Статья посвящена проблеме формирования представлений о времени в дошкольном возрасте. В статье отражены результаты экспериментального исследования использования дидактических игр в процессе формирования представлений о времени.
Ключевые слова: представление о времени, дошкольники, дидактические игры.
Современному обществу необходимы мобильные личности, способные адаптироваться к постоянно меняющимся условиям. На основе чего, перед дошкольными учреждениями встает задача создания оптимальных условий для развития и воспитания детей, с целью выполнения требований современного общества. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста, тесно связано с разносторонним развитием и воспитанием.
Формирование представлений о времени является одним из важных направлений обучения и воспитания детей в дошкольном учреждении. Представления о времени способствует всестороннему развитию детей: развитию памяти, внимания, мышления, речи. В дошкольном возрасте формирование временных представлений осуществляется во время занятий и в повседневной жизни детей. Данные пути осуществляются в сочетании друг с другом.
Одним из эффективных средств формирования представлений о времени являются дидактические игры. В дидактических играх создаются полноценные условия для реализации поставленных целей и задач обучения. В таких играх дети запоминают последовательность дней, названия дней недели, учатся ориентироваться во времени. Дидактическая игра даёт возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной и привлекательной для детей. Игры могут применяться воспитателями для уточнения и закрепления у детей знаний и представлений о времени. Игры способствуют знакомству детей с сезонными изменениями, с признаками, с их последовательностью через игровые действия.
Для доказательства эффективности использования дидактических игр при формировании представлений о времени у детей дошкольного возраста было проведено исследование в МБДОУ детский сад комбинированного вида № 36 «Искорка», г. Елабуга. Исследование состояло из трех этапов. В исследовании были задействованы 50 детей среднего дошкольного возраста, которые были разделены на две группы: контрольную и экспериментальную.
На первом этапе было проведено исследование уровня сформированности представлений о времени у детей 5 лет. Для реализации поставленных целей и задач были использованы следующее взаимодополняющие методики: Методика исследования развития временных представлений у детей дошкольного возраста Р. Ф. Галлямовой; Методики «Части суток» (В. П. Новиковой, Э. Ф. Замбицявичене); Методика «Дни недели» (В. П. Новиковой, Э. Ф. Замбицявичене). На основе полученных результатов исследования можно сказать, что в исследуемых группах низкие показатели уровня сформированности представлений о времени. Особенно трудно даются детям запоминания последовательности дней недели и месяцев.
На основе полученных результатов исследования, на формирующем этапе эксперимента были проведены дидактические игры. Работа была проведена с детьми экспериментальной группы. Дидактические игры были направлены на обучение детей последовательности дней недели, времен года, месяцев, времени суток. Игры проводились в течение 3 месяцев, во время режимных моментов и организованной образовательной деятельности.
После проведения дидактических игр с детьми было проведено контрольное исследование уровня сформированности представлений о времени детей, с целью выявления эффективности проведенной работы. Результаты контрольного исследования показали качественные изменения показателей уровня сформированности представлений о времени у детей экспериментальной группы. Дети стали более уверенными в своих ответах, они могли четко, быстро, правильно и последовательно перечислять времена года, месяцы, дни недели.
Таким образом, результаты контрольного этапа эксперимента свидетельствуют об эффективности проведения дидактических игр в процессе формирования представлений о времени у детей дошкольного возраста. Дидактические игры позволяют успешно и эффективно знакомить детей дошкольного возраста с временными понятиями. На основе такой игровой деятельности дети закрепляют свои знания и учатся применять их на практике.
Литература:
- Блехер Ф. Н. Дидактические игры и занимательные упражнения. М., Просвещение, 2013. — 413 с.
- Владимирова Т. В. Формирование у старших дошкольников представлений о некоторых свойствах времени/ Т. В. Владимирова. — Ульяновск, 2016. -32с.
- Ковалец, И. В. Формирование у дошкольников представлений о времени. Части суток. М.: Издательство: Владос, 2017. — 72 с.
- Лебеденко, Е. Н. Формирование представлений о времени у дошкольников / Е. Н. Лебеденко, — СПб.: Детство-Пресс, 2013. — 80с.
- Непомнящая, Р. Л. Развитие представлений о времени у детей дошкольного возраста. — СПб.: Детство-Пресс, 2015. — 94с.
- Смоленцева, А. А. Формирование временных представлений у дошкольников. Конспекты занятий/А. А. Смоленцева// Дошкольная педагогика, 2014 № 6