Правовая экспертиза нормативных правовых актов и их проектов: проблемы правового регулирования | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Никитина А. В., Чебуракова А. О. Правовая экспертиза нормативных правовых актов и их проектов: проблемы правового регулирования [Текст] // Право: современные тенденции: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, октябрь 2018 г.). — Краснодар: Новация, 2018. — С. 6-9. — URL https://moluch.ru/conf/law/archive/311/14464/ (дата обращения: 20.05.2019).



Правовая экспертиза нормативных правовых актов и их проектов имеет огромное значение для обеспечения единства правового пространства, повышения качества и эффективности правового регулирования. Данный вид экспертизы выступает инструментом ликвидации пробельности, коллизионности, неопределенности правовых предписаний, иных дефектов правового регулирования, несовершенства юридической техники. Правовая экспертиза является фактором повышения эффективности правотворчества, реализации и толкования правовых норм, существенно влияющим на принятие законных управленческих и иных правоприменительных решений.

Вместе с тем, современное правовое регулирование правовой (юридической) экспертизы нормативных правовых актов и их проектов «страдает» рядом недостатков.

Первая проблема связана с тем, что на федеральном уровне отсутствует закон, устанавливающий единую систему нормативных правовых актов, требования к их подготовке и принятию, правила юридической техники и пр. При этом правовое регулирование юридической экспертизы осуществляется, в основном, на уровне подзаконных нормативных актов, в частности, такие нормы содержатся в Методических рекомендациях по проведению правовой экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации [1], которые, в свою очередь содержат отсылки к Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», определяющего признаки нормативности правовых актов, критерии их соответствия Конституции РФ и федеральным законам [2], и Методическим рекомендациям по юридико-техническому оформлению законопроектов, разработанных аппаратом Государственной Думы [3], содержащим правила юридической техники.

В силу того, что в ходе осуществления правовой экспертизы происходит анализ нормативного акта, получается, что указанные акты устанавливают определенные требования к нормативным правовым актам, в том числе, к законам субъектов РФ. Например, при оценке юридических терминов устанавливается, употребляется ли один и тот же термин в данном правовом акте в одном и том же значении, имеют ли термины общепризнанное значение, обеспечено ли единство понятий и терминологии с понятиями и терминологией, используемыми в федеральном законодательстве (п. 17 Методических рекомендаций по проведению правовой экспертизы нормативных правовых актов субъектов РФ). Если исходить из обратного, то нормативный правовой акт субъекта РФ в части употребления терминологии должен соответствовать Методическим рекомендациям.

Решение данной проблемы видится в активизации законодательной деятельности по принятию Федерального закона «О нормативных правовых актах», направленного на упорядочение всей системы действующих в России нормативных актов, создание научно обоснованных стандартов, определяющих содержание и форму правового акта, обеспечение законности в процессе принятия правотворческих решений и устанавливающего единые требования к проектам нормативных правовых актов всех уровней российской правовой системы, правила юридической техники и способы преодоления юридических коллизий.

Вторая проблема состоит в том, что регламентация видов экспертиз нормативных правовых актов и их проектов, процедур их проведения, требований к экспертам и других вопросов осуществляется бессистемно, широким кругом нормативных правовых актов (в основном, подзаконных), иногда дублирующих друг друга, в результате чего одни и те же нормативные правовые акты могут подвергаться сразу нескольким экспертизам, а другие — вообще не проходят внешнюю экспертную оценку. Отсутствует федеральное законодательство, определяющее виды экспертиз нормативных правовых актов, порядок проведения правовой экспертизы нормативных правовых актов, критерии их оценки.

Следует согласиться с учеными, что решение данной проблемы возможно посредством принятия Федерального закона «О правовой экспертизе нормативных правых актов и их проектов в Российской Федерации», в котором необходимо закрепить понятие правовой экспертизы нормативных правовых актов и их проектов, принципы ее проведения, виды и объекты экспертизы, ее субъектов, правовой статус экспертов (права, обязанности и ответственность), общие для всех нормативных правовых актов и их проектов правила, основы методики проведения правовой экспертизы, единые критерии оценки акта, требования к экспертному заключению, его юридическую силу, меры по приведению проекта нормативного правового акта, нормативного правового акта в соответствие с действующим законодательством, предпринимаемые по результатам осуществления правовой экспертизы. Также стоит урегулировать порядок взаимодействия субъектов правовой экспертизы при выполнении экспертной деятельности между собой и с нормотворческим органом [4, с. 252–258].

В отсутствие подобных федеральных законов возможно принятие закона на уровне субъекта РФ. Стоит отметить, что в ряде субъектов РФ приняты законы о нормативных правовых актах, в структуре которых имеются статьи или главы, посвященные правовой (юридической) экспертизе или их отдельным видам. Например, в Законе Республики Алтай «О нормативных правовых актах Республики Алтай» статья 24 комплексно и системно регулирует порядок проведения антикоррупционной, научной, публичной независимой экспертизы и оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов [5]. В законе Карачаево-Черкесской Республики «О нормативных правовых актах Карачаево-Черкесской Республики» содержится Глава VI «Согласование и экспертиза нормативных правовых актов», регулирующая вопросы проведения правовой, антикоррупционной, лингвистической экспертизы проектов законов Карачаево-Черкесской Республики, а также правовой, антикоррупционной экспертизы, оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики, Главы и Правительства Карачаево-Черкесской Республики, республиканских органов исполнительной власти [6]. Глава VII Закона Республики Хакасия «О нормативных правовых актах Республики Хакасия» имеет наименование «Экспертизы нормативных правовых актов и их проектов» [7].

Следует отметить, что законодательство не всех субъектов Российской Федерации полно и системно регулирует вопросы, связанные с региональным правотворчеством. Например, в большинстве субъектов Дальневосточного федерального округа действуют законы и подзаконные акты, иногда весьма разрозненно и бессистемно регулирующие вопросы структуры нормативных правовых актов, правотворческого процесса в субъекте РФ, экспертиз нормативных правовых актов. Например, в Хабаровском крае, Амурской области приняты законы, посвященные лишь порядку опубликования (или обнародования) и вступления в силу законов и иных нормативных правовых актов [8]. В Еврейской автономной области законодательно урегулирован процесс мониторинга нормативных правовых актов [9, 10]. В Приморском крае действует Закон «О Законодательной деятельности в Приморском крае» [11].

Таким образом, в большинстве субъектов РФ Дальневосточного федерального округа актуальна задача системной законодательной регламентации основных сторон правотворческого процесса, упорядочения видов и форм издаваемых нормативных правовых актов, установления их четкого соотношения между собой, толкования и систематизации законодательства. Решение этой задачи видится в принятии в дальневосточных субъектах законов «О нормативных правовых актах субъекта РФ» [12, с. 72]. В региональной законодательной регламентации нуждаются не только правотворческий процесс, формы и виды принимаемых актов, способы преодоления юридических коллизий, но и вопросы юридической техники, а также экспертизы нормативных правовых актов. В таком законе должны содержаться статьи, регулирующие порядок проведения внутренней правовой экспертизы проектов нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов РФ, внешней правовой экспертизы муниципальных нормативных правовых актов в целях включения их в регистр муниципальных правовых актов, антикоррупционной, общественной и научной экспертизе нормативных правовых актов и их проектов, а также оценке регулирующего воздействия нормативных правовых актов в области предпринимательской и инвестиционной деятельности.

Подобные предложения, как нам видится, способны улучшить не только качество проводимых экспертиз нормативных актов и их правового регулирования, но и в целом способно усовершенствовать правовую систему за счет повышения качества нормативных правовых актов.

Литература:

  1. Об утверждении Методических рекомендаций по проведению правовой экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации: Приказ Минюста России от 31 мая 2012 г. № 87 (в ред. Приказа Минюста России от 21 сентября 2015 г.) // Бюллетень Минюста РФ. — 2013. — № 1.
  2. О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части: Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. № 48 (в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 9 февраля 2012 г. № 3) // Бюллетень Верховного Суда РФ. — 2008. — № 1.
  3. Методические рекомендации по юридико-техническому оформлению законопроектов от 18 ноября 2003 года: письмо Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 18 ноября 2003 г. № вн2–18/490 // Документ опубликован не был. Режим доступа: СПС «КонсультантПлюс».
  4. Ким В. А. Правовая и антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов в территориальных органах Министерства юстиции Российской Федерации (административно-правовое исследование: дис. … канд. юрид. наук. — М., 2017. — 263 с.
  5. О нормативных правовых актах Республики Алтай: Закон Республики Алтай от 5 марта 2008 г. № 18-РЗ (в ред. Закона Республики Алтай от 20 ноября 2017 г. № 54-РЗ) // Сборник законодательства Республики Алтай. — 2008. — № 47.
  6. О нормативных правовых актах Карачаево-Черкесской Республики: Закон Карачаево-Черкесской Республики от 2 декабря 2012 г. № 48-РЗ (в ред. Закона Карачаево-Черкеской Республики от 22 февраля 2017 г. № 13-РЗ) // День Республики. — 2002. — 10 декабря.
  7. О нормативных правовых актах Республики Хакасия: Закон Республики Хакасия от 11 марта 2015 г. № 18-ЗРХ (в ред. Закона Республики Хакасия от 8 мая 2017 г. № 21-ЗРХ) // Вестник Хакасии. — 2015. — 11 марта.
  8. О порядке официального опубликования и вступления в силу законов Хабаровского края и иных нормативных правовых актов края: Закон Хабаровского края от 31 июля 2002 г. № 48 (в ред. Закона Хабаровского края от 20 декабря 2017 г. № 311) // Собрание законодательства Хабаровского края. — 2002. — № 1 (ч. 1).
  9. О порядке опубликования и вступления в силу законов области и правовых актов органов государственной власти области: Закон Амурской области от 3 ноября 2009 г. № 263-ОЗ (в ред. Закона Амурской области от 29 августа 2014 г. № 390-ОЗ) // Амурская правда. — 2009. — 11 ноября.
  10. О мониторинге нормативных правовых актов Еврейской автономной области: Закон Еврейской автономной области от 17 ноября 2010 г. № 848-ОЗ (в ред. Закона Еврейской автономной области от 31 октября 2012 г. № 151-ОЗ) // Биробиджанер штерн. — 2011. — 1 апреля.
  11. О законодательной деятельности в Приморском крае: Закон Приморского края от 22 декабря 2008 г. № 373-КЗ (в ред. Закона Приморского края от 7 июня 2018 г. № 292-КЗ) // Ведомости Законодательного Собрания Приморского края. — 2008. — № 98.
  12. Региональное право: учебник: в 2 ч. Ч. I / кол. авт.; под общ. ред. В. Н. Ширяева, А. В. Никитиной. — Хабаровск: РИЦ ХГАЭП, 2014. — 252 с.
Основные термины (генерируются автоматически): акт, правовая экспертиза, субъект РФ, Карачаево-Черкесская Республика, правотворческий процесс, правовое регулирование, порядок проведения, юридическая техника, Приморский край, Дальневосточный федеральный округ.

Похожие статьи

Локальные нормативные акты вне системы нормативных...

Правотворческий процесс различных субъектов требует должной правовой регламентации, дабы обеспечить качество нормативных правовых

3) общие и специальные; 4) нормативные правовые акты РФ, субъектов РФ, а так же муниципальные нормативные правовые акты.

Похожие статьи

Локальные нормативные акты вне системы нормативных...

Правотворческий процесс различных субъектов требует должной правовой регламентации, дабы обеспечить качество нормативных правовых

3) общие и специальные; 4) нормативные правовые акты РФ, субъектов РФ, а так же муниципальные нормативные правовые акты.