Нормативно-правовое регулирование образовательной деятельности в России на современном этапе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №10 (196) март 2018 г.

Дата публикации: 12.03.2018

Статья просмотрена: 7065 раз

Библиографическое описание:

Токарев, Г. В. Нормативно-правовое регулирование образовательной деятельности в России на современном этапе / Г. В. Токарев, Е. А. Ханина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 10 (196). — С. 63-65. — URL: https://moluch.ru/archive/196/48604/ (дата обращения: 23.04.2024).



Автор рассматривает особенности правового регулирования системы российского законодательства об образовании, дает определение нормативно-правовому акту, рассматривает несколько проектов, которые разработаны Министерство образования и науки РФ, направленных на обеспечение соблюдения и применения новых норм на практике, а также рассматривает ФЗ «Об образовании в РФ».

Ключевые слова: управление, образовательная организация, правовое регулирование.

Согласно с частью 1 статьи 4 ФЗ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» [1] (далее — Закон № 273-ФЗ) отношения в области образования регулируются, преимущественно, Конституцией РФ, указанным Федеральным законом, прочими федеральными законами, которые содержат нормы, регулирующие отношения в области образования.

Понятие образования как единого целенаправленного процесса обучения и воспитания, выступающего общественно значимым благом и осуществляемого в интересах семьи, человека, государства и общества, а также общности приобретаемых навыков, умений, знаний, ценностных установок, опыта компетенции и деятельности определенной сложности и объема с целью творческого, духовно-нравственного, интеллектуального, физического и (либо) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных интересов и потребностей в статье 2 Закона № 273-ФЗ дано как раз-таки в русле статьи 2 Конституции РФ [3].

Нормативно-правовой акт — это акт правотворчества, он принимается в особом порядке строго определёнными субъектами и содержит норму права.

Нормативно-правовой акт представляет собой акт правотворчества, он принимается в особом порядке строго определёнными субъектами и содержит норму права.

В нормативно-правовых актах есть нормы, которые учитывают интересы меньшинства и большинства в целом, координирующие их в зависимости от определенных социальных, экономических, международных и национальных отношений в какой-либо период.

Нормативно-правовыми актами выступают конституции, прочие законы, нормативные решения органов исполнительной власти. По порядку принятия и юридической силе нормативно-правовые акты делятся на подзаконные акты и законы.

К законодательным актам РФ об образовании относятся Конституция РФ, ФЗ «Об образовании в РФ» и законы об образовании, которые принимаются субъектами РФ. Конституция РФ как акт высшей юридической силы закрепляет право на образование (статья 43) и прочие права, которые способствуют его реализации, а также согласно с принципом федерализма определяет региональный и федеральный уровни правового регулирования отношений, которые возникают в области образования. Законы, принимаемые на федеральном уровне, устанавливают общее направление развития и регулируют общие вопросы сферы образования, получающие последующее развитие в законодательных актах субъектов Федерации с целью учета особенности того либо другого региона. Следовательно, система законодательства об образовании имеет трехзвенную структуру.

Системообразующим законодательным актом в системе российского законодательства об образовании выступает ФЗ «Об образовании в РФ» (далее — Закон). Он выполняет интегрирующую функцию, т. е. объединяет в общую отрасль законодательства все разнообразие нормативно-правовых актов, которые регулируют правоотношения в области образования. По этой причине его следует назвать базовым либо основополагающим законом. Данные законодательные акты, согласно с теорией законодательной техники, вводят «общие режимы и принципы правового регулирования, получающие в дальнейшем развитие в видовых законах». Иными словами, нормы базового закона как правило отражены в нормах прочих федеральных законов, которые имеют более узкий предмет регулирования, а также в нормативных правовых актах, которые издаются федеральными органами исполнительной власти.

Новый ФЗ «Об образовании в РФ», который вступил в силу 1 сентября 2013 года, значительно отличается от предыдущего. Помимо финансово-экономических и управленческих отношений, он регламентирует еще и содержание образования, т. е. обязанности и права участников образовательного процесса.

Также в новом Законе вводятся отчетливые определения понятий «учебный план», «уровень образования», «воспитание», «обучение», «образование», «квалификация» и так далее. Одним из главных изменений выступает смена термина «образовательное учреждение» на термин «образовательная организация».

Согласно с новым законом структура образования в РФ состоит из общего образования, профессионального образования, дополнительного образования и профессионального обучения.

Общее образование состоит из:

‒ дошкольного образования;

‒ начального общего образования;

‒ основного общего образования;

‒ среднего общего образования.

Что касается системы профессионального образования, то она состоит из 4 уровней:

  1. среднего профессионального образования;
  2. высшего образования — бакалавриата;
  3. высшего образования — специалитета, магистратуры;
  4. высшего образования — подготовки кадров высшей квалификации.

Дополнительное образование в ФЗ «Об образовании в РФ» базируется на концепции образования в течение всей жизни и состоит из 3 элементов:

  1. дополнительного образования детей;
  2. дополнительного образования взрослых;
  3. дополнительного профессионального образования.

Огромную роль вопросам правового регулирования образования отводит Парламент РФ. В Совете Федерации и Государственной Думе работают специальные парламентские комитеты по образованию и науке, которые состоят из депутатов, имеющих профессиональную связь с образованием. Перед тем, как принять определенный закон, его тщательно обсуждают специалисты и представители общественности.

Министерство образования и науки РФ с целью осуществления нового закона реализует несколько проектов, которые направлены на обеспечение соблюдения и использования новых норм на практике. К ним следует отнести: формирование справочно-экспертной онлайн-системы, повышение квалификации работников органов государственной власти в области образования, направление методических разъяснений по использованию определенных норм Федерального закона.

В России успешно реализуется и законодательно утвержден национальный проект «Образование», в пределах которого выражается образовательная политика государства. Этот проект рассматривает увеличение качества образования как основную государственную задачу, на решение которой народ направляет нужные силы государства и общества. По этой причине проект именуется национальным.

В пределах этого национального проекта проводятся разные мероприятия: осуществляется поддержка на конкурсной основе лучших учителей и школ; государственная поддержка научных исследований вузов, внедрение инновационных образовательных программ; организаций среднего профессионального образования; интернетизация российского образования.

Эти направления имеют тесную связь с преобразованием всей системы образования, они формируют целостную мозаику, главное назначение которой — это системный сдвиг в области образования.

Литература:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. от 31.12.2014) // СЗ РФ. 31.12.2012. № 53 (ч. I). Ст. 7598.
  2. Матюшева Т. Н. Образование как общая ценность международного права // Теория и практика общественного развития. 2014. № 14.
  3. Толстик В. А., Дворников Н. Л., Каргин К. В. Системное толкование норм права. М.: Юриспруденция, 2010. с.136
  4. Ф. Гафиуллина. Эффективность деятельности системы образования.// Социально-экономические вопросы развития региона. — 2009.- № 1. — с.44–48.
  5. Козырин А. н. Современные контуры образовательного права // Закон, — 2012. — № 4.
  6. Шкатулла В. И. Образовательное право: учеб. для вузов, — М.: НОРМА, 2001.
Основные термины (генерируются автоматически): РФ, область образования, образование, конституция РФ, профессиональное образование, акт, высшее образование, норма, нормативно-правовой акт, общее образование.


Похожие статьи

Особенности правового регулирования образовательных...

РФ, область образования, образование, профессиональное образование, конституция РФ, общее образование, нормативно-правовой акт, высшее образование, дополнительное образование...

Нормативно-правовое регулирование образовательной...

Основополагающим нормативным актом, регулирующим образовательную деятельность в Российской Федерации, является Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [5] (далее — Закон № 273-ФЗ).

Правовое регулирование современного российского образования

Российская Федерация, акт, исполнительная власть, нормативно-правовое регулирование, область образования, сфера образования, Министерство образования, Постановление Правительства РФ, Конституция...

Нормативно-правовое обеспечение системы дополнительного...

Конституция Российской Федерациивысший нормативный правовой акт РФ, гарантирующий, что «каждый имеет право на образование» (статья 43) [3]; Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N...

Законодательное регулирование права на образование

Российская Федерация, ГК РФ, государственная политика, профессиональное образование, область образования, сфера образования, конституция РФ, образование, услуга, Федеральная целевая программа.

Законодательное регулирование отношений в области высшего...

3) нормативно-правовые акты РФ

Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, сфера образования, высшее образование, отношение, область образования, образование, образовательная организация, государственная политика, Россия...

Конституция Российской Федерации как основной...

Как известно, Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ (ч.1 ст.15 Конституции РФ).

Новшества законодательства в сфере образования: субъекты...

Этим законом введено множество частноправовых элементов в систему образование РФ. Внимание следует уделить трактовке понятий

В связи с этим постоянное внесение изменений в нормативно-правовые акты, регулирующие образовательную сферу, не удивительно.

Нормативно-правовое обеспечение деятельности...

Малокомплектные сельские школы являются неотъемлемой частью системы образования в Российской Федерации. Деятельность малокомплектной сельской школы регулируется такими нормативно-правовыми актами как: Конституция РФ...

Похожие статьи

Особенности правового регулирования образовательных...

РФ, область образования, образование, профессиональное образование, конституция РФ, общее образование, нормативно-правовой акт, высшее образование, дополнительное образование...

Нормативно-правовое регулирование образовательной...

Основополагающим нормативным актом, регулирующим образовательную деятельность в Российской Федерации, является Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [5] (далее — Закон № 273-ФЗ).

Правовое регулирование современного российского образования

Российская Федерация, акт, исполнительная власть, нормативно-правовое регулирование, область образования, сфера образования, Министерство образования, Постановление Правительства РФ, Конституция...

Нормативно-правовое обеспечение системы дополнительного...

Конституция Российской Федерациивысший нормативный правовой акт РФ, гарантирующий, что «каждый имеет право на образование» (статья 43) [3]; Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N...

Законодательное регулирование права на образование

Российская Федерация, ГК РФ, государственная политика, профессиональное образование, область образования, сфера образования, конституция РФ, образование, услуга, Федеральная целевая программа.

Законодательное регулирование отношений в области высшего...

3) нормативно-правовые акты РФ

Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, сфера образования, высшее образование, отношение, область образования, образование, образовательная организация, государственная политика, Россия...

Конституция Российской Федерации как основной...

Как известно, Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ (ч.1 ст.15 Конституции РФ).

Новшества законодательства в сфере образования: субъекты...

Этим законом введено множество частноправовых элементов в систему образование РФ. Внимание следует уделить трактовке понятий

В связи с этим постоянное внесение изменений в нормативно-правовые акты, регулирующие образовательную сферу, не удивительно.

Нормативно-правовое обеспечение деятельности...

Малокомплектные сельские школы являются неотъемлемой частью системы образования в Российской Федерации. Деятельность малокомплектной сельской школы регулируется такими нормативно-правовыми актами как: Конституция РФ...

Задать вопрос