Статья посвящена изучению актуальной проблемы дошкольной педагогики на современном этапе — использованию проектной деятельности в формировании представлений у детей 4–5 лет о правилах пожарной безопасности. Анализ и обобщение подходов и концепций к изучению проблемы пожарной безопасности свидетельствует, что средний дошкольный возраст является благоприятным для формирования представлений о правилах пожарной безопасности. На основе анализа психолого-педагогической литературы и полученных результатов опытно-экспериментальной работы подчеркнуто значение проектной деятельности в формировании представлений о правилах пожарной безопасности у детей 4–5 лет. В статье описывается методика работы с детьми среднего дошкольного возраста по проектной деятельности, и поэтапная практическая деятельность по реализации проекта «Азбука пожарной безопасности». Проект направлен на формирование у детей осознанного и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности.
Ключевые слова: пожарная безопасность, средний дошкольный возраст, проектная деятельность.
Дети являются незащищенной частью человечества. Познавая мир, который их окружает, дошкольники часто попадают в ситуации, которые вредят их жизни и здоровью. Помогать формированию безопасного образа жизни предпочтительнее именно в дошкольном возрасте, когда такие особенности ребенка, как чрезвычайная любознательность и эмоциональность, подвижность и физическая слабость по сравнению с взрослыми людьми, незнание и непонимание подстерегающих опасностей, недостаток опыта взаимоотношений с людьми, природными явлениями, техникой и прочее, вызывают множество проблем [3].
Вопросами безопасности детей занимались в свое время многие ученые. Вопросы привития навыков безопасности детям среднего дошкольного возраста отражены в научных трудах Н. Н. Авдеевой, О. Л. Князевой, Р. Б. Стеркиной, Т. К. Хромцовой, К. Ю. Белой и других.
Противопожарная безопасность — одна из обязательных составляющих среды, в которой растет и воспитывается ребенок. Она включает в себя требования к устройству помещения и противопожарную грамотность взрослых — поведение, снижающее риск возникновения пожаров, и навыки, необходимые для действий в экстремальных ситуациях [2].
Наша современная жизнь доказала, что только культура безопасного поведения каждого индивида, сформированная с раннего детства, может обеспечить безопасность жизнедеятельности и требует обучения сотрудников дошкольного образовательного учреждения, родителей и детей безопасному образу жизни. Таким образом, актуальным остается вопрос формирования представлений о правилах пожарной безопасности у детей среднего дошкольного возраста [4].
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» формирование у детей культуры здорового и безопасного образа жизни является обязанностью педагогических работников дошкольных образовательных организаций, что предполагает целенаправленное создание образовательной среды для формирования опыта безопасного поведения у детей дошкольного возраста и комплексную реализацию ряда методологических принципов организации педагогического процесса в данном направлении (средового, культурологического, деятельностного, личностно-ориентированного и др.) [1].
Одной из основных задач в работе с дошкольниками является обучение правилам пожарной безопасности. Ключевая линия дошкольного детства в области формирования основ пожарной безопасности, по мнению Н. Н. Авдеевой, О. Л. Князевой, Р. Б. Стеркиной, Л. В. Максимчук — первоначальные представления о правилах пожарной безопасности: обращение с бытовыми приборами (электроприборы, газовая плита, бытовые предметы), с легковоспламеняющимися предметами; запрет игры со спичками и огнем; порядок действий во время пожара» [3].
От современного образования требуется уже не простое фрагментарное включение методов обучения дошкольников пожарной безопасности в образовательную практику, а целенаправленная работа, специально организованное обучение детей умениям и навыкам [2].
Формирование представлений о пожарной безопасности в дошкольном возрасте необходимо осуществлять, используя инновационные педагогические технологии, а проектная деятельность является эффективным и соответствующим запросам современного образовательного стандарта средством. Это обусловлено тем, что проектная деятельность позволяет не только поддержать детскую инициативу, но и оформить ее в виде культурно значимого продукта [6]. В ходе организации и проведения проектной деятельности происходит взаимное обогащение всех участников образовательного процесса; расширяется кругозор, словарный запас, формируется целеустремленность, настойчивость в достижении поставленной цели, отрабатываются навыки поисковой деятельности [5].
С целью формирования у детей 4–5 лет основ пожарной безопасности, навыков осознанного, безопасного поведения, создания условий для усвоения и закрепления представлений детей о правилах пожарной безопасности нами был разработан проект «Азбука пожарной безопасности». План реализации проекта по формированию представлений у детей 4–5 лет о правилах пожарной безопасности предполагает использование разнообразных методов и приемов: беседы, рассказы, художественное слово, рассматривание наглядно-иллюстративного материала, викторины, конкурсы, проблемные ситуации, дидактические и сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации, продуктивная деятельность.
Мероприятия, которые были проведены нами в процессе реализации проекта мы представили в таблице 1.
Таблица 1
Мероприятия, включенные в проект «Азбука пожарной безопасности»
Методы/приемы |
Мероприятие |
Беседы, содержащие противопожарную тематику |
– «Пожарная безопасность» – «Огонь добрый и злой» – «Огонь — друг, огонь — враг» – «Быть послушным — хорошо». – «Спички детям не игрушка» – «Предметы, требующие осторожного обращения» – «Беседа о труде пожарных» – «Знает каждый гражданин, этот номер 01» – «Отчего происходят пожары?» – «Чем дым опасен для человека» |
Дидактические игры и игровые упражнения |
– «Пожарная тревога» – «Тушение огня» (метание мешочков в горизонтальную цель) – «Можно, нельзя» – «Что горит, что не горит» – «Найди опасные предметы» – «Четвёртый лишний» – «Хорошо — плохо» – «Найди нужный предмет» – «Чем тушат пожар» – «Кто быстрее соберется на пожар» – «Сложи пожарную машину» |
Проблемные ситуации |
– «Если в квартире много дыма» – «Если в доме что-то загорелось» – «Диалоги по телефону» |
Сюжетно — ролевые игры |
– «Отважные пожарники» – «Один дома» – «Мы пожарные» – «Семья» |
Чтение художественной литературы |
– Б. Житков «Дым», «Пожар» – С. Маршак «Пожар», «Дядя Степа» – К. Чуковский «Путаница» – Г. Остер «Вредные советы» – С. Маршак «Кошкин дом» – П. Голосов «Сказка о заячьем теремке и опасном коробке» – Стихи Е. Харинская «Спичка — невеличка» |
Художественное творчество |
– Рисование по сказке С. Маршака «Кошкин дом» – Рисование «Пожар» – Рисование «Пожарная машина» – Аппликация «Пожарная лестница» – Коллективная работа — составление плаката «Спасем лес от пожара» |
Викторины |
– «Юные пожарные» – «Чтобы не было беды» – «Путешествие в страну пожарной безопасности» (совместно с родителями) |
Подвижные игры и соревнования |
– «Кто быстрее потушит пожар?» – «Вода и огонь» – «Птички в беде» |
Экскурсия по детскому саду |
– Знакомство с местом положения огнетушителей, знакомство с уголком пожарной безопасности, системой оповещения, эвакуационными путями |
Работа с родителями |
– Оформление уголка для родителей «О правилах пожарной безопасности» – Изготовление памятки «Азбука безопасности для родителей» – Конкурс семейных творческих работ «Сохраним свой дом от огня» |
В ходе реализации проекта «Азбука пожарной безопасности» у детей 4–5 лет сформировались знания о правилах пожарной безопасности, в группе созданы необходимые условия по формированию у детей целостного представления о пожаре и его последствиях. У детей развивается любознательность, творческие способности, познавательная активность, коммуникативные навыки. Активное участие в реализации данного проекта приняли родители. Следовательно, можно сделать вывод, что предложенная работа по формированию основ пожарной безопасности детей среднего дошкольного возраста в процессе проектной деятельностизначительно оптимизировала воспитательный процесс и является эффективной.
Литература:
- Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон № 273-ФЗ: принят Госдумой 21 декабря 2012 года: одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года. URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174
- Авдеева, Н. Н. Основы безопасности детей дошкольного возраста [Текст] / Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина. — М.: Просвещение, 2017. — 200 с.
- Блохина, А.В., Шамратова, И. А. Психологические аспекты формирования культуры безопасности жизнедеятельности у подрастающего поколения. XXIII Международная научно-практическая конференция по проблемам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. г. Ногинск 7 июня 2018 г. Материалы конференции. / МЧС России // ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ). — 2018. — С. 312–317
- Загородная, Т. Л. Формирование опыта основ безопасного поведения у детей 4–5 летнего возраста в условиях ДОУ / Т. Л. Загородная // Вестник научного общества студентов, аспирантов и молодых ученых. — 2018. — № 4. — С. 66–74.
- Информационно-творческий проект по познавательному развитию детей среднего дошкольного возраста «Огонь, ты какой, хороший или плохой?» / С. А. Коломенцева, Л. В. Муракаева, А. В. Власова, О. П. Борзенкова // Традиции и новации в дошкольном образовании. — 2018. — № 1(1). — С. 62–66.
- Юсова, Ю. В. Формирование представлений о пожарной безопасности у детей 4–5 лет в процессе проектной деятельности / Ю. В. Юсова // Вопросы педагогики. — 2022. — № 2–1. — С. 328–333. — EDN VVCFLS.