Особенности административного судопроизводства по делам оспаривания действий (бездействия) органов публичной власти | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 марта, печатный экземпляр отправим 17 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №46 (336) ноябрь 2020 г.

Дата публикации: 13.11.2020

Статья просмотрена: 49 раз

Библиографическое описание:

Саакян, Э. Г. Особенности административного судопроизводства по делам оспаривания действий (бездействия) органов публичной власти / Э. Г. Саакян. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 46 (336). — С. 323-325. — URL: https://moluch.ru/archive/336/75101/ (дата обращения: 28.02.2021).



Актуальность темы заключается в том, что в отсутствие эффективного механизма реализации права на защиту законных прав и интересов человека, невозможно построение правового государства и развитого гражданского общества, выражающееся во взаимодействии граждан с органами публичной власти.

Целью статьи является исследование гражданского судопроизводства по делам об оспаривании действий (бездействия) органов публичной власти. Методологическую основу исследования составляют такие методы познания как анализ и синтез, дедукция и индукция, системный подход, формально-логический метод, систематизация и классификация. В ходе исследования были определены некоторые процессуальные особенности рассмотрения дел по обжалованию действий (бездействия) органов публичной власти.

Ключевые слова: административное судопроизводство, органы публичной власти, оспаривание решений, публичное право, нормативно-правовой акт, правовое государство, гражданское общество.

Для современных ученых и юристов-практиков развитие административного судопроизводства производства является очень актуальной темой, оно рассматривается как значительный шаг к демократизации государственного управления. [1]

Судебный порядок обжалования действий (бездействия) органов публичной власти рассматривается как наиболее целесообразный и эффективный способ реализации принципов диспозитивности и равенства правового статуса граждан и должностных лиц в судебном процессе, а также наличия равных возможностей в ходе доказывания и защиты своих законных прав и интересов.

Зачастую в практике рассмотрения административных дел в судебном порядке видны частые изменения в экономической, политической, социальной и других сферах. [2] Ввиду этого появляется необходимость усовершенствования и урегулирования процессуальных форм при рассмотрении категории дел, исходящих из административных споров.

Именно по этой причине и был введен в систему российского законодательства Кодекс административного судопроизводства РФ. В этом нормативно-правовом акте расширены границы обращения гражданина в суд для защиты своего нарушенного права. Так, конкретизирован порядок рассмотрения административных дел, которые возникают из спорных публичных правоотношений. Кроме этого, еще одной задачей Кодекса административного судопроизводства являлась разработка оптимальной процессуальной формы, которая обеспечит принятие законных и обоснованных решений. Путем реализации данных задач, должны быть достигнуты главные цели правосудия — защита и восстановление нарушенных прав граждан.

Также, в Кодексе произошло закрепление нового процессуального института административного искового заявления. Возбуждение административных дел происходит при предъявлении административного иска.

Ввиду того, что споры возникают из публично-правовых отношений, появляется определенная специфика процессуального урегулирования процедуры рассмотрения и разрешения дел об обжаловании действий (бездействия) публичной власти. Данная категория дел рассматривается с применением норм искового производства. при этом учитывая специфику административного судопроизводства, предусмотренного КАС РФ.

Общими правилами искового производства являются:

– осуществление правосудия;

– использование письменной формы обращения в суд;

– стадии рассмотрения дела;

– возможность отказа от продолжения рассмотрения дела и т. п.

Также, положения Кодекса административного судопроизводства РФ имеют многие сходства с положениями, закрепленными в Гражданском и Арбитражном процессуальных кодексов РФ. Например, это наличие институтов «подведомственности», «подсудности», «доказывания» и «средств доказывания». Также, такими сходствами являются требования, предъявляемые к исковому заявлению, процессуальных действиях суда и сторон при рассмотрении и разрешении дела, и т. п.

В ст. 6 КАС РФ перечислен перечень принципов административного судопроизводства. Так, одним из этих принципов является положение о разумном сроке осуществления административного судопроизводства. [3] С целью определения разумного срока, учитываются некоторые обстоятельства: уровень сложности дела, поведение сторон судебного разбирательства, степень достаточности и эффективности действий суда, общее время производства по делу. В соответствии со ст. 141 КАС РФ срок производства по административному делу — это срок до истечения 2 месяцев со дня поступления административного иска в суд. В свою очередь, Верховный Суд РФ рассматривает дела до истечения 3 месяцев, которые включают также и время на подготовку дела к судебному разбирательству. [4]

Помимо этого, для некоторых категорий дел в Кодексе административного судопроизводства Российской Федерации используются сокращенные сроки. Так, дело о защите избирательного права и права на участие в референдуме лица, обратившегося в суд во время избирательной кампании, кампании референдума будет рассматриваться в сокращенные сроки. Это происходит ввиду того, что для гражданина будет утрачен смысл защиты своего нарушенного права в течение разумного срока, который установлен судом, когда выборы уже состоятся и будут объявлены их результаты.

В положения Кодекса об административном судопроизводстве РФ установлено общее правило доказывания. Так, на лиц, участвующих в деле, возложено обязательство по доказыванию обстоятельств, на которые они ссылаются в качестве оснований своих требований или возражений. В делах об обжаловании действий и решений органов публичной власти законность обжалуемых действий и решений обязан доказывать соответствующий орган. Помимо этого, на органах публичной власти и их должностных лиц лежит обязанность подтверждения фактов, на которые они ссылаются в качестве основания своих возражений.

Таким образом, бремени доказывания незаконности обжалуемых действий и решений органов публичной власти на лицах, обратившихся в суд за защитой прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, нет. Однако, на этих лицах лежит обязанность по: указанию нормативных правовых актов, нарушенных действиями и решениями административных ответчиков; подтверждению сведений о том, что действительно произошло нарушение прав и интересов истца или возникает угроза их нарушения; подтверждению иных фактов, на которые сторона административного истца ссылается в качестве оснований своих требований.

Также, суд независим от оснований и доводов, заявленных сторонами в процессе, и законодательно в КАС РФ определена активная роль суда в процессе разрешения административного дела. Активность выражается в том, что на судью возложена обязанность по привлечению к ответственности надлежащего ответчика, а также суд по своему усмотрению может запрашивать необходимые для рассмотрения административного дела сведений от органов публичной власти и граждан.

Так, исходя из ранее сказанного, можно установить, что к процессуальным особенностям судопроизводства по административным делам, отличающим его от других видов судебного процесса, можно отнести следующие:

– имеет место быть разрешение спора о публичном праве;

– в качестве административного ответчика выступает соответствующий орган публичной власти либо орган местного самоуправления, их должностные лица;

– бремя доказывания законности обжалуемых действий и решений органов публичной власти лежит на административном ответчике.

Также, административный ответчик должен подтвердить факты, на которые ссылается в качестве оснований своих возражений; по отдельным категориям дел предусматривается сокращенный порядок рассмотрения административного дела; вместе с принципом равенства сторон устанавливается активная роль суда, с целью оказания помощи гражданину в вопросе защиты своих прав, свобод и интересов.

Возможность обжалования действий (бездействия) органов публичной власти является важным инструментом для защиты законных прав, свобод и интересов граждан.

Право граждан на защиту своих прав и интересов закреплено в Конституции РФ. [5] Общие положения, касающиеся порядка и правил обжалования действий и решений органов исполнительной власти отражены в Федеральном законе № 59-ФЗ от 02.05.2006 г. «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Помимо этого, обжалование действий и решений органов публичной власти в разных отраслях регулируется определенными нормами, закрепленными в таких кодексах как: налогового, таможенного, уголовного, кодексов, КАС РФ.

Как и другие виды деятельности, процесс обжалования действий и решений органов публичной власти базируется на основных началах — принципах. Принципы любой отрасли права являются ее основополагающими началами, характеризующими и определяющими правовое регулирование и правоприменение. Они являются, с одной стороны, идеями, выработанными на протяжении развития самого института судебной власти, и, с другой стороны, теми идеями, которые нашли закрепление в нормах процессуального права. [6]

Принципы обжалования действий (бездействия) органов публичной власти лежат в основе рассмотрения и разрешения административных дел, вытекающих из споров, возникающих из публичных отношении, основанных на действиях (бездействиях) и решениях органов публичной власти, а также принятию по ним решений и исполнению этих решений.

На данный момент, административное судопроизводство обладает целым рядом процессуальных особенностей. Так, в процессе рассмотрения дела, разрешается спор о публичном праве; в качестве стороны административного ответчика выступает соответствующий орган публичной власти; обязанность доказывания законности оспариваемых действий и решений органов исполнительной власти возлагается на административного ответчика. Помимо этого, на административного ответчика возложена обязанность по подтверждению фактов, на которые он ссылается как на основания своих возражений. Кроме того, устанавливается принцип равенства сторон и активная роль суда, с целью оказания помощи гражданину в вопросе защиты своих законных прав, свобод и интересов.

На основании всего вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что развитие института обжалования действий (бездействия) органов публичной власти имеет особое значение в вопросе формирования правового государства и гражданского общества, поскольку это необходимый механизм соблюдения законности в государстве и защиты прав и интересов граждан от произвола властей.

Литература:

1. Общие вопросы доказывания в административном судопроизводстве/ Монография (книга)/ред. Павленко К. А./2019, Прометей/стр. 8;

2. Административное судопроизводство: Учебник/под ред. д. ю. н., профессора С. В. Никитина/Москва2018/стр.10;

3. Кодекс административного судопроизводства РФ от 08.03.2015 N 21-ФЗ (ред. от 31.07.2020), ст. 9;

4. Кодекс административного судопроизводства РФ от 08.03.2015 N 21-ФЗ (ред. от 31.07.2020), ст. 141;

5. Конституция РФ, ст. 46;

6. Административное судопроизводство/учебник для студентов высших учебных заведений по направлению «Юриспруденция» (Специалист, Бакалавр, Магистр)/под ред. д. ю. н., профессора В. В. ЯРКОВА/ Москва, февраль 2016 г, стр. 19;

7. Федеральный закон № 59-ФЗ от 02.05.2006 г. «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»;

8. Актуальные проблемы административного права. Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция», ЮНИТИ-ДАНА.

Основные термины (генерируются автоматически): публичная власть, решение органов, административное судопроизводство, административный ответчик, дело, РФ, защита, обжалование действий, орган, правовое государство.


Задать вопрос