Защита прав и интересов детей в период цифровизации общества | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №19 (466) май 2023 г.

Дата публикации: 11.05.2023

Статья просмотрена: 128 раз

Библиографическое описание:

Буйденко, Н. В. Защита прав и интересов детей в период цифровизации общества / Н. В. Буйденко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 19 (466). — С. 293-296. — URL: https://moluch.ru/archive/466/102486/ (дата обращения: 16.12.2024).



Изучая отечественное законодательство в области прав и обязанностей родителей и детей, встает необходимость провести анализ действующих нормативных правовых актов и вопросы цифровизации общественных отношений. В статье рассмотрены источники регулирования прав и интересов детей в сети Интернет, категория «интересы детей».

Ключевые слова: защита прав и интересов детей, родители, «интернет», интересы ребенка, Семейный кодекс РФ.

На сегодняшний день семейные правоотношения подвергаются изменениям вместе с изменениями в обществе. Начиная с 10-ых годов 21 века жизнь общества постепенно цифровизируется, различные социальные структуры подвергаются включением в себя цифровых технологий и электронной сети «Интернет». Данные технологии также вошли в семейную жизнь, в связи с чем, появляется необходимость рассмотрения взаимосвязи семейных отношений и цифровых технологий.

Институт прав и обязанностей родителей и детей прошел долгий период становления и изменения, однако, новые элементы цифровизации требуют внимание и изучение в правовой области, чтобы понять: как информационные технологии влияют на семейные правоотношения, какие права и обязанности возникают.

Конституция РФ регламентирует, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства, а также забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей [1]. Также целью государственной политики является защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие [2].

Семейный кодекс РФ возлагает защиту прав и интересов детей на родителей, чьи права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей [3]. В настоящий момент законодатель не раскрывает понятие «интересы ребенка», однако рассмотрим дефиницию этого термина в различных источниках.

Так, в уже недействующем Законе города Москвы от 4 июня 1997 года № 16 «Об организации работы по опеке, попечительству и патронату в городе Москве» под законными интересами ребенка понималось «совокупность личных неимущественных и имущественных прав и законных интересов ребенка, обеспечивающих его нормальную жизнедеятельность».

И. А. Дубровская определяет интересы ребенка как субъективно обусловленную потребность ребенка в благоприятных условиях его существования, находящую объективное выражение в реализации родителями своих прав и обязанностей, предусмотренных семейным законодательством [4, с. 87].

С точки зрения О. Ю. Ильиной, «интересы ребенка — это субъективно обусловленная потребность ребенка в благоприятных условиях его существования» [5, с.45].

Как видно, Ирина Александровна дополняет определение Ольги Юрьевны тем, что интересы ребенка зависят от того, как родители реализуют свои права и обязанности.

Нынешнее поколение детей чаще используют в повседневной жизни Интернет как средство коммуникации с людьми, изучения научной информации, а в связи с эпидемиологической ситуацией еще и обучаются дистанционно. Но информационные технологии также могут и навредить детям. Проблема защиты детей и подростков от вредной информации в настоящее время является чрезвычайно актуальной. Получения вредной информации в сети Интернет детьми усугубляется тем, что не все родители осознают масштабы проблемы, не все из них способны следить за контентом, который просматривает их ребенок. К одному из видов информации, причиняющей вред здоровью и развития детей законодательство относит:

– отрицающая семейные ценности и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи;

– оправдывающая противоправное поведение;

– содержащая нецензурную брань [6].

К сожалению, есть различные сайты, которые могут навредить психике ребенка, некоторые из них подрывают нравственные и моральные ценности ребенка, из-за чего в будущем дети не смогут нормально социализироваться в обществе. Роль родителей здесь состоит в том, чтоб следить за тем как ведут себя дети в интернете, что посещают, с кем общаются. Обязанности родителей должны быть расширены в отношении детей и информационной сети «Интернет». Родителям необходимо осуществлять контроль детей в сети «Интернет», следить какие сайты посещает ребенок, поставить родительский контроль на выход в Интернет.

Согласно исследованиям Пазухиной С. В. и Чумакова П. В. родители «ничего не делают для защиты ребенка от негативной информации в сети Интернет. Но зато можно сделать вывод о том, что они понимают существование проблемы, раз постеснялись признаться в бездействии» [7]. Также родители должны проводить беседы с детьми по поводу поведения в сети «Интернет».

В 2022 году Государственная дума сообщила, что в начале следующего года рассмотрит возможность строго регулирования доступ детям в интернет и ужесточить нормы по их защите в сети [8]. Предлагается осуществлять регистрацию в социальных сетях исключительно по паспортным данным под настоящим именем. Исходя из этого, сделать это можно будет только с 14 лет. Если ребенок не получил паспорт, то зарегистрироваться он может только с разрешения родителей или законных представителей, которые должны предоставить согласие на это в электронной форме.

В прошлый раз регистрацию по паспорту в социальных сетях предлагали в 2017 году депутаты Ленинградской области. Они разработали законопроект «О правовом регулировании деятельности социальных сетей» [9], который создан для комплексного регулирования правоотношений, возникающих при использовании социальных сетей. По смыслу закона лица младше 14 лет не имели права регистрироваться в социальных сетях, остальные пользователи могли только с помощью документов, удостоверяющих личность; устанавливаются основные права и обязанности пользователей, определяется правовое положение сообществ, права и обязанности администраторов групп.

В дополнение вводится запрет на осуществление продажи товаров дистанционным способом пользователям, не достигшим возраста восемнадцати лет для обеспечения дополнительной безопасности несовершеннолетних. Другой проблемный блок, затрагиваемый проектом — ужесточение административной ответственности за организацию несанкционированных митингов через социальные сети.

К сожалению, тогда данный законопроект не одобрили в связи с проблемами финансирования, поэтому остаётся ждать рассмотрения нового проекта. Вместе с тем, предлагаются другие пути решения проблемы безопасности детей в Интернете. Так Департамент образования ЯНАО и «Лаборатория Касперского» объединили свои усилия в поиске решения проблемы обеспечения семей школьников информацией об угрозах и безопасного поведения в сети и создали приложение, с помощью которого ребенок будет в безопасности [10]. Это приложение позволяет блокировать доступ к нежелательным приложениям и веб-сайтам; контролировать время использования приложений и составление списка приложений, для открытия которых ребенку нужно разрешение родителей, отчеты о публикациях на страничке ребенка и изменениях в списке его друзей в социальных сетях.

Если обратиться к опыту других стран, то, например, в Индии действует Правила информационных технологий (Руководящие принципы посредников и Кодекс этики цифровых МЕДИА) [11]. В данном законе сказано, что поставщики услуг обязаны проинформировать пользователей посредством правил использования сервиса и иных документов, принимаемых пользователями, что они не должны размещать информацию, которая является вредоносной для детей. Индийский законодатель требует от платформ с потоковым видео, соблюдать классификацию контента по пяти категориям в зависимости от возраста пользователей: а) для всех возрастов; б) старше 7 лет; в) старше 13 лет; г) старше 16; д) только для взрослых.

Устанавливаются обязательства по обеспечению действия механизмов родительского контроля для контента в соответствии с классификацией. При публикации контента категории для взрослых обязан обеспечить механизм проверки возраста для просмотра контента.

В Китайской народной республике права несовершеннолетних в интернете охраняются строго. Ст. 34 Закона Китая о защите несовершеннолетних предусматривает уголовную ответственность за продажу, аренду и/или распространение среди несовершеннолетних материалов, которые являются «вредоносными для несовершеннолетних» [12]. Закон содержит виды учреждений, где необходимо установить специальное программное обеспечение для защиты несовершеннолетних в сети Интернет: школы, библиотеки, культурные центры, и другие подобные места.

В 2021 года вступили в силу поправки к данному закону, которые усиливают защиту несовершеннолетних в сети интернет. Поставщики услуг в сети Интернет теперь обязаны внедрить средства для ограничения времени нахождения на Интернет-ресурсах [13]. Также интересен опыт Китая в вопросе отношения детей и онлайн игр. С 2020 года китайский законодатель ввел обязательную процедуру подтверждения личности игроков в онлайн играх, которая происходит с помощью государственной системой подтверждения личности (аналог Госуслуг в России) [14]. Сделано это для регулирования времени, проведенного несовершеннолетним гражданином Китая за онлайн-видеоиграми (совершеннолетие наступает в 18 лет). Если будет выявлено, что игрок, после прохождения обязательной процедуры подтверждения личности, не достиг возраста 18 лет, то он имеет право играть не более полутора часов в будние дни и не более трёх часов в выходные. Данные правила введены не только для ограничения проведения времени в онлайн играх, но и для целей ограничения доступа к нежелательным играм с вредным контентом.

В мае 2023 года Правительство утвердило Концепцию информационной безопасности детей в РФ [15]. В этом документе стоит отметить такие новшества как: обучение детей вопросам информационной безопасности; проведение мероприятий, направленных на повышение грамотности детей по вопросам информационной безопасности, формирование навыков законопослушного и ответственного поведения в цифровой среде; расширение спектра возможностей услуги «Родительский контроль» на стационарных и мобильных устройствах, которыми пользуется ребенок.

К сожалению, в Концепции не предусмотрены положения об ответственности родителей или детей за нарушение порядка информационной безопасности.

Исходя из вышесказанного, отметим:

1) В семейном законодательстве часто используется понятие «интересы ребенка», но оно остается все также не раскрытым, в связи с чем, в правоприменительной практике могут возникнуть споры;

2) Государство все цело направлено на защиту детей от вредоносной информации в сети Интернет, при этом не устанавливает ответственность, как со стороны родителей, так и со стороны детей за нарушение закона;

3) Законодательным органам стоит обратить внимание на право зарубежных стран в области защиты детей. Так, опыт Китая в области регулирования проведения времени детей в онлайн играх весьма полезен в российских реалиях.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с учетом поправок, внесенных Законом РФ о поправке к Конституции РФ от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ) // «Российская газета» от 4 июля 2020 г. № 144.
  2. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 № 124-ФЗ (последняя редакция) // Собрание законодательства РФ от 1998 г., № 31, ст. 3802.
  3. «Семейный кодекс Российской Федерации» от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 28.04.2023, с изм. от 02.03.2021) // Собрание законодательства РФ. — 01.01.1996. — № 1. — С. 16.
  4. Дубровская, И. А. Права ребенка / И. А. Дубровская. — М.: Гросс Медиа, 2008. — с 176.
  5. Ильина, О. Ю. Интересы ребенка в семейном праве Российской Федерации / О. Ю. Ильина. — М.: Городец, 2006. — с. 192–193.
  6. Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 29.12.2010 № 436-ФЗ (последняя редакция).
  7. Пазухина С. В., Чумаков П. В. Дети в Интернете: исследование отношения родителей к вредной информации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2017. — № 9 (сентябрь). — 0,5 п. л. — URL: http://e-koncept.ru/2017/172004.htm.
  8. https://pravo.ru/news/244584.
  9. http://duma.gov.ru/news/13478/.
  10. https://edu.shd.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=13734:-q-q.
  11. Ministry of electronics and information technology notification // New Delhi, the 25th February, 2021.
  12. Закон Китая о защите несовершеннолетних (未成年 人 保护 法) 2020 // Принят на 21-м заседании Постоянного комитета Седьмого Всекитайского собрания народных представителей 4 сентября 1991 г. (пересмотрен Постоянным комитетом Тринадцатого Всекитайского собрания народных представителей на 22-м заседании 17 октября 2020 г.).
  13. http://www.npc.gov.cn/englishnpc/c23934/202010/1c389e02484449b582eda942af0ff505.shtml
  14. https://www.scmp.com/abacus/games/article/3095509/chinas-real-name-verification-system-games-launch-nationwide-september.
  15. http://government.ru/news/48416/.
Основные термины (генерируются автоматически): сеть, ребенок, интерес детей, интерес ребенка, Интернет, обязанность родителей, онлайн игра, информационная безопасность, родитель, вредная информация.


Похожие статьи

Особенности правового регулирования отношений с участием детей в международном частном праве

В рамках настоящего исследования автором поднимается вопрос правового регулирования отношений с участием детей в международном частном праве. Проводится анализ норм действующего национального законодательства и международных конвенций, формируются пр...

Правовое просвещение младших школьников на уроках физической культуры

Проблема правового воспитания подрастающего поколения актуальна для современной России, в связи с чем возникает необходимость выявления условий эффективности ее решения. В статье определены научные и социально-педагогические основы правовой социализа...

Гражданские и семейные права ребенка как объект защиты

Автором анализируются ключевые моменты, связанные с гражданскими и семейными правами ребенка как объекта защиты. Обосновывается довод, что проблемы семейно-правового характера должны решаться родителями по взаимному согласию, исходя из интересов дете...

Актуальные проблемы правового регулирования родительских прав и обязанностей

В статье рассматриваются актуальные проблемы правового регулирования родительских прав и обязанностей, обосновывается актуальность изучения родительских прав и обязанностей. Анализируется нормативно-правовое регулирование семейным законодательством п...

Психолого-педагогические особенности народных сказок в воспитании толерантности у дошкольников

Проблема воспитания толерантности у молодого поколения объективно исходит из событий последних лет развития общества, что продиктовано с динамикой развития политики, экономики, культуры и миграции граждан. Современные научные исследования и криминаль...

Вопросы совершенствования административно-правовых средств защиты прав и законных интересов несовершеннолетних

В представленной статье освещаются вопросы, которые связаны с совершенствованием административно-правовых средств защиты прав и законных интересов несовершеннолетних лиц. Отмечается, что сегодня наблюдается объективная необходимость в применении сред...

Проблемы развития науки трудового права и права социального обеспечения и совершенствования законодательства в данной сфере

В представленной научной статье исследуются актуальные проблемы, связанные с трудовым правом и правом социального обеспечения, при этом особое внимание уделяется недостаткам в законодательстве и нарушениям прав работников. Основными темами анализа яв...

Правовое регулирование корпоративных форм предпринимательской деятельности

В статье анализируется деятельность корпоративных форм предприятий на примере различных регионов, в контексте выявления эффективности их правового регулирования и поиска существующих проблем и недоработок в праве. Информационную базу исследования сос...

Дети в вооруженных конфликтах

Предметом исследования являются общественные отношения по защите прав детей. Целью исследования является изучение проблем и поиск необходимых решений по наиболее качественному подходу по защите прав детей. Актуальность темы исследования состоит в том...

Сочетание частных и публичных интересов в семейном праве РФ

В данной статье будет раскрываться тема степени проявления частных и публичных прав в Семейном кодексе, по сравнению с Гражданским кодексом и Жилищным кодексом. Исследуются проблемы взаимодействия частных и публичных интересов в современном российск...

Похожие статьи

Особенности правового регулирования отношений с участием детей в международном частном праве

В рамках настоящего исследования автором поднимается вопрос правового регулирования отношений с участием детей в международном частном праве. Проводится анализ норм действующего национального законодательства и международных конвенций, формируются пр...

Правовое просвещение младших школьников на уроках физической культуры

Проблема правового воспитания подрастающего поколения актуальна для современной России, в связи с чем возникает необходимость выявления условий эффективности ее решения. В статье определены научные и социально-педагогические основы правовой социализа...

Гражданские и семейные права ребенка как объект защиты

Автором анализируются ключевые моменты, связанные с гражданскими и семейными правами ребенка как объекта защиты. Обосновывается довод, что проблемы семейно-правового характера должны решаться родителями по взаимному согласию, исходя из интересов дете...

Актуальные проблемы правового регулирования родительских прав и обязанностей

В статье рассматриваются актуальные проблемы правового регулирования родительских прав и обязанностей, обосновывается актуальность изучения родительских прав и обязанностей. Анализируется нормативно-правовое регулирование семейным законодательством п...

Психолого-педагогические особенности народных сказок в воспитании толерантности у дошкольников

Проблема воспитания толерантности у молодого поколения объективно исходит из событий последних лет развития общества, что продиктовано с динамикой развития политики, экономики, культуры и миграции граждан. Современные научные исследования и криминаль...

Вопросы совершенствования административно-правовых средств защиты прав и законных интересов несовершеннолетних

В представленной статье освещаются вопросы, которые связаны с совершенствованием административно-правовых средств защиты прав и законных интересов несовершеннолетних лиц. Отмечается, что сегодня наблюдается объективная необходимость в применении сред...

Проблемы развития науки трудового права и права социального обеспечения и совершенствования законодательства в данной сфере

В представленной научной статье исследуются актуальные проблемы, связанные с трудовым правом и правом социального обеспечения, при этом особое внимание уделяется недостаткам в законодательстве и нарушениям прав работников. Основными темами анализа яв...

Правовое регулирование корпоративных форм предпринимательской деятельности

В статье анализируется деятельность корпоративных форм предприятий на примере различных регионов, в контексте выявления эффективности их правового регулирования и поиска существующих проблем и недоработок в праве. Информационную базу исследования сос...

Дети в вооруженных конфликтах

Предметом исследования являются общественные отношения по защите прав детей. Целью исследования является изучение проблем и поиск необходимых решений по наиболее качественному подходу по защите прав детей. Актуальность темы исследования состоит в том...

Сочетание частных и публичных интересов в семейном праве РФ

В данной статье будет раскрываться тема степени проявления частных и публичных прав в Семейном кодексе, по сравнению с Гражданским кодексом и Жилищным кодексом. Исследуются проблемы взаимодействия частных и публичных интересов в современном российск...

Задать вопрос