Анализ правонарушений, посягающих на институты государственной власти, за 2020–2022 гг. | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №19 (466) май 2023 г.

Дата публикации: 13.05.2023

Статья просмотрена: 239 раз

Библиографическое описание:

Чистов, Е. В. Анализ правонарушений, посягающих на институты государственной власти, за 2020–2022 гг. / Е. В. Чистов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 19 (466). — С. 441-444. — URL: https://moluch.ru/archive/466/102451/ (дата обращения: 02.05.2024).



В статье автор анализирует правонарушения, посягающие на институты государственной власти.

Ключевые слова: правонарушение, административное дело, анализ.

Ежегодно возбуждается множество административных дел, количество которых изменяется в большую или меньшую сторону. В данной статье предлагаю, наглядно проанализировать изменения количества административных правонарушений за 2020–2022 года. В качестве источника анализа возьмем правонарушения, посягающие на институты государственной власти.

Так, в зависимости от видового объекта посягательства можно выделить 4 группы правонарушений: 1)административные правонарушения, связанные с невыполнением законных требований должностных лиц, осуществляющих функции государственной власти (ст.ст. 17.1, 17.7 КоАП РФ); 2) административные правонарушения, касающиеся незаконных действий, которые посягают на институты государственной власти (ст.ст. 17.2, 17.10–17.13 КоАП РФ); 3) административные правонарушения, посягающие на установленный порядок осуществления правосудия органами судебной власти (ст.ст. 17.3–17.6, 17.8, 17.9 КоАП РФ); 4) административные правонарушения, посягающие на установленный порядок принудительного исполнения судебных актов (17.14, 17.15 КоАП РФ). [1,22]

Рассматривая статью 17.1. КоАП РФ,а именно невыполнение законных требований члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы, следует отметить что в соответствии с п. 4 ст. 2 Федерального закона от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». Невыполнение должностными лицами и другими работниками органов государственной власти, избирательных комиссий и комиссий референдума, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений положений данного закона влечет соответствующую законом ответственность.

За 2020 год по данной статье было рассмотрено 25 дел, в ходе которых 19 лиц было подвергнуто наказанию. Количество дел по данной статье за 2021 год уменьшилось на 8 дел. За 2022 год особых тенденций по нарушениям не наблюдалось, рассматривалось 18 дел, 68 % подверглись наказанию. [3] Таким образом, особых тенденций в росте правонарушений по данной статье не наблюдалось.

Статья 17.2. Воспрепятствование законной деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. С объективной стороны рассматриваемое правонарушение может быть выражено как в виде конкретных действий, так и бездействия соответствующих должностных лиц, государственных служащих, создающих различные препятствия для осуществления Уполномоченным его правозащитных функций. [4]

Количество правонарушений за год незначительно, но игнорировать их все же нельзя. Так за период с 2020 по 2022 года, рассматривалось 6, 22 и 5 соответственно. По 1 части данной статьи за 2020 год — 3, 2021 год — 1, и не одного дела за 2022 год. По статье 17.2.2 КоАП «Воспрепятствование законной деятельности Уполномоченного при Президенте России по защите прав предпринимателей» в период с 2020 по 2022 года, 1, 1 и 146, соответственно. [3] Что показывает, что в 2022 году количество правонарушений по какой-то причине выросло.

Статья 17.3. Неисполнение распоряжения судьи или судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов. Субъективная сторона составов административных правонарушений, указанных в данной статье, может выражаться только в виде умышленной вины. Статистика рассматриваемых дел за 2020–2022 года показана на рисунке 1.

Количество рассматриваемых дел по статье 17.3 КоАП, за 2020–2022 гг.

Рис. 1. Количество рассматриваемых дел по статье 17.3 КоАП, за 2020–2022 гг.

По графику видно, что наблюдается тенденция роста административных правонарушений, так по этой причине седьмого февраля 2023 года, данная статья дополнилась еще одной частью. Следует отметить, что кроме роста правонарушений, участились случаи повторных нарушений, одними и теми правонарушителями.

Статья 17.4. Непринятие мер по частному определению суда или по представлению судьи. Субъектами ответственности по данной статье являются должностные лица, оставившие без рассмотрения частное определение (постановление) суда или представление судьи, либо не принявшие меры к устранению указанных в них нарушений закона, либо давшие на них несвоевременный ответ. За 2020 год, по данной статье было возбуждено всего семь административных дел. За 2021 год 27 дел. За 2022 год рассмотрено 11 дел [3]. Следовательно, особенного роста или спада правонарушений не наблюдалось.

По статьям 17.5 и 17.6 КоАП за 2021–2022 года, административные правонарушения росли в малом количестве 14 и 20 дел, соответственно. [3] В 2020 году правонарушения по данным статьям не совершались.

Статья 17.7. Невыполнение законных требований прокурора, следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении. Объективная сторона правонарушения по данной статье заключается в нарушении (или невыполнении) законных требований прокурора, следователя, дознавателя или должностного лица, ведущего производство по делу об административном правонарушении. [2] Количество рассматриваемых дел по данной статье представлено ниже на рисунке 2.

Количество рассматриваемых дел по статье 17.7 КоАП, за 2020–2022 гг.

Рис. 2. Количество рассматриваемых дел по статье 17.7 КоАП, за 2020–2022 гг.

Из графика видно, что наблюдается резкое уменьшение количества правонарушений по данной статье, следовательно увеличивать меру наказания за данное правонарушение, ближайшее время не стоит. Что нельзя сказать о следующей статье административного кодекса.

Статья 17.8. Воспрепятствование законной деятельности судебного пристава. С объективной стороны рассматриваемое правонарушение может быть выражено как в разнообразных действиях, так и бездействии, создающих различные препятствия в реализации судебным приставом прав в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов. Количество дел за 2020–2022 года по данной статье представлено на рисунке 3.

Количество рассматриваемых дел по статье 17.8 КоАП, за 2020–2022 гг.

Рис. 3. Количество рассматриваемых дел по статье 17.8 КоАП, за 2020–2022 гг.

Из графика видно, что наблюдается резкий рост, административных правонарушений. Что показывает, хорошую работу судебных приставов в их фиксации и возбуждении дел, либо в слишком малые санкции за данные правонарушения. Возможно, в ближайшее время, следует рассмотреть вопрос о ужесточении, мер наказания.

Ниже, на рисунке 4 приведен график количеств расмотреных административных дел по статьям 17.9–17.15 КоАП РФ. Из графика заметно, что каждый год по указанным ранее статьям, количество правонарушений уменьшается.

Количество рассматриваемых дел по статьям 17.9–17.15 КоАП, за 2020–2022 гг.

Рис. 4. Количество рассматриваемых дел по статьям 17.9–17.15 КоАП, за 2020–2022 гг.

Анализируя, количество правонарушений статьи 17.17 КоАП РФ, нестабильно. Следовательно, делать выводы нецелесообразно. Однако следует указать, что пик роста правонарушений по данной статье был в 2021 году. Это показано на рисунке 5.

Количество рассматриваемых дел по статье 17.17 КоАП, за 2020–2022 гг.

Рис. 5. Количество рассматриваемых дел по статье 17.17 КоАП, за 2020–2022 гг.

В заключение стоит рассмотреть общий график количеств правонарушений, посягающих на институты государственной власти. Он представлен на рисунке 6.

Общее количество рассматриваемых дел по статьям 17.1–17–17 КоАП, за 2020–2022 гг.

Рис. 6. Общее количество рассматриваемых дел по статьям 17.1–17–17 КоАП, за 2020–2022 гг.

По графику видно, что годом с самым высоким количеством правонарушений был 2021 год. А с самым маленьким — 2020 год. [3] Нельзя сказать, что общее количество правонарушений ежегодно росло или уменьшалось. Что еще раз подтверждает, что при рассмотрении и анализе количеств правонарушений и принятии решении ужесточения наказания по статьям кодекса административного правонарушения следует рассматривать каждую статью в отдельности.

Литература:

  1. Административная ответственность / Н. М. Конин, Е. В. Ильгова, А. Ю. Соколов, Г. А. Шевчук. — Москва: НОРМА, 2008. — 33 c. — Текст: непосредственный.
  2. Зорькин, В. Е. Лекция по теме № 28: «Общая характеристика составов и квалификация отдельных видов административных правонарушений, посягающих на институты государственной власти, порядок управления» / В. Е. Зорькин; Краснодарский Университет Ставропольский филиал. — Ставрополь, 2014. — 27 c. — Текст: непосредственный.
  3. Административные правонарушения. — Текст: электронный // Судебная статистика РФ: [сайт]. — URL: https://stat.апи-пресс.рф/stats/adm/t/31/s/77 (дата обращения: 01.05.2023).
  4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 05.12.2022)// [сайт] — URL: https://base.garant.ru/12125267(дата обращения: 01.05.2023)
Основные термины (генерируются автоматически): дело, правонарушение, РФ, государственная власть, административное правонарушение, судебный пристав, ближайшее время, Государственная Дума, должностное лицо, Российская Федерация.


Похожие статьи

Возбуждение дел об административных правонарушениях...

Кроме того, в соответствии с частью 3 статьи 28.3 КоАП РФ должностные лица ФССП России наделены полномочиями возбуждать дела об административных правонарушениях по статьям 17.7, 17.9 и части 1 статьи 20.25 КоАП РФ.

Административная ответственность, применяемая...

Раскрывается понятие административной ответственность государственных служащих.

Таким образом, наряду с административной ответственностью за должностные

Российская Федерация, государственная служба, имущественный характер, служебное...

гражданская служба, правонарушение, административная ответственность, коррупция.

Исполнительное производство по делам об административных...

России возбуждено 587 328 дел об административных правонарушениях, что на 6,3

Должностными лицами ФССП России рассмотрено 256 472 дела об административных...

Кроме того, сам факт выделения службы судебных приставов и создание ФССП РФ, как

Дело в том, что п. 10 ч. 1 ст. 27.1 КоАП РФ предусматривает право должностного лица.

Определение состава административного правонарушения...

Вида должностных лиц при совершении административных правонарушениях может иметь форму умысла или неосторожности, содержание которых достаточно полно раскрыто в статье 2.2. Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.

Административные правонарушения: правовая характеристика

Дело в том, что правонарушения допускались во все времена.

административная противоправность; – деяния юридического, а также физического лица

Дополнительными элементами являются место совершения административного правонарушения, время, способ, обстановка [7, c.62].

Административные наказания регулирует глава 3 КоАП РФ.

Порядок (способ) выявления правонарушения — не прерогатива...

Принцип справедливого рассмотрения дела об административном правонарушении прямо ни в Конституции Российской Федерации [2], ни в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) [3] не сформулирован.

Административная ответственность должностных лиц

Она наступает, если правонарушение не имеет состава преступления по УК РФ.

Анисимов П. В. Административная ответственность в Российской Федерации: Учеб. пособие / ВА МВД России.

УК РФ, Российская Федерация, уголовная ответственность, лицо, родитель, СК РФ.

Административная ответственность — это мера государственного принуждения в виде.

Административный арест: за и против | Статья в журнале...

1) согласно ч.1 ст.3.9 КоАП РФ административный арест назначается только в судебном порядке

1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является.

КоАП РФ, должностное лицо вынесшее такое постановление обжалует решение суда в...

Общая характеристика судебного разбирательства по...

Органы исполнительной власти не только в Российской Федерации, но и во всем мире

В соответствии со ст. 141 КАС РФ срок производства по административному делу — это срок.

местное самоуправление, Российская Федерация, орган, Конституция РФ, принцип...

Статья 46 Конституция РФ гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод.

Похожие статьи

Возбуждение дел об административных правонарушениях...

Кроме того, в соответствии с частью 3 статьи 28.3 КоАП РФ должностные лица ФССП России наделены полномочиями возбуждать дела об административных правонарушениях по статьям 17.7, 17.9 и части 1 статьи 20.25 КоАП РФ.

Административная ответственность, применяемая...

Раскрывается понятие административной ответственность государственных служащих.

Таким образом, наряду с административной ответственностью за должностные

Российская Федерация, государственная служба, имущественный характер, служебное...

гражданская служба, правонарушение, административная ответственность, коррупция.

Исполнительное производство по делам об административных...

России возбуждено 587 328 дел об административных правонарушениях, что на 6,3

Должностными лицами ФССП России рассмотрено 256 472 дела об административных...

Кроме того, сам факт выделения службы судебных приставов и создание ФССП РФ, как

Дело в том, что п. 10 ч. 1 ст. 27.1 КоАП РФ предусматривает право должностного лица.

Определение состава административного правонарушения...

Вида должностных лиц при совершении административных правонарушениях может иметь форму умысла или неосторожности, содержание которых достаточно полно раскрыто в статье 2.2. Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.

Административные правонарушения: правовая характеристика

Дело в том, что правонарушения допускались во все времена.

административная противоправность; – деяния юридического, а также физического лица

Дополнительными элементами являются место совершения административного правонарушения, время, способ, обстановка [7, c.62].

Административные наказания регулирует глава 3 КоАП РФ.

Порядок (способ) выявления правонарушения — не прерогатива...

Принцип справедливого рассмотрения дела об административном правонарушении прямо ни в Конституции Российской Федерации [2], ни в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) [3] не сформулирован.

Административная ответственность должностных лиц

Она наступает, если правонарушение не имеет состава преступления по УК РФ.

Анисимов П. В. Административная ответственность в Российской Федерации: Учеб. пособие / ВА МВД России.

УК РФ, Российская Федерация, уголовная ответственность, лицо, родитель, СК РФ.

Административная ответственность — это мера государственного принуждения в виде.

Административный арест: за и против | Статья в журнале...

1) согласно ч.1 ст.3.9 КоАП РФ административный арест назначается только в судебном порядке

1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является.

КоАП РФ, должностное лицо вынесшее такое постановление обжалует решение суда в...

Общая характеристика судебного разбирательства по...

Органы исполнительной власти не только в Российской Федерации, но и во всем мире

В соответствии со ст. 141 КАС РФ срок производства по административному делу — это срок.

местное самоуправление, Российская Федерация, орган, Конституция РФ, принцип...

Статья 46 Конституция РФ гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод.

Задать вопрос