Перспективные направления в развитии образования на этапе «дополнительное образование — начальная школа» | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Внешкольное (дополнительное) образование и воспитание

Опубликовано в Образование и воспитание №1 (21) февраль 2019 г.

Дата публикации: 06.02.2019

Статья просмотрена: 342 раза

Библиографическое описание:

Гронтковская, Н. В. Перспективные направления в развитии образования на этапе «дополнительное образование — начальная школа» / Н. В. Гронтковская. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2019. — № 1 (21). — С. 40-41. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/114/3930/ (дата обращения: 19.04.2024).



Целостность развития детской личности, поступательный рост его творческого потенциала возможны лишь при условии обеспечения преемственности дополнительного и начального школьного образования в перспективе дальнейшего совершенствования образовательного континуума.

Сфера дополнительного образования создает особые возможности для развития образования в целом, в том числе для опережающего обновления его содержания в соответствии с задачами перспективного развития страны. Сегодня оно является инновационной площадкой для моделей и технологий будущего, для разработки общеобразовательных общеразвивающих программ, ориентированных на свободный выбор, на развитие мотивации к познанию и творчеству, содействие личностному саморазвитию и самоопределению. Актуальной становится такая организация образования, которая обеспечивала бы развитие форм мышления, деятельности, коммуникации, способности ребенка включаться в общественные процессы.

Учреждение дополнительного образования МБУ ДО «Дворец творчества детей и молодежи им. Н. И. Сипягина» драйвер в сети управления образования муниципального образования город Новороссийск, педагоги дополнительного образования — драйверы в системе дополнительного образования. Это тот потенциал, с помощью которого растет и развивается что-то новое, прогрессивное, с привлечением инвесторов, родителей, увеличением охвата детей.

В «Концепции развития дополнительного образования детей» дополнительному образованию отведена роль как одной из составляющей национальной системы поиска и поддержки талантов, как основной для профессионального самоопределения, ориентации и мотивации детей и молодежи к участию в инновационной деятельности в сфере высоких технологий. С развитием общественных и экономических отношений, изменения технологического уклада меняются и формируются новые приоритеты, запросы семей и детей. Все это стимулирует держать курс на использование конкурентных преимуществ системы дополнительного образования и поиск новых подходов и средств.

Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений — все это характеризует деятельность успешного профессионала, педагога дополнительного образования Андрющенко Нину Эдуардовну. На протяжении 10 лет работы с детьми дошкольного возраста в объединении «Раннее развитие» по дополнительной программе «Занимательная логика» педагог по-новому преподносить детям материал, интересно организовывает воспитательный процесс, даёт возможность каждому учащемуся проявить себя как творческую личность, реализовывать свою индивидуальность. Инициативный, творческий и креативный педагог делает детство разнообразным, а обучение мотивированным, учит ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути решения.

Программа «Занимательная логика» — это курс, предназначенный для детей с разным уровнем подготовленности. Во-первых, логические задачи отличаются от большинства математических тем, что для их решения, как правило, не требуется большого запаса математических знаний и можно ограничиться только некоторыми сведениями из арифметики. Во-вторых, логические задачи почти всегда носят занимательный характер и этим привлекают даже тех, кто не любит математику. В процессе развиваются внимание, память, умения и навыки правильного мышления. Программный материал тесно переплетается с такими предметами, как математика, русский язык и литература, информатика, экономика.

Структура построения занятий включает «Мозговую разминку» с интересными вопросами, рассчитанными на сообразительность и быстроту реакции. В процесс изучения нового материала входит решение логических, творческо-поисковых задач, а вот педагогический метод «Мозговой штурм» помогает развитию творческого стиля мышления, где обучающиеся тренируют умение кратко и чётко выражать свои мысли.

Когда маленький человечек приходит впервые на занятия, главное не напугать его, чтоб обучение не стало «мучением». Правильное решение — это игра, фундамент всей организации жизни детей. Игровые приёмы, технологии изобретательских задач успешно включаются в программную деятельность. Каждая встреча детей с педагогом наполнена творческими делами, идеями, которые способствуют реализации интересов и жизненной активности.

В зависимости от заинтересованности контингента обучающихся, используя свой педагогический опыт творческого подхода, педагог Нина Эдуардовна разрабатывает дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы с ориентиром на содержательную практическую деятельность с использованием не стандартных форм работы: программы «Всезнайка», «А,Б,В,Г,Дейка», «Мир, который нужен мне!».

Отличительные особенности программы социально-педагогической направленности «Мир, который нужен мне!» подразумевает реализацию проектной деятельности с учащимися разных групп объединения «Раннее развитие». Вся работа строится с применением технологии личностно-ориентированного подхода, при тесном взаимодействии «педагог — ребенок — родители». Структура программы создается пошагово. Первый шаг педагога — это выбор темы проекта, выдвигается гипотеза, которая воплощается в процесс поисковой деятельности. Второй шаг, тематическое планирование по выбранной проблеме с использованием разных видов деятельности: игровой, познавательно-практической, художественно-речевой, трудовой. Актуальность и важность участия в проектной деятельности в том, что каждый из предложенных проектов (краткосрочный или средней продолжительности) направлен на воспитание личности подрастающего поколения: 1. «Прикоснись к природе сердцем!»; 2. «Мой любимый город — Новороссийск»; 3. «Я живу в России»; 4. «День Победы».

Новизна программы в реализации инновационных принципов обучения, затрагивающих вопросы нравственности и гуманизма. В основе этого метода лежит развитие познавательных, творческих навыков и самостоятельности, умений внимательно слушать собеседника, задавать вопросы по услышанному выступлению, ориентироваться в информационном пространстве. Каждый участник проектного метода имеет возможность сам исследовать и экспериментировать, применять полученные знания в деятельности. Воспитательная задача педагога с привлечением к соучастию родителей делает такие проекты семейными, это помогает укреплять внутрисемейные отношения, определять роль ребенка в семье. Через творческую форму работы проходят открытые мероприятия с участием родителей, КВН, конкурсы на лучшую поделку, чтение стихов, рассказов, сценические постановки к тематическим дням, презентации.

Заменив учебную модель занятий, проектная деятельность является неким мостом к новым формам работы с детьми, позволяющим организовать воспитательную деятельность так, чтобы любой вид совместной деятельности давал только положительный результат. Именно поэтому педагог Нина Эдуардовна считает необходимым занимать самую активную позицию не только как организатора, но и как помощника родителей в приобретении новых знаний в совместной деятельности.

В рамках проекта «Мой город — Новороссийск» на занятии «Путешествие по городу Новороссийску» дети и взрослые совершают занимательную виртуальную экскурсию по улицам героического города, посещают памятники ВОв. Цель мероприятия — развитие уважения к историческим символам и памятникам родного города. Занятие с использованием игровой технологии «обучение действием», а так же с применением интерактивного подхода активно вовлекает через «Диалог участников процесса» в игровые ситуации, каждый ощущает себя реальным путешественником, пассажиром «виртуального автобуса» в сопровождении экскурсовода, в роли которого выступает сам ребенок. Делая тематические остановки, все ребята и родители узнают познавательную информацию. Например, Первая остановка — «Рождение Новороссийска», Вторая остановка — «Боевые заслуги города», «Героические улицы нашего города», «Памятные места города-героя Новороссийска», «Современный Новороссийск», остановка «Черное море». Каждая информационная станция подготовлена учащимися при совместной работе с родителями.

Умение пользоваться методами проектов — это показатель высокой квалификации педагога, его прогрессивной методики обучения и развития детей. По итогам каждого учебного года учитывая предыдущий положительный результат, педагог анализирует программный материал, отбирает, структурирует информацию, привносит новые формы и методы работы, разнообразные виды деятельности с учетом желания детей и родителей получать новые знания, навыки. Метод проектной деятельности выделяет перспективное направление преемственности, позволяющий сформировать и развить:

− интерес к процессу обучения;

− способность принятия нестандартных решений и творческих (умственных, художественных) задач;

  • самостоятельно искать и использовать полученную информацию;

− навыки коммуникативной деятельности и партнерских отношений при совместной деятельности со взрослыми (родителями, педагогами) и со сверстниками.

Исследовательская функция предполагает умение педагога самостоятельно заниматься самообразованием, развивать свои профессиональные интересы, чтобы быть для ребенка настоящим примером.

В настоящее время в условиях информационной социализации дополнительное образование детей может стать инструментом формирования ценностей, мировоззрения, гражданской идентичности подрастающего поколения, адаптивности к темпам социальных и технологических перемен.

Основные термины (генерируются автоматически): дополнительное образование, Новороссийск, проектная деятельность, педагог, ребенок, совместная деятельность, задача, подрастающее поколение, программный материал, родитель.

Похожие статьи

Значение проектной деятельности при организации...

Одним из приоритетных направлений системы образования в период дошкольного детства является взаимодействие ДОО и семьи. Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается важным вопросом...

Критерии выбора тематики проектов в условиях дополнительного...

Проектная деятельность как современная технология в условиях дополнительного образования детей сочетается со всем ценным, что накоплено в отечественном и зарубежном опыте. Проекты позволяют выбирать наиболее эффективные способы и приемы организации...

Реализация комплексной программы дополнительного...

Ключевые слова:Внеурочная деятельность. Дополнительное образование.

В «Концепции развития дополнительного образования детей» миссия дополнительного образования

Опыт организации детей из различных объединений с целью включения их в совместную...

Технология «Детский совет» как важнейшая форма поддержки...

Организация образовательной деятельности на основе свободного, осознанного и ответственного выбора детьми содержания своего образования, учит детей пробовать, делать что-то новое, рисковать, ошибаться и находить ответы. Детский совет может выглядеть так.

Инновационная деятельность как вектор развития учреждения...

дополнительное образование, инновационная деятельность, образовательное

Основная цель музейной педагогики — приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое

дополнительное образование, ребенок, образовательный процесс, объединение, педагог...

Организация проектной деятельности в ДОУ | Статья в журнале...

Проектная деятельность — это самостоятельная и совместная деятельность взрослых и детей по планированию и организации педагогического процесса в рамках определенной темы, имеющая социально значимый результат. «Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и...

Проектная деятельность – как средство развития...

Технология проектирования ориентирована на совместную деятельность участников

Проектная деятельность — это самостоятельная и совместная деятельность взрослых и

проектная деятельность, родитель, семья, ребенок, форма взаимодействия, проектный...

Взаимодействие семьи и детского сада в рамках проектной...

Такая совместная проектная деятельность педагогов, родителей и детей способствует не

Процентный показатель усвоения и принятия материала, заинтересованности на каждом из

Совместная деятельность педагогародителейдетей ведёт к духовной близости...

Проектная деятельность в детском саду | Статья в журнале...

Проектная деятельность в ДОО — это совместная работа педагогов, детей и их родителей, в ходе которой дошкольники учатся искать информацию и использовать эти знания в самостоятельной деятельности, развивают познавательные способности и творческое...

Деятельность дошкольной организации по развитию...

Исходя из возрастных особенностей дошкольников, проектная деятельность может быть чаще результатом совместных действий со взрослым и

Темы и содержание проектов определены совместно с родителями на основе интересов детей конкретной группы, детских интересов и...

Похожие статьи

Значение проектной деятельности при организации...

Одним из приоритетных направлений системы образования в период дошкольного детства является взаимодействие ДОО и семьи. Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается важным вопросом...

Критерии выбора тематики проектов в условиях дополнительного...

Проектная деятельность как современная технология в условиях дополнительного образования детей сочетается со всем ценным, что накоплено в отечественном и зарубежном опыте. Проекты позволяют выбирать наиболее эффективные способы и приемы организации...

Реализация комплексной программы дополнительного...

Ключевые слова:Внеурочная деятельность. Дополнительное образование.

В «Концепции развития дополнительного образования детей» миссия дополнительного образования

Опыт организации детей из различных объединений с целью включения их в совместную...

Технология «Детский совет» как важнейшая форма поддержки...

Организация образовательной деятельности на основе свободного, осознанного и ответственного выбора детьми содержания своего образования, учит детей пробовать, делать что-то новое, рисковать, ошибаться и находить ответы. Детский совет может выглядеть так.

Инновационная деятельность как вектор развития учреждения...

дополнительное образование, инновационная деятельность, образовательное

Основная цель музейной педагогики — приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое

дополнительное образование, ребенок, образовательный процесс, объединение, педагог...

Организация проектной деятельности в ДОУ | Статья в журнале...

Проектная деятельность — это самостоятельная и совместная деятельность взрослых и детей по планированию и организации педагогического процесса в рамках определенной темы, имеющая социально значимый результат. «Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и...

Проектная деятельность – как средство развития...

Технология проектирования ориентирована на совместную деятельность участников

Проектная деятельность — это самостоятельная и совместная деятельность взрослых и

проектная деятельность, родитель, семья, ребенок, форма взаимодействия, проектный...

Взаимодействие семьи и детского сада в рамках проектной...

Такая совместная проектная деятельность педагогов, родителей и детей способствует не

Процентный показатель усвоения и принятия материала, заинтересованности на каждом из

Совместная деятельность педагогародителейдетей ведёт к духовной близости...

Проектная деятельность в детском саду | Статья в журнале...

Проектная деятельность в ДОО — это совместная работа педагогов, детей и их родителей, в ходе которой дошкольники учатся искать информацию и использовать эти знания в самостоятельной деятельности, развивают познавательные способности и творческое...

Деятельность дошкольной организации по развитию...

Исходя из возрастных особенностей дошкольников, проектная деятельность может быть чаще результатом совместных действий со взрослым и

Темы и содержание проектов определены совместно с родителями на основе интересов детей конкретной группы, детских интересов и...

Задать вопрос