Гражданские и семейные права ребенка как объект защиты | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 июля, печатный экземпляр отправим 10 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №21 (520) май 2024 г.

Дата публикации: 26.05.2024

Статья просмотрена: 2 раза

Библиографическое описание:

Рассолова, А. Ю. Гражданские и семейные права ребенка как объект защиты / А. Ю. Рассолова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 21 (520). — С. 571-574. — URL: https://moluch.ru/archive/520/114693/ (дата обращения: 28.06.2024).



Автором анализируются ключевые моменты, связанные с гражданскими и семейными правами ребенка как объекта защиты. Обосновывается довод, что проблемы семейно-правового характера должны решаться родителями по взаимному согласию, исходя из интересов детей и с учетом их мнения. Отмечены положительные подходы, которые сложились в Российской Федерации по вопросам защиты и реализации прав и интересов ребёнка. Рассмотрены проблемные аспекты, связанные реализацией прав и интересов несовершеннолетних применительно к российскому и международному законодательству.

Ключевые слова: права ребенка, гражданские права, правовой статус, защита детей, несовершеннолетние.

The author analyzes the key points related to the civil and family rights of the child as an object of protection. The argument is substantiated that problems of a family-legal nature should be solved by parents by mutual consent, based on the interests of children and taking into account their opinions. The positive approaches that have developed in the Russian Federation on the protection and realization of the rights and interests of the child are noted. The problematic aspects related to the realization of the rights and interests of minors in relation to Russian and international legislation are considered.

Keywords: children's rights, civil rights, legal status, child protection, minors.

Из поколения в поколение наивысшей ценностью социума и государства являются дети. Именно они выступают продолжением человеческого рода.

По этой причине на государство возложена приоритетная обязанность по защите гражданских и семейных прав несовершеннолетних. Сегодня в Российской Федерации охрана прав ребенка выделяется как отдельный объект правовой охраны.

Раздел VI Семейного кодекса Российской Федерации (далее — СК РФ) четко определяет круг прав и обязанностей родителей и детей [8]. Еще до его рождения имеются требования к соблюдению прав: «беременная женщина и будущий отец должны создать благоприятные условия для формирования и развития будущего человека» [9, с. 556].

По нашему мнению, до сих пор указанная тема не исчерпана по многим дискуссионным вопросам.

Необходимо отметить, что политика нашего государства за последнее время осуществляет активную политику, направленную на защиту и охрану прав и свобод несовершеннолетних граждан.

В 1990 году в российском законодательстве были приняты нормы права, которые берут свое начало из международной Конвенции ООН о правах ребенка [5]. Международный документ устанавливает основные общие положения, касающиеся семейных и гражданских прав детей.

Прежде всего, необходимо сказать, что семья представляет собой основополагающую семейку общества, которая создает естественную среду для проживания и развития детей. Важно помнить, что для благополучного развития подрастающего поколения ребенок должен расти в такой семье, где процветает любовь, гармония, а также забота [5].

Согласно основной правовой доктрине российского государства, материнство и детство в настоящее время находится под государственной защитой. Отметим, что ключевой задачей каждого родителя является воспитание и забота о своих детях.

Однако, часто случается так, что граждане отказываются исполнять свои обязанности как законных представителей только родившегося ребенка или подростка. Согласно статистике 2024 года в детские дома попало более 600.000 детей. Можно заметить, что чаще всего от детей отказываются родители не достигшие работоспособного возраста, так как не могут обеспечить своих детей, граждане имеющие алкогольную или наркотическую зависимость, а также граждане живущие в городах Российской Федерации с высоким темпом жизни, либо в регионах, где недостаточно развиты экономические отношения и в связи с этим, нет возможности заработать денег. Кроме отказа от детей, не стоит обходить стороной статистику детей в 2023 году, которые остались без родителей из-за несчастного случая, их насчитывается около 80.000. Обычно, за воспитание берутся бабушки и дедушки, но бывает и так, что ребенок попадает в специальные учреждения и задача воспитания и образования, ложится на государство, которое дает ребенку вещи необходимые для комфортной жизни. Поэтому, помимо семьи ведущим институтом защиты прав несовершеннолетних выступает государство. Государство — это гарант соблюдения прав и свобод всех участников общественных отношений [6]. Н. Е. Борисова обращает внимание на тот факт, что «государство не является пассивным участником при реализации указанных норм права, а активно способствует обеспечению реализации прав ребенка и выполняет функцию его социальной защиты» [2, c. 16].

Безусловно, как физические, так и психические составляющие ребенка должны быть под защитой, не только родителей, но и государства. Статьей 34 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) регламентировано, что в систему государственных органов, чья деятельность направлена на защиту прав свободы детей, входят органы опеки и попечительства [4].

Анализируя правоприменительную практику по имущественным правам несовершеннолетних, Н. А. Аблятипова и И. Ю. Волкова отмечают, что «для эффективной защиты гражданских и семейных прав необходимо постоянное обновление и совершенствование правовых норм» [1, с. 84].

Мы полностью разделяем такой подход, поскольку общественные отношения постоянно развиваются, усложняются и для эффективного правового регулирования, нормы права должны идти в ногу со временем. Следовательно, для более эффективной и рациональной работы современные специалисты вышеуказанной области в обязательном порядке должны иметь наивысший уровень знаний и навыков профессионального характера. Ошибочное решение, которое может быть принято специалистами, в будущем негативно отразится на жизни, как семьи, так и ребенка. Следовательно, при реализации своих профессиональных полномочий органы государственной власти должны действовать правомерно, соблюдая современное законодательство российского государства.

Ребенок большую часть своего времени проводит в образовательной среде. Каждый ребенок в детстве посещает детский садик, определенные секции, а также образовательные учреждения. В этот период наиболее масштабно происходит процесс формирования и социализации личности.

Безусловно, вопросы семейно-правового характера должны решаться родителями по взаимному согласию, исходя из интересов детей и с учетом их мнений, что регламентировано ст. 65 СК РФ [8].

Нарушение прав ребенка Л. А. Варакина и С. А. Гельфанд связывают «с перечнем целого комплекса причин: незнание элементарных прав детей, определенная правовая неграмотность родителей, нежелание брать ответственность за содержание ребенка, утрата семейных ценностей и пр». [3 с. 2].

В настоящее время, как показывает статистика, многочисленное количество родителей не выполняют свои обязательства и права. Такие нарушения, как показывает практика, в дальнейшем приводит к увеличению роста беспризорной деятельности несовершеннолетних лиц.

Необходимо понимать, что с данной категорией подростков, органам опеки и попечительства предстоит более трудоемкая работа, поскольку «безнадзорные, не имеющие места жительства и (или) места пребывания; несовершеннолетние, находящиеся в социально опасном положении, — лица, которые вследствие безнадзорности или беспризорности находятся в обстановке, представляющей опасность для их жизни или здоровья, либо не отвечающей требованиям к их воспитанию или содержанию, либо совершают правонарушение или антиобщественные действия» [11, с. 15].

В данном аспекте уместен вывод отечественного ученого В. С. Юрчука, что «антиобщественное и общественно-опасное поведение, наблюдается у детей, чьи гражданские и семейные права, были нарушены» [12, с. 69]. Хотелось бы сказать, что данное поведение, в большей степени характерно для детей, которые не имели определенного статуса в семье. Как правило, такого рода ситуация формируется в силу того, то родители не уделяют должного внимания своему ребенку.

В дальнейшем родительское безразличие негативным образом отражается на воспитании и жизненных ценностях детей.

Считаем в целях недопущения нарушения гражданских и семейных прав детей необходимо усовершенствовать механизмы взаимодействия системы государственного управления по вопросам безнадзорных и беспризорных детей.

Современные нормы доктрины гражданского, а также семейного права в обязательном порядке должны принимать во внимание действующие в настоящее время реалии жизни. Для того, чтобы правовые аспекты гармонично взаимодействовали друг с другом, необходимо осуществлять постоянный мониторинг норм права, а также их обновление.

В семейном праве значительное количество диспозитивных норм, но в отношении защиты прав и интересов несовершеннолетних действуют «жесткие» правила [7, c. 99]. Система прав, которая предоставляется каждому ребенку от рождения, в настоящее время является объектом правовой охраны. Но необходимо помнить, что не каждый случай нарушения прав предполагает рациональный механизм их защиты. Такое положение, прежде всего, характеризуется существующими проблемами в национальном законодательстве, либо отсутствием специальных субъектов, в полномочия которых входит защита прав ребенка. Поэтому институт охраны ребенка выступает в роли наиболее актуально примера несоответствия на практике правореализующей деятельности основополагающим основам права.

Таким образом, системный подход в гражданско-семейных отношениях в данной сфере на уровне национального законодательства должен быть направлен на реализацию охранных мер в отношении их прав и свобод несовершеннолетних граждан.

Литература:

  1. Аблятипова Н. А., Волкова И. Ю. Защита имущественных прав несовершеннолетних: анализ системности правоприменительной практики // Legal Concept = Правовая парадигма. — 2022. — Т. 21. № 1. — С. 84–90. — DOI: https://doi.org/10.15688/lc.jvolsu.2022.1.12
  2. Борисова Н. Е. Историко-теоретические основы «детского права» / Н. Е. Борисова // Вестник Московского городского педагогического университета. Юридические науки. — 2014. — № 5. — С. 14–24.
  3. Варакина Л. А. Имущественные права ребенка как объект защиты / Л. А. Варакина, С. А. Гельфанд // Либерально-демократические ценности. — 2023. — Том 7. — № 3. — С. 1–5.
  4. Гражданский кодекс Российской Федерации: часть 1 от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ // Собрание Законодательства РФ. — 1994. — № 32. — Ст. 3301.
  5. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН от 20.11.1989; вступила в силу для СССР 15.09.1990) // Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР от 07.11.1990г. — № 45. — Ст. 955.
  6. Конституция Российской Федерации: принята всенар. голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ, 01.07.2020) // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2024. — № 31. — Ст. 4398.
  7. Семейное право: защита прав и законных интересов несовершеннолетних детей: учеб. пособие / [Т. Л. Калачева и др.; науч. ред. Н. С. Махарадзе]. — Хабаровск: Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2019. — 118 с.
  8. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 26.10.2023) // Собрание законодательства РФ. 1996. — № 1. — Ст. 170.
  9. Сидорова А. В. Защита прав и соблюдение законных интересов несовершеннолетних / А. В. Сидорова // Молодой ученый.– 2022. — № 51 (446). — С. 555–557.
  10. Штыков Д. В. Реализация принципа разрешения внутрисемейных вопросов по взаимному согласию в нормах Семейного кодекса РФ // Современное право. — М.: Новый Индекс. — 2008. — № 9. — С. 47–49.
  11. Шульга А. А. Социально-правовая защита детей: учебное пособие для вузов / А. А. Шульга. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 192 с. — (Высшее образование). — ISBN 978–5–534–09626–2.
  12. Юрчук В. С. Правовой статус несовершеннолетнего ребенка и его реализация в Российском законодательстве / В. С. Юрчук // Вестник Московского университета имени С. Ю. Витте. Серия 2. Юридические науки. — 2019. — № 1 (19). — С. 68–72.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, Российская Федерация, государство, защита, родитель, взаимное согласие, национальное законодательство, обязательный порядок, правовая охрана, российское государство.


Похожие статьи

Задать вопрос