Энергетический фактор во внешней политике России: состояние, проблемы и перспективы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Политология

Опубликовано в Молодой учёный №20 (467) май 2023 г.

Дата публикации: 15.05.2023

Статья просмотрена: 368 раз

Библиографическое описание:

Татульская, Л. А. Энергетический фактор во внешней политике России: состояние, проблемы и перспективы / Л. А. Татульская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 20 (467). — С. 687-691. — URL: https://moluch.ru/archive/467/102678/ (дата обращения: 28.04.2024).



В статье предпринята попытка раскрыть аспекты, характеризующие энергетический фактор во внешней политике России. Уточнены актуальные угрозы и вызовы внешней энергетической политики, проведен SWOT-анализ условий ее разработки и реализации. Предложены направления развития внешней политики России с учетом энергетического фактора, предусматривающие укрепление переговорного процесса с представителями дружественных государств, обеспечение гибкости и вариативности внешней политики, а также формирование дипломатической защиты российских субъектов трансграничной энергетики. Предлагается пересмотреть положения Доктрины энергетической безопасности Российской Федерации и укрепить обоснования вынужденного отказа от соблюдения отдельных экспортных обязательств в отношении субъектов, вводящих эмбарго или признающих неправомерные «потолки цен».

Ключевые слова: Россия, энергетическая безопасность, внешняя энергетическая политика, энергетическая политика России, Российская Федерация, внешняя политика.

Актуальность настоящего исследования обусловлена тем обстоятельством, что Россия является одним из крупнейших производителей и экспортеров энергоресурсов в мире, а энергетическая безопасность является одним из ключевых элементов внешней политики страны. Кроме того, энергетический фактор имеет большое значение для экономического развития России и ее влияния на мировую политику.

Необходимо отметить, что энергетический фактор играет важную роль во внешней политике России, и оценка перспектив и прогнозов развития энергетической политики России в системе международных отношений является ключевой методологической основой для определения практических мер по обеспечению приоритетных интересов страны в этой области.

Проблематика внешней энергетической политики России на современном этапе заключается в нескольких аспектах:

  1. Зависимость экономики России от экспорта энергоносителей. Экспорт нефти и газа составляет значительную часть доходов бюджета России, что делает экономику страны уязвимой к изменениям на мировых рынках энергоносителей. На рис. 1 приведена динамика вклада нефтегазовой отрасли в валовой внутренний продукт (ВВП) России до 1 квартала 2022 года (когда имело место введение масштабных санкций против российской энергетики и экономики в целом в условиях проведения специальной военной операции на Украине).

Вклад нефтегазовой отрасли в ВВП Российской Федерации, % [6]

Рис. 1. Вклад нефтегазовой отрасли в ВВП Российской Федерации, % [6]

  1. Снижение спроса на нефть и газ в мире. В связи с развитием альтернативных источников энергии и усилением мер по борьбе с изменением климата, спрос на нефть и газ снижается. Это может привести к снижению доходов России от экспорта энергоносителей.
  2. Санкции со стороны западных стран. В связи с конфликтом на Украине и другими политическими разногласиями, западные страны ввели санкции против России, в том числе и в сфере энергетики. Это может привести к ограничению доступа России к технологиям и инвестициям в энергетический сектор.
  3. Необходимость модернизации энергетического сектора России. Россия нуждается в модернизации своей энергетической инфраструктуры и переходе к более экологически чистым и эффективным источникам энергии. Это требует значительных инвестиций и технологических изменений.

Следует отметить, что в настоящее время внешняя энергетическая политика Российской Федерации сталкивается с целым рядом вызовов и угроз, включающих в себя нижеследующие [5; 7, c. 32–39; 9, с. 102–106; 10]: зависимость российской экономики и, в особенности, бюджетных поступлений, от экспорта нефти и газа; односторонние санкции, призванные нанести масштабный удар по российской энергетике; необходимость диверсификации энергетического портфеля в условиях энергетического перехода; конкуренцию со стороны других стран-экспортеров топливно-энергетических ресурсов, а также геополитическую напряженность с соседними странами.

В свою очередь, векторы развития внешней энергетической политики России в последние 10 лет включали в себя: обеспечение энергетической безопасности, диверсификацию экспорта энергоресурсов, расширение сотрудничества с международными партнерами и продвижение использования российских энергоресурсов на мировых энергетических рынках. Соответствующие положения закреплены в нормативных документах, в том числе в документах стратегического развития Российской Федерации, как актуализированная недавно Концепция внешней политики [1], а также Доктрина энергетической безопасности России 2019 года [3].

Для успешного решения вызовов, с которыми сталкивается внешняя энергетическая политика России, необходимо разработать эффективные стратегии и механизмы, которые позволят обеспечить стабильность и устойчивость в этой области.

Для снижения зависимости экономического роста России от фактора сырьевого экспорта в последние годы были реализованы отдельные практические решения, такие как накопление сверхдоходов бюджета в Фонд национального благосостояния, управление природным налогообложением на основе налогового маневра и диверсификация сырьевого экспорта. Эти меры были призваны помочь обеспечить более устойчивый и долгосрочный экономический рост России в условиях изменчивости мировых рынков. Однако факторы санкций и энергетического перехода радикально осложняют внутреннее и внешнее развитие российской энергетической отрасли, образуя, помимо прочего, глобальные вызовы для российской политики.

Автором проведен SWOT-анализ внутренней и внешней среды реализации энергетической политики России, результаты которого представлены в таблице 1.

Материалы таблицы 1 показывают, что у энергетического сектора России есть сильные стороны, такие как наличие больших запасов нефти и газа, а также развитая инфраструктура для их добычи и транспортировки. Однако, могут быть выделены и слабые стороны, такие как зависимость экономики от сырьевого экспорта и недостаточное развитие альтернативных источников энергии. Внешняя среда также имеет свои возможности и угрозы, такие как растущий спрос на энергию в развивающихся странах и конкуренция со стороны других производителей энергии. Балансирование соответствующих аспектов затрагивает, в том числе вопросы внешней политики России.

Таблица 1

SWOT-анализ внутренней и внешней среды реализации энергетической политики России

Сильные стороны

Слабые стороны

Наличие масштабной ресурсной базы и инфраструктуры транспортировки

Конкурентоспособные цены (как правило, наиболее низкие для покупателей на целевом рынке)

Широкие компетенции страны в энергетической деятельности

Политическая стабильность в России

Многолетний опыт энергетической дипломатии

Имидж надежного поставщика

Сильная зависимость экономической стабильности от экспорта нефти

Отсутствие решений по радикальной диверсификации энергетического экспорта в прошлые годы

Высокая доля климатически-негативного топлива в энергетическом экспорте

Возможности

Угрозы

Наличие пула дружественных государств

Наличие государств, стремящихся ретранслировать прагматизм во внешнюю экономическую политику, включая членов ОПЕК и деятельность картеля

Международные площадки защиты субъектов ВЭД, включая инвесторов; платформы ООН для урегулирования конфликтов

Дипломатическая защита

Усиление власти корпораций в международной политике

Разумное осуществление декарбонизации на основе согласованных действий и гарантий честной конкуренции

Эскалация гибридной войны России и Запада

Дальнейшая интеграция «коллективного Запада»

Утрата внешнеполитической субъектности дружественными государствами

Принуждение дружественных государств к присоединению к антироссийским санкциям

Развитие неконтролируемого энергоперехода на целевых рынках

Манипулирование идеями углеродной нейтральности и экологической устойчивости в интересах ведения гибридной войны

Российская энергетическая политика сталкивается с многочисленными проблемами, которые связаны с внешней средой осуществления международной энергетической деятельности. Факторы санкций и низкоуглеродного перехода охватывают значительное число участников международных энергетических отношений и повышают внешнеполитические риски России. Ведение энергетической дипломатии происходит в условиях отсутствия прагматизма в решениях и поведении ключевых игроков на мировой политической арене, что определяет искаженное понимание энергетической безопасности и навязывание данного понимания по всему миру. Российский МИД обращает на это внимание [8], но надежды быть услышанными на сегодня остаются минимальными. Отказ от поставок энергоносителей из конкретной страны может быть ситуативно оправдан сочетанием соображений гуманизма (пусть даже воспринимаемого ошибочно), борьбы за мир и стимулирования углеродной нейтральности, но такие решения несут долгосрочные риски энергетической безопасности и вовлекают в них третьи стороны, которые могут не готовы присоединяться к санкционному режиму против России или не могут ему сопротивляться.

В целом, Россия сталкивается с множеством внешнеполитических рисков, связанных с энергетической безопасностью, а решения, принимаемые в данной сфере, могут вовлекать третьи стороны. Восполнение поставок из России прочими поставками способно полностью или частично удовлетворить потребности традиционных зарубежных покупателей, но может потребовать времени и дополнительных механизмов. Проблемы в предметной области могут быть преодолены не только с помощью инструментов внешней политики, но и за счет усилий коммерческих структур, совместных действий с дружественными государствами. Наконец, некоторые из противоречий могут угаснуть со временем. Однако на сегодня российская энергетическая дипломатия находится в достаточно сложной ситуации, характеризующейся неопределенностью и многочисленными рисками.

Несмотря на невыгодное положение России в международной энергетической политике, существуют возможности для защиты интересов страны, связанные с позицией дружественных государств и последовательным отстаиванием прагматичных интересов в сфере энергетической безопасности. Однако, прогнозирование динамики развития международных энергетических отношений с участием России в настоящее время затруднено из-за неопределенности, детерминированной различными факторами.

На рис. 2 предлагается разработанная автором система мер по формированию и совершенствованию внешней энергетической политики России в актуальных условиях.

Система мер по формированию и совершенствованию внешней энергетической политики России в актуальных условиях [Составлено автором]

Рис. 2. Система мер по формированию и совершенствованию внешней энергетической политики России в актуальных условиях [Составлено автором]

Для развития энергетической политики России в системе международных отношений необходимо обеспечить гибкость и вариативность внешней политики, укрепление переговорного процесса с представителями дружественных государств по совместной защите приоритетных интересов в энергетической области, а также обеспечение дипломатической защиты российских субъектов, подпадающих под неправомерные ограничения и запреты в других странах.

Также необходимо пересмотреть положения Доктрины энергетической безопасности Российской Федерации в части укрепления обоснований вынужденного отказа от соблюдения нашей стороной отдельных экспортных обязательств в отношении субъектов, вводящих эмбарго или признающих неправомерные «потолки цен» в международных контрактах.

В целом, для успешной реализации энергетической политики России необходимо активное информирование международного сообщества о проблемах в сфере энергетики и последовательное отстаивание прагматичных интересов в области энергетики.

В контексте развития энергетической политики России в системе международных отношений следует учитывать, что санкционное давление на Россию, по всей видимости, будет оказывать негативное влияние на экспорт энергоресурсов на долгосрочный. В связи с изложенным, целесообразно предусмотреть и реализовывать приоритетные направления противодействия санкциям, в том числе через пересмотр подходов к взаимодействию с дружественными государствами. Однако, необходимо учитывать, что перечень недружественных государств, утвержденный в России [2, 4], не дает расширенного понимания критериев дружественности государств, которые следует определить применительно к конкретным направлениям внешних отношений с учетом положений доктрины национальной безопасности и концепций экономической, энергетической, продовольственной безопасности и др.

Из представленных обстоятельств следует, что разработка перечней дружественных государств должна учитывать не только политические, но и экономические факторы. Необходимо учитывать наличие государств, которые могут совершать недружественные действия в отношении России, а также отраслевую дифференциацию перечней дружественных государств. Кроме того, важно установить четкие и измеримые критерии для отбора государств в перечни дружественных, включая исторический опыт поддержки нелегитимных санкций. Применение цифровых технологий позволит провести высокоточный анализ и прогнозирование государственной политики зарубежной страны в части отношения к России. В число базовых критериев для отбора в отраслевые перечни дружественных стран целесообразно включить неприсоединение к односторонним санкциям против Союзного государства России и Беларуси, санкционный нейтралитет государства / территории и долгосрочную заинтересованность в сохранении устойчивого партнерства с российской стороной в конкретной отрасли экономики.

Таким образом, внешняя энергетическая политика России на современном этапе сталкивается с множеством вызовов и угроз, которые связаны с зависимостью от экспорта нефти и газа, санкциями, необходимостью диверсификации энергетического портфеля и конкуренцией со стороны других стран-экспортеров топливно-энергетических ресурсов, а также геополитической напряженностью с соседними странами. Для успешного решения этих вызовов необходимо разработать эффективные стратегии и механизмы, которые позволят обеспечить стабильность и устойчивость в этой области. Важно обеспечить гибкость и вариативность внешней политики, укрепление переговорного процесса с представителями дружественных государств по совместной защите приоритетных интересов в энергетической области, а также обеспечение дипломатической защиты российских субъектов, подпадающих под неправомерные ограничения и запреты в других странах. Также необходимо пересмотреть положения Доктрины энергетической безопасности Российской Федерации в части укрепления обоснований вынужденного отказа от соблюдения нашей стороной отдельных экспортных обязательств в отношении субъектов, вводящих эмбарго или признающих неправомерные «потолки цен» в международных контрактах.

Литература:

1. Указ Президента РФ от 31.03.2023 № 229 «Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ. — 2023. — № 14. — Ст. 2406.

2. Указ Президента РФ от 05.03.2022 № 95 (с изм. от 27.05.2022) «О временном порядке исполнения обязательств перед некоторыми иностранными кредиторами»// Собрание законодательства РФ. — 2022. — № 10. — Ст. 1472.

3. Указ Президента РФ от 13.05.2019 г. № 216 «Об утверждении Доктрины энергетической безопасности Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ. — 2019. — № 20. — Ст. 2421.

4. Распоряжение Правительства РФ от 05.03.2022 № 430-р <Об утверждении перечня иностранных государств и территорий, совершающих недружественные действия в отношении Российской Федерации, российских юридических и физических лиц> // Собрание законодательства РФ. — 2022. — № 11. — Ст. 1748.

5. Ергин Д. Новая карта мира: Энергетические ресурсы, меняющийся климат и столкновение наций. — М.: Альпина Паблишер, 2021. — 480 с.

6. Информация о доле нефтегазового сектора в ВВП за период с 2017 года по I квартал 2022 года [Электронный ресурс]//Сайт Росстата. Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/NGS.xls (дата обращения 03.05.2023).

7. Лапин А. В. «Энергетические войны» и геополитика XX и XXI века //Проблемы рыночной экономики. — 2020. — №. 2. — С. 32–47.

8. МИД: Новые антироссийские санкции обострят социально-экономические проблемы в ЕС [Электронный ресурс]//Режим доступа: https://m.vz.ru/news/2022/12/17/1191462.html (дата обращения 03.05.2023).

9. Холодионова А. С., Кулик А. А. Основные аспекты декарбонизации нефтегазовой отрасли России //Экспозиция Нефть Газ. — 2022. — №. 7. — С. 102–106.

10. Van de Graaf T., Sovacool B. K. Global energy politics. — L: John Wiley & Sons, 2020. — 590 p.

Основные термины (генерируются автоматически): Россия, энергетическая безопасность, внешняя энергетическая политика, Российская Федерация, энергетическая политика России, внешняя политика, внешняя политика России, государство, дипломатическая защита, экспорт нефти.


Ключевые слова

Россия, энергетическая безопасность, внешняя политика, Российская Федерация, внешняя энергетическая политика, энергетическая политика России

Похожие статьи

Обеспечение безопасности и национальных интересов России...

Рассмотрены внешние факторы, угрожающие энергетической безопасности России

Доктрина энергетической безопасности Российской Федерации 2019 года.

 В данной статье представлены определения сущности энергетической безопасности.

Доходы России от экспорта нефти в январе-ноябре снизились на 5,8 % по сравнению с аналогичным...

Внешняя политика Российской Федерации на современном этапе

Статья посвящена рассмотрению итогов сотрудничества Российской Федерации в рамках применяемого курса внешней политики на современном этапе, а также перспектив дальнейшего развития. Отмечается необходимость адаптации России к условиям изменяющегося мира в...

Российская Федерация в международных экономических...

Рассмотрим, как практический пример, участие Российской Федерации в международных экономических отношениях: межправительственных организациях, неправительственных организациях, прочих международных организациях и в мировой системе хозяйствования.

Вектор российской внешнеэкономической политики: Восток или...

Так, например, в 2015 году доля российского экспорта нефти в Китай составила более 13 % всего

Так на какой же регион направлен вектор современной внешнеэкономической политики России?

Примером служит энергетический пакет, введенный в 2011 году с целью либерализации

Россия заинтересована в экспорте во Вьетнам, Японию, Корею и Индию.

Внешнеторговые приоритеты Российской Федерации

Рассмотрим структуру внешней торговли Российской Федерации по группам стран за последние 2 года (Таблица 1). Нужно отметить, одни и те же страны могут состоять в двух и более группах (как например ЕС и ОЭСР), оттого результаты расчетов во многом дублируются.

Внешняя политика России, представляющая собой...

Государство реализует внешнюю политику и отстаивает национальные интересы

от продажи нефти и газа; 5) отключение России от системы межбанковских платежей — SWIFT

У стран Запада нет масштабных механизмов давления на Россию в энергетической сфере

Санкции против России были введены для оказания давления на наше государство с целью.

Роль энергетического фактора во взаимоотношениях...

Ключевые слова: энергетические взаимоотношения, Российская Федерация, государства

До 1991 г. государства Восточной Европы были непосредственно связанны с Россией в

«После 1989 г. важнейшим приоритетом внешней политики Польши стала ее полная

Особенно сложную окраску энергетические взаимоотношения России и Чехии приобрели в...

Обеспечение экономической безопасности во внешнеторговой...

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. определяет главные

Рис. 3. Экспорт и импорт товаров России в динамике 2009–2016 гг., млрд. долл.

Международное Энергетическое Агентство прогнозирует рост цены на нефть до 120

В период санкционной политики против России проблема повышения эффективности внешней...

Глобальная энергетическая проблема и перспективы...

Ключевые слова: глобальные проблемы человечества, глобальная энергетическая проблема

Энергетический фактор в мировой политике играет одну из ключевых ролей наряду с

В последние годы Россия занимает лидирующие позиции по объему добычи сырой нефти.

В связи с проводимой сегодня внешней политикой российский нефтегазовый сектор попал под...

Похожие статьи

Обеспечение безопасности и национальных интересов России...

Рассмотрены внешние факторы, угрожающие энергетической безопасности России

Доктрина энергетической безопасности Российской Федерации 2019 года.

 В данной статье представлены определения сущности энергетической безопасности.

Доходы России от экспорта нефти в январе-ноябре снизились на 5,8 % по сравнению с аналогичным...

Внешняя политика Российской Федерации на современном этапе

Статья посвящена рассмотрению итогов сотрудничества Российской Федерации в рамках применяемого курса внешней политики на современном этапе, а также перспектив дальнейшего развития. Отмечается необходимость адаптации России к условиям изменяющегося мира в...

Российская Федерация в международных экономических...

Рассмотрим, как практический пример, участие Российской Федерации в международных экономических отношениях: межправительственных организациях, неправительственных организациях, прочих международных организациях и в мировой системе хозяйствования.

Вектор российской внешнеэкономической политики: Восток или...

Так, например, в 2015 году доля российского экспорта нефти в Китай составила более 13 % всего

Так на какой же регион направлен вектор современной внешнеэкономической политики России?

Примером служит энергетический пакет, введенный в 2011 году с целью либерализации

Россия заинтересована в экспорте во Вьетнам, Японию, Корею и Индию.

Внешнеторговые приоритеты Российской Федерации

Рассмотрим структуру внешней торговли Российской Федерации по группам стран за последние 2 года (Таблица 1). Нужно отметить, одни и те же страны могут состоять в двух и более группах (как например ЕС и ОЭСР), оттого результаты расчетов во многом дублируются.

Внешняя политика России, представляющая собой...

Государство реализует внешнюю политику и отстаивает национальные интересы

от продажи нефти и газа; 5) отключение России от системы межбанковских платежей — SWIFT

У стран Запада нет масштабных механизмов давления на Россию в энергетической сфере

Санкции против России были введены для оказания давления на наше государство с целью.

Роль энергетического фактора во взаимоотношениях...

Ключевые слова: энергетические взаимоотношения, Российская Федерация, государства

До 1991 г. государства Восточной Европы были непосредственно связанны с Россией в

«После 1989 г. важнейшим приоритетом внешней политики Польши стала ее полная

Особенно сложную окраску энергетические взаимоотношения России и Чехии приобрели в...

Обеспечение экономической безопасности во внешнеторговой...

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. определяет главные

Рис. 3. Экспорт и импорт товаров России в динамике 2009–2016 гг., млрд. долл.

Международное Энергетическое Агентство прогнозирует рост цены на нефть до 120

В период санкционной политики против России проблема повышения эффективности внешней...

Глобальная энергетическая проблема и перспективы...

Ключевые слова: глобальные проблемы человечества, глобальная энергетическая проблема

Энергетический фактор в мировой политике играет одну из ключевых ролей наряду с

В последние годы Россия занимает лидирующие позиции по объему добычи сырой нефти.

В связи с проводимой сегодня внешней политикой российский нефтегазовый сектор попал под...

Задать вопрос