Инновационные методы обучения на занятиях по изобразительному искусству | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Султанов Х. Э., Анкабаев Р. Т., Хасанова Н. С., Чориева Н. Ш. Инновационные методы обучения на занятиях по изобразительному искусству [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2017 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2017. — С. 103-105. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/212/11887/ (дата обращения: 25.06.2018).



В этой статье рассматриваются некоторые особенности использования инновационных технологий в процессе обучения изобразительному искусству как средство повышения эффективности овладения учащимися знаний и умений в изобразительном искусстве.

Ключевые слова: профессиональное деятельность, образовательные технологии, глобальные проблемы, интерактивность, педагогическая инновация, дифференцированное обучение, модульное обучение, мультимедиа, творческие способности, мотивация

Среди основных направлений инновационных преобразований узбекского образования сегодня находится и научно-исследовательская деятельность обучающихся. Потребность формирования у обучающихся навыков исследовательской деятельности трудно переоценить.

Данная модель позволяет использовать новые технологии в учебном процессе, базируясь на традиционных методах, делая процесс обучения более продуктивным, повышая эффективность полученных знаний.

Использование информационно-коммуникационных технологий становится неотъемлемой составляющей части в уроках практически всех видов предметов в школьном образование.

Развитие науки и техники, широкое проникновение инновационных технологий в новые области научной и практической деятельности предъявляют к школьному образованию новые требования. В настоящее время важно не просто дать ученику определенную сумму знаний, необходимых для решения прикладных задач, но и помочь учащимся воспринять принципы математического мышления, обеспечивающие возможности осознанного их применения к изучению реальных явлений. На первый план выходят новые методические и организационные модели учебного взаимодействия учащихся с информационными технологиями.

Цель учителя — научить школьников учиться, применяя новые педагогические и информационные технологии. А как показывает практика, новые образовательные технологии могут быть освоены только в действии [2].

На современном этапе развития школьного образования проблема подготовки выпускников, хорошо владеющих компьютерными технологиями, приобретает особо важное значение в связи с высокими темпами развития и совершенствования науки и техники, потребностью общества в людях, способных быстро ориентироваться в обстановке, способных мыслить самостоятельно и свободных от стереотипов. Применение этих технологий в обучении изобразительному искусству объясняется также необходимостью решения проблемы поиска путей и средств активизации познавательного интереса учащихся, развития их творческих способностей, стимуляции умственной деятельности [1]. Между учителем и учеником складываются «субъект-субъективные» отношения. Учитель часто выступает в роли помощника, консультанта, поощряющего оригинальные находки, стимулирующего активность, инициативу и самостоятельность.

Коренные изменения в нашем обществе создали реальные предпосылки для обновления всей системы образования, что находит свое отражение в разработке и введении элементов нового содержания, новых образовательных технологий, в обращении к мировому педагогическому опыту. В связи с этим выдвигаются повышенные требования к уровню творческих способностей личности, умеющей самостоятельно решать разнообразные задачи, встающие в процессе профессиональной деятельности и подготовки к ней. Проникновение современных технологий в образовательную практику, в том числе и на уроки изобразительного искусства, открывает новые возможности. Социальные процессы, происходящие в обществе на каждом этапе исторического развития, не могут происходить без участия людей, умеющих образно мыслить и творчески относиться к делу. Необходимость проявления творчества, поиск нестандартных путей решения задач в любой сфере деятельности — требование не только сегодняшнего дня, но и будущего. Главная цель, которая раньше определялась как формирование основ всесторонне и гармонично развитой личности, воспитание людей, владеющих основами наук, сейчас видится в том, чтобы сделать акцент на воспитании личности активной, творческой, осознающей глобальные проблемы человечества, готовой посильно участвовать в их решении. Проблема целенаправленной подготовки к творческой деятельности учащихся сложна и многогранна. Это обусловлено тем, что творческая деятельность связана со многими сторонами учебного процесса, выступая одновременно как цель — в плане формирования личности, и как результат, обусловленный определенным способом организации учебной деятельности учащихся, а также как средство повышения эффективности процесса обучения. Компьютерные и интернет-технологии дополняют диапазон используемых традиционных средств и методов педагогической работы.

При обновлении содержания образования и освоении новых форм организации учебно-воспитательного процесса качественно меняется и роль учителя как участника иной педагогической реальности: не транслятор знаний, а организатор, руководитель и соучастник учебного процесса, построенного как диалог учащегося с познаваемой действительностью [1. с. 4].

Интерактивность (от англ. interact — взаимодействовать) означает способность взаимодействовать или находиться в режиме диалога. Следовательно, интерактивное обучение — это, прежде всего, диалоговое обучение [5]. Диалог возможен и при традиционных методах обучения, но лишь как взаимодействие «учитель — ученик» или «учитель — группа учащихся (аудитория)». При интерактивном обучении в дополнение к этому диалог строится как взаимодействие «ученик — ученик» (работа в парах), «ученик — группа учащихся» (работа в группах), «ученик — аудитория” или «группа учащихся — аудитория» (презентация работы в группах), «ученик — компьютер», «ученик — художественное произведение» и т. д. [4]. Интерактивные технологии по В. В. Гузееву — это вид информационного обмена учащихся с окружающей информационной средой [3].

Современные компьютерные программы интерактивны, предполагая взаимодействия с пользователем, предоставляя ему возможность выбирать способы организации информационных потоков, дозировать поступающую информацию, помогая в её обработке.

Современный ребенок живет в мире технологичных символов и знаков, в мире электронной культуры. В детской среде влияние цифровых и информационных технологий на современном этапе особенно заметно. Это происходит потому, что с помощью компьютера высокая потребность детей в общении находит реализацию. Компьютерные игры имитируют общение и создают ситуацию успеха. Общение с помощью мобильных телефонов и интернета позволяет детям формировать и поддерживать групповую целостность с ее ролевой структурой при отсутствии личных встреч. Дети легко усваивают пользовательские навыки работы с персональным компьютером, зачастую воспринимая его как увлекательную игрушку, и будут заинтересованы открывающимися перед ними изобразительными возможностями.

Научить ребенка, с самого раннего возраста попадающего в «цифровую среду», ориентироваться в ней, приобретать навыки «чтения», переработки и анализа информации, получаемой из разных источников, критически осмыслять ее и есть одна из важнейших задач современной школы.

Изобразительное искусство — сложный предмет, который содержит в себе знания о композиции, пропорциях, перспективе. Задача современной школы — формировать способность действовать и быть успешным в условиях динамично развивающегося современного общества. Поэтому, стоит задуматься, как сделать процесс обучения более результативным.

Главная проблема школы — это переход от информативного метода обучения к активной творческой деятельности всего педагогического сообщества, т. е. педагогического коллектива, учащихся и родителей [7]. Педагогическая инновация — намеренное качественное или количественное изменение педагогической практики повышение качества обучения. Очевидно, что невозможно решать педагогические проблемы устаревшими методами. Для решения этих задач в современной школе применяют многочисленные инновационные технологии: метод проектов, обучение в сотрудничестве, дифференцированное обучение, «портфолио ученика», модульное обучение и т. д., а также применение этих инноваций трудно представить без технологии мультимедиа. Появляется возможность совмещать теоретический и демонстрационный материал (фильмы, видеоролики, музыка, презентации к урокам). Так как уроки ИЗО построены на зрительном ряде, использование возможностей мультимедийного оборудования облегчает подготовку учителя к уроку, где используется часто наглядность. Погрузиться в мир искусства, побывать в роли художника, дизайнера, архитектора, не требуя при этом материалов, которые детям порой не доступны.

Интерактивные формы обучения строятся на взаимной связи между учениками и преподавателем. Внедрение ИКТ оптимизирует образовательный процесс, видоизменяет традиционные формы подачи информации, обеспечивает лёгкость и удобство. Оцифрованные фото и видеоматериалы создают базу для разработки презентаций для уроков. Компьютерные образовательные программы в игровой форме предлагают виртуальное посещение музеев, картинных галерей, дают возможность проникнуть в тонкости творчества живописцев, архитекторов, скульпторов. Ресурсы Интернета позволяют «оказаться» в самых интересных местах на планете и найти ответы на различные интересующие их вопросы. Уже нельзя представить современное обучение и воспитание учащихся без применения ИКТ. Известно, что компьютер обладает достаточно широкими возможностями для создания благоприятных условий работы учителя. А также, применяемые информационные технологии достаточно эффективны, так как умело сочетаются с соответствующими педагогическими технологиями, позволяя от авторитарной школы перейти к педагогике сотрудничества, когда учитель и ученик, находясь в равном отношении к информационным ресурсам, становятся партнерами при ведущей роли педагога. Данные формы позволяют быстро оценить действия, результаты и их последствия, а также получить полную информацию о необходимости внесения дополнений и изменений в методическое обеспечение учебного процесса. Н. А. Волгина отмечает, что интерактивное обучение строится на обратной связи и реализуется на основе фиксации положительного опыта или рекомендаций изменений в позитивном конструктивном плане с помощью кумулятивной промежуточной оценки результатов обучения, придавая интерактивному обучению черты программированного обучения. [2]

Информационные технологии дают учителю возможность эмоционально и образно подать материал, а также установить отношения взаимопонимания, дают дополнительный импульс для развития школьного образования. Они помогают увеличить учебные ресурсы, предоставляют учащимся возможность обучения на более высоком уровне.

В процессе изучения темы или раздела ученики выполняют творческие задания на компьютере в виде слайдовой презентации, что предоставляет им возможность экспериментировать, с различными вариантами изображения, синтезировать разнообразные виды виртуальной информации.

Одна из задач художественного образования — разностороннее развитие личности, ее творческих способностей, навыков самообразования, создания условий для ее самореализации. Применение компьютерной технологии в преподавании изобразительного искусства раскрывает практическую значимость изучаемого материала, давая возможность детям проявить оригинальность, фантазию и творческие способности. [6]

Использование информационных технологий помогает учителю повышать мотивацию обучения детей предметам изобразительного искусства и приводит к целому ряду положительных следствий: обогащению школьников знаниями в их образно-понятийной целостности и эмоциональной окрашенности, облегчению процесса усвоения материала, возбуждению живого интереса к предмету познания и расширению общего кругозора детей.

Ещё главная особенность интерактивных технологий заключается в том, что они основаны на прямом взаимодействии учащихся с учебным окружением. Применение интерактивных технологий позволяет ученику наиболее глубже использовать широкие возможности методов изобразительного искусства. Особые возможности интеракции в обучении изобразительному искусству заключаются в организации общения с как классическим искусством, так и с тенденциями современной арт-эстетики.

Таким образом, эффективность использования в образовательном процессе современных информационно-коммуникационных технологий, включая постоянное совершенствование знаний, навыков и умений учителей изобразительного искусства в области средств получения, переработки, применения и передачи учебной, творческой и иной информации с использованием компьютеров, Интернета и других технических средств является одним из важных факторов повышения эффективности деятельности преподавателей изобразительного искусство. Результаты проведенного педагогического исследования позволяют сделать вывод о том, что применение данного метода положительно влияют на развитие познавательной активности учащихся и эффективности усвоения изучаемого материала.

Литература:

  1. Бордовская Н. В., Бродская Н. В., Дандарова И. М. и др. Современные образовательные технологии: учеб. пособие / Под ред. Н. В. Бордовской. — 2-е изд., стер. — М.: КноРус, 2011. — 432 с.
  2. Волгина Н. А., Одегова Ю. Г. Организация формы и методы проведения учебных занятий и самостоятельной работы: М.: Рос. экон. акад., 2004. — 88 с.
  3. Гузеев В. В. Основы образовательной технологии: дидактический инструментарий. — М.: Сентябрь, 2006. — 192 с.
  4. Емелина М. В. Интерактивное обучение в системе методической работы школы. –: / http://festival.1september.ru/articles/313034/.
  5. Суворова Н. Интерактивное обучение: новые подходы // Учитель. — 2000. — № 1. — С. 25–27.
  6. Султанов Х. Э., Пак В., Кукиев Б. Использование новых информационных коммуникативных технологий на уроках изобразительного искусства «Молодой ученый». № 4 (108). Февраль, 2016. 832‑833 с.
  7. Хотулева М. А. Русанова Е. А. Переход от информативного метода обучения к активной творческой деятельности всего педагогического сообщества Балакина Н. М. Вестник науки и образования. № 1(13). 2016.
Основные термины (генерируются автоматически): изобразительное искусство, учебный процесс, ученик, учитель, возможность, процесс обучения, школьное образование, современная школа, интерактивное обучение, модульное обучение.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос