Автор: Вагина Алина Вячеславовна

Рубрика: 17. Внутренняя и внешняя торговля

Опубликовано в

VI международная научная конференция «Проблемы современной экономики» (Самара, август 2017)

Дата публикации: 29.06.2017

Статья просмотрена: 249 раз

Библиографическое описание:

Вагина А. В. Обеспечение экономической безопасности во внешнеторговой сфере Российской Федерации [Текст] // Проблемы современной экономики: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Самара, август 2017 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2017. — С. 117-122. — URL https://moluch.ru/conf/econ/archive/261/12722/ (дата обращения: 18.12.2017).



В статье рассмотрена проблема обеспечения экономической безопасности во внешнеторговой сфере Российской Федерации, перечислены риски и угрозы внешнеторговой деятельности, приведена статистика деятельности таможенных органов, перечислены векторы развития внешней торговли.

Ключевые слова: экономическая безопасность, угрозы и риски экономической безопасности во внешнеторговой сфере, таможенные органы Российской Федерации, статистика внешней торговли

Согласно Стратегии экономической безопасности до 2030 г. «на современном этапе мирового развития отчетливо проявляются объективные признаки разрушения однополярного мира. При этом процесс перехода к многополярности сопровождается нарастанием геополитической нестабильности и неустойчивости развития мировой экономики, резким обострением глобальной конкуренции» [1].

Реализация национальных интересов России возможна только на основе устойчивого развития экономики. В этой связи стоит говорить об экономической безопасности как составляющей национальной безопасности, поскольку без должного обеспечения экономической безопасности качественного развития экономики России не представляется возможным. До 2017 г. понятие «экономическая безопасность» на законодательном уровне отсутствовало. Стратегией экономической безопасности Российской Федерации до 2030 г. определено, «экономическая безопасность — «состояние защищенности национальной экономики от внешних и внутренних угроз, при котором обеспечиваются экономический суверенитет страны, единство ее экономического пространства, условия для реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации».

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. определяет главные стратегические риски и угрозы национальной безопасности в экономической сфере на долгосрочную перспективу в части внешней политики — сохранение экспортно-сырьевой модели развития национальной экономики, снижение конкурентоспособности и высокая зависимость ее важнейших сфер от внешнеэкономической конъюнктуры, потеря контроля над национальными ресурсами, ухудшение состояния сырьевой базы промышленности и энергетики. Поскольку экономическая безопасность является составляющей национальной безопасности, то обеспечением национальной безопасности являются цели, реализуемые в Стратегии экономической безопасности. В части внешней торговли — это расширение номенклатуры и объема экспорта несырьевой продукции, географии внешнеэкономических и инвестиционных связей, отвечающих национальным интересам Российской Федерации.

Рассмотрим, как взаимосвязаны угрозы Стратегии национальной безопасности и цели Стратегии экономической безопасности в сфере внешней торговли.

В экспорте России преобладают сырьевые ресурсы. Так, например, в 2016 г. наибольшую долю в экспорте в натуральном выражении составляли водка с концентрацией спирта 45,4 % или менее в сосудах емкостью 2 л или менее — 66 %, нефть сырая — 8 %, уголь каменный — 5 %, нефтепродукты — 5 %. Однако наибольший доход приносят: нефть сырая — 25 %, нефтепродукты — 16 %, газ природный — 11 % [7].

Рассмотрим долю машин и оборудования, легковых автомобилей, грузовых автомобилей в экспорте (как несырьевой экспорт). В натуральном выражении — 0,0567 %, 0,0022 %, 0,0005 %, соответственно. В денежном выражении — 8,4 %, 0,4 %, 0,1 %, соответственно.

Проанализируем показатели экспорта в динамике с 2014 по 2016 гг. (рис. 1, 2).

Рис. 1. Экспорт России отдельных товаров в натуральном выражении в динамике 2014–2016 гг., млн. долл. [7]

Рассмотрим показатели в натуральном выражении. Темп прироста у всех показателей — отрицательный, кроме природного газа. У производственной составляющей — темп прироста за 2016 г. изменился намного больше, чем у сырьевой — в отрицательную сторону.

В 2015 г. наблюдается рост объемов экспорта продуктов из нефти, но в денежном выражении видим отрицательный темп прироста.

В 2016 г. снижение объемов экспорта больше у производственных товаров, чем у сырьевых. Однако в денежном эквиваленте наблюдается обратное: сырьевая составляющая снизилась больше, чем производственная.

Рис. 2. Экспорт России отдельных товаров денежном выражении в динамике 2014–2016 гг., млн. долл. [7]

Рассматривая показатели в денежном выражении, видим, что темп прироста отрицательный у всех составляющих экспорта в 2016 и 2015 гг. У сырьевой составляющей темп прироста снижается больше, чем у производственной. Однако у производственной составляющей за 2016 год темп прироста несколько увеличился.

Импорт товаров и экспорт товаров характеризуют эффективность внешнеэкономической деятельности государства (рис. 3). Наблюдаем преобладание экспорта над импортом.

Рис. 3. Экспорт и импорт товаров России в динамике 2009–2016 гг., млрд. долл. [7]

С 2012 г. снижается экспорт. Показатель находится в критическом значении. Объем экспорта в 2016 г. находится ниже посткризисного 2009 г. Сальдо торгового баланса в ВВП в динамике 2009–2016 гг. снижается (рис. 4).

Рис. 4. Сальдо торгового баланса России в объеме ВВП в динамике 2009–2016 гг., % [7]

Пороговое значение составляет 8 % к ВВП [5, с. 21]. Снижается как экспорт, так и импорт. В 2016 г. показатель равен 0,2 % к ВВП. В 2009–2011 гг. он составлял 0,4 %. В 2012–20155 гг. равен 0,3 %.

Рассмотрим биржевые индикаторы. Биржевые индикаторы являются ключевыми показателями для российской экономики, существенно зависящей от них. На рисунке 5 показана обратная зависимость цены на нефть марки Brent и курса доллара.

Рис. 5. Зависимость курса доллара и цены на нефть в динамике 2009–2016 гг. [7]

Рисунок 5 показывает, чем выше цена не нефть, тем выше курс рубля и наоборот. В последние годы цена нефти снижается, а курс рубля слабеет.

Международное Энергетическое Агентство прогнозирует рост цены на нефть до 120 долларов США за баррель к 2020 году [2]. Однако существуют риск снижения цен на нефть за счет прироста сланцевых источников углеводородов и высокотехнологичной генерации энергии.

Таким образом, в случае роста цены на нефть, объемы продаж от сырьевых товаров растут до тех пор, пока источники добычи не истощены и отсутствует спрос на альтернативные источники энергии.

В этом случае в качестве мер, возможно, увеличение экспорта машин и оборудования, легковых и грузовых автомобилей, минерального сырья, также расширение номенклатуры несырьевых товаров при экспорте — наукоемкие, высокотехнологичные.

В период санкционной политики против России проблема повышения эффективности внешней торговли особенно актуальна, и Минэкономразвития разработало «Основные направления развития экспорта на период до 2030 г. (основные положения)», где указаны перспективные направления развития, прогнозы, барьеры для реализации. Кроме того даны некоторые сводные таблицы, например, «Интегральный показатель значимости экспортных рынков для России», ссылки на нормативно-правовые акты — федеральный закон от 08.12.2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», «Об утверждении методик расчета показателей (индикаторов) государственной программы Российской Федерации «Развитие внешнеэкономической деятельности» от 31.07.2014 г. № 172Р-ЛА.

В качестве отрицательных тенденций происходит монополизация внешнеторговой деятельности, концентрация экспорта и импорта в крупных и средних организациях.

Существенным является вклад Московской агломерации в показатели развития экономики Российской Федерации. На долю Московской агломерации приходится 38 % экспорта и 50 % импорта России. Чрезмерная концентрация в Москве доходов от внешнеэкономической деятельности послужила одним из основных факторов значительного снижения экономических показателей в условиях кризиса [2].

В научной литературе отсутствует какая-либо классификация угроз экономической безопасности во внешнеторговой сфере. В диссертационных исследованиях предлагаются такие основания классификации угроз экономической безопасности государства во внешнеторговой сфере: по степени институциональной открытости, по месту источника возникновения; степени сформированности; области существования; масштабу; источнику; объекту; виду ущерба; причинам возникновения и возможности прогнозирования [4, с. 25].

Также к угрозам относят: угрозы от теневой экономической деятельности; от возмещения из бюджета налога на добавленную стоимость; угрозы, связанные с несовершенством действующего законодательства; угрозы, связанные с криминальными и криминогенными процессами в экономической деятельности и ценовой политики крупных вертикально интегрированных компаний, финансово-промышленных групп и естественных монополий; угрозы, исходящие от организованных преступных групп и сообществ; угрозы от деятельности иностранных торговых компаний на экономическую безопасность российских предприятий.

Чтобы оценить качество ответных мер на возникшие угрозы экономической безопасности во внешнеторговой деятельности, авторами Стратегии экономической безопасности разработаны показатели экономической безопасности, среди которых: индекс физического объема экспорта; индекс физического объема импорта; сальдо торгового баланса; доля машин, оборудования и транспортных средств в общем объеме несырьевого экспорта; доля машин, оборудования и транспортных средств в общем объеме импорта; доля инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме экспорта товаров, работ, услуг предприятий промышленного производства; доля импорта в объеме товарных ресурсов продовольственных товаров.

Сотрудниками института РАН разработаны пороговые значения экономической безопасности — индикаторы, которые позволяют выявить «точки проседания» экономики, выработать меры по улучшению показателя. Пороговые значения, касающиеся экономической безопасности во внешнеторговой деятельности, пока не разработаны.

Институтом власти, на который возложены функции по поддержанию экономической безопасности, являются таможенные органы. Деятельность таможенных органов основывается на решении проблем, связанных с обеспечением нормального функционирования экономики в целом, её отраслей и отдельных хозяйственных организаций; осуществлении внешней политики; поддержании обороноспособности и охрана государственной границы, обеспечении безопасности страны и др [3]. Это выражается в функциях, возложенные на таможенные органы: выявление административных правонарушений в области таможенного дела, пресечение незаконного товарооборота через таможенную границу Таможенного союза, борьба с контрабандой, помощь в борьбе с международным терроризмом и обеспечение защиты прав интеллектуальной собственности и др.

По итогам работы за 2016 год таможенными органами Российской Федерации возбуждено 2235 уголовных дел. Это на 10 % больше, чем в 2015 году. Наибольшее количество возбужденных уголовных дел приходится на таможенные органы Северо-Западного (502), Сибирского (486), Центрального (318) и Дальневосточного (280) таможенных управлений. Доля контрабанды от общего количества возбужденных уголовных дел за 2016 год составила 43 % (42 %).

По статье 194 УК РФ (уклонение от уплаты таможенных платежей) возбуждено 683 дела (691). Удельный вес уголовных дел данной категории от общего количества возбужденных таможенными органами дел составил 30 % (30 %). Из незаконного оборота изъято более 633 кг наркотических средств и психотропных веществ (1,2 т), 1,9 т прекурсоров (0,3 кг), более 23,3 кг сильнодействующих веществ (более 14,3 кг).

В результате мер, направленных на возмещение причиненного преступлениями ущерба, до возбуждения уголовных дел и в ходе их расследования в федеральный бюджет перечислено более 838 млн. рублей (около 271 млн. рублей) [6].

При нарушении законодательства Российской Федерации, повреждается целостность экономической безопасности как системы. Однако таможенные органы в полной мере пытаются предотвратить такие нарушения и обеспечить как экономическую безопасность населения в отдельности, так и национальную безопасность в целом. Руководство по управлению таможенными рисками Всемирной таможенной организации позволяет таможенным органам не только эффективно выполнять свои основные задачи, но также организовывать свои ресурсы и использовать их так, чтобы улучшилась общая эффективность деятельности.

Сегодня вполне реально рассмотреть показатели экономической безопасности внешнеторговой деятельности и оценить их. Статистика показывает, что растут преступления в сфере внешнеторговой деятельности — это средства, недополученные в бюджет государства, нарушения законодательства Российской Федерации. Таможенные органы осуществляют меры по пресечению преступлений во внешнеторговой деятельности, осуществляя тем самым обеспечение экономической безопасности государства. Сырьевая направленность экспорта — одна из главных озвученных угроз в Стратегии национальной безопасности. Необходимо официально расширить перечень угроз экономической безопасности. Это необходимо, прежде всего, для разработки и реализации мер по реагированию на угрозы. Возможно, выработка плана (стратегии) с учетом угроз экономической безопасности внешнеторговой деятельности и ее индикаторов.

Литература:

  1. Указ Президента РФ от 13 мая 2017 г. № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» // СПС Гарант [Электронный ресурс]. URL: http://www.garant.ru/hotlaw/federal/1110794/
  2. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года (разработан Минэкономразвития РФ) // СПС Гарант [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/70309010/#ixzz4jw7mtGDg
  3. Алексеева Т. С. Некоторые вопросы совершенствования деятельности таможенных органов по обеспечению экономической безопасности РФ // Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=16523532
  4. Погодина, И. В. Правовое обеспечение экономической безопасности Российской Федерации: учеб. пособие / И. В. Погодина; Владим. гос. ун-т им. А. Г. и Н. Г. Столетовых. — Владимир: Изд-во ВлГУ, 2015. — 96 с.
  5. Сенчагов В. К., Иванов Е. А. Структура механизма современного мониторинга экономической безопасности России. — 2016. — М.: Ин-т экономики РАН, 2016. — 71 с.
  6. Официальный сайт // Федеральная таможенная служба. URL: http://www.customs.ru/
  7. Официальный сайт // Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/
Основные термины (генерируются автоматически): экономической безопасности, Российской Федерации, Стратегии экономической безопасности, внешнеторговой деятельности, угроз экономической безопасности, национальной безопасности, безопасности Российской Федерации, экономической безопасности Российской, внешнеторговой сфере, экономической безопасности внешнеторговой, обеспечения экономической безопасности, показатели экономической безопасности, безопасности внешнеторговой деятельности, темп прироста, внешнеторговой сфере Российской, экономической безопасности государства, обеспечение экономической безопасности, денежном выражении, таможенные органы, натуральном выражении.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос