Библиографическое описание:

Султанов Х. Э., Анкабаев Р. Т., Хасанова Н. С., Чориева Н. Ш. Инновационные методы обучения на занятиях по изобразительному искусству [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2017 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2017. — С. 103-105.



В этой статье рассматриваются некоторые особенности использования инновационных технологий в процессе обучения изобразительному искусству как средство повышения эффективности овладения учащимися знаний и умений в изобразительном искусстве.

Ключевые слова: профессиональное деятельность, образовательные технологии, глобальные проблемы, интерактивность, педагогическая инновация, дифференцированное обучение, модульное обучение, мультимедиа, творческие способности, мотивация

Среди основных направлений инновационных преобразований узбекского образования сегодня находится и научно-исследовательская деятельность обучающихся. Потребность формирования у обучающихся навыков исследовательской деятельности трудно переоценить.

Данная модель позволяет использовать новые технологии в учебном процессе, базируясь на традиционных методах, делая процесс обучения более продуктивным, повышая эффективность полученных знаний.

Использование информационно-коммуникационных технологий становится неотъемлемой составляющей части в уроках практически всех видов предметов в школьном образование.

Развитие науки и техники, широкое проникновение инновационных технологий в новые области научной и практической деятельности предъявляют к школьному образованию новые требования. В настоящее время важно не просто дать ученику определенную сумму знаний, необходимых для решения прикладных задач, но и помочь учащимся воспринять принципы математического мышления, обеспечивающие возможности осознанного их применения к изучению реальных явлений. На первый план выходят новые методические и организационные модели учебного взаимодействия учащихся с информационными технологиями.

Цель учителя — научить школьников учиться, применяя новые педагогические и информационные технологии. А как показывает практика, новые образовательные технологии могут быть освоены только в действии [2].

На современном этапе развития школьного образования проблема подготовки выпускников, хорошо владеющих компьютерными технологиями, приобретает особо важное значение в связи с высокими темпами развития и совершенствования науки и техники, потребностью общества в людях, способных быстро ориентироваться в обстановке, способных мыслить самостоятельно и свободных от стереотипов. Применение этих технологий в обучении изобразительному искусству объясняется также необходимостью решения проблемы поиска путей и средств активизации познавательного интереса учащихся, развития их творческих способностей, стимуляции умственной деятельности [1]. Между учителем и учеником складываются «субъект-субъективные» отношения. Учитель часто выступает в роли помощника, консультанта, поощряющего оригинальные находки, стимулирующего активность, инициативу и самостоятельность.

Коренные изменения в нашем обществе создали реальные предпосылки для обновления всей системы образования, что находит свое отражение в разработке и введении элементов нового содержания, новых образовательных технологий, в обращении к мировому педагогическому опыту. В связи с этим выдвигаются повышенные требования к уровню творческих способностей личности, умеющей самостоятельно решать разнообразные задачи, встающие в процессе профессиональной деятельности и подготовки к ней. Проникновение современных технологий в образовательную практику, в том числе и на уроки изобразительного искусства, открывает новые возможности. Социальные процессы, происходящие в обществе на каждом этапе исторического развития, не могут происходить без участия людей, умеющих образно мыслить и творчески относиться к делу. Необходимость проявления творчества, поиск нестандартных путей решения задач в любой сфере деятельности — требование не только сегодняшнего дня, но и будущего. Главная цель, которая раньше определялась как формирование основ всесторонне и гармонично развитой личности, воспитание людей, владеющих основами наук, сейчас видится в том, чтобы сделать акцент на воспитании личности активной, творческой, осознающей глобальные проблемы человечества, готовой посильно участвовать в их решении. Проблема целенаправленной подготовки к творческой деятельности учащихся сложна и многогранна. Это обусловлено тем, что творческая деятельность связана со многими сторонами учебного процесса, выступая одновременно как цель — в плане формирования личности, и как результат, обусловленный определенным способом организации учебной деятельности учащихся, а также как средство повышения эффективности процесса обучения. Компьютерные и интернет-технологии дополняют диапазон используемых традиционных средств и методов педагогической работы.

При обновлении содержания образования и освоении новых форм организации учебно-воспитательного процесса качественно меняется и роль учителя как участника иной педагогической реальности: не транслятор знаний, а организатор, руководитель и соучастник учебного процесса, построенного как диалог учащегося с познаваемой действительностью [1. с. 4].

Интерактивность (от англ. interact — взаимодействовать) означает способность взаимодействовать или находиться в режиме диалога. Следовательно, интерактивное обучение — это, прежде всего, диалоговое обучение [5]. Диалог возможен и при традиционных методах обучения, но лишь как взаимодействие «учитель — ученик» или «учитель — группа учащихся (аудитория)». При интерактивном обучении в дополнение к этому диалог строится как взаимодействие «ученик — ученик» (работа в парах), «ученик — группа учащихся» (работа в группах), «ученик — аудитория” или «группа учащихся — аудитория» (презентация работы в группах), «ученик — компьютер», «ученик — художественное произведение» и т. д. [4]. Интерактивные технологии по В. В. Гузееву — это вид информационного обмена учащихся с окружающей информационной средой [3].

Современные компьютерные программы интерактивны, предполагая взаимодействия с пользователем, предоставляя ему возможность выбирать способы организации информационных потоков, дозировать поступающую информацию, помогая в её обработке.

Современный ребенок живет в мире технологичных символов и знаков, в мире электронной культуры. В детской среде влияние цифровых и информационных технологий на современном этапе особенно заметно. Это происходит потому, что с помощью компьютера высокая потребность детей в общении находит реализацию. Компьютерные игры имитируют общение и создают ситуацию успеха. Общение с помощью мобильных телефонов и интернета позволяет детям формировать и поддерживать групповую целостность с ее ролевой структурой при отсутствии личных встреч. Дети легко усваивают пользовательские навыки работы с персональным компьютером, зачастую воспринимая его как увлекательную игрушку, и будут заинтересованы открывающимися перед ними изобразительными возможностями.

Научить ребенка, с самого раннего возраста попадающего в «цифровую среду», ориентироваться в ней, приобретать навыки «чтения», переработки и анализа информации, получаемой из разных источников, критически осмыслять ее и есть одна из важнейших задач современной школы.

Изобразительное искусство — сложный предмет, который содержит в себе знания о композиции, пропорциях, перспективе. Задача современной школы — формировать способность действовать и быть успешным в условиях динамично развивающегося современного общества. Поэтому, стоит задуматься, как сделать процесс обучения более результативным.

Главная проблема школы — это переход от информативного метода обучения к активной творческой деятельности всего педагогического сообщества, т. е. педагогического коллектива, учащихся и родителей [7]. Педагогическая инновация — намеренное качественное или количественное изменение педагогической практики повышение качества обучения. Очевидно, что невозможно решать педагогические проблемы устаревшими методами. Для решения этих задач в современной школе применяют многочисленные инновационные технологии: метод проектов, обучение в сотрудничестве, дифференцированное обучение, «портфолио ученика», модульное обучение и т. д., а также применение этих инноваций трудно представить без технологии мультимедиа. Появляется возможность совмещать теоретический и демонстрационный материал (фильмы, видеоролики, музыка, презентации к урокам). Так как уроки ИЗО построены на зрительном ряде, использование возможностей мультимедийного оборудования облегчает подготовку учителя к уроку, где используется часто наглядность. Погрузиться в мир искусства, побывать в роли художника, дизайнера, архитектора, не требуя при этом материалов, которые детям порой не доступны.

Интерактивные формы обучения строятся на взаимной связи между учениками и преподавателем. Внедрение ИКТ оптимизирует образовательный процесс, видоизменяет традиционные формы подачи информации, обеспечивает лёгкость и удобство. Оцифрованные фото и видеоматериалы создают базу для разработки презентаций для уроков. Компьютерные образовательные программы в игровой форме предлагают виртуальное посещение музеев, картинных галерей, дают возможность проникнуть в тонкости творчества живописцев, архитекторов, скульпторов. Ресурсы Интернета позволяют «оказаться» в самых интересных местах на планете и найти ответы на различные интересующие их вопросы. Уже нельзя представить современное обучение и воспитание учащихся без применения ИКТ. Известно, что компьютер обладает достаточно широкими возможностями для создания благоприятных условий работы учителя. А также, применяемые информационные технологии достаточно эффективны, так как умело сочетаются с соответствующими педагогическими технологиями, позволяя от авторитарной школы перейти к педагогике сотрудничества, когда учитель и ученик, находясь в равном отношении к информационным ресурсам, становятся партнерами при ведущей роли педагога. Данные формы позволяют быстро оценить действия, результаты и их последствия, а также получить полную информацию о необходимости внесения дополнений и изменений в методическое обеспечение учебного процесса. Н. А. Волгина отмечает, что интерактивное обучение строится на обратной связи и реализуется на основе фиксации положительного опыта или рекомендаций изменений в позитивном конструктивном плане с помощью кумулятивной промежуточной оценки результатов обучения, придавая интерактивному обучению черты программированного обучения. [2]

Информационные технологии дают учителю возможность эмоционально и образно подать материал, а также установить отношения взаимопонимания, дают дополнительный импульс для развития школьного образования. Они помогают увеличить учебные ресурсы, предоставляют учащимся возможность обучения на более высоком уровне.

В процессе изучения темы или раздела ученики выполняют творческие задания на компьютере в виде слайдовой презентации, что предоставляет им возможность экспериментировать, с различными вариантами изображения, синтезировать разнообразные виды виртуальной информации.

Одна из задач художественного образования — разностороннее развитие личности, ее творческих способностей, навыков самообразования, создания условий для ее самореализации. Применение компьютерной технологии в преподавании изобразительного искусства раскрывает практическую значимость изучаемого материала, давая возможность детям проявить оригинальность, фантазию и творческие способности. [6]

Использование информационных технологий помогает учителю повышать мотивацию обучения детей предметам изобразительного искусства и приводит к целому ряду положительных следствий: обогащению школьников знаниями в их образно-понятийной целостности и эмоциональной окрашенности, облегчению процесса усвоения материала, возбуждению живого интереса к предмету познания и расширению общего кругозора детей.

Ещё главная особенность интерактивных технологий заключается в том, что они основаны на прямом взаимодействии учащихся с учебным окружением. Применение интерактивных технологий позволяет ученику наиболее глубже использовать широкие возможности методов изобразительного искусства. Особые возможности интеракции в обучении изобразительному искусству заключаются в организации общения с как классическим искусством, так и с тенденциями современной арт-эстетики.

Таким образом, эффективность использования в образовательном процессе современных информационно-коммуникационных технологий, включая постоянное совершенствование знаний, навыков и умений учителей изобразительного искусства в области средств получения, переработки, применения и передачи учебной, творческой и иной информации с использованием компьютеров, Интернета и других технических средств является одним из важных факторов повышения эффективности деятельности преподавателей изобразительного искусство. Результаты проведенного педагогического исследования позволяют сделать вывод о том, что применение данного метода положительно влияют на развитие познавательной активности учащихся и эффективности усвоения изучаемого материала.

Литература:

  1. Бордовская Н. В., Бродская Н. В., Дандарова И. М. и др. Современные образовательные технологии: учеб. пособие / Под ред. Н. В. Бордовской. — 2-е изд., стер. — М.: КноРус, 2011. — 432 с.
  2. Волгина Н. А., Одегова Ю. Г. Организация формы и методы проведения учебных занятий и самостоятельной работы: М.: Рос. экон. акад., 2004. — 88 с.
  3. Гузеев В. В. Основы образовательной технологии: дидактический инструментарий. — М.: Сентябрь, 2006. — 192 с.
  4. Емелина М. В. Интерактивное обучение в системе методической работы школы. –: / http://festival.1september.ru/articles/313034/.
  5. Суворова Н. Интерактивное обучение: новые подходы // Учитель. — 2000. — № 1. — С. 25–27.
  6. Султанов Х. Э., Пак В., Кукиев Б. Использование новых информационных коммуникативных технологий на уроках изобразительного искусства «Молодой ученый». № 4 (108). Февраль, 2016. 832‑833 с.
  7. Хотулева М. А. Русанова Е. А. Переход от информативного метода обучения к активной творческой деятельности всего педагогического сообщества Балакина Н. М. Вестник науки и образования. № 1(13). 2016.
Основные термины (генерируются автоматически): изобразительного искусства, изобразительному искусству, образовательные технологии, информативного метода обучения, творческой деятельности, обучении изобразительному искусству, активной творческой деятельности, средство повышения эффективности, учебного процесса, творческих способностей, деятельности учащихся, развития школьного образования, процесс обучения, инновационных технологий, модульное обучение, творческой деятельности учащихся, процессе обучения изобразительному, информационно-коммуникационных технологий, дифференцированное обучение, интерактивное обучение.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос