Современные образовательные тренды: оценка новых возможностей формирования чувства цвета у детей, переходящих из дошкольного детства в младший школьный возраст, на занятиях по изобразительному искусству | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №19 (466) май 2023 г.

Дата публикации: 15.05.2023

Статья просмотрена: 5 раз

Библиографическое описание:

Петрова, Н. Н. Современные образовательные тренды: оценка новых возможностей формирования чувства цвета у детей, переходящих из дошкольного детства в младший школьный возраст, на занятиях по изобразительному искусству / Н. Н. Петрова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 19 (466). — С. 501-504. — URL: https://moluch.ru/archive/466/102554/ (дата обращения: 02.05.2024).



Обучение детей изобразительному искусству не может существовать вне современного образовательного контекста, образовательной среды и её участников. Анализ открытых информационных источников позволил выделить топ-10 современных российских и международных образовательных трендов — технологий. Назовём их и проанализируем возможность их применения к формированию чувства цвета у детей на современном этапе:

1. Непрерывное обучение, или Lifelong Learning — подразумевает обучение, пронесённое через всю жизнь, с учётом возрастных и профессиональных особенностей. По нашим представлениям, данный тренд отражает необходимость поддержания высокого уровня компетенций, но касается уже взрослых людей, занимающихся профессиональной деятельностью или возможен, если относится к хобби конкретного человека, которое может продолжаться всю сознательную жизнь. Считаем важным отметить, что нужно разделять обучение и досуговую деятельность, правильно организовывать и стимулировать именно обучение. Для выстраивания эффективного учебного процесса через всю жизнь требуется кропотливая и вдумчивой работа широкого круга психологов и педагогов с целью решения трех главных проблем:

— чёткого выделения возрастных границ (это сложно, особенно, если учитывать возрастные кризисы, нормальные и паталогические линии развития),

— полноценного описания «психолого-педагогического портрета» не только детей, но и взрослых (особенности восприятия, вовлеченности в процесс в процесс обучения, самоорганизации, восприятия, памяти, мышления и др.);

— преемственность обучения от детских садов до университетов третьего возраста;

— разработка и привязка пройденных учебных курсов к конкретному человеку (условно назовём именная электронная карта обучения через всю жизнь).

2. Тотальная цифровизация заключается в общем увеличении роли электронных технологий и мобильных устройств. Тренд может реализовываться в двух основных формах: как дистанционное обучение по традиционным программам и методикам, но с заменой инструмента взаимодействия в системе «ученик-учитель» или как полноценная цифровая образовательная среда с элементами виртуальной (дополненной) реальности (совместно с трендами 5 и 6). Пандемия коронавирусной инфекции COVID–19 привела к необходимости спешно организовывать дистанционный процесс обучения, в том числе и занятий по изобразительному искусству и в системе дополнительного художественного образования и кружковой деятельности. Всесторонней оценки этого вынужденного опыта массового использования дистанционных технологий не случилось. Из опыта личного участия можно констатировать, что большинство участников образовательного процесса к смене формата были не готовы как технически, так и организационно и методически.

  1. Отдельной тенденцией выделим мобильное обучение — «это использование удобных портативных мобильных устройств и беспроводных, доступных всегда технологий, для облегчения, поддержки, оптимизации и расширения процессов обучения и изучения» (С. В. Титова Мобильное обучение сегодня, 2012. С.9–10). Самый крупный исследовательский проект в этой области — «Система мобильного обучения» (MoLeNet) (http://www.moleshare.org.uk/main_resources.asp). Проект реализуется в Великобритании с 2007 года и объединяет около 10 тыс. обучающихся и 7 тыс. преподавателей. Исследуются дидактические возможности различных мобильных устройств — смартфонов, МР3/4 плееров, планшетных компьютеров, систем GPS, голосовых устройств для голосования. Проект курирует одновременно 104 исследования в данной области. Необходимо отметить, что в РФ такие исследования носят фрагментарный характер и полноценной концепции по этому тренду не сформировалось.
  2. Массовые онлайн-курсы на базе открытых образовательных платформ (типа Moodle, Степик и пр.), каналов на Ютубе или короткие видеоролики в ТикТоке. Доступ к сети Интернет позволяет оперативно и часто бесплатно получать доступ к современному образовательному контенту, а разработчикам курсов оперативно реагировать на новые потребности слушателей. Назовём некоторые популярные онлайн-школы рисования — Художка.Онлайн;Школа рисования Kalacheva School (в программу 4–10 лет: входит «От Уорхола слышу!»; «Сейчас будет книжка», «Зоопарк в твоём альбоме» и др.); Онлайн школа рисования Lil School (позиционирует себя как школа креативного мышления) (по данным образовательного портала https://howtolearn.ru/online-kursy/deti-risovan.html).

Выбор площадок и курсов чрезвычайно широк — от единичных уроков, до реализации ресурсом академических программ по рисованию, с возможностью обучения на английском или китайском языках. Однако вопрос с качеством наполнения самих программ, конкретных занятий, методов преподавания и профессиональной подготовки педагога остаётся открытым и требует, по-нашему представлению, своего законодательного регулирования. Обучение в такой онлайн-школе чаще всего заканчивается выдачей документа об образовании, установленного самими организаторами образца.

  1. Под геймификацией понимают повсеместное внедрение в образовательный процесс Игры — как обучения (education) для повышения мотивации и вовлеченности участников в процесс. Термин получился модным, широко распространённым и хорошо понимаемым не только молодым поколением, но и широким кругом лиц. Для российских учителей использование игровых технологий в учебном процессе не является чем-то секретным и неизведанным. Они уже очень давно и эффективно применяются в детских садах и школах.
  2. Технологии VR и AR (технологии полного вовлечения) — применение технологий виртуальной и дополненной реальности. Эффективность подтверждается различными экспериментами (удачными считаются — Complete Anatomy для обучения студентов — медиков анатомии и Star Chart — дополненная реальность для любителей астрономии). В настоящее время, Московский государственный университет разрабатывает школьный учебник с дополненной реальностью. Вероятнее всего это учебник биологии. «На видео пользователь наводит смартфон на картинку, в телефоне появляется 3Д-модель мозга, которую можно покрутить и «разобрать» на компоненты» (цит. по https://portal-vr.ru/vr-i-ar-tehnologii-v-obrazovanii/). Другим примером использования таких технологий могут служить экскурсии в музеи, в которые сложно организовать детские поездки, например, французский Лувр. Набирают популярность экскурсии на час к нескольким шедеврам.
  3. Проектная деятельность — в смысле отработки практических навыков через самостоятельную работу по поиску информации и решению проблем. По-нашему мнению, дети изучаемого нами возраста в силу особенностей протекания психических процессов не смогут полноценно самостоятельно организовать свою работу над проектом. Элементы проблемного обучения использовать просто необходимо, но выполнить целый проект — нет. Всему нужно учить. И не нужно уповать на коллективные методы работы как на некую панацею для решения любых учебных проблем. Работу каждого участника такой группы очень сложно полностью проследить и оценить.
  4. Адаптивное обучение — подразумевает использование возможностей искусственного интеллекта для создания супериндивидуального пути обучения с учётом когнитивных особенностей, способов восприятии и опорой на начальный уровень подготовки конкретного ученика. В настоящее время такие технологии ещё не очень не подходят для гуманитарного знания и областей с постоянно меняющимся потоком информации. Однако, если судить по обилию публикаций о наступающей эре искусственного интеллекте в образе главного врага и спасителя человечества, созданием и адаптаций таких технологий занимаются очень активно в Китае и США (https://habr.com/ru/companies/otus/articles/498898/). Адаптивное обучение, по-нашему представлению, в настоящее время является основной зоной роста технологий и глубоких междисциплинарных исследований. С большой долей вероятности, обучение детей изобразительному искусству не будет первоочередной задачей создателей адаптивного обучения, но креативное мышление — единственное, что по-настоящему будет отличать человека от машины и возможно приоритеты человечества в этом вопросе изменятся.
  5. Изменение роли преподавателя и чат-боты. В ближайшие десятилетия роль учителя претерпит, видимо, самые большие изменения. Из Учителя, Наставника — единственного источника знаний, педагог всё больше будет становиться режиссёром, создающим и курирующим образовательный процесс, а руинный процесс проверки знаний отдадут сервисам чат-ботов, которые смогут автоматизировать этот процесс.
  6. Формирование единого образовательного пространства «детский сад-школа». Появление этого российского тренда связано с именем выдающегося детского психолога Д. Б. Эльконина, который обосновал «внутреннюю общность двух «формаций» эпохи детства — дошкольного и младшего школьного возрастов при всех, порой радикальных, различиях и даже противоречиях между ними. Это давало ученому основание считать, что дети 3–10 лет должны жить общей жизнью, развиваясь, воспитываясь и обучаясь в едином культурно-образовательным пространстве» (цит. по Кудрявцев В. Дошкольное и начальное, 2001. С.58; Лапцевич И. М., Сачава О. С., Единое образовательное, 2014 С.46). Для целей нашего исследования организация подобных центров — огромный шаг вперёд в создании преемственности знаний дошкольников и младших школьников и возможность долгие годы приглашать их на дополнительные занятия, проводить диагностику и корректирующие действия.

На сегодняшний день исторически сложилось, и имеют практическое значение семь традиционных концепций и реализующих их программ обучения изобразительному искусству. Назовём их:

1. всеобщей графической грамоты В. С. Кузина (Программы общеобразовательных… под науч.ред В. С. Кузина, 1994);

2. целостного подхода к обучению и воспитанию, опирающаяся на категорию «художественный образ» Б. П. Юсова (Комплект интегрированных полихудожественных, 2000);

3. приобщения к мировой художественной культуре Б. М. Неменского (Программы общеобразовательных учреждений…, 2009);

4. приобщения к народному искусству как к художественному творчеству особого типа Т. Я. Шпикаловой (Изобразительное искусство и художественный…, 2008 и Программа.., 1992);

5. развития и совершенствование содержания общего среднего образования, направленная на обеспечение его программно-методическими и учебными материалами А. А. Леонтьева (Образовательная система «Школа 2100»., 2008);

6. формирование духовной культуры средствами художественно-творческой изобразительной деятельности О. А. Куревиной, Е. Д. Ковалёвой (Концепция художественного…, 1992);

7. программа введения в изобразительную деятельность способов художественного изображения детей Ю. А. Полуянова (Полуянов Ю. А. Изобразительное искусство…, 2003)

Сравнительный анализ традиционных программ и современных тенденций показал, что, несмотря на перевод в цифру образовательно процесса, по-настоящему прорывных технологий для обучения детей изобразительному искусству ещё не создано. Но, как говорят психологи, нужно быть готовым, готовым к тому, что современный мир будет предъявлять новые требования и диктовать свои условия, в том числе финансового характера, при реализации программ дополнительного образования, прежде всего.

Литература:

  1. Титова С. В. Мобильное обучение сегодня: стратегии и перспективы // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2012. № 1 С.9–23
  2. Кудрявцев В. Дошкольное и начальное образование — единый развивающий мир // Дошкольное образование, 2001. — № 6. — С. 58–64.
  3. Лапцевич И. М., Сачава О. С., Единое образовательное пространство «детский сад-школа: от теории к практике // Управление образованием: теория и практика 2014 № 3 СТР.46–66
  4. Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство. 1–9 кл. / Науч. рук. В. С. Кузин. — М.: Просвещение, 1994. — 160 с.
  5. Комплект интегрированных полихудожественных программ / Науч. рук. Б. П. Юсов.— М.: Издательский Дом Магистр-Пресс, 2000. — 148 с.
  6. Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство и художественный труд. 1–9 кл. / Науч. рук. Б. М. Неменский. — М.: Просвещение, 2009. — 141 с.
  7. Изобразительное искусство и художественный труд: Программа и тематическое планирование / Шпикалова Т. Я., Ершова Л. В., Макарова Н. Р. — М.: Просвещение, 2008. — 92 с.
  8. Программы средней общеобразовательной школы. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. I — IV кл. / Науч. рук. Т. Я. Шпикалова. — М.: Просвещение, 1992. — 78 с.
  9. Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа. / Под науч. ред. Д. И. Фельдштейна. — М.: Баласс, 2008. — 336 с.
  10. Концепция художественного образования как фундамента системы эстетического развития учащихся в школе / отв. ред. Б. М. Неменский. — М., 1992. — 123 с.
  11. Полуянов Ю. А. Изобразительное искусство и художественный труд. 1 класс. (Система Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова): Пособие для учителя. — М.: Вита-Пресс, 2003. — 224 с.
  12. Электронный цифровой ресурс, режим доступа http://www.moleshare.org.uk/main_resources.asp Дата обращения 02.05.2023
  13. Электронный цифровой ресурс, режим доступа https://howtolearn.ru/online-kursy/deti-risovan.html Дата обращения 02.05.2023
  14. Электронный цифровой ресурс, режим доступа https://portal-vr.ru/vr-i-ar-tehnologii-v-obrazovanii/ Дата обращения 02.05.2023
  15. Электронный цифровой ресурс, режим доступа https://habr.com/ru/companies/otus/articles/498898/ Дата обращения 02.05.2023.
Основные термины (генерируются автоматически): изобразительное искусство, адаптивное обучение, дополненная реальность, обучение детей, программа, COVID, GPS, креативное мышление, мобильное обучение, образовательный процесс.


Похожие статьи

Дополненная и виртуальная реальность в образовании

Теперь преподаватель в аудитории не единственный человек, который отвечает за обучение.

Они могут предназначаться как для детей дошкольного возраста, учащихся начальной или

Рис. 1. AR. Хотя в образовании дополненная реальность пока применяется довольно редко

Поэтому игра меняет внешний вид учебной программы в учебных заведениях и с этим надо...

Технологии дополненной реальности в образовательной сфере...

обучение на основе игр: используется для облегчения обучения на основе игр, создавая

Общественные науки, журналистика и информация (15 %), искусство и гуманитарные науки (15 %), а

А именно, инструмент не заменяет учителя, он просто дополняет учебный процесс.

Будущие исследователи могут подумать, как можно использовать программы AR, чтобы...

Развитие информационного обеспечения...

Ключевые слова: дистанционно-образовательные технологии, пандемия, COVID-19.

Этот быстрый переход от классного обучения к онлайн-обучению отложил в сторону более

обучению, а не таким навыкам, как критическое мышление и адаптируемость, которые будут более

Цифровизация — это непростой процесс, и образовательное сообщество не готово к...

Искусственный интеллект для образования. Адаптивная система...

Адаптивное обучениеобразовательный метод, который использует компьютерные алгоритмы

До начала обучения ИИ должен выявить сильные и слабые стороны ребенка.

В процессе обучения обучающему должны быть приобщены социальные навыки.

Царев Р. Ю., Тынченко С. В., Гриценко С. Н. Адаптивное обучение с использованием ресурсов...

Инновационные методы обучения на занятиях по...

 В этой статье рассматриваются некоторые особенности использования инновационных технологий в процессе обучения изобразительному искусству как средство повышения эффективности овладения учащимися знаний и умений в изобразительном искусстве.

Использование мобильных приложений для повышения...

мобильное обучение, учебный процесс, приложение, традиционное обучение, устройство

Именно поэтому программу обучения школьников программированию нужно тщательно.

Текущая адаптация даёт возможность определить сценарий обучения для каждого.

дополненная реальность, приложение, учебный процесс, устройство, студент, программа...

Использование мобильных устройств в педагогической практике

В работе рассматривается возможность интеграции мобильных устройств в учебный процесс. Определены преимущества и особенности мобильного обучения, дидактический потенциал применения беспроводных устройств.

Перспективы использования мобильных приложений...

 Образовательный процесс в современных условиях должен идти в ногу со временем, где есть место и информационным технологиям. Поэтому данная статья освещает основные перспективы использования мобильных приложений в ходе учебного процесса.

Роль современных мобильных приложений в учебном процессе...

Мобильное обучение (Mobile Learning); ‒ Обучение с помощью искусственного. Мобильная дополненная реальность накладывает изображения, схемы. Как правило программы этого типа применяются для детского обучения в рамках обучающих систем и виртуальных миров.

Разработка методики внедрения видеоигр и элементов...

...появилась идея использования видеоигр для поощрения детей в контексте обучения.

учебный процесс, образовательный процесс, учебный материал, компьютер, обучение

Виртуальный кабинет истории и обществознания (балаково.su) — пример такого обучения.

При интерактивном обучений учебный процесс строится так, что вовлеченными в него.

Похожие статьи

Дополненная и виртуальная реальность в образовании

Теперь преподаватель в аудитории не единственный человек, который отвечает за обучение.

Они могут предназначаться как для детей дошкольного возраста, учащихся начальной или

Рис. 1. AR. Хотя в образовании дополненная реальность пока применяется довольно редко

Поэтому игра меняет внешний вид учебной программы в учебных заведениях и с этим надо...

Технологии дополненной реальности в образовательной сфере...

обучение на основе игр: используется для облегчения обучения на основе игр, создавая

Общественные науки, журналистика и информация (15 %), искусство и гуманитарные науки (15 %), а

А именно, инструмент не заменяет учителя, он просто дополняет учебный процесс.

Будущие исследователи могут подумать, как можно использовать программы AR, чтобы...

Развитие информационного обеспечения...

Ключевые слова: дистанционно-образовательные технологии, пандемия, COVID-19.

Этот быстрый переход от классного обучения к онлайн-обучению отложил в сторону более

обучению, а не таким навыкам, как критическое мышление и адаптируемость, которые будут более

Цифровизация — это непростой процесс, и образовательное сообщество не готово к...

Искусственный интеллект для образования. Адаптивная система...

Адаптивное обучениеобразовательный метод, который использует компьютерные алгоритмы

До начала обучения ИИ должен выявить сильные и слабые стороны ребенка.

В процессе обучения обучающему должны быть приобщены социальные навыки.

Царев Р. Ю., Тынченко С. В., Гриценко С. Н. Адаптивное обучение с использованием ресурсов...

Инновационные методы обучения на занятиях по...

 В этой статье рассматриваются некоторые особенности использования инновационных технологий в процессе обучения изобразительному искусству как средство повышения эффективности овладения учащимися знаний и умений в изобразительном искусстве.

Использование мобильных приложений для повышения...

мобильное обучение, учебный процесс, приложение, традиционное обучение, устройство

Именно поэтому программу обучения школьников программированию нужно тщательно.

Текущая адаптация даёт возможность определить сценарий обучения для каждого.

дополненная реальность, приложение, учебный процесс, устройство, студент, программа...

Использование мобильных устройств в педагогической практике

В работе рассматривается возможность интеграции мобильных устройств в учебный процесс. Определены преимущества и особенности мобильного обучения, дидактический потенциал применения беспроводных устройств.

Перспективы использования мобильных приложений...

 Образовательный процесс в современных условиях должен идти в ногу со временем, где есть место и информационным технологиям. Поэтому данная статья освещает основные перспективы использования мобильных приложений в ходе учебного процесса.

Роль современных мобильных приложений в учебном процессе...

Мобильное обучение (Mobile Learning); ‒ Обучение с помощью искусственного. Мобильная дополненная реальность накладывает изображения, схемы. Как правило программы этого типа применяются для детского обучения в рамках обучающих систем и виртуальных миров.

Разработка методики внедрения видеоигр и элементов...

...появилась идея использования видеоигр для поощрения детей в контексте обучения.

учебный процесс, образовательный процесс, учебный материал, компьютер, обучение

Виртуальный кабинет истории и обществознания (балаково.su) — пример такого обучения.

При интерактивном обучений учебный процесс строится так, что вовлеченными в него.

Задать вопрос