Возбуждение дел об административных правонарушениях судебными приставами-исполнителями | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 12 октября, печатный экземпляр отправим 16 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №2 (449) январь 2023 г.

Дата публикации: 17.01.2023

Статья просмотрена: 919 раз

Библиографическое описание:

Бобова, Ю. А. Возбуждение дел об административных правонарушениях судебными приставами-исполнителями / Ю. А. Бобова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 2 (449). — С. 255-260. — URL: https://moluch.ru/archive/449/99021/ (дата обращения: 04.10.2024).



Статья посвящена актуальным проблемам судебного пристава-исполнителя при возбуждении дел об административных по составам административных правонарушений подведомственным органам принудительного исполнения.

Ключевые слова: административное дело, исполнительное производство, исполнительные действия, судебный пристав-исполнитель, участники исполнительного производства.

Федеральная служба судебных приставов является одним из активно модернизирующихся и современных органов исполнительной власти. Ранее должностными лицами службы судебных приставов было возможно прохождение только федеральной государственной гражданской службы, но полномочия, которые на них возложены, свойственны правоохранительным органам. Такие как обеспечение установленного порядка деятельности судов; осуществление привода лиц, уклоняющихся от явки по вызову суда; розыск должника, его имущества или розыск ребенка; предупреждение и пресечение преступлений и правонарушений; обеспечение принудительного выдворения иностранных граждан и лиц без гражданства.

19 сентября 2019 г. Государственной Думой принят Федеральный закон от 01.10.2019 г. № 328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Потому законом предусматривается отнесение службы в Федеральной службе судебных приставов к государственной службе нового вида — государственная служба в органах принудительного исполнения с возможностью присвоения специальных званий.

Одним из направлений деятельности должностных лиц ФССП России относится рассмотрение вопросов о привлечении лиц к административной ответственности, совершивших административное правонарушение, относящееся к подведомственности органов принудительного исполнения.

В соответствии с частью 1 статьи 1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) законодательство Российской Федерации об административных правонарушениях состоит из норм КоАП РФ и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

Должностные лица ФССП России при реализации полномочий административной юрисдикции действуют на основании норм КоАП РФ с учётом особенностей, установленных Федеральным законом «Об исполнительном производстве». Наделение должностных лиц Федеральной службы судебных приставов законами субъектов Российской Федерации полномочиями административной юрисдикции не соответствует статусу ФССП России как федерального органа исполнительной власти и не соответствует положениям нормативных правовых актов Российской Федерации, регламентирующих деятельность федеральных государственных служащих.

Кроме положений КоАП РФ в своей деятельности судебным приставам необходимо руководствоваться положениями главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, которой установлен порядок направления на рассмотрение судьям арбитражных судов подведомственных им дел об административных правонарушениях, возбужденных судебными приставами, а также положениями главы 15 Федерального закона от 02.10.2007 № 229- ФЗ «Об исполнительном производстве», в которой предусмотрен порядок привлечения к административной ответственности лиц, виновных в нарушении законодательства об исполнительном производстве.

В соответствии с пунктом 77 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ судебные приставы составляют протоколы (возбуждают дела) об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 13.26, 17.3–17.6, 17.8, 17.9, частями 2 и 2.1 статьи 17.14, частью 1 статьи 19.4, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7 КоАП РФ.

Кроме того, в соответствии с частью 3 статьи 28.3 КоАП РФ должностные лица ФССП России наделены полномочиями возбуждать дела об административных правонарушениях по статьям 17.7, 17.9 и части 1 статьи 20.25 КоАП РФ.

Перечень должностных лиц Федеральной службы судебных приставов, уполномоченных составлять протоколы по делам об административных правонарушениях, утвержден приказом Минюста России от 06.04.2005 № 33.

Статьей 23.68 КоАП РФ судебные приставы-исполнители уполномочены рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1 и 3 статьи 17.14, частями 1 и 2 статьи 17.15 КоАП РФ, старшие судебные приставы рассматривают дела об административных правонарушениях по статье 13.26 КоАП РФ [4].

Основными видами деятельности органов принудительного исполнения является осуществление функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.

В ходе непосредственного наблюдения за поведением граждан, должностных лиц в зданиях суда, а также в ходе совершения исполнительных действий направленных на исполнение требований исполнительных документов, за поведением участников исполнительного производства сотрудники органов принудительного исполнения обнаруживают «достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения».

Такими достаточными данными могут быть разнообразные деяния, образующие объективную сторону административного правонарушения, например, невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, предоставление недостоверных сведений о своих правах на имущество, несообщении об увольнении с работы, о новом месте работы, учебы, месте получения пенсии, иных доходов или месте жительства (ч. 1 ст. 17.14 КоАП РФ); неисполнении должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора (ч. 1 ст. 17.15КоАП РФ); нарушение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних прав и интересов несовершеннолетних выразившееся в лишении их права на общение с родителями или близкими родственниками, если такое общение не противоречит интересам детей, в том числе судебного решения об определении их места жительства, в неисполнении судебного решения о порядке осуществления родительских прав на период до вступления в законную силу судебного решения либо в ином воспрепятствовании осуществлению родителями прав на воспитание и образование детей и на защиту их прав и интересов (ч. 2 ст. 5.35 КоАП РФ) и др.

Иногда явные поводы к активизации юрисдикционной деятельности отсутствуют, но у должностного лица могут возникать подозрения, которые нельзя рассматривать как правовую категорию. В то же время, часто именно подозрения, интуиция позволяет выделить правонарушителя. Тем более, что такие подозрения, как правило, основываются на опыте и на знаниях особенностей поведения участников исполнительного производства, недобросовестно исполняющих требования исполнительных документов.

Также неестественно ведет себя человек, совершивший правонарушение и пытающийся скрыть это. В таких случаях непосредственного обнаружения достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, недостаточно. Необходим целый набор, комплекс данных и определенная последовательность действий правоприменителя. Основываясь на возникших подозрениях, судебный пристав-исполнитель вызывает на прием участника исполнительного производства, проводит беседу, отбирает объяснение. Если обнаруживаются достаточные основания полагать, что лицом совершено правонарушение (не предоставлены сведения, запрашиваемые судебным приставом-исполнителем по требованию, не исполнены в установленный срок требования неимущественного характера, содержащиеся в исполнительном документе), возбуждается дело об административном правонарушении, предусмотренное ч. 1 ст. 17.14 КоАП РФ, ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ. Однако на этом стадия возбуждения дела не заканчивается, поскольку процессуальным актом, оформляющим возбуждение дела об административном правонарушении, является протокол об административном правонарушении. Стадия возбуждения дела будет завершена лишь после того, как судебным приставом-исполнителем будет составлен и подписан сторонами, участвующими в деле об административном правонарушении.

Значительную долю в общей массе выявляемых органами принудительного исполнения административных правонарушений занимают правонарушения связанные с уклонением должников от исполнения административных наказаний (согласно аналитической информации в 2020 г УФССП России по Республике Хакасия процент выявляемости административных правонарушений, предусмотренных частью 1 ст. 20.25 КоАП РФ (по неуплаченным административным штрафам, назначенным судом) за отчетный период составил 11,6 % от общего количества возбужденных исполнительных производств по административным штрафам, наложенным судами и должностными лицами Управления. Рассмотрено судом 678 дел об административных правонарушениях. По результатам рассмотрения 78 правонарушителей подвергнуты административному аресту, 1 — вынесено предупреждение, 378 — привлечены к административному штрафу в двойном размере, 210 — вынесены обязательные работы, 8 — объявлено устное замечание, 101 дело находится на рассмотрении в суде.).

Согласно Письму ФССП России от 27.02.2019 № 00045/19/64400-ВВ «Обзор практики применения должностными лицами территориальных органов ФССП России полномочий административной юрисдикции за 12 месяцев 2018 года» [5]:

По итогам работы за 12 месяцев 2018 года в большинстве территориальных органов ФССП России отмечена стабильная положительная динамика по выявлению административных правонарушений, подведомственных ФССП России.

Согласно данным ведомственной статистической отчетности должностными лицами территориальных органов ФССП России возбуждено 587 328 дел об административных правонарушениях, что на 6,3 %, или 34 727 дел больше, чем в аналогичном периоде прошлого года (552 601 дело).

Наиболее существенный рост выявленных административных правонарушений отмечен в управлениях ФССП России по Севастополю, Республике Крым, Новгородской и Брянской областям, Республике Коми, Республике Дагестан, Кабардино-Балкарской Республике.

Значительно снизилось количество выявленных административных правонарушений в управлениях ФССП России по Республике Северная Осетия — Алания, Самарской области, Ставропольскому краю, Курской (на 10,8 %), Калининградской, Астраханской и Волгоградской областям.

В суд направлено 330 130 дел об административных правонарушениях? из которых рассмотрено 325 733 дела. По результатам рассмотрения судьями назначено 317 328 административных наказаний. Из них: в виде административного ареста — по 36 403 делам; обязательных работ — по 142 498 делам; административного штрафа — по 137 236 делам (на общую сумму более 1,3 млрд. руб.), предупреждения — по 1 191 делу.

Должностными лицами ФССП России рассмотрено 256 472 дела об административных правонарушениях, из них с назначением наказания в виде штрафа рассмотрено 250 603 дела, на общую сумму более 2,3 млрд. рублей.

В ходе осуществления работы по административной практике сотрудники органов принудительного исполнения обязаны реагировать на нарушения сторонами исполнительного производства законодательства в сфере исполнительного производства. Реакция сотрудника облекается в определенную законом внешнюю форму Федеральный закон «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» от 21.07.1997 N 118-ФЗ предусматривает следующие обязанности судебного пристава-исполнителя:

  1. принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов;
  2. предоставляет сторонам исполнительного производства (далее — стороны) или их представителям возможность знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии;
  3. рассматривает заявления сторон по поводу исполнительного производства и их ходатайства, выносит соответствующие постановления, разъясняя сроки и порядок их обжалования;
  4. обязан взять самоотвод, если он заинтересован в ходе исполнительного производства либо имеются иные обстоятельства, вызывающие сомнения в его беспристрастности;
  5. получает и обрабатывает персональные данные при условии, что они необходимы для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов, в объеме, необходимом для этого;
  6. объявляет розыск должника по исполнительному документу, его имущества или розыск ребенка по исполнительному документу, содержащему требование об отобрании или о передаче ребенка, порядке общения с ребенком, требование о возвращении незаконно перемещенного в Российскую Федерацию или удерживаемого в Российской Федерации ребенка или об осуществлении в отношении такого ребенка прав доступа на основании международного договора Российской Федерации, и осуществляет такой розыск в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  7. осуществляет межгосударственный розыск лиц в соответствии с международными договорами Российской Федерации и взаимодействие по вопросам межгосударственного розыска с компетентными органами иностранных государств в порядке, предусмотренном международными договорами Российской Федерации;
  8. осуществляет на основании судебного акта по гражданскому делу розыск гражданина — ответчика и (или) ребенка в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов;
  9. осуществляет производство по делам об административных правонарушениях в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях;
  10. при выявлении признаков преступления составляет сообщение об этом и направляет его начальнику органа дознания (старшему судебному приставу) для принятия решения в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством.

Теоретически любая форма применения мер принудительного исполнения в исполнительном производстве сотрудником органа принудительного исполнения на противоправное поведение должна оформляться соответствующим актом — протоколом, предусмотренным КоАП РФ: применение мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. Составление протокола о применении меры обеспечения производства по делу — промежуточный этап, за которым также следует составление протокола об административном правонарушении.

В то же время, наблюдение сотрудником органа принудительного исполнения события административного правонарушения (т. е. получение информации о правонарушении) не всегда влечет возбуждение дела об административном правонарушении. Например, сотрудник территориального отделения ФССП России не реагирует на ставшие уже привычными нарушения, связанные с неисполнением родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних(ч. 2 ст. 5.35 КоАП РФ). Начало стадии возбуждения дела, безусловно, связано с наличием определенного фактического состава: события правонарушения и получения информации о нем сотрудником, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях. Однако для возбуждения производства по делу необходимо еще и мыслительное действие — принятие указанным сотрудником решения о возбуждении дела.

Административный процесс на стадии возбуждения дела об административном правонарушении протекает по-разному в зависимости от ряда обстоятельств. Рассмотрим возможные варианты.

Первый вариант имеет место, в случае, когда событие административного правонарушения непосредственно обнаружено лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях и рассматривать соответствующие дела; КоАП РФ (или закон субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях) предусматривает за такое правонарушение наказание в виде предупреждения или административного штрафа в размере от двух до трех тысяч рублей; правонарушитель не оспаривает события правонарушения и назначенное ему наказание и не отказывается от уплаты административного штрафа на месте совершения административного правонарушения, стадия возбуждения дела об административном правонарушении заканчивается одновременно с вынесением окончательного решения по делу (в форме постановления-квитанции или предупреждения).

Второй сценарий разворачивается в случаях, когда осуществляется производство по делу об административном правонарушении, за которое КоАП РФ или закон субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривают наказание в виде административного штрафа; протокол составлен сотрудником органа принудительного исполнения, в компетенцию которого входит рассмотрение такого дела; имеются достаточные доказательства, удостоверяющие событие правонарушения и виновность лица, в отношении которого осуществляется производство по делу, стадия возбуждения дела заканчивается составлением протокола об административном правонарушении, после чего немедленно может быть вынесено постановление по делу об административном правонарушении, копия которого вручается непосредственно правонарушителю.

По третьему сценарию стадия возбуждении дела разворачивается, в случаях, когда осуществляется производство по делу об административном правонарушении, за которое КоАП РФ или закон субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривают наказание в виде административного штрафа или иного наказания; протокол составлен сотрудником органа принудительного исполнения, в компетенцию которого не входит рассмотрение такого дела; имеются достаточные доказательства, удостоверяющие событие правонарушения и виновность лица, в отношении которого осуществляется производство по делу, стадия возбуждения дела заканчивается составлением протокола об административном правонарушении, копия которого вручается лицу, в отношении которого осуществляется производство по делу об административном правонарушении. Указанному лицу сообщается о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении.

Четвертый вариант имеет место в случаях, когда имеются лишь достаточные основания полагать, что событие правонарушения имеет место, но необходимы указанные в законе доказательства (например, заявление взыскателя о совершенном должником административном правонарушении), стадия возбуждения дела составлением протокола о применении мер обеспечения производства по делу не заканчивается. Момент окончания данной стадии наступает в момент составления протокола об административном правонарушении после получения сотрудником органа принудительного исполнения, уполномоченным составлять протоколы, соответствующих необходимых доказательств по делу. В соответствии с ч. 2 ст. 28.5 КоАП РФ в рассматриваемом случае протокол об административном правонарушении может быть составлен в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения. Однако, как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» нарушение указанного срока не препятствует рассмотрению дела, поскольку сроки, установленные ст. 28.5 и 28.8 КоАП РФ не являются пресекательными.

Проведенный нами анализ норм главы 28 КоАП РФ позволил выявить пробельность закона в части регламентации действий должностного лица, уполномоченного составлять протоколы об административных правонарушениях, в указанном случае, заключающуюся в следующем. Закон требует, чтобы протокол был подписан лицом, в отношении которого осуществляется производство по делу (его законным представителем), указанному лицу должна быть предоставлена возможность ознакомиться с протоколом, представить объяснения и замечания по содержанию протокола, после чего копия протокола под расписку вручается указанному лицу (представителю) и потерпевшему. В то же время, если закон не предусматривает административного наказания в виде административного ареста или административного выдворения, лицо, в отношении которого ведется производство по делу (представитель), не может быть подвергнуто административному задержанию на двое суток. Следовательно, необходимо обеспечить присутствие указанного лица путем надлежащего его уведомления, что в установленный законом срок невозможно. КоАП РФ допускает возможность составления протокола об административном правонарушении без подписи лица, в отношении которого ведется производство по делу, (его представителя) исключительно в случае, когда это лицо отказалось подписать протокол. Очевидно, отсутствие подписи указанного лица по причине невозможности обеспечить проставление подписи по причинам, не связанным с желанием или нежеланием данного лица, следует считать недостатком протокола. Рассмотрение дела об административном правонарушении и вынесение постановления по делу на основании такого протокола будет нарушением процессуальных прав лица, в отношении которого осуществляется производство по делу об административном правонарушении. Однако Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» указал, что составление протокола в отсутствие указанного лица, что совпадает по последствиям с рассматриваемой ситуацией, не является существенным недостатком, поскольку может быть исправлено при рассмотрении дела по существу. Иными словами, при рассмотрении дела указанному лицу должно быть предложено ознакомиться с протоколом и подписать его.

В таких случаях копия протокола об административном правонарушении по возможности вручается лицу, в отношении которого осуществляется производство по делу об административном правонарушении. Указанное лицо должно быть надлежащим образом уведомлено о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении. Стадия возбуждения дела об административном правонарушении в рассматриваемом случае оканчивается в момент завершения составления протокола о правонарушении, что возможно лишь после подписания его лицом, в отношении которого осуществляется производство по делу, или его представителем.

Таким образом, стадия возбуждения дела об административном правонарушении органами принудительного исполнения рассматривается нами как установленное законом обязательное реагирование сотрудника органов принудительного исполнения на противоправное поведение. Она начинается с момента принятия сотрудником органов принудительного исполнения (ФССП) мысленного решения о возбуждении дела и заканчивается составлением протокола об административном правонарушении.

Течение указанной стадии возможно по одному из вышеуказанных сценариев, по двум из которых момент окончания стадии возбуждения дела совпадает по времени с моментом окончания следующей стадии — рассмотрения дела.

Вторая стадия производства по делам об административных правонарушениях — рассмотрение дела об административном правонарушении — является главной в производстве по делам об административных правонарушениях. На этой стадии решаются наиболее важные вопросы: устанавливается состав административного правонарушения; выясняются обстоятельства, исключающие производство по делу; решается вопрос о достаточности, относимости и допустимости имеющихся доказательств; принимается решение о виновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу, выясняются обстоятельства, смягчающие и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; устанавливается размер и характер ущерба, причиненного административным правонарушением; выясняются причины и условия совершения административного правонарушения; назначается административное наказание по правилам главы 4 КоАП РФ; выносится и объявляется постановление по делу.

Возникшее на стадии возбуждения дела об административном правонарушении охранительное административно-процессуальное правоотношение претерпевает изменения, связанные с изменением субъектного состава. Если невластный субъект данного правоотношения остается прежним, его статус и наименование не меняется, то властный субъект зачастую меняется. Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов принудительного исполнения (ФССП) вправе лишь отдельные категории должностных лиц, круг которых существенно уже круга лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, уполномоченных составлять протоколы об административных.

По общему правилу, сформулированному законодателем в ч. 1 ст. 22.2 КоАП РФ, дела об административных правонарушениях, от имени федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделений и территориальных органов уполномочены рассматривать руководители федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, их заместители; руководители структурных подразделений и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, их заместители и иные должностные лица, осуществляющие в соответствии с федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ надзорные или контрольные функции.

Как было показано ранее, стадия рассмотрения дела об административном правонарушении состоит из двух последовательных этапов: этапа подготовки к рассмотрению дела об административном правонарушении и этапа рассмотрения дела, заканчивающегося вынесением постановления по делу.

Первый этап, как представляется, является в определенной мере факультативным и присутствует не во всех сценариях, рассмотренных нами в данном параграфе. Подготовка к рассмотрению дела должна обязательно иметь место лишь в случаях, когда дело рассматривается через некоторое время после составления протокола об административном правонарушении, особенно, когда дело рассматривает не то должностное лицо, которое составило протокол, что имеет место при направлении дела по подведомственности или при передаче дела должностному лицу органов принудительного исполнения (ФССП), уполномоченному налагать административные наказания соответствующего размера.

Течение стадии рассмотрения дела об административном правонарушении в органах принудительного исполнения зависит от окончания стадии возбуждения дела и может разворачиваться также по нескольким сценариям.

Первый вариант нами уже рассмотрен — это упрощенное производство.

Второй вариант наблюдается в случаях, когда дело рассматривает то же должностное лицо органа принудительного исполнения (ФССП), которое составило протокол об административном правонарушении. Постановление по делу может быть вынесено непосредственно на месте совершения административного правонарушения либо в служебном помещении органа принудительного исполнения в тот же день или позднее в пятнадцатидневный срок со дня составления протокола об административном правонарушении.

Третий вариант предполагает передачу материалов дела по подведомственности внутри системы ФССП России (другому должностному лицу органа принудительного исполнения). Этот вариант отличает упрощенное разрешение возникающих вопросов (запросы и поручения направляются в виде распоряжений вышестоящего начальника и исполняются без задержек).

Четвертый сценарий заключается в передаче материалов дела по подведомственности судье, в коллегиальный орган, должностному лицу иного органа исполнительной власти. Роль должностного лица органа принудительного исполнения (ФССП) на этом заканчивается, но субъект административной юрисдикции, вынесший постановление по делу, обязан в трехдневный срок направить копию постановления должностному лицу, составившему протокол.

Пятый сценарий возможен, когда дело возбуждено должностным лицом иного органа или прокурором, но относится к подведомственности органов принудительного исполнения. В этом случае материалы дела поступают в адрес органа принудительного исполнения и по решению начальника передаются на рассмотрение уполномоченному должностному лицу, которое после вынесения постановления обязано в трехдневный срок направить копию постановления должностному лицу, составившему протокол об административном правонарушении, или прокурору. Например, распространенным являются материалы, предусмотренные ч. 2 ст. 5.35. КоАП РФ, они принимаются к рассмотрению и сбору доказательной базы сотрудниками МВД России и передаются по подведомственности в орган принудительного исполнения для дальнейшего принятия решения по составлению протокола об административном правонарушении либо вынесении решения об отказе в возбуждении дела об административной правонарушении.

Стадия рассмотрения дела об административном правонарушении заканчивается вынесением постановления по делу, отличительной особенностью которого является то, что посредством его реализуется принудительное воздействие права на участников общественных отношений. В нем находит отражение реализация правовых санкций к конкретному жизненному случаю.

Таким образом, стадия возбуждения органами принудительного исполнения (ФССП) дела об административном правонарушении протекает по одному из пяти типовых сценариев, различающихся по времени, объему и видам совершаемых процессуальных действий и составляемых процессуальных актов. Течение стадии рассмотрения дела зависит от варианта первой стадии и отличается от нее субъектным составом, решаемыми составляемыми процессуальными актами.

Литература:

  1. Федеральный закон № 229-ФЗ от 02.10.2007 «Об исполнительном производстве»;
  2. Федеральный закон «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 01.10.2019 N 328-ФЗ;
  3. Приказ Минюста РФ от 06.04.2005 N 33 (ред. от 09.07.2007) Об утверждении Перечня должностных лиц Федеральной службы судебных приставов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях;
  4. Семенов, В. В. Методика выявления, возбуждения и рассмотрения дел об административных правонарушениях, подведомственных ФССП России / В. В. Семенов. — Ижевск : Ижевский юридический институт (филиал) РПА Минюста России, 2010. — 59 c. — Текст : непосредственный;
  5. Письмо ФССП России от 27.02.2019 № 00045/19/64400-ВВ «Обзор практики применения должностными лицами территориальных органов ФССП России полномочий административной юрисдикции за 12 месяцев 2018 года»;
  6. Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».
Основные термины (генерируются автоматически): административное правонарушение, принудительное исполнение, РФ, дело, Российская Федерация, Россия, исполнительное производство, правонарушение, орган, судебный пристав-исполнитель.


Похожие статьи

Производство по делам об административных правонарушениях, осуществляемое органами внутренних дел

В статье рассматриваются особенности осуществления производства по делам об административных правонарушениях, осуществляемое органами внутренних дел.

Судебный контроль за деятельностью судебных приставов-исполнителей

В статье рассмотрен порядок судебного контроля за деятельностью судебных приставов в случае допущения неправомерного действия (бездействия) в порядке исполнительного производства. Показан порядок обращения в суд и вынесения решения по делу.

«Правовой вакуум» в отношении срока вынесения судебным приставом-исполнителем постановления об окончании исполнительного производства

В статье рассматриваются вопросы законодательного пробела, связанного с отсутствием срока вынесения судебным приставом-исполнителем постановления об окончании исполнительного производства, а также пути решения данной проблемы. Кроме того, анализирует...

Стадии исполнительного производства по исполнению постановлений по делам об административных правонарушениях

Цель: выделить и охарактеризовать стадии исполнительного производства при исполнении постановлений по делам об административных правонарушениях. Методология: в работе использованы следующие общенаучные методы — системный, сравнительно-правовой, форм...

О некоторых проблемах исполнения постановлений о наложении административного штрафа

В статье автор исследует некоторые недостатки и проблемы, возникающие на стадии исполнения постановлений о наложении административного штрафа. Вносятся соответствующие предложения по совершенствованию исполнения наказания в виде административного штр...

Правовая природа исполнительского сбора в исполнительном производстве

В статье рассматривается сущность исполнительского сбора, его роль в исполнительном производстве.

Прокурорский надзор в сфере деятельности судебных приставов

В статье рассматривается сущностное назначение прокурорского надзора в сфере принудительного исполнения судебных решений.

Судебная практика об оспаривании (обжаловании) действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя

Особенности приказного производства по делам о взыскании налоговыми органами обязательных платежей и санкций с физических лиц

Статья посвящена описанию принудительных мер по взысканию задолженностей с физических лиц налоговыми органами.

Административное приостановление деятельности: проблемы применения административного наказания

Исследуются особенности исполнения постановлений о назначении административного приостановления деятельности; выявляются недостатки и проблемы применения данного наказания; вносятся предложения по совершенствованию процедуры административного приоста...

Похожие статьи

Производство по делам об административных правонарушениях, осуществляемое органами внутренних дел

В статье рассматриваются особенности осуществления производства по делам об административных правонарушениях, осуществляемое органами внутренних дел.

Судебный контроль за деятельностью судебных приставов-исполнителей

В статье рассмотрен порядок судебного контроля за деятельностью судебных приставов в случае допущения неправомерного действия (бездействия) в порядке исполнительного производства. Показан порядок обращения в суд и вынесения решения по делу.

«Правовой вакуум» в отношении срока вынесения судебным приставом-исполнителем постановления об окончании исполнительного производства

В статье рассматриваются вопросы законодательного пробела, связанного с отсутствием срока вынесения судебным приставом-исполнителем постановления об окончании исполнительного производства, а также пути решения данной проблемы. Кроме того, анализирует...

Стадии исполнительного производства по исполнению постановлений по делам об административных правонарушениях

Цель: выделить и охарактеризовать стадии исполнительного производства при исполнении постановлений по делам об административных правонарушениях. Методология: в работе использованы следующие общенаучные методы — системный, сравнительно-правовой, форм...

О некоторых проблемах исполнения постановлений о наложении административного штрафа

В статье автор исследует некоторые недостатки и проблемы, возникающие на стадии исполнения постановлений о наложении административного штрафа. Вносятся соответствующие предложения по совершенствованию исполнения наказания в виде административного штр...

Правовая природа исполнительского сбора в исполнительном производстве

В статье рассматривается сущность исполнительского сбора, его роль в исполнительном производстве.

Прокурорский надзор в сфере деятельности судебных приставов

В статье рассматривается сущностное назначение прокурорского надзора в сфере принудительного исполнения судебных решений.

Судебная практика об оспаривании (обжаловании) действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя

Особенности приказного производства по делам о взыскании налоговыми органами обязательных платежей и санкций с физических лиц

Статья посвящена описанию принудительных мер по взысканию задолженностей с физических лиц налоговыми органами.

Административное приостановление деятельности: проблемы применения административного наказания

Исследуются особенности исполнения постановлений о назначении административного приостановления деятельности; выявляются недостатки и проблемы применения данного наказания; вносятся предложения по совершенствованию процедуры административного приоста...

Задать вопрос