Дидактические игры как средство формирования представлений о времени у детей пяти лет в ДОО | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №16 (254) апрель 2019 г.

Дата публикации: 22.04.2019

Статья просмотрена: 2473 раза

Библиографическое описание:

Газизова, Ф. С. Дидактические игры как средство формирования представлений о времени у детей пяти лет в ДОО / Ф. С. Газизова, Л. И. Еликова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 16 (254). — С. 261-262. — URL: https://moluch.ru/archive/254/58321/ (дата обращения: 17.12.2024).



Статья посвящена проблеме формирования представлений о времени в дошкольном возрасте. В статье отражены результаты экспериментального исследования использования дидактических игр в процессе формирования представлений о времени.

Ключевые слова: представление о времени, дошкольники, дидактические игры.

Современному обществу необходимы мобильные личности, способные адаптироваться к постоянно меняющимся условиям. На основе чего, перед дошкольными учреждениями встает задача создания оптимальных условий для развития и воспитания детей, с целью выполнения требований современного общества. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста, тесно связано с разносторонним развитием и воспитанием.

Формирование представлений о времени является одним из важных направлений обучения и воспитания детей в дошкольном учреждении. Представления о времени способствует всестороннему развитию детей: развитию памяти, внимания, мышления, речи. В дошкольном возрасте формирование временных представлений осуществляется во время занятий и в повседневной жизни детей. Данные пути осуществляются в сочетании друг с другом.

Одним из эффективных средств формирования представлений о времени являются дидактические игры. В дидактических играх создаются полноценные условия для реализации поставленных целей и задач обучения. В таких играх дети запоминают последовательность дней, названия дней недели, учатся ориентироваться во времени. Дидактическая игра даёт возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной и привлекательной для детей. Игры могут применяться воспитателями для уточнения и закрепления у детей знаний и представлений о времени. Игры способствуют знакомству детей с сезонными изменениями, с признаками, с их последовательностью через игровые действия.

Для доказательства эффективности использования дидактических игр при формировании представлений о времени у детей дошкольного возраста было проведено исследование в МБДОУ детский сад комбинированного вида № 36 «Искорка», г. Елабуга. Исследование состояло из трех этапов. В исследовании были задействованы 50 детей среднего дошкольного возраста, которые были разделены на две группы: контрольную и экспериментальную.

На первом этапе было проведено исследование уровня сформированности представлений о времени у детей 5 лет. Для реализации поставленных целей и задач были использованы следующее взаимодополняющие методики: Методика исследования развития временных представлений у детей дошкольного возраста Р. Ф. Галлямовой; Методики «Части суток» (В. П. Новиковой, Э. Ф. Замбицявичене); Методика «Дни недели» (В. П. Новиковой, Э. Ф. Замбицявичене). На основе полученных результатов исследования можно сказать, что в исследуемых группах низкие показатели уровня сформированности представлений о времени. Особенно трудно даются детям запоминания последовательности дней недели и месяцев.

На основе полученных результатов исследования, на формирующем этапе эксперимента были проведены дидактические игры. Работа была проведена с детьми экспериментальной группы. Дидактические игры были направлены на обучение детей последовательности дней недели, времен года, месяцев, времени суток. Игры проводились в течение 3 месяцев, во время режимных моментов и организованной образовательной деятельности.

После проведения дидактических игр с детьми было проведено контрольное исследование уровня сформированности представлений о времени детей, с целью выявления эффективности проведенной работы. Результаты контрольного исследования показали качественные изменения показателей уровня сформированности представлений о времени у детей экспериментальной группы. Дети стали более уверенными в своих ответах, они могли четко, быстро, правильно и последовательно перечислять времена года, месяцы, дни недели.

Таким образом, результаты контрольного этапа эксперимента свидетельствуют об эффективности проведения дидактических игр в процессе формирования представлений о времени у детей дошкольного возраста. Дидактические игры позволяют успешно и эффективно знакомить детей дошкольного возраста с временными понятиями. На основе такой игровой деятельности дети закрепляют свои знания и учатся применять их на практике.

Литература:

  1. Блехер Ф. Н. Дидактические игры и занимательные упражнения. М., Просвещение, 2013. — 413 с.
  2. Владимирова Т. В. Формирование у старших дошкольников представлений о некоторых свойствах времени/ Т. В. Владимирова. — Ульяновск, 2016. -32с.
  3. Ковалец, И. В. Формирование у дошкольников представлений о времени. Части суток. М.: Издательство: Владос, 2017. — 72 с.
  4. Лебеденко, Е. Н. Формирование представлений о времени у дошкольников / Е. Н. Лебеденко, — СПб.: Детство-Пресс, 2013. — 80с.
  5. Непомнящая, Р. Л. Развитие представлений о времени у детей дошкольного возраста. — СПб.: Детство-Пресс, 2015. — 94с.
  6. Смоленцева, А. А. Формирование временных представлений у дошкольников. Конспекты занятий/А. А. Смоленцева// Дошкольная педагогика, 2014 № 6
Основные термины (генерируются автоматически): дошкольный возраст, время, игра, ребенок, представление, формирование представлений, воспитание детей, день недели, современное общество, экспериментальная группа.


Похожие статьи

Использование дидактических игр в формировании представлений о животных в младшем дошкольном возрасте

В данной статье рассматриваются понятие «дидактическая игра», обосновывается необходимость использования различных дидактических игр для формирования представлений о домашних животных у детей младшего дошкольного возраста в условии обучения в дошколь...

Формирование у детей раннего возраста первичных представлений о профессиях взрослых в детском саду через дидактические игры

Сформированные в раннем возрасте представления о профессиях взрослых играют важную роль в будущем профессиональном становлении ребенка. В статье рассматривается методика формирования первичных представлений о профессиях у детей 2х-3х лет в детском са...

К вопросу об использовании рисуночных тестов для оценки уровня развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста

В статье анализируются возможности использования результатов изобразительной деятельности в выявлении уровня развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста. Авторами предпринята попытка уточнения критериев оценивания уровня сф...

Инфографика на уроках по предмету «Окружающий мир» как средство формирования умения структурировать знания у детей младшего школьного возраста

Эффективной формой организации образовательного процесса, способствующей формированию умения структурировать знания у детей младшего школьного возраста, является инфографика. В результате применения инфографики, дети учатся использовать знаково-симво...

Использование педагогической технологии «сторителлинг» в речевом развитии детей в практике воспитателя дошкольного учреждения

Статья посвящена организации деятельности детей по речевому развитию в дошкольном учреждении. Автор рассматривает педагогическую технологию сторителлинг и практические варианты ее применения в работе с дошкольниками

Импровизации как способ развития творческого потенциала у дошкольников

В статье описывается опыт развития творческого потенциала у дошкольников в дошкольной образовательной организации. Научная новизна исследования обоснована разработанной системой индивидуальной педагогической деятельности в области формирования креати...

Информационные компьютерные технологии в коррекционной работе со школьниками с задержкой психического развития

В настоящее время применение информационных компьютерных технологий рассматривается как одно из эффективных средств обучения и развития детей, имеющих те или иные отклонения в развитии, в том числе задержку психического развития (ЗПР). В статье предс...

Формирование социальных отношений у старших дошкольников с задержкой психического развития посредством театрализованной деятельности

В статье рассматривается специфика развития социальных отношений у старших дошкольников с задержкой психического развития посредством театрализованной деятельности. Автор указывает на трудности этой категорией детей в общении со сверстниками и взросл...

Особенности адаптации детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы

В статье приведено теоретическое и эмпирическое исследование особенностей адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья к условиям школьной группы. Авторами исследованы особенности субъективного восприятия социальной поддержки, а также их вз...

Ранняя профориентация детей дошкольного возраста в условиях ДОУ средствами работы творческих мастерских

Данная статья посвящена вопросу ранней профориентации детей дошкольного возраста в условиях ДОУ. В статье представлен опыт организации проведения «творческих мастерских» в образовательный процесс дошкольного образовательного учреждения.

Похожие статьи

Использование дидактических игр в формировании представлений о животных в младшем дошкольном возрасте

В данной статье рассматриваются понятие «дидактическая игра», обосновывается необходимость использования различных дидактических игр для формирования представлений о домашних животных у детей младшего дошкольного возраста в условии обучения в дошколь...

Формирование у детей раннего возраста первичных представлений о профессиях взрослых в детском саду через дидактические игры

Сформированные в раннем возрасте представления о профессиях взрослых играют важную роль в будущем профессиональном становлении ребенка. В статье рассматривается методика формирования первичных представлений о профессиях у детей 2х-3х лет в детском са...

К вопросу об использовании рисуночных тестов для оценки уровня развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста

В статье анализируются возможности использования результатов изобразительной деятельности в выявлении уровня развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста. Авторами предпринята попытка уточнения критериев оценивания уровня сф...

Инфографика на уроках по предмету «Окружающий мир» как средство формирования умения структурировать знания у детей младшего школьного возраста

Эффективной формой организации образовательного процесса, способствующей формированию умения структурировать знания у детей младшего школьного возраста, является инфографика. В результате применения инфографики, дети учатся использовать знаково-симво...

Использование педагогической технологии «сторителлинг» в речевом развитии детей в практике воспитателя дошкольного учреждения

Статья посвящена организации деятельности детей по речевому развитию в дошкольном учреждении. Автор рассматривает педагогическую технологию сторителлинг и практические варианты ее применения в работе с дошкольниками

Импровизации как способ развития творческого потенциала у дошкольников

В статье описывается опыт развития творческого потенциала у дошкольников в дошкольной образовательной организации. Научная новизна исследования обоснована разработанной системой индивидуальной педагогической деятельности в области формирования креати...

Информационные компьютерные технологии в коррекционной работе со школьниками с задержкой психического развития

В настоящее время применение информационных компьютерных технологий рассматривается как одно из эффективных средств обучения и развития детей, имеющих те или иные отклонения в развитии, в том числе задержку психического развития (ЗПР). В статье предс...

Формирование социальных отношений у старших дошкольников с задержкой психического развития посредством театрализованной деятельности

В статье рассматривается специфика развития социальных отношений у старших дошкольников с задержкой психического развития посредством театрализованной деятельности. Автор указывает на трудности этой категорией детей в общении со сверстниками и взросл...

Особенности адаптации детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы

В статье приведено теоретическое и эмпирическое исследование особенностей адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья к условиям школьной группы. Авторами исследованы особенности субъективного восприятия социальной поддержки, а также их вз...

Ранняя профориентация детей дошкольного возраста в условиях ДОУ средствами работы творческих мастерских

Данная статья посвящена вопросу ранней профориентации детей дошкольного возраста в условиях ДОУ. В статье представлен опыт организации проведения «творческих мастерских» в образовательный процесс дошкольного образовательного учреждения.

Задать вопрос