Современные возможности дополнительного образования в России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №19 (414) май 2022 г.

Дата публикации: 13.05.2022

Статья просмотрена: 204 раза

Библиографическое описание:

Беспалова, О. В. Современные возможности дополнительного образования в России / О. В. Беспалова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 19 (414). — С. 429-433. — URL: https://moluch.ru/archive/414/91381/ (дата обращения: 02.05.2024).



Актуальность выбранной темы обусловлена проблемой самоопределения у современных школьников, которые в последнее время все чаще не знают кем хотят стать после получения среднего образования. В свою очередь, школьная профориентационная программа не дает практических навыков для того, чтобы понять с чем придется столкнуться в будущей профессии, а также что предстоит делать на рабочем месте, получив то или иное образование.

Исходя из данной проблематики, необходимо выяснить, как в текущей ситуации действовать школьникам и их родителям для того, чтобы понять какие есть возможности для получения дополнительного образования в России. Ведь каждый человек мечтает реализовать свои мечты о счастливом и успешном будущем.

Ключевые слова: дополнительное образование, инновации в образовании, интеллектуальное развитие детей и подростков, кванториум, технопарк.

The relevance of the chosen topic is due to the problem of self-determination among modern schoolchildren, who recently increasingly do not know who they want to become after receiving secondary education. In turn, the school career guidance program does not provide practical skills in order to understand what you will have to face in your future profession, as well as what you will have to do in the workplace after receiving this or that education.

Based on this problem, it is necessary to find out how to act in the current situation for schoolchildren and their parents in order to understand what opportunities there are for obtaining additional education in Russia. After all, everyone dreams of realizing their dreams of a happy and successful future.

Keywords: additional education, innovations in education, intellectual development of children and adolescents, quantorium, technopark.

На сегодняшний день, вопрос получения дополнительного образования в России волнует не только самих школьников, их родителей, но еще и преподавателей [2, c. 263].

Каким образом подготовить подрастающее поколение к поступлению в средние профессиональные и высшие учебные заведения, как лучше представить информацию детям для того, чтобы они выбрали понравившуюся им профессию, которая в будущем принесет им моральное и материальное удовлетворение? Как не ошибиться с выбором и не потратить время зря на освоение профессии, с которой будущий специалист не захочет связать свою жизнь? Данные вопросы особо актуальны и требуют немедленного ответа.

Понятие «дополнительное образование детей» было принято в 1992 году и закреплено в Законе РФ «Об образовании» [1, c. 5]. На сегодняшний день, дополнительное образование является одним из главных механизмов осуществления идеи непрерывного образования, которое направлено на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования [9, c. 219].

За последнее десятилетие в системе высшего профессионального образования произошли серьезные изменения. По последним статистическим данным, треть выпускников российских вузов, что составляет 1,2 миллиона человек, получивших высшее или среднее профессиональное образование, после получения диплома не работают по специальности.

В свою очередь, данные выборочного исследования Росстата, проведенного в 2019 году, говорят о том, что 31 % (634,5 тыс.) студентов, окончивших вузы в 2016–2018 годах, не работают по специальности. Среди выпускников колледжей и техникумов доля неработающих по специальности составляет 43 % (389,3 тыс. чел.), среди окончивших профессиональное училище составляет 50 % (224,6 тыс. чел.).

Процентная доля выпускников, работающих по специальности диплома

Рис. 1. Процентная доля выпускников, работающих по специальности диплома

Кроме того, можно отметить, что 12,9 % выпускников вузов, закончивших обучение в прошлом году, так и не нашли какую-либо работу. Среди выпускников средне профессиональных образовательных учреждений уровень безработицы в первом квартале 2020 года выше и составил 17,9 %.

По статистическим данным последних лет, в рейтинге наиболее популярных направлений среди выпускников вузов лидирует «Экономика и управление», а также «Юриспруденция» [8, c. 255]. С 2016 по 2018 получили дипломы по направлению «Экономика и управление» 580,7 тысяч человек, но только лишь 63 % выпускников начали работать по полученной специальности, по направлению «Юриспруденция» 232 тысячи человек получили дипломы, а трудоустроились 72 %.

В свою очередь, самая низкая доля неработающих по специальности выпускников среди тех, кто закончил вузы по медицинской направленности. Также можно сделать вывод о том, что студенты, выбирающие информационные и технические специальности делают более осознанный выбор и успешнее трудоустраиваются после окончания обучения в вузах.

Процентная доля выпускников вузов неработающих по специальности (с указанием профессиональной отрасли)

Рис. 2. Процентная доля выпускников вузов неработающих по специальности (с указанием профессиональной отрасли)

В 2020 году сервис Работа.ру и портала Rambler также проводили исследование трудоустройства среди выпускников вузов и средне профессиональных образовательных учреждений, по данным которого большая часть (64 %) выпускников выбрали для работы другую специальность, отличную от указанной в дипломах. При этом 40 % респондентов заявили, что никогда не работали по специальности, лишь 24 % опрошенных имели опыт работы когда-либо, но в прошлом. В свою очередь, устроились по выбранной в дипломе профессии только 36 % опрошенных выпускников. Кроме того, треть выпускников (28 %) заявили, что им пришлось сменить сферу из-за низкого уровня оплаты труда.

Исходя из приведенных выше данных, следует, что существует проблема определения сферы будущей профессии, а также соответственно и места будущей работы у молодых специалистов, которые только получили после школьное образование. Соответственно, существует тенденция роста числа выпускников, которые не могут устроиться по специальности ввиду каких-либо сложностей.

Таким образом, отмечается тенденция роста случаев трудоустройства не по специальности среди выпускников последних лет. Поэтому вопрос профессиональной ориентации, развития индивидуальных качеств личности среди современных школьников особо важен в современном обществе [4, c. 27].

В своей книге «Педагогика досуга. Организация досуга в семье» Н. И. Бочарова говорит о проведении досуга следующее: «Неумение содержательно и с пользой для себя и окружающих организовать досуг — показатель низкой культуры человека, а с другой стороны, интересный досуг — средство всестороннего развития личности человека [3, c. 155].

Проблема самоопределения у учащихся школы требует провести немедленный анализ современной системы дополнительного образования в России и выявить основные тенденции и возможности развития инновационного подхода в сфере дополнительного образования.

В настоящий момент работа педагога дополнительного образования в России регламентируется стандартом «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (Зарегистрировано в Минюсте России 17.12.2021 N 66403).

Для развития сферы дополнительного образования в 2015 году Президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным была подписана стратегическая инициатива «Новая модель дополнительного образования детей», в рамках которой сегодня по всей стране создаются детские технопарки «Кванториум». Это абсолютно новый формат внешкольной работы с учащимися от 10 до 18 лет, где подростки в проектной форме обучаются перспективным естественно-научным и техническим направлениям, осваивают инженерные навыки.

«Кванториум» — это среда ускоренного развития инженерных, исследовательских навыков и изобретательского мышления детей на основе проектной, командной деятельности под руководством компетентных наставников и при деятельном участии родителей. Такие технопарки оснащены высокотехнологичным оборудованием, нацеленные на подготовку новых высококвалифицированных инженерных кадров, разработку, тестирование и внедрение инновационных технологий и идей [10, c. 46]. Все умения и навыки приобретаются только через опыт, поэтому в «Кванториуме» большое значение уделяют практике.

Основной целью создания технопарков — является разработка и развитие в стране системы инновационных площадок интеллектуального развития и досуга для детей и подростков. Этими площадками, в рамках проекта, являются квантумы — научные направления, из которых состоит технопарк. В них воспитанники работают с приборами и современным оборудованием, учатся создавать что-то своими руками, приобретают нужные навыки, решают реальные производственные задачи, под руководством опытных наставников.

Предполагается, что к окончанию срока реализации проекта (31 декабря 2024 года) 80 % детей в возрасте от 5 до 18 лет будут охвачены дополнительным образованием, кроме того, в планах создание 225 детских технопарков «Кванториум» и 900 тыс. новых учебных мест дополнительного образования.

Не один год, месяц, день уходит на поиск таланта, одаренности, способности, гениальности [7, c. 154]. Как раз миссия создания детских технопарков — это содействовать ускоренному техническому развитию детей и реализации научно-технического потенциала российской молодежи, внедряя эффективные модели образования, доступные для тиражирования во всех регионах. От внимания преподавателя зависит возможность вовремя распознать этот психологический феномен в студенте, от родителей — в своем ребенке [6, c. 11].

Основные задачи создания техноцентров в РФ:

  1. cоздать систему научно-технического просвещения через привлечение детей и молодёжи к изучению и практическому применению наукоёмких технологий;
  2. гарантировать подготовку кадрового резерва для наукоемких и высокотехнологичных ведущих отраслей страны;
  3. разработать и внедрить новый российский формат дополнительного образования детей в сфере инженерных наук;
  4. обеспечить системное выявление и дальнейшее сопровождение одаренных в инженерных науках детей.

Согласно исследованию института McKinsey Global, активное внедрение автоматизации, искусственного интеллекта и робототехники приведет к снижению потребности в ручных, физических и базовых когнитивных навыках. Следовательно, спрос на технологические, социальные, эмоциональные и другие когнитивные навыки будет расти.

Поэтому, для профессий будущего помимо навыков командной и управленческой работы также важно критическое мышление сотрудника, владение современными цифровыми системами, знание программирования и кибербезопасности. [5, c. 180].

В современном обществе, все более утрачивается важность самого наличия диплома, так как работодатели переходят к подходу, основанному на профессиональных компетенциях, при наличии примерно одинакового уровня образования работодатель готов рассмотреть кандидата с более высокими социально-психологическими качествами и навыками (soft skills). Таким образом, программы, представленные в детских технопарках «Кванториумах», полностью соответствуют профессиям будущего, а также дают широкие возможности для выбора сферы предстоящей работы.

Поэтому, внедрение технопарков в программу дошкольного образования даст подрастающему поколению уверенность в правильности выбранной профессии, а также позволит внедрить инновационные идеи в различных сферах жизни подрастающего поколения, поднимет престиж инженерных и технических специальностей, а также вовлечет в развитие научно-исследовательской деятельности страны в целом.

Приложение 1

Таблица 1

Основные направления, представленные в «Кванториумах» (кванты)

Направление

Описание

1

Геоквантум

  1. Пространственные данные и геоинформационные инструменты

2

Биоквантум

Конструирование искусственных организмов, современные материалы, источники энергии

3

Наноквантум

Синтезирование, модифицирование и изучение материалов на микро- и наноуровнях

4

Нейроквантум

Нейротехнологии и нейробиология, практические навыки нейрохирургии и нейроуправления

5

Энерджиквантум

Изучение основных направлений альтернативной энергетики, создание современных ТС

6

Промышленный дизайн

Создание удобных и красивых пространственных продуктов

7

VR/AR

Разработка системы распознавания образов, визуализация решений в стереоформате

8

Робоквантум

Беспроводная связь, средства программирования, технологии в области электроники и мехатроники

9

Автоквантум

Создание беспилотных транспортных средств

10

Космоквантум

Развитие космических технологий

11

Аэроквантум

Проектирование, сборка, коммерческое применение беспилотных летательных аппаратов

12

Лазерквантум

Лазерные технологии, коммерческое промышленное применение различных видов лазеров

13

IT квантум

Интеллектуальные системы и технологии информационной безопасности, ОС, сети и ПО

Литература:

  1. Ахмерова, Н. М. Педагогика творчества: учебное пособие для вузов / Н. М. Ахмерова, Р. С. Рабаданова, А. Л. Фатыхова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 5 с.
  2. Байбородова, Л. В. Дополнительное образование детей. Психолого-педагогическое сопровождение: учебник для среднего профессионального образования / Л. В. Байбородова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 263 с.
  3. Бочарова, Н. И. Педагогика досуга. Организация досуга детей в семье: учебное пособие для вузов / Н. И. Бочарова, О. Г. Тихонова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 155с.
  4. Гребенюк, О. С. Педагогика индивидуальности: учебник и практикум для вузов / О. С. Гребенюк, Т. Б. Гребенюк. — 2-е изд., доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 27 с.
  5. Дейч, Б. А. Дополнительное образование детей: история и современность: учебное пособие для среднего профессионального образования / [и др.]; под редакцией Б. А. Дейча. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 180 с.
  6. Золотарева, А. В. Методика преподавания по программам дополнительного образования детей: учебник и практикум для вузов / А. В. Золотарева, Г. М. Криницкая, А. Л. Пикина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 11 с.
  7. Золотарева, А. В. Дополнительное образование детей: история и современность: учебное пособие для вузов / А. В. Золотарева. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 154 с.
  8. Панфиловой, А. П., Бавиной П. А. Дополнительное образование [Текст]: менеджмент образовательных услуг: учебник для бакалавриата: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по экономическим и гуманитарным направлениям и специальностям / [Агапова Е. Н. и др.]; под редакцией А. П. Панфиловой, П. А. Бавиной; Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена, Институт экономики и управления. — Москва: Проспект, 2018. -255с.
  9. Рослякова, С. В., Пташко, Т. Г., Соколова Н. А. Педагогика: учебник и практикум для вузов / под научной редакцией Р. С. Димухаметова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 219 с.
  10. Серякова, С. Б. Дополнительное профессиональное образование в России и странах Западной Европы: сопоставительный анализ [Текст]: монография / С. Б. Серякова, В. В. Кравченко; М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное гос.бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования «Московский пед. гос. ун-т». — Москва: МПГУ, 2018. — 46 с.
Основные термины (генерируются автоматически): дополнительное образование, Россия, выпускник вузов, навык, направление, подрастающее поколение, специальность, будущая профессия, дополнительное образование детей, современное общество.


Ключевые слова

дополнительное образование, технопарк, инновации в образовании, интеллектуальное развитие детей и подростков, кванториум

Похожие статьи

Современные тенденции развития системы дополнительного...

С другой стороны, регионы финансируют дополнительное образование — например, целевые кружки. Как правило, детей обучают либо музыке, либо спорту. И очень мало кружков и секций, связанных с инженерными профессиями и ориентирующих детей на те специальности...

Формирование педагогической профессии «педагог...»

Формирование педагогической профессии «педагог дополнительного образования». Автор: Лупандина Марина Владимировна.

Асмолов А. Г., Дополнительное образование как зона ближайшего развития образования в России: от традиционной педагогике к педагогике...

История становления дополнительного образования детей...

Сказанное актуализирует роль дополнительного образования детей на современном этапе, требует его разноуровневой проработки и исследования с учётом современных тенденций развития национальной образовательной системы Российской Федерации.

Актуализация роли дополнительного образования детей...

Сказанное актуализирует роль дополнительного образования детей на современном этапе, требует его разноуровневой проработки с учётом современных тенденций развития национальной образовательной системы Российской Федерации.

Актуальность профориентационной работы в образовательных...

На современном этапе развития общества одна из важнейших задач — подготовка

Работники вузов и ссузов выезжают на профориентационные мероприятия в школы

Но не стоит забывать, что в выборе будущей профессии ребенка оказывают большое влияние и...

Опыт внедрения профориентационных образовательных курсов...

Дополнительное профессиональное образование должно брать на себя совместно с системой основной профессиональной подготовки важнейшее направление совместной деятельности — организацию профориентационной работы со студентами в части расширения видения...

Анализ системы дополнительного профессионального...

Анализ системы дополнительного профессионального образования России и его роль в современных условиях.

Хомутов О.И. Дополнительное профессиональное образование – цивилизованный путь решения проблемы занятости населения России: [Электронный ресурс]...

Рубрика: Внешкольное (дополнительное) образование...

дополнительное образование, ребенок, участник мероприятий, младшая возрастная группа, профессиональная ориентация, профессия, ранняя профориентация, школьник, будущая профессия, воспитательная работа.

Перспективные направления в развитии образования на этапе...

Сфера дополнительного образования создает особые возможности для развития образования в целом, в том числе для опережающего обновления его содержания в соответствии с задачами перспективного развития страны.

Общее и особенное в соотношении понятий «дополнительное...»

Дополнительное образование детей предполагает реализацию дополнительной общеобразовательной

Дополнительное образование — это вид образования, который направлен на

Эти занятия могут для воспитанника стать прообразом профессии или хобби.

Похожие статьи

Современные тенденции развития системы дополнительного...

С другой стороны, регионы финансируют дополнительное образование — например, целевые кружки. Как правило, детей обучают либо музыке, либо спорту. И очень мало кружков и секций, связанных с инженерными профессиями и ориентирующих детей на те специальности...

Формирование педагогической профессии «педагог...»

Формирование педагогической профессии «педагог дополнительного образования». Автор: Лупандина Марина Владимировна.

Асмолов А. Г., Дополнительное образование как зона ближайшего развития образования в России: от традиционной педагогике к педагогике...

История становления дополнительного образования детей...

Сказанное актуализирует роль дополнительного образования детей на современном этапе, требует его разноуровневой проработки и исследования с учётом современных тенденций развития национальной образовательной системы Российской Федерации.

Актуализация роли дополнительного образования детей...

Сказанное актуализирует роль дополнительного образования детей на современном этапе, требует его разноуровневой проработки с учётом современных тенденций развития национальной образовательной системы Российской Федерации.

Актуальность профориентационной работы в образовательных...

На современном этапе развития общества одна из важнейших задач — подготовка

Работники вузов и ссузов выезжают на профориентационные мероприятия в школы

Но не стоит забывать, что в выборе будущей профессии ребенка оказывают большое влияние и...

Опыт внедрения профориентационных образовательных курсов...

Дополнительное профессиональное образование должно брать на себя совместно с системой основной профессиональной подготовки важнейшее направление совместной деятельности — организацию профориентационной работы со студентами в части расширения видения...

Анализ системы дополнительного профессионального...

Анализ системы дополнительного профессионального образования России и его роль в современных условиях.

Хомутов О.И. Дополнительное профессиональное образование – цивилизованный путь решения проблемы занятости населения России: [Электронный ресурс]...

Рубрика: Внешкольное (дополнительное) образование...

дополнительное образование, ребенок, участник мероприятий, младшая возрастная группа, профессиональная ориентация, профессия, ранняя профориентация, школьник, будущая профессия, воспитательная работа.

Перспективные направления в развитии образования на этапе...

Сфера дополнительного образования создает особые возможности для развития образования в целом, в том числе для опережающего обновления его содержания в соответствии с задачами перспективного развития страны.

Общее и особенное в соотношении понятий «дополнительное...»

Дополнительное образование детей предполагает реализацию дополнительной общеобразовательной

Дополнительное образование — это вид образования, который направлен на

Эти занятия могут для воспитанника стать прообразом профессии или хобби.

Задать вопрос