Современное развитие дополнительного образования детей в России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №20 (467) май 2023 г.

Дата публикации: 16.05.2023

Статья просмотрена: 909 раз

Библиографическое описание:

Костюкова, И. Г. Современное развитие дополнительного образования детей в России / И. Г. Костюкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 20 (467). — С. 197-199. — URL: https://moluch.ru/archive/467/102731/ (дата обращения: 28.04.2024).



Данная статья раскрывает роль дополнительного образования в нашей стране, рассматривает целевую модель развития региональных систем допобразования, освещает актуальные проблемы, задачи и пути их решения на государственном уровне.

Ключевые слова: дополнительное образование детей, дополнительное образование, Российская Федерация, повышение качества.

Система дополнительного образования детей в России имеет вековую историю, являясь неотъемлемой составляющей общего образования. Нельзя не отметить её уникальность, потому как ни в одной другой стране на государственном уровне не ставится приоритетной задачей развитие дополнительного образования детей (далее — ДОД).

Правительством РФ в марте 2023 года определена Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года. Первоочередная задача, поставленная перед субъектами РФ — планомерное увеличение охвата детей в возрасте от 5 до 18 лет дополнительным образованием.

Внедрена целевая модель развития региональных систем ДОД, включающая в себя:

– сеть региональных модельных центров ДОД;

– сеть муниципальных опорных центров ДОД;

персонифицированный учет обучающихся;

– персонифицированное финансирование ДОД;

– региональные навигаторы ДОД;

обновление содержания программ;

доступность ДО для детей с различными образовательными потребностями.

Регистрация детей в региональных навигаторах позволяет вести персонифицированные учет и финансирование, обеспечивая доступность и повышение качества дополнительных общеобразовательных программ. На сегодняшний момент региональные навигаторы функционируют во всех субъектах Российской Федерации, они помогают выбрать дополнительную программу и оплатить обучение. Региональные навигаторы синхронизированы с федеральной государственной информационной системой «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», что позволяет родителям (законным представителям) подать в электронном виде заявление о записи ребенка на дополнительную общеобразовательную программу.

При государственной поддержке динамично развивается современная высокотехнологичная инфраструктура дополнительного образования детей естественно-научной и технической направленностей, ежегодно вовлекая в свою деятельность более 1,5 млн. детей.

С 2019 года ведется активная работа по укреплению материально-технической базы ДШИ (в соответствие с федеральными государственными требованиями к условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств) — школы оснащаются новыми музыкальными инструментами, современным оборудованием и учебными материалами, проводится капитальный и косметический ремонт зданий.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» закрепил статус ДШИ как первой ступени трехуровневой системы подготовки творческих кадров. Министерство культуры РФ регламентировало порядок осуществления образовательной деятельности ДШИ, призванный обеспечить сохранность уникальной отечественной системы начального обучения детей различным видам искусства и преемственность образовательных программ в сфере культуры и искусства всех уровней.

Вместе с тем, в системе дополнительного образования остается ряд нерешенных проблем:

– недостаточное межведомственное и межуровневое взаимодействие в регионах;

– сокращение сети организаций ДОД;

– неразвитость механизмов учета индивидуальных возможностей и потребностей ребенка;

– несоответствие материально-технической базы, содержания и методов обучения, профессионального уровня педагогов темпам развития науки, техники, культуры, спорта, экономики, технологий и социальной сферы;

– дефицит кадров, в том числе в сельской местности; старение квалифицированных педагогических кадров;

– ограниченная доступность инфраструктуры ДОД для различных категорий детей (в особенности для детей с ОВЗ и детей-инвалидов);

– неэффективность вклада ДОД в реализацию приоритетных направлений научно-технологического развития страны;

– недостаточный вклад ДОД в профилактику и преодоление школьной неуспешности;

– недостаточное интегрирование дополнительного и общего образования;

– недостаточное количество негосударственных организаций ДОД;

– в системе дополнительного образования сферы культуры и искусства:

– риск утраты отечественных академических традиций начального образования в области искусства;

– отсутствие необходимых условий в ДШИ.

