Библиографическое описание:

Амиров А. Ж., Ашимбекова А. М., Темирова А. Е. Роль современных мобильных приложений в учебном процессе вуза // Молодой ученый. — 2017. — №1. — С. 13-15. — URL https://moluch.ru/archive/135/37927/ (дата обращения: 20.04.2018).



Сейчас время развития общества и оно характеризуется тем, что влияет на него ряд информационных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности, также обеспечивают распространение информационных потоков в обществе, образуют глобальное информационное пространство.

В наше время неотъемлемой и важной частью информатизации общества является информатизация образования.

Глава государства Н. А. Назарбаев в своём «Послании народу стратегии “Казахстан-2050”» подчеркивает модернизацию методики преподавания и развитию онлайн-системы образовательной среды. Применение мобильных технологий и обучающих приложений позволяет в дальнейшем совершенствовать педагогический процесс. Многие учёные и педагоги уверены, что будущее обучения с поддержкой ИКТ связано и зависит именно от распространения мобильных средств связи, популярности смартфонов и гаджетов, появления большого количества учебных приложений и программ, а также новых технологий, которые расширяют возможности и качество образования [1].

На сегодняшний день главной задачей, которая стоит перед высшей школой является обеспечение развития потенциала будущих специалистов для более творческой деятельности. В качестве глобальной цели реформирования профессионального образования стоит цель — научить будущего специалиста самостоятельно взаимодействовать с инновационно-развивающимся миром профессионального труда. «Для многих государственных структур, банков, фирм становятся необходимы не просто инженеры, экономисты, менеджеры, а «специалисты по решению проблем». Работа по подготовке таких специалистов в сочетании с широкой консультативной деятельностью может стать одной из «точек роста» в развитии отечественной высшей школы».

Большинство современных студентов технически и психологически готовы к использованию мобильных технологий в учебном процессе, и необходимо рассматривать новые возможности для более эффективного использования потенциала мобильных устройств и технологий. Решение этой задачи требует организационных усилий со стороны педагогов, исследовательской и методической работы преподавателей по внедрению стратегий, форм и методов мобильного обучения в учебный процесс высших учебных заведений [2]. Педагоги уже не могут не обращать внимание на очевидный факт — популярность мобильных средств связи среди молодёжи; именно поэтому следует проанализировать, как данные виды связи могут способствовать оптимизации процесса обучения в вузе [3].

Существует много способов применения мобильных устройств в учебном процессе:

‒ для воспроизведения мультимедийных обучающих веб-ресурсов (аудио- файлы, видеофайлы, графика, карты, изображения);

‒ для обеспечения быстрого доступа на обучающие сайты, ресурсы, справочники, словари;

‒ как собственно обучающее средство при условии разработки учебных материалов, адаптированных для платформ мобильных средств связи (SMS- тесты, учебные пособия и инструкции на базе мобильных приложений);

‒ для учебной коммуникации (SMS-сообщения, Twitter, вебинары, Skype и т. д.).

При внедрении любой инновации нужно быть готовым и к негативной стороне, поэтому рассмотрим как несомненные преимущества, так и негативные аспекты мобильного обучения. Таким образом, несомненными преимуществами использования мобильных устройств и технологий в образовательном процессе школы являются:

 быстрый доступ к аутентичным учебным и справочным ресурсам и программам в любое время и в любом месте;

 постоянная обратная связь с преподавателем и учебным сообществом;

 учет индивидуальных особенностей студента — диагностика проблем, индивидуальный темп обучения;

 повышение мотивации обучаемых за счет использование знакомых технических средств и виртуального окружения;

 организация автономного обучения;

 создание персонализированного профессионально ориентированного обучающего пространство ученика;

 развитие навыков и способностей к непрерывному обучению в течение жизни.

К негативным аспектам мобильного обучения в первую очередь необходимо отнести сложности не столько технического и финансового, сколько административно-организационного и методического характера.

Во-первых, сложно убедить как преподавателей, так и администрацию учебных заведений, что данная форма обучения способствует оптимизации учебного процесса, т. к. выполнение заданий проходит на устройствах (телефоны), которые обычно запрещены в школах и вузах для использования в учебной аудитории, поскольку все мобильные устройства выполняют роль электронной шпаргалки.

Во-вторых, преподаватели не владеют (в отличие от студентов) соответствующим уровнем ИКТ компетенции, который позволял бы им внедрять в традиционную форму задания на основе мобильных технологий, использовать уже существующие учебные приложения для мобильных устройств, обеспечивать интерактивную поддержку учебного процесса, развивать ИКТ компетенцию самих обучающихся в этой сфере.

В-третьих, недостаточно готовых обучающих мобильных ресурсов и программ для студентов и школьников различных уровней и специальностей, но в то же время преподаватели английского языка находятся в более выигрышном положении: существует большое многообразие различных приложений и игр на английском языке, на основе которых можно создавать грамматические тесты, поисковые и игровые задания.

На сегодня существует целый набор мобильных приложений, которые могут с успехом использоваться в образовательных целях. Рассмотрим некоторые из приложений для устройств на базе операционной системы Android как наиболее распространённых и доступных среди студентов.

Приложение Google Goggles по фотографии картины выдаёт информацию о ней — название и художника, по упаковке — информацию о товаре, по тексту может выполнить его перевод на другие языки. Это приложение можно использовать при создании образовательных игр и квестов.

Программа Space 4D+ того же производителя Octagon Studio позволяет изучать строение солнечной системы, планет и других астрономических объектов.

Приложение Anatomy 4D (фирма-производитель DAQRI) представляет интерес для студентов — биологов или медиков. Виртуальная реальность позволяет изучить строение человеческого тела, состав кровеносной, мышечной, костной и других систем организма. Интерфейс приложения позволяет отобразить или скрыть каждую из них, содержит специфическую медицинскую терминологию [4].

Программа Elements 4D может использоваться на занятиях химии, развивать кругозор и дополнять знания студентов. Это приложение доступно для устройств на базе операционных систем Android и iOS. С помощью мобильного устройства и установленного приложения учащиеся сканируют кубики с маркерами химических элементов и могут получать информацию об их внешнем виде, свойствах и реакциях взаимодействия с другими элементами [4].

Все рассмотренные приложения, кроме использования в естественных науках, могут применяться для тренировки и углубления знаний английского языка, поскольку имеют англоязычный интерфейс и используют англоязычную терминологию и названия.

Несколько большими, чем рассмотренные выше, возможностями обладает приложение LandscapAR augmented reality. В отличие от предыдущих оно позволяет пользователю самому создать маркер дополненной реальности. Пользователь рисует на листе бумаги линии уровня местности. Приложение при сканировании рисунка создаёт виртуальный ландшафт в соответствии с изображёнными горизонталями. Студенты могут по плану воссоздать горы и долины, равнины и острова в океане. Таким образом, программу LandscapAR можно не только использовать на уроках географии при изучении соответствующей темы, но и в творческих проектах.

Подобного рода мобильных приложений с использованием средств дополненной реальности существует ещё множество, однако все они только предлагают использовать уже готовые модели и подготовленные маркеры. Больший интерес для будущего педагога представляют средства, которые можно было бы использовать для самостоятельного создания дополненной реальности.

Существуют так называемые браузеры дополненной реальности, среди которых известны являются Layar, Aurasma, Metaio, Wikitude и некоторые другие [5]. Подобные браузеры позволяют сканировать не только картинки, но и пространство вокруг, а маркерами для них являются координаты в пространстве. Сканируя окружающее пространство с помощью подобных браузеров, пользователь по GPS-координатам может получить информацию об объектах, находящихся поблизости: местах, достопримечательностях, организациях, памятниках и т. п. Создатели подобных браузеров нередко предоставляют пользователям создавать собственные метки, которые затем «читаются» этими приложениями.

Одним из наиболее стабильных в работе является приложение Layar. Рассмотрим его возможности подробнее.

Layar работает с готовыми маркерами: если на страницу с текстом, фотографию или картинку нанесена метка Layar (как правило, это относится к рекламной продукции фирмы-производителя), то программа распознаёт её и показывает дополнительную информацию. Программа также может использоваться в качестве сканера QR-кодов.

В приложении Layar доступно множество геослоев, среди которых хочется отметить имеющие образовательную ценность слои Wikipedia и Wikimapia. При включении этих слоёв Layar обнаруживает в окружении пользователя объекты, о которых в интернет-энциклопедии есть информация, и выводит информацию о них поверх изображения.

Используя средства официального сайта Layar.com, преподаватель (или студент) может самостоятельно создать проект с использованием дополненной реальности. В качестве маркера используется любая картинка, чертеж или фотография, а в качестве виртуального контента можно добавить ссылки на веб-сайт, видео, картинки и слайд-шоу и многое другое. Такие средства позволят преподавателю создавать и расширять виртуальную обучающую среду, формировать у студентов универсальные учебные действия по отбору, компоновке и созданию информации учебного и творческого характера.

Современный педагог должен знать подобные тенденции развития современных информационных технологий, владеть ими и быть в состоянии грамотно и обоснованно применить их в образовательном процессе. Поэтому знакомство со средствами дополненной реальности и способами их применения на уроке, во внеурочной и проектной деятельности можно включать в содержание дисциплины «Информационные технологии в образовании», входящей в систему подготовки студентов бакалавриата по направлению «Педагогическое образование».

Литература:

  1. Послание Президента Республики Казахстан: «Стратегии «Казахстан-2050».
  2. Голицына И. Н., Половникова Н. Л. Мобильное обучение как новая технология в образовании // Образовательные технологии и общество. 2011. № 1. С. 241–252.
  3. Виневская А. В. Использование потенциала информационных технологий в создании мобильной образовательной среды // Концепт. 2012. № 9. С. 78–84.
  4. Самарина А. Е. STEM-игры с дополненной реальностью. Электронный ресурс. URL: http://samarina-it.blogspot.ru/2015/07/stem.html.
  5. Зильберман М. Увлекательная химия с дополненной реальностью. Электронный ресурс. URL: http://goo.gl/z5uXKy.
Основные термины (генерируются автоматически): дополненной реальности, мобильных устройств, мобильных технологий, мобильных приложений, мобильных средств связи, учебном процессе, мобильного обучения, информационных технологий, Применение мобильных технологий, потенциала мобильных устройств, современных мобильных приложений, использованию мобильных технологий, использования мобильных устройств, применения мобильных устройств, основе мобильных технологий, распространения мобильных средств, образовательном процессе, популярность мобильных средств, набор мобильных приложений, дополненной реальностью.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос