Общая характеристика судебного разбирательства по административному делу об оспаривании решений, действий (бездействий) органов исполнительной власти и их должностных лиц | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №41 (436) октябрь 2022 г.

Дата публикации: 16.10.2022

Статья просмотрена: 41 раз

Библиографическое описание:

Нахова, Е. А. Общая характеристика судебного разбирательства по административному делу об оспаривании решений, действий (бездействий) органов исполнительной власти и их должностных лиц / Е. А. Нахова, А. М. Филиппова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 41 (436). — С. 153-156. — URL: https://moluch.ru/archive/436/95496/ (дата обращения: 03.05.2024).



В статье авторы дают характеристику судебного разбирательства по административному делу об оспаривании решений, действий (бездействий) органов исполнительной власти и их должностных лиц, а также указывают на ключевые особенности административных правоотношений, непринятие которых во внимание порождает указанную авторами в настоящей статье правовую проблему. В статье также предложен способ преодоления данной правовой проблемы.

Ключевые слова: исполнительная власть, административное судопроизводство, административные правоотношения, признаки административных правоотношений, оспаривание решений, действий (бездействий) органов исполнительной власти и их должностных лиц.

Органы исполнительной власти не только в Российской Федерации, но и во всем мире, входя в систему органов власти, имеют своей целью осуществление правопорядка, ведь именно они оценивают практическую реализацию субъектами норм права, действующих в государстве, с целью установления такого порядка, при котором будут максимально возможным образом удовлетворены интересы граждан и в то же время организовать этот процесс без нарушения норм права [1].

Иными словами, органы исполнительной власти и их должностные лица должны действовать в интересах общества, но в то же время с соблюдением действующего законодательства. Тем не менее, на практике это может быть далеко не всегда так. Среди причин действий (бездействий) органов исполнительной власти и их должностных лиц, которые нарушают права граждан, в первую очередь следует указать субъективный фактор, в том числе и конфликт интересов. Кроме того, законодательство всегда развивается медленнее, чем общественные отношения (для формирования нормы права должны возникнуть общественные отношения, которые она регулирует), ввиду чего несогласие с действиями органов исполнительной власти у граждан может возникнуть, когда речь заходит о качественно новых общественных отношениях. Однако помимо не урегулированных нормами права общественных отношений, в законодательстве могут содержаться правовые пробелы и коллизии, которые могут породить конфликт между гражданами и представителями органов исполнительной власти.

При этом еще Дж. Локк подчеркивал, что отсутствие ограничения любой власти ведет к образованию тирании [2], ввиду чего возможность ставить под сомнение законность действий (бездействия) органов исполнительной власти является гарантом соблюдения прав граждан. Сегодня принцип разделения властей является базовой характеристикой правового государства и закреплен в подавляющем большинстве конституций, в том числе и в Российской Федерации, а именно в статье 10 Конституции Российской Федерации [3]. Реализация прав граждан, для которой требуется участие органов исполнительной власти и их представителей не должна замыкаться на одном единственном лице.

В Кодексе административного судопроизводства Российской Федерации судебному разбирательству по административному делу об оспаривании решений, действий (бездействий) органов исполнительной власти и их должностных лиц посвящена Глава 22, в которой закреплен круг субъектов обращения в суд, особенности подготовительных действий суда и лиц, участвующих в процессе, меры предварительной защиты по административному иску об оспаривании решений, действий (бездействия) органов исполнительной власти и их должностных лиц и др. [4].

В рамках института оспаривания решений, действий (бездействий) органов исполнительной власти и их должностных лиц наблюдаются также и собственные правовые проблемы. Так, на наш взгляд, спорной является позиция законодателя, согласно которой представительство в судах по данной категории дел должно осуществляться лицом с высшим юридическим образованием [4]. Безусловно, целью законодателя в данном случае было ограничение граждан, не имеющих высшее образование, от неквалифицированной юридической помощи.

С одной стороны, это действительно является рациональным и социально значимым. Неквалифицированное представительство в подавляющем большинстве случаев влечет за собой такие неблагоприятные последствия как затяжной характер судебного процесса, а в ряде случаев невозможность доказать собственную правоту. В случае, когда одной из сторон спора является орган исполнительной власти или его представитель такие неблагоприятные последствия представляются особенно социально опасными, ведь в первую очередь они порождают безнаказанность в случае, когда действительно имело место нарушение прав граждан. Такая безнаказанность влечет за собой увеличение нарушения прав граждан как количественно, так и (в ряде случаев) качественно. Не стоит забывать, что право гарантируется государством, что означает реализации санкций по отношению к тем субъектам, которые нарушили диспозицию данной нормы права [5]. Кроме того, отсутствие наказания у любого субъекта, нарушившего права граждан, особенно в ходе судебного процесса, влечет за собой рост правового нигилизма в обществе и падение уровня правового сознания. Так, если судебный процесс не привел к положительному для субъекта, чьи права были нарушены органом исполнительной власти или его представителем, результату (особенно в случаях, когда данный субъект не имеет юридического образования и разбирается в праве лишь на бытовом уровне) порождает недоверие не только к праву, но и к системе государственных органов.

Таким образом, требование действующего законодательства о необходимости представительства в суде по административному делу об оспаривании решений, действий (бездействий) органов исполнительной власти и их должностных лиц лицом с высшим юридическим образованием, является обоснованным и логически аргументированным.

Однако с другой стороны, следует принимать во внимание специфику административных правоотношений, которая предполагает несколько важных аспектов. Во-первых, субъекты данных правоотношений (в отличие, например, от гражданских) не равны в своем правовом статусе. Во-вторых, гражданин не имеет возможность выбрать контрагента общественных отношений. Иными словами, гражданин вступает в административные правоотношения лишь в случае таковой необходимости. Также порядок обращения в органы исполнительной власти и их полномочия закреплены в законодательстве, что фактически приводит к отсутствию у гражданина возможности выбора второй стороны административно-правовых отношений.

На наш взгляд, вынужденный характер административных правоотношений, невозможность выбора стороны данных отношений, а также неравенство их правового статуса являются важными их характеристиками, которые во многом ставят под сомнение необходимость представительства в суде по административному делу об оспаривании решений, действий (бездействий) органов исполнительной власти и их должностных лиц лицом с высшим юридическим образованием. Такая необходимость зачатую означает также необходимость финансовых затрат для заключения договора оказания юридических услуг.

Безусловно, оспаривание действий (бездействия) представителей органа исполнительной власти в подавляющем большинстве случаев можно реализовать не только в судебном порядке. Более того, по ряду составов возможность судебного обращения возможна только при обращении к вышестоящим органам или должностным лицам того должностного лица, который нарушил права гражданина. Однако далеко не всегда такой способ разрешения конфликта является по-настоящему объективным, т. к. вышестоящее должностное лицо находится в трудовых (а иногда и в личных) отношениях с лицом, чьи действия (бездействие) обжалуются. Кроме того, признание факта того, что действие (бездействие) конкретного должностного лица было необоснованным или даже незаконным репутационно отражается не только на конкретном субъекте-нарушителе, но также и на лицах, ответственных за его трудоустройство, за руководство его деятельностью, а в ряде случаев и на репутации всего органа власти. Конечно, вышестоящее должностное лицо не должно обращать внимание на такие социальные последствия, а руководствоваться в первую очередь законом, однако на практике исключать субъективный фактор нельзя. Таким образом, говорить об эффективности такого метода разрешения конфликта допустимо далеко не во всех случаях [6].

В то же время если говорить о судебном разбирательстве, то оно представляется гораздо более объективным, в силу того, что суд относится к другой, независимой от исполнительной ветви власти. Однако при этом для обращения в суд субъекту необходимо иметь денежные средства для квалифицированного представительства, что в случае рассмотрения судебных споров по административному делу об оспаривании решений, действий (бездействий) органов исполнительной власти и их должностных лиц является не опционным, а необходимым действием. При этом сам факт вступления субъектов в административные отношения, подлежащие оспариванию, являются вынужденными, а также характеризуются неравным правовым статусом субъектов.

Также необходимо подчеркнуть, что Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» гласит: «суд вправе уменьшить размер судебных издержек, в том числе расходов на оплату услуг представителя, если заявленная к взысканию сумма издержек, исходя из имеющихся в деле доказательств, носит явно неразумный (чрезмерный) характер» [7]. При этом определение неразумного или чрезмерного характера таких издержек не указывается, что фактически в ряде дел приводит к уменьшению расходов на судебного представителя, доступных для возмещения [8, 9, 10, 11, 12]. На наш взгляд, такая тенденция особенно социальная опасна в судебных разбирательствах по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействий) органов исполнительной власти и их должностных лиц, особенно в совокупности с необходимостью квалифицированного представительства.

Ввиду этого, на наш взгляд, профессиональное представительство в суде по административному делу об оспаривании решений, действий (бездействий) органов исполнительной власти и их должностных лиц должно носить характер возможности, но не обязанности субъекта.

Литература:

  1. Сергун П. П., Бобров А. М. Исполнительная власть в условиях современной экономики России // Пермский юридический альманах. 2020. № 3. — С. 242–249.
  2. Локк Дж. Сочинения в трех томах. — Т. 1. — М.: Мысль, 1985.
  3. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ, от 04.07.2020 № 1-ФКЗ) // Российская газета. — 04.07.2020 г. — № 14.
  4. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 8 марта 2015 г. № 21-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. — 09.03.2015 г. — № 10. — Ст. 1391.
  5. Правкина И. Н. Правовые условия эффективного функционирования социального государства // Вестник юридического факультета Южного федерального университета. 2022. № 1. — С. 51–56.
  6. Колесников И. В., Чепурная И. В. Актуальные проблемы обжалования решений, действий (бездействия) таможенных органов Российской Федерации и их должностных лиц // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2021. № 1 (94). — С. 109–114.
  7. О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела: постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 № 1 // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации, апрель 2016 г., № 4.
  8. Решение Железнодорожного районного суда г. Новосибирска (Новосибирская область) № 2А-700/2020 2А-700/2020~М-191/2020 М-191/2020 от 2 января 2020 г. по делу № 2А-700/2020 [Электронный ресурс] URL: https://sudact.ru/ (дата обращения — 15.09.2022 г.).
  9. Решение Октябрьского районного суда г. Архангельска (Архангельская область) № 2А-4661/2019 2А-4661/2019~М-3916/2019 М-3916/2019 от 22 августа 2019 г. по делу № 2А-4661/2019 [Электронный ресурс] URL: https://sudact.ru/ (дата обращения — 15.09.2022 г.).
  10. Решение Левобережного районного суда г. Воронежа (Воронежская область) № 2А-1104/2019 2А-1104/2019~9–665/2019 9–665/2019 от 15 мая 2019 г. по делу № 2А-1104/2019 [Электронный ресурс] URL: https://sudact.ru/ (дата обращения — 15.09.2022 г.).
  11. Решение Верхнесалдинского городского суда (Свердловская область) № 2А-324/2019 2А-324/2019~М-253/2019 М-253/2019 от 22 марта 2019 г. по делу № 2А-324/2019 [Электронный ресурс] URL: https://sudact.ru/ (дата обращения — 15.09.2022 г.).
  12. Решение Левобережный районный суд г. Воронежа (Воронежская область) № 2А-635/2019 2А-635/2019~9–275/2019 9–275/2019 от 19 февраля 2019 г. по делу № 2А-635/2019 [Электронный ресурс] URL: https://sudact.ru/ (дата обращения — 15.09.2022 г.).
Основные термины (генерируются автоматически): исполнительная власть, оспаривание решений, орган, административное дело, бездействие, гражданин, лицо, Российская Федерация, высшее юридическое образование, судебный процесс.


Ключевые слова

административное судопроизводство, исполнительная власть, административные правоотношения, оспаривание решений, признаки административных правоотношений, действий (бездействий) органов исполнительной власти и их должностных лиц

Похожие статьи

Особенности административного судопроизводства по делам...

...судопроизводства по делам оспаривания действий (бездействия) органов публичной власти / Э. Г. Саакян.

В соответствии со ст. 141 КАС РФ срок производства по административному делу — это срок

Право граждан на защиту своих прав и интересов закреплено в Конституции РФ.

- дела по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов...

Проблемы административного обжалования ненормативных...

Отмечается, что 90 % административных дел возбуждено в отношении должностных лиц

Срок рассмотрения жалобы на действия и решения органов государственной власти

местное самоуправление, должностное лицо, орган, государственный орган, Российская Федерация, лицо

местное самоуправление, Российская Федерация, орган, Конституция РФ, принцип...

Обжалование действий (бездействия) и решений органов...

Ключевые слова: органы публичной власти, действия, бездействия, административный

Таковыми являются обжалование в судебном и административном порядке [1].

– приказного производства; – об установлении фактов, имеющих юридическое значение

– отсутствии влияния граждан на качество выполнения органами публичной власти своих обязанностей

Лица, участвующие в деле об оспаривании решения, действия...

1.2) органы государственной власти субъектов РФ: законодательный (представительный) орган

Так, согласно статье 55 КАС РФ представителями в суде по административным делам могут

Вместе с тем, если должностное лицо, чьи постановления, действия (бездействие)

В ст. 221 КАС РФ, определяющей состав лиц, участвующих в деле об оспаривании решения...

Процессуальные особенности рассмотрения дел по обжалованию...

Статья 46 Конституция РФ гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод.

- дела по заявлениям физических лицграждан, юридических лиц — организаций, прокурора об

- дела по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов

характер для лиц, в отношении которых они вынесены (например, дела об оспаривании решений...

Проблема определения подведомственности при обжаловании...

ТСЖ неоднократно обращалось к гражданам, проживающим в данном МКД с просьбой не

В соответствии сч.2 ст. 207 АПК РФ [18] производство по делам об оспаривании решений

Согласно ч.3 ст. 30.1 КоАП РФ [19] Постановление по делу об административном

Юридическое лицо ТСЖ «Королевская аллея» полагает, что разрешая вопрос об отнесении к...

Понятие и функции судебных органов | Статья в журнале...

5) рассмотрение жалоб граждан на действия и решения, нарушающие их права и свободы

Кроме того, на судебные органы возложено рассмотрение жалоб на действия (решения)

4) бездействие органов государственной власти, органов местного самоуправления

8. Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации от 30.12.2001 г. (с...

К вопросу о практике применения норм Кодекса... | Молодой ученый

существовала при применении судами ГПК РФ в процессе рассмотрения дел, связанных с

случаи, когда гражданин имеет высшее юридическое образование и ведет дело сам [8]. Это же

Тем не менее, идея ускорения процесса в КАС РФ является целесообразной, поскольку

Административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия)...

О взаимодействии органов исполнительной власти и органов...

 Ключевые слова: исполнительная власть, орган, Российская Федерация, государственная власть

2) данные органы наделены административными полномочиями, в том числе полномочиями

Оно призвано учитывать и согласовывать различные интересы как органов власти, так и граждан.

Контроль органов судебной власти в Российской Федерации.

Похожие статьи

Особенности административного судопроизводства по делам...

...судопроизводства по делам оспаривания действий (бездействия) органов публичной власти / Э. Г. Саакян.

В соответствии со ст. 141 КАС РФ срок производства по административному делу — это срок

Право граждан на защиту своих прав и интересов закреплено в Конституции РФ.

- дела по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов...

Проблемы административного обжалования ненормативных...

Отмечается, что 90 % административных дел возбуждено в отношении должностных лиц

Срок рассмотрения жалобы на действия и решения органов государственной власти

местное самоуправление, должностное лицо, орган, государственный орган, Российская Федерация, лицо

местное самоуправление, Российская Федерация, орган, Конституция РФ, принцип...

Обжалование действий (бездействия) и решений органов...

Ключевые слова: органы публичной власти, действия, бездействия, административный

Таковыми являются обжалование в судебном и административном порядке [1].

– приказного производства; – об установлении фактов, имеющих юридическое значение

– отсутствии влияния граждан на качество выполнения органами публичной власти своих обязанностей

Лица, участвующие в деле об оспаривании решения, действия...

1.2) органы государственной власти субъектов РФ: законодательный (представительный) орган

Так, согласно статье 55 КАС РФ представителями в суде по административным делам могут

Вместе с тем, если должностное лицо, чьи постановления, действия (бездействие)

В ст. 221 КАС РФ, определяющей состав лиц, участвующих в деле об оспаривании решения...

Процессуальные особенности рассмотрения дел по обжалованию...

Статья 46 Конституция РФ гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод.

- дела по заявлениям физических лицграждан, юридических лиц — организаций, прокурора об

- дела по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов

характер для лиц, в отношении которых они вынесены (например, дела об оспаривании решений...

Проблема определения подведомственности при обжаловании...

ТСЖ неоднократно обращалось к гражданам, проживающим в данном МКД с просьбой не

В соответствии сч.2 ст. 207 АПК РФ [18] производство по делам об оспаривании решений

Согласно ч.3 ст. 30.1 КоАП РФ [19] Постановление по делу об административном

Юридическое лицо ТСЖ «Королевская аллея» полагает, что разрешая вопрос об отнесении к...

Понятие и функции судебных органов | Статья в журнале...

5) рассмотрение жалоб граждан на действия и решения, нарушающие их права и свободы

Кроме того, на судебные органы возложено рассмотрение жалоб на действия (решения)

4) бездействие органов государственной власти, органов местного самоуправления

8. Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации от 30.12.2001 г. (с...

К вопросу о практике применения норм Кодекса... | Молодой ученый

существовала при применении судами ГПК РФ в процессе рассмотрения дел, связанных с

случаи, когда гражданин имеет высшее юридическое образование и ведет дело сам [8]. Это же

Тем не менее, идея ускорения процесса в КАС РФ является целесообразной, поскольку

Административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия)...

О взаимодействии органов исполнительной власти и органов...

 Ключевые слова: исполнительная власть, орган, Российская Федерация, государственная власть

2) данные органы наделены административными полномочиями, в том числе полномочиями

Оно призвано учитывать и согласовывать различные интересы как органов власти, так и граждан.

Контроль органов судебной власти в Российской Федерации.

Задать вопрос