Скорочтение как метод повышения успеваемости младших школьников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №19 (466) май 2023 г.

Дата публикации: 09.05.2023

Статья просмотрена: 83 раза

Библиографическое описание:

Щербакова, Е. В. Скорочтение как метод повышения успеваемости младших школьников / Е. В. Щербакова, А. О. Медведевская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 19 (466). — С. 531-533. — URL: https://moluch.ru/archive/466/102417/ (дата обращения: 02.05.2024).



Статья посвящена проблеме использования методики скорочтения в условиях начального школьного обучения детей младшего школьного возраста. В статье рассмотрена зависимость сформированности навыка чтения к успешному овладению школьной программы, а также преимущества использования методики скорочтения.

Ключевые слова: успеваемость младших школьников, скорочтение, освоение образовательных программ начальной школы.

The article is devoted to the problem of using the speed-reading technique in the conditions of primary school education of children of primary school age. The article considers the dependence of the formation of the reading skill on the successful mastery of the school curriculum, as well as the advantages of using the speed-reading technique.

Keywords: academic performance of younger schoolchildren, speed reading, Master of Educational programs of primary school.

Чтение — это сложный процесс семантического восприятия письменной речи и ее осознания, который реализуется посредством сложной психологической деятельности. Посредством правильного и осознанного чтения в начальной школе реализуется основная цель: освоение учащимися начальных классов базовых общеобразовательных знаний, обеспечивающих развитие их познавательных навыков и умений в освоении образовательных программ начальной школы [2].

Спрос на инновационные методы обучения продиктован не только скоростью изменений и обновлений системы знаний, но и огромным ростом объема данных. Необходимость ориентироваться в огромном и динамично меняющемся информационном поле требует более сложных навыков работы с ним. Чтение по-прежнему остается одним из основных способов получения знаний. Совершенствование навыка чтения позволяет не только быстрее и эффективнее работать с текстовой информацией, но и качественно изменить интеллектуальные способности человека с помощью скорочтения [4].

Одной из основных задач обучения учащихся в начальной школе выступает формирование и развитие правильного, беглого, сознательного и выразительного навыка чтения. Однако на уроках литературного чтения в начальных классах все больше отдается предпочтение анализу содержания произведения, а совершенствование техники чтения возлагается на плечи родителей во внеурочной время. Вследствие чего возникает необходимость посещения дополнительных образовательных курсов или уроков, цель которых лежит в дальнейшем совершенствовании технической стороны сложного речевого действия — чтения.

В своих работах Н. А. Рябушкин отмечал, что умение читать включает в себя совокупность определений: умение вкладывать слоги в слова, умение идентифицировать смысл слов в общем текста, понимая его эмоциональную сторону. Н. Ф. Бунаков считал важным, чтобы учитель ставил перед собой наиболее важной целью в обучении чтению именно формирование и развитие навыков сочетания значения, которое принадлежат слову, усваивание мысли, выраженной в предложениях текста для чтения и понимание связи между этими предложениями [1].

И. Т. Федоренко в своих исследованиях демонстрировал большое количество различных методов и приемов для обучения чтению обучающихся начальной школы, посредством управления этим процессом со стороны педагога [3].

Большое количество выдающихся личностей изучали проблему улучшения качества чтения среди обучающихся начальных классов, и свое отражение данная проблема нашла в стремительно развивающемся направлении — скорочтении.

Скорочтение — это умение быстро, эффективно и полно понимать информацию с высоким уровнем освоения содержательных глубин текста. Педагоги дополнительного образования используют в своей работе труды таких деятелей как В. Н. Зайцева, И. Г. Пальченко, Г. Г. Мисаренко, О. А. Андреев, Л.Н Хромов и др. Скорочтение способствует устранению ошибок в чтении, автоматическому увеличению скорости чтения за счет устранения «тормозящих» моментов.

Сформированный и развитый навык чтения является критерием, который указывает влияние на уровень успеваемости младшего школьника. Так, чем медленнее школьник читает, тем больше времени уходит на усвоение прочитанного материала или выполнение задания. Статистически доказано, что дети с более низкой техникой чтения не достигают высоких результатов на начальных этапах обучения.

Польза скорочтения. Скорочтение — это навык, который направлен на развитие не только способности быстро усваивать информацию при чтении, но и способствует развитию многих сторон мышления в разных его проявлениях. Внимание и сосредоточенность — это основа процесса обучения. Быстрое усвоение информации поможет ребенку качественнее запоминать большие объемы пройденного материала. Современные обучающиеся довольно медленно читают, а ведь быстрота скорости чтения имеет особую значимость для успешного обучения. В основе скорочтения лежит визуальное восприятие информации. Обычно человеческий глаз останавливается 1–4 раза при прочтении нескольких строк. Успеваемость по различным предметам в школе действительно зависят от того, насколько качественно удается ученикам освоить темы уроков.

Скорочтение позволяет лучше понимать содержание текста и грамотно его анализировать, быстро учить стихи и фрагменты из прозаических произведений. В средних и старших классах учебная нагрузка значительно увеличивается, поэтому развивать навыки скорочтения мы рекомендуем начинать еще с младшего школьного возраста, когда умы учеников готовы максимально быстро впитывать новую информацию.

Успех любого обучения зависит от степени вовлеченности и заинтересованности студента в образовательный процесс, от желания достичь определенных результатов, а также от степени соответствия его собственных интересов предмету изучения.

Скорочтение, как более продвинутая форма чтения, требует высокого уровня развития как технических, так и семантических аспектов чтения. Использование методов целенаправленного развития этой компетенции приводит к совершенствованию общих и частных когнитивных навыков, в том числе навыков восприятия и обработки информации. Однако, владение специальным навыком, открывающим дополнительные возможности для человека, может стать значительным мотивирующим фактором в начале обучения и эффективным инструментом обучения впоследствии. [4]

Таким образом, благодаря использованию методики обучения скорочтению возможно повышение успеваемости младших школьников, так как при использовании данной методики реализуются все необходимые условия осознанности восприятия содержания, прочитанного ребенком, что в совокупности позволяет развить не только конкретно навык чтения, но и речевую компетентность ребенка в целом. Внедрение такой методики в образовательный процесс позволит оптимизировать время и усилия, необходимые для приобретения определенного объема образовательных знаний, а также повысить мотивацию и личную заинтересованность личности в процессе обучения и самообразования.

Литература:

  1. Белукова, В. Б. Умение читать: И. А. Бунин и А. Т. Твардовский / В. Б. Белукова // Словесное искусство Серебряного века и Русского зарубежья в контексте эпохи («IV Смирновские чтения»): материалы IV Международной научной конференции, Москва, 06–07 февраля 2020 года. — Москва: Московский государственный областной университет, 2021. — С. 32–39. — EDN JYFJVP.
  2. Пигарева, Е. А. Развитие коммуникативных умений младших школьников на уроке литературного чтения / Е. А. Пигарева, Е. Б. Плаксина // Филологическое образование в период детства. — 2019. — № 26. — С. 161–167. — EDN NUIIZE.
  3. Стрижак, Н. Ю. Развитие техники чтения младших школьников на уроках русского языка посредством написания зрительных диктантов И. Т. Федоренко / Н. Ю. Стрижак, В. М. Каримова // Интеграция в психологии: теория, методология, практика: Сборник статей IV Всероссийской научно-практической конференции, Ярославль, 04 мая 2021 года. — Ярославль: Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского, 2021. — С. 171–174. — EDN IWUQTS.
  4. Bilaya Angelina. Speed Reading as a Psychological Problem. / E3S Web of Conferences 258, 07062 (2021).
Основные термины (генерируются автоматически): начальная школа, скорочтение, чтение, младший школьный возраст, образовательный процесс, умение.


Ключевые слова

скорочтение, успеваемость младших школьников, освоение образовательных программ начальной школы

Похожие статьи

Использование в начальной школе технологий обучения детей...

Скорочтение — это не просто умение быстро осваивать большие текстовые объёмы информации.

Разработчики технологий обучения скорочтению младших школьников (И. Т. Федоренко, В. Н

Поэтому считаем возможным начинать обучение скорочтению не раньше 4 класса.

Наиболее распространенный вид чтения в коррекционной школечтение вслух.

Формирование скорочтения у первоклассников как важнейшего...

Но зачастую основной причиной медленного чтения является неправильный способ чтения.

2. Климанова Л. Ф. Навыки чтения младших школьников и пути их совершенствования [Текст] / Л. Ф. Климанова.

Развитие процесса чтения у детей младшего школьного возраста...

Уроки литературного чтения в начальной школе.  Ключевые слова: текст, начальная школа...

Особенности формирования навыка чтения младших школьников

Основные этапы процесса формирования навыка чтения были определены и охарактеризованы психологами в 50-е годы XX в. Т. Егоров выделяет три этапа в процессе формирования навыка чтения: аналитический, синтетический и этап автоматизации.

Формирование учебной деятельности младших школьников

Формирование учебной деятельности — процесс многоплановый, сложный и идти может многообразными

Плигин А.А «Учить младших школьников учиться» Начальная школа 2007г№ 11.

Царёва С. Е. «Учебная деятельность и умение учиться» Начальная школа 2007г. № 9.

младший школьник, учебная деятельность, младший школьный возраст, ребенок...

Формирование читательских умений у младших школьников

Оморокова М. И. Основы обучения чтению младших школьников.

...личности младшего школьника в образовательной среде на уроках литературного чтения.

-мотивирует младших школьников на углубленное изучение предмета «Литературное.

Особенности работы со сказкой на уроках литературного чтения в начальной школе.

К вопросу использования учебной деятельности как фактора...

Именно в младшем школьном возрасте происходит накопление чувств и переживаний.

С одной стороны, чтение является предметом обучения, а с другой, средством обучения.

учебная мотивация, мотив, начальная школа, учебная деятельность, итог обучения

учебная деятельность, ребенок, младший школьный возраст, младший школьник, школа, школьный...

Внедрение в практику работы современных образовательных...

Формирование читательской компетентности младших школьников должно происходить не

1-й этап — 6–7 лет, возраст, в котором у детей интерес к книге связан лишь с желанием

На уроках литературного чтения в начальных классах для формирования читательской

На уроке литературного чтения младшим школьникам может быть предложены следующие...

Формирование осознанности чтения у младших школьников

По ходу чтения проводится словарная работа (объяснение и уточнение значений слов).

Современный урок литературного чтения в начальной школе без преувеличения можно считать стержневым в

Основные этапы процесса формирования навыка чтения были определены и.

отработки навыка выразительного чтения, формирование умения составлять диалоги.

Развитие процесса чтения у детей младшего школьного...

Навыки чтения проявляются у ребенка в период подготовительный к школьному или непосредственно в

Как всякий навык, чтение в процессе своего формирования проходит ряд этапов, качественно своеобразных ступеней.

Особенности формирования навыка чтения младших школьников.

Персонификация в обучении чтению по-английски на начальном...

Похожие статьи

Использование в начальной школе технологий обучения детей...

Скорочтение — это не просто умение быстро осваивать большие текстовые объёмы информации.

Разработчики технологий обучения скорочтению младших школьников (И. Т. Федоренко, В. Н

Поэтому считаем возможным начинать обучение скорочтению не раньше 4 класса.

Наиболее распространенный вид чтения в коррекционной школечтение вслух.

Формирование скорочтения у первоклассников как важнейшего...

Но зачастую основной причиной медленного чтения является неправильный способ чтения.

2. Климанова Л. Ф. Навыки чтения младших школьников и пути их совершенствования [Текст] / Л. Ф. Климанова.

Развитие процесса чтения у детей младшего школьного возраста...

Уроки литературного чтения в начальной школе.  Ключевые слова: текст, начальная школа...

Особенности формирования навыка чтения младших школьников

Основные этапы процесса формирования навыка чтения были определены и охарактеризованы психологами в 50-е годы XX в. Т. Егоров выделяет три этапа в процессе формирования навыка чтения: аналитический, синтетический и этап автоматизации.

Формирование учебной деятельности младших школьников

Формирование учебной деятельности — процесс многоплановый, сложный и идти может многообразными

Плигин А.А «Учить младших школьников учиться» Начальная школа 2007г№ 11.

Царёва С. Е. «Учебная деятельность и умение учиться» Начальная школа 2007г. № 9.

младший школьник, учебная деятельность, младший школьный возраст, ребенок...

Формирование читательских умений у младших школьников

Оморокова М. И. Основы обучения чтению младших школьников.

...личности младшего школьника в образовательной среде на уроках литературного чтения.

-мотивирует младших школьников на углубленное изучение предмета «Литературное.

Особенности работы со сказкой на уроках литературного чтения в начальной школе.

К вопросу использования учебной деятельности как фактора...

Именно в младшем школьном возрасте происходит накопление чувств и переживаний.

С одной стороны, чтение является предметом обучения, а с другой, средством обучения.

учебная мотивация, мотив, начальная школа, учебная деятельность, итог обучения

учебная деятельность, ребенок, младший школьный возраст, младший школьник, школа, школьный...

Внедрение в практику работы современных образовательных...

Формирование читательской компетентности младших школьников должно происходить не

1-й этап — 6–7 лет, возраст, в котором у детей интерес к книге связан лишь с желанием

На уроках литературного чтения в начальных классах для формирования читательской

На уроке литературного чтения младшим школьникам может быть предложены следующие...

Формирование осознанности чтения у младших школьников

По ходу чтения проводится словарная работа (объяснение и уточнение значений слов).

Современный урок литературного чтения в начальной школе без преувеличения можно считать стержневым в

Основные этапы процесса формирования навыка чтения были определены и.

отработки навыка выразительного чтения, формирование умения составлять диалоги.

Развитие процесса чтения у детей младшего школьного...

Навыки чтения проявляются у ребенка в период подготовительный к школьному или непосредственно в

Как всякий навык, чтение в процессе своего формирования проходит ряд этапов, качественно своеобразных ступеней.

Особенности формирования навыка чтения младших школьников.

Персонификация в обучении чтению по-английски на начальном...

Задать вопрос