Целями развития ДОД являются создание условий для самореализации и развития талантов детей, а также воспитание высоконравственной и социально ответственной личности. Для их достижения целей необходимо решение ряда задач:

– развитие региональных систем ДОД;

– обновление инфраструктуры ДОД;

– совершенствование системы сертификатов;

– обновление содержания и методов обучения;

– формирование единого открытого образовательного пространства ДОД с участием организаций негосударственного сектора;

– формирование у детей и молодежи общероссийской гражданской идентичности, патриотизма и гражданской ответственности и др.

Развитие отечественной системы ДОД в настоящее время является одним из приоритетных направлений внутренней государственной политики. Целый ряд распоряжений Президента и различных ведомств регламентируют этапы модернизации и повышения качества этого вида образования. Сегодня становится очевидным, что фактор наличия у человека дополнительного образования — это гарантия его высокой востребованности и конкурентоспособности в обществе, важнейшее условие жизненного успеха.

Литература:

  1. Распоряжение правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-р «О Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года». — Текст: электронный // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов: [сайт]. — URL: https://docs.cntd.ru/document/350163313 (дата обращения: 15.05.2023).
  2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ. — Текст: электронный // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов: [сайт]. — URL: https://docs.cntd.ru/document/902389617 (дата обращения: 15.05.2023).
  3. Паспорт приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей» (утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам, протокол от 30 ноября 2016 года N 11). — Текст: электронный // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов: [сайт]. — URL: https://docs.cntd.ru/document/456051225 (дата обращения: 15.05.2023).
  4. Ситник, Л. Ф. Оценка качества дополнительного образования детей: методическое пособие для специалистов системы дополнительного образования детей / Л. Ф. Ситник. — 2-е изд. — СПб: ГБНОУ «СПБ ГДТЮ», 2017. — 42 c. — Текст: непосредственный.
  5. Логинова, Л. Г. Оценивание качества в дополнительном образовании детей. Практико-ориентированная монография / Л. Г. Логинова. — Чебоксары: Среда, 2019. — 429 c. — Текст: непосредственный.
Основные термины (генерируются автоматически): дополнительное образование, дополнительное образование детей, повышение качества, Российская Федерация, государственный уровень, материально-техническая база, метод обучения, общее образование, система.


Похожие статьи

Нормативно-правовое обеспечение системы дополнительного...

прав детей на получение образования; системы дополнительного образования

дополнительного образования детей в Забайкальском крае.

Государственная Программа «Развитие образования 2013–2020» направлена на обеспечение высокого качества российского образования

Дополнительное образование детей в Российской Федерации.

Правовое регулирование общего и дополнительного...

 Правовое регулирование системы общего и дополнительного образования имеет разветвлённую структуру.

На базе общеобразовательного учреждения дополнительное образование приносит

Таким образом, в первую очередь дополнительное образование детей направленно на

Дополнительное образование детей в Российской Федерации.

Актуализация роли дополнительного образования детей...

Основным смыслом идеи использования общим образованием потенциала

Дополнительное образование детей по своему содержанию охватывает все сферы

Гибкость дополнительного образования детей как открытой социальной системы

Очевидно, что подобные задачи актуальны и для системы дополнительного образования детей.

Система образования в Российской Федерации

в Законе об образовании Российской Федерации.

— светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях

В системе образования обязательным является основное общее образование (девятилетняя общеобразовательная школа)

Например, в Москве, где с 1994 г. утверждена программа «Столичное образование».

Современные тенденции развития системы дополнительного...

В качестве примера негосударственного дополнительного образований может стать детский

Жильцова О. А. Интеграция общего и дополнительного образования школьников. М., 2011.

Скрипка Л. П. Развитие системы дополнительного образования детей

Дополнительное образование органично сочетает в себе воспитание, обучение и развитие...

Анализ системы дополнительного профессионального...

В Российской Федерации на уровне правительства принят ряд видов ДПО, к наиболее

Каждый из этих видов ДПО имеет свои особенности и свое место в общей системе. Основные характеристики системы дополнительного профессионального образования РФ.

Российская система дополнительного образования к настоящему времени в основном уже...

Интеграция дополнительного образования детей и дошкольного...

Именно такой выбор предлагает система дополнительного образования детей, в том

- не изучается заказ детей и родителей на дополнительное образование

- повышение качества дополнительного образования, внедрение системы менеджмента качества

3. Золотарева А. В. Проблемы и перспективы включения дополнительного образования детей...

Общее и особенное в соотношении понятий «дополнительное...»

В среде педагогической общественности отмечается стойкая тенденция смешения и даже подмены понятий «дополнительное образование детей» и «внеурочная деятельность»: это не просто мелкие недочеты, а системная, сложная проблема, не соответствующая особой миссии...

Современные возможности дополнительного образования...

Понятие «дополнительное образование детей» было принято в 1992 году и закреплено в Законе РФ «Об образовании» [1, c. 5]. На сегодняшний день, дополнительное образование

cоздать систему научно-технического просвещения через привлечение детей и молодёжи к

разработать и внедрить новый российский формат дополнительного образования детей в...

Похожие статьи

Нормативно-правовое обеспечение системы дополнительного...

прав детей на получение образования; системы дополнительного образования

дополнительного образования детей в Забайкальском крае.

Государственная Программа «Развитие образования 2013–2020» направлена на обеспечение высокого качества российского образования

Дополнительное образование детей в Российской Федерации.

Правовое регулирование общего и дополнительного...

 Правовое регулирование системы общего и дополнительного образования имеет разветвлённую структуру.

На базе общеобразовательного учреждения дополнительное образование приносит

Таким образом, в первую очередь дополнительное образование детей направленно на

Дополнительное образование детей в Российской Федерации.

Актуализация роли дополнительного образования детей...

Основным смыслом идеи использования общим образованием потенциала

Дополнительное образование детей по своему содержанию охватывает все сферы

Гибкость дополнительного образования детей как открытой социальной системы

Очевидно, что подобные задачи актуальны и для системы дополнительного образования детей.

Система образования в Российской Федерации

в Законе об образовании Российской Федерации.

— светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях

В системе образования обязательным является основное общее образование (девятилетняя общеобразовательная школа)

Например, в Москве, где с 1994 г. утверждена программа «Столичное образование».

Современные тенденции развития системы дополнительного...

В качестве примера негосударственного дополнительного образований может стать детский

Жильцова О. А. Интеграция общего и дополнительного образования школьников. М., 2011.

Скрипка Л. П. Развитие системы дополнительного образования детей

Дополнительное образование органично сочетает в себе воспитание, обучение и развитие...

Анализ системы дополнительного профессионального...

В Российской Федерации на уровне правительства принят ряд видов ДПО, к наиболее

Каждый из этих видов ДПО имеет свои особенности и свое место в общей системе. Основные характеристики системы дополнительного профессионального образования РФ.

Российская система дополнительного образования к настоящему времени в основном уже...

Интеграция дополнительного образования детей и дошкольного...

Именно такой выбор предлагает система дополнительного образования детей, в том

- не изучается заказ детей и родителей на дополнительное образование

- повышение качества дополнительного образования, внедрение системы менеджмента качества

3. Золотарева А. В. Проблемы и перспективы включения дополнительного образования детей...

Общее и особенное в соотношении понятий «дополнительное...»

В среде педагогической общественности отмечается стойкая тенденция смешения и даже подмены понятий «дополнительное образование детей» и «внеурочная деятельность»: это не просто мелкие недочеты, а системная, сложная проблема, не соответствующая особой миссии...

Современные возможности дополнительного образования...

Понятие «дополнительное образование детей» было принято в 1992 году и закреплено в Законе РФ «Об образовании» [1, c. 5]. На сегодняшний день, дополнительное образование

cоздать систему научно-технического просвещения через привлечение детей и молодёжи к

разработать и внедрить новый российский формат дополнительного образования детей в...

Задать вопрос