормативно-правовых актов, в той или иной мере регламентирующих порядок подготовки нормативно-правовых актов, а также требования к их содержанию и структуре. Однако соответствующие нормы распространяются не более чем в пределах конкретного региона и наделены статусом обычая или научно-методической рекомендации. На наш взгляд, правила юридической техники стоит модернизировать в форму правовых норм, что, в свою очередь, позволило бы усовершенствовать процедуру разработки нормативно-правовых актов, наделить соответствующий комплекс правовых норм статусом общеобязательности соблюдения, а также установить четкие границы в понимании правил юридической техники, на которые ссылаются некоторые действующие подзаконные акты РФ.

В относительно недавнем времени законодателем предпринимались попытки разработки проекта Федерального закона Российской Федерации «О нормативно-правовых актах в Российской Федерации» [2]. В частности, Глава 6 упомянутого проекта федерального закона получила название «Оформление нормативных правовых актов» и вобрала в себя нормы, регламентирующие ряд языковых правил, порядок оформления и требования к реквизитам и структуре создаваемых нормативно-правовых актов. Однако данный проект не смог пройти заключительного чтения и дальнейшего развития по ряду объективных причин не получил. По нашему мнению, на данный момент для завершения его разработки и принятия сформирована достойная содержательная база, внутри которой некоторые элементы представляются спорными. Так, на сегодняшний день по-прежнему не разработан инструментарий государственных органов РФ, способный обеспечить следование данным нормам, а также не установлена обязательность проведения правовой экспертизы как одной из стадий разработки федеральных нормативно-правовых актов.

Таким образом, одной из актуальных проблем настоящего времени является вопрос создания единого кодифицированного нормативно-правового акта, способного вобрать в себя актуальные правила юридической техники в статусе общеобязательных. В ходе исследования мы выяснили, что «фундамент» для разработки соответствующего закона сформирован, требуют доработки отдельные аспекты его реализации. На наш взгляд, с течением времени данные препятствия будут преодолены законодателем, в результате чего процесс разработки и принятия последующих нормативно-правовых актов станет более формализованным, стройным и совершенным.

Литература:

  1. Косов Д. Л., Белов В. М., Попова Е. А., Зырянова Е. В. Юридическая техника как инструмент подготовки качественных нормативных правовых актов // Известия АлтГУ. Юридические науки. 2018. № 6. С. 31–36.
  2. О нормативных правовых актах в Российской Федерации (проект федерального закона). 6-е изд., перераб. и доп. / рук. авт. коллектива Т. Я. Хабриева, Ю. А. Тихомиров. М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, 2021. 96 с.
  3. Томин В. А. Юридическая техника: учебное пособие. СПб: Санкт-Петербургский юридический институт (филиал) Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, 2018. 88 с.
  4. Худойкина Т. В., Переплетчиков С. С. Вопросы законодательного закрепления правил юридической техники // Евразийская адвокатура. 2015. № 5. С. 44–45.
  5. Швед Е. Н. Нормативное закрепление правил (требований) юридической техники: современный опыт зарубежных стран постсоветского пространства // Право. by. 2018. № 2. С. 343–345.
Основные термины (генерируются автоматически): юридическая техника, акт, правовая экспертиза, правовое регулирование, правовой акт, РФ, территория РФ, федеральный уровень, Мордовия, Российская Федерация.


Похожие статьи

Правовое регулирование антикоррупционной экспертизы...

В статье исследовано правовое регулирование антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов в РФ. Автором обращается внимание на несистемный характер правового регулирование антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и...

Правовая экспертиза нормативных правовых актов...

В статье рассматривается понятие и значение правовой экспертизы нормативных правовых актов, анализируется правовая база Приморского края в отношении вопроса проведения юридической экспертизы правовых актов субъекта Российской Федерации...

Правовая экспертиза нормативных правовых актов и их...

Вместе с тем, современное правовое регулирование правовой (юридической)

проведению правовой экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации [1]

Если исходить из обратного, то нормативный правовой акт субъекта РФ в части

Ким В. А. Правовая и антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов в...

Правовая экспертиза нормативных правовых актов: проблемы...

При этом правовое регулирование юридической экспертизы осуществляется, в основном

правовой экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации». Гулягин, А. Ю. Экспертиза нормативных правовых актов как юридическое средство

Миронов А. Н. Экспертиза проектов нормативных правовых актов федеральными органами...

Юридическая техника подготовки законодательных документов...

Правовая экспертиза нормативных правовых актов и их...

Российская правовая культура на современном этапе. Правовая культура – это весь правовой космос...

Закон и подзаконный нормативный акт в правовой система РФ...

Так на федеральном уровне... Законодательная техника: понятие и содержание.

Юридическая техника как средство и объект нормотворческой...

В статье рассматриваются основные подходы к понятию юридическая техника.

Многие субъекты Российской Федерации идут по пути законодательного регулирования

юридическая помощь, бесплатная юридическая помощь, Российская Федерация.

Российская Федерация — развитое правовое государство, что, разумеется, предъявляет.

Правовые акты Центрального банка РФ подлежат официальной...

Также главой 21 КАС РФ регламентирован порядок производства по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами.

Система действия региональных правовых актов субъекта...

Нормативные правовые акты субъектов РФ по общему правилу действуют бессрочно, но могут приниматься и на определённый период. Определённым временем может быть ограничено действие отдельных положений региональных правовых актов.

Некоторые вопросы совершенствования правового...

Правовая основа принятия подзаконных правовых актов не является идеальной.

Долотова Д. В. Техника и технология правовых актов (на примере актов, издаваемых в

В системе подзаконных актов РФ можно выделить указы и распоряжения Президента РФ.

Правительство Российской Федерации — высший орган государственной власти РФ, на...

Нормативно-правовое регулирование образовательной...

Автор рассматривает особенности правового регулирования системы российского

К законодательным актам РФ об образовании относятся Конституция РФ, ФЗ «Об образовании

Конституция РФ как акт высшей юридической силы закрепляет право на образование (статья 43)

Огромную роль вопросам правового регулирования образования отводит Парламент РФ.

Похожие статьи

Правовое регулирование антикоррупционной экспертизы...

В статье исследовано правовое регулирование антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов в РФ. Автором обращается внимание на несистемный характер правового регулирование антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и...

Правовая экспертиза нормативных правовых актов...

В статье рассматривается понятие и значение правовой экспертизы нормативных правовых актов, анализируется правовая база Приморского края в отношении вопроса проведения юридической экспертизы правовых актов субъекта Российской Федерации...

Правовая экспертиза нормативных правовых актов и их...

Вместе с тем, современное правовое регулирование правовой (юридической)

проведению правовой экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации [1]

Если исходить из обратного, то нормативный правовой акт субъекта РФ в части

Ким В. А. Правовая и антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов в...

Правовая экспертиза нормативных правовых актов: проблемы...

При этом правовое регулирование юридической экспертизы осуществляется, в основном

правовой экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации». Гулягин, А. Ю. Экспертиза нормативных правовых актов как юридическое средство

Миронов А. Н. Экспертиза проектов нормативных правовых актов федеральными органами...

Юридическая техника подготовки законодательных документов...

Правовая экспертиза нормативных правовых актов и их...

Российская правовая культура на современном этапе. Правовая культура – это весь правовой космос...

Закон и подзаконный нормативный акт в правовой система РФ...

Так на федеральном уровне... Законодательная техника: понятие и содержание.

Юридическая техника как средство и объект нормотворческой...

В статье рассматриваются основные подходы к понятию юридическая техника.

Многие субъекты Российской Федерации идут по пути законодательного регулирования

юридическая помощь, бесплатная юридическая помощь, Российская Федерация.

Российская Федерация — развитое правовое государство, что, разумеется, предъявляет.

Правовые акты Центрального банка РФ подлежат официальной...

Также главой 21 КАС РФ регламентирован порядок производства по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами.

Система действия региональных правовых актов субъекта...

Нормативные правовые акты субъектов РФ по общему правилу действуют бессрочно, но могут приниматься и на определённый период. Определённым временем может быть ограничено действие отдельных положений региональных правовых актов.

Некоторые вопросы совершенствования правового...

Правовая основа принятия подзаконных правовых актов не является идеальной.

Долотова Д. В. Техника и технология правовых актов (на примере актов, издаваемых в

В системе подзаконных актов РФ можно выделить указы и распоряжения Президента РФ.

Правительство Российской Федерации — высший орган государственной власти РФ, на...

Нормативно-правовое регулирование образовательной...

Автор рассматривает особенности правового регулирования системы российского

К законодательным актам РФ об образовании относятся Конституция РФ, ФЗ «Об образовании

Конституция РФ как акт высшей юридической силы закрепляет право на образование (статья 43)

Огромную роль вопросам правового регулирования образования отводит Парламент РФ.

Задать вопрос