Интеграция дополнительного образования детей и дошкольного образования в свете внедрения федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Бражук С. В. Интеграция дополнительного образования детей и дошкольного образования в свете внедрения федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, сентябрь 2015 г.). — Краснодар: Новация, 2015. — С. 12-15. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/203/8680/ (дата обращения: 17.10.2018).

Новые федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) — возможность перейти на более высокий уровень образования за счёт его непрерывности по вертикали (соответствие и взаимосвязь содержания образования и методов работы особенностям обучающихся), так и по горизонтали (интеграция разных типов образования). Главный принцип ФГОС — принцип вариативности образования, предполагающий создание «личных пространств» на основе выбора. Именно такой выбор предлагает система дополнительного образования детей, в том числе и для дошкольного возраста.

Дополнительное образование на современном этапе является механизмом поддержки индивидуализации и самореализации человека, удовлетворения вариативных и изменяющихся потребностей детей и семей. В частности дополнительное образование позволяет гибко и эффективно реагировать на современные вызовы к способностям и возможностям человека. Оно существенно расширяет спектр предоставляемых возможностей и обеспечиваемых результатов. [3]

ФГОС охватили и такую область образования как дошкольное. ФГОС ДОУ нацелены на формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности; обеспечение вариативности и разнообразия содержания программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей и т. д. [5]

Программа дополнительного образования так же обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей дошкольного возраста: социально-коммуникативное развитие; познавательно-исследовательское развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие. [4]

Образовательные стандарты нового поколения, также, как и другие важные документы последних лет (национальный проект Образование»; национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»; новая редакция закона «Об образовании») призваны обеспечить достижение современного качества образования, адекватного меняющимся запросам общества и социально-экономическим условиям.

ФГОС является преемником многих идей, реализованных с различной степенью полноты в предшествующих проектах образовательных стандартов. Его инновационность заключается в том, что образование рассматривается в качестве важнейшей социальной деятельности общества, направленной на формирование российской идентичности как неотъемлемого условия укрепления российской государственности.

Необходимо отметить, что в стандарте речь также идет об освоении образовательными учреждениями новых направлений деятельности; совершенствование спектра образовательных услуг; создание и внедрение новых образовательных и досуговых программ на всех уровнях системы образования; создание инфраструктуры социальной мобильности. [2]

Документы ФГОС с одной стороны значительно повышают статус внеурочной деятельности, а с другой — снижают значение и место дополнительного образования в целом. В результате получается подмена дополнительного образования детей внеурочной деятельностью, а в том случае, когда дополнительному образованию позволяется сохранить самостоятельность, то ему отводится вспомогательная роль не только по отношению к основному образованию, но и к внеурочной деятельности.

Инновации стандартов ФГОС ДОУ могут быть обеспечены только в процессе интеграции дошкольного, общего и дополнительного образования, соединения обязательного (стандарта) и желательного (социального заказа).

Вариативная часть основной образовательной программы на каждой ступени образования может быть обеспечена за счет построения нескольких пространств взаимодействия (по Е. Б. Евладовой):

-          пространства взаимодействия общего и дополнительного образования — интегрированные уроки (урок-спектакль, урок-игра, урок-концерт); элективные курсы; совместная проектная деятельность и др.;

-          пространства взаимодействия общего образования и внеурочной работы: предметные кружки; факультативы; научные общества и др.;

-          пространства взаимодействия дополнительного образования и внеурочной работы: фестивали, праздники, концерты, выставки, смотры и другие массовые мероприятия.

Именно в рамках этих пространств возникает возможность построения индивидуального образовательного маршрута ребенка, и именно в этих точках происходит интеграция дошкольного образования и дополнительного. [2]

Существуют следующие основные проблемы и ошибки интеграции дошкольного и дополнительного образования при переходе на ФГОС общего образования:

-          не изучается заказ детей и родителей на дополнительное образование;

-          отсутствует единая база занятости детей в дополнительном образовании, не отработана координация занятости ребенка во внеурочное время, не учитывается уже состоявшийся выбор ребенком занятий в УДО или учреждениях культуры, спорта и т. д.;

-          имеют место перегрузки детей;

-          реализация ФГОС замыкается в стенах детского сада, в необорудованных помещениях;

-          взаимодействие с учреждениями дополнительного образования детей (УДОД) сводится только к реализации внеурочной деятельности, хотя пространства взаимодействия могут быть намного шире;

-          организация дополнительного образования в учреждении доверяется непрофессионалам, а, следовательно, обеспечивает низкое качество образования;

-          не определены условия финансирования внеурочной деятельности. [2]

Анализ проведенных проблем и ошибок интеграции общего и дополнительного образования при переходе на ФГОС нового поколения в рамках многих экспериментальных площадок, показал, что наработанный опыт не только не обеспечит его реализацию в заданных требованиях (вариативный выбор, доступность и качество образования), но и может отбросить дополнительное образование на несколько лет назад, понизить его качество и авторитет. Эти же проблемы и ошибки могут отразиться и на интеграции дошкольного и дополнительного образования.

При этом дополнительное образование может много дать образовательным учреждениям, как дошкольным, так и общего образования, для реализации новых стандартов, а именно:

-          возможности интеграции, как более мобильная часть системы образования, обеспечивающая дополнительность целей, содержания, форм организации образования в соответствии с требованиями ФГОС общего образования и социальным заказом;

-          возможность построения индивидуального образовательного маршрута ребенка, ориентированного на личностные и метапредметные результаты;

-          специалистов в узких направлениях дополнительного образования детей, сферах творческой деятельности (художественной, технической, спортивной, социальной и др.);

-          материально-техническую базу для качественной реализации программ дополнительного образования и внеурочной деятельности;

-          открытие ресурсных центров по разным направлениям реализации ФГОС;

-          изучение и формирование социального заказа на образование, что в свою очередь позволит выстроить индивидуальный маршрут ребенка, реализовать личностные результаты образования;

-          методическую поддержку процессов интеграции общего, дошкольного и дополнительного образования, реализации индивидуальных маршрутов, достижения метапредметных и личностных результатов и др.;

-          уникальные педагогические технологии развития творческих способностей, профильного образования и др.;

-          образец построения нового стиля (субъект-субъектного) отношений, тьюторского сопровождения образования, фасилитации и др.;

-          возможности поддержки разных одаренных детей и других особых категорий детей (трудных, с ограниченными возможностями здоровья);

-          возможности работы в социуме, социального творчества детей;

-          возможности духовно-нравственного воспитания, формирования здорового образа жизни, детского самоуправления, коррекционной работы, профилактики негативных явлений среды и др. [3,4]

Чтобы встроиться в новую систему отношений, соответствовать новым требованиям стандарта, в самом дополнительном образовании должны, произойти изменения. В системе дополнительного образования детей необходимо создать следующие новые условия:

-          широкое обсуждение ФГОС дошкольного образования в коллективах учреждений дополнительного образования детей, поиск вариантов включения УДОД в его реализацию, поиск новых возможностей обеспечения преемственности образования, усиления личностной ориентации, комплексности, творческой, практической и социальной составляющих содержания общего образования в условиях перехода к непрерывной системе образования, соответствующей новым ожиданиям заказчиков образованию;

-          организация системы повышения квалификации руководителей и педагогических работников УДОД в вопросах реализации ФГОС нового поколения: разработка программ, проведение семинаров, мастер-классов и т. п.;

-          развитие процессов интеграции с общим и дошкольным образованием, сетевого взаимодействия, разработка новых механизмов, процедур, технологий взаимодействия общего и дополнительного образования в условиях реализации ФГОС общего образования (интегрированных образовательных программ, программ внеурочной деятельности, совместных проектов, форм сотрудничества и др.);

-          совершенствование нормативно-правовой базы реализации ФГОС общего образования в части взаимодействия общего и дополнительного образования (положений, инструкций, договоров, локальных актов и т. д.), в т. ч. с учетом повышения оплаты труда работников образования;

-          новые требования к программам дополнительного образования в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения, особое внимание интегрированным программам, ориентированным на получение предметных, метапредметных и личностных и результатов, программам дистанционного обучения и др.;

-          повышение качества дополнительного образования, внедрение системы менеджмента качества, больше внимания качеству процессов, мониторингу результатов;

-          создание новых условий для построения индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся, получения ими личностных и метапредметных результатов, формирования универсальных учебных действий;

-          развитие маркетинговой деятельности — изучение социального заказа на дополнительное образование, механизмов формирования заказа, рекламы деятельности, разработка предложений и т. д.;

-          развитие методического взаимодействия в вопросах совместной реализации ФГОС — методические объединения, межучрежденческие кафедры, лаборатории, мастерские и т. д. [1]

Таким образом, реализация ФГОС дошкольного образования должна стать инструментом правового регулирования отношений в образовании и требуют разработки вариативных организационно-правовых моделей сетевого взаимодействия дошкольного и дополнительного образования, поиска новых механизмов, процедур, технологий организации воспитания и социализации обучающихся, совершенствования нормативно-правовой базы, позволяющей сохранить достоинства каждого из типов образования и создать условия для системы непрерывного образования. [1,3]

 

Литература:

 

1.         Бердашкевич А. П., Тихомирова Н. В. Образовательные стандарты и непрерывное образование // Народное образование. — 2011. — № 2;

2.         Евладова Е. Б., Логинова Л. Г., Михайлова Н. Н. Дополнительное образование детей: Учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М.: ВЛАДОС, 2002. — 352 с.;

3.         Золотарева А. В. Проблемы и перспективы включения дополнительного образования детей в процесс реализации ФГОС общего образования //Внешкольник, 2011. — N 3. — С. 15–18;

4.         Концепция развития дополнительного образования детей;

5.         Федеральный государственный стандарт дошкольного образования.

Основные термины (генерируются автоматически): дополнительное образование, внеурочная деятельность, общее образование, дополнительное образование детей, дошкольное образование, пространство взаимодействия, социальный заказ, индивидуальный образовательный маршрут, внеурочная работа, дошкольный возраст.

Похожие статьи

Организация дополнительного образования в условиях...

дополнительное образование, внеурочная деятельность, общее образование, дополнительное образование детей, дошкольное образование, пространство взаимодействия, социальный заказ...

Общее и особенное в соотношении понятий «дополнительное...»

дополнительное образование, внеурочная деятельность, общее образование, дополнительное образование детей, дошкольное образование, пространство взаимодействия, социальный заказ, индивидуальный...

внеурочная деятельность, дополнительное образование...

дополнительное образование, внеурочная деятельность, общее образование, дополнительное образование детей, дошкольное образование, пространство взаимодействия, социальный заказ...

дополнительное образование, внеурочная деятельность...

дополнительное образование, внеурочная деятельность, общее образование, дополнительное образование детей, дошкольное образование, пространство взаимодействия, социальный заказ...

К вопросу о проектировании образовательных программ...

дополнительное образование, внеурочная деятельность, общее образование, дополнительное образование детей, дошкольное образование, пространство взаимодействия, социальный заказ...

Дополнительное образование детей - потенциал воспитания

дополнительное образование, внешкольное образование, внешкольная работа, дополнительное образование детей, профессия, факультет, образование, народная педагогика, общее образование...

Организация и проведение занятий по изобразительной...

В своем исследовании останавливаемся на дополнительном образовании, которое является – особым образовательным пространством, осваиваемым детьми в свободное внеурочное время по собственной инициативе и с учетом его интересов и потребностей.

Игровые технологии в дополнительном образовании детей

Организация дополнительного образования в условиях... Дополнительное образование детей — единый, целенаправленный процесс, объединяющий

Дополнительное образование не регламентируется стандартами, а определяется социальным заказом детей, родителей...

К вопросу об индивидуализации в дополнительном образовании...

Ключевые слова: дополнительное образование детей, внеурочная деятельность, дополнительная общеобразовательная программа, рабочая программа курса внеурочной деятельности.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Организация дополнительного образования в условиях...

дополнительное образование, внеурочная деятельность, общее образование, дополнительное образование детей, дошкольное образование, пространство взаимодействия, социальный заказ...

Общее и особенное в соотношении понятий «дополнительное...»

дополнительное образование, внеурочная деятельность, общее образование, дополнительное образование детей, дошкольное образование, пространство взаимодействия, социальный заказ, индивидуальный...

внеурочная деятельность, дополнительное образование...

дополнительное образование, внеурочная деятельность, общее образование, дополнительное образование детей, дошкольное образование, пространство взаимодействия, социальный заказ...

дополнительное образование, внеурочная деятельность...

дополнительное образование, внеурочная деятельность, общее образование, дополнительное образование детей, дошкольное образование, пространство взаимодействия, социальный заказ...

К вопросу о проектировании образовательных программ...

дополнительное образование, внеурочная деятельность, общее образование, дополнительное образование детей, дошкольное образование, пространство взаимодействия, социальный заказ...

Дополнительное образование детей - потенциал воспитания

дополнительное образование, внешкольное образование, внешкольная работа, дополнительное образование детей, профессия, факультет, образование, народная педагогика, общее образование...

Организация и проведение занятий по изобразительной...

В своем исследовании останавливаемся на дополнительном образовании, которое является – особым образовательным пространством, осваиваемым детьми в свободное внеурочное время по собственной инициативе и с учетом его интересов и потребностей.

Игровые технологии в дополнительном образовании детей

Организация дополнительного образования в условиях... Дополнительное образование детей — единый, целенаправленный процесс, объединяющий

Дополнительное образование не регламентируется стандартами, а определяется социальным заказом детей, родителей...

К вопросу об индивидуализации в дополнительном образовании...

Ключевые слова: дополнительное образование детей, внеурочная деятельность, дополнительная общеобразовательная программа, рабочая программа курса внеурочной деятельности.

Задать вопрос