Формирование представлений о правилах пожарной безопасности у детей 4–5 лет в процессе проектной деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №9 (456) март 2023 г.

Дата публикации: 27.02.2023

Статья просмотрена: 166 раз

Библиографическое описание:

Половая, М. В. Формирование представлений о правилах пожарной безопасности у детей 4–5 лет в процессе проектной деятельности / М. В. Половая. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 9 (456). — С. 192-195. — URL: https://moluch.ru/archive/456/100395/ (дата обращения: 21.11.2024).



Статья посвящена изучению актуальной проблемы дошкольной педагогики на современном этапе — использованию проектной деятельности в формировании представлений у детей 4–5 лет о правилах пожарной безопасности. Анализ и обобщение подходов и концепций к изучению проблемы пожарной безопасности свидетельствует, что средний дошкольный возраст является благоприятным для формирования представлений о правилах пожарной безопасности. На основе анализа психолого-педагогической литературы и полученных результатов опытно-экспериментальной работы подчеркнуто значение проектной деятельности в формировании представлений о правилах пожарной безопасности у детей 4–5 лет. В статье описывается методика работы с детьми среднего дошкольного возраста по проектной деятельности, и поэтапная практическая деятельность по реализации проекта «Азбука пожарной безопасности». Проект направлен на формирование у детей осознанного и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности.

Ключевые слова: пожарная безопасность, средний дошкольный возраст, проектная деятельность.

Дети являются незащищенной частью человечества. Познавая мир, который их окружает, дошкольники часто попадают в ситуации, которые вредят их жизни и здоровью. Помогать формированию безопасного образа жизни предпочтительнее именно в дошкольном возрасте, когда такие особенности ребенка, как чрезвычайная любознательность и эмоциональность, подвижность и физическая слабость по сравнению с взрослыми людьми, незнание и непонимание подстерегающих опасностей, недостаток опыта взаимоотношений с людьми, природными явлениями, техникой и прочее, вызывают множество проблем [3].

Вопросами безопасности детей занимались в свое время многие ученые. Вопросы привития навыков безопасности детям среднего дошкольного возраста отражены в научных трудах Н. Н. Авдеевой, О. Л. Князевой, Р. Б. Стеркиной, Т. К. Хромцовой, К. Ю. Белой и других.

Противопожарная безопасность — одна из обязательных составляющих среды, в которой растет и воспитывается ребенок. Она включает в себя требования к устройству помещения и противопожарную грамотность взрослых — поведение, снижающее риск возникновения пожаров, и навыки, необходимые для действий в экстремальных ситуациях [2].

Наша современная жизнь доказала, что только культура безопасного поведения каждого индивида, сформированная с раннего детства, может обеспечить безопасность жизнедеятельности и требует обучения сотрудников дошкольного образовательного учреждения, родителей и детей безопасному образу жизни. Таким образом, актуальным остается вопрос формирования представлений о правилах пожарной безопасности у детей среднего дошкольного возраста [4].

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» формирование у детей культуры здорового и безопасного образа жизни является обязанностью педагогических работников дошкольных образовательных организаций, что предполагает целенаправленное создание образовательной среды для формирования опыта безопасного поведения у детей дошкольного возраста и комплексную реализацию ряда методологических принципов организации педагогического процесса в данном направлении (средового, культурологического, деятельностного, личностно-ориентированного и др.) [1].

Одной из основных задач в работе с дошкольниками является обучение правилам пожарной безопасности. Ключевая линия дошкольного детства в области формирования основ пожарной безопасности, по мнению Н. Н. Авдеевой, О. Л. Князевой, Р. Б. Стеркиной, Л. В. Максимчук — первоначальные представления о правилах пожарной безопасности: обращение с бытовыми приборами (электроприборы, газовая плита, бытовые предметы), с легковоспламеняющимися предметами; запрет игры со спичками и огнем; порядок действий во время пожара» [3].

От современного образования требуется уже не простое фрагментарное включение методов обучения дошкольников пожарной безопасности в образовательную практику, а целенаправленная работа, специально организованное обучение детей умениям и навыкам [2].

Формирование представлений о пожарной безопасности в дошкольном возрасте необходимо осуществлять, используя инновационные педагогические технологии, а проектная деятельность является эффективным и соответствующим запросам современного образовательного стандарта средством. Это обусловлено тем, что проектная деятельность позволяет не только поддержать детскую инициативу, но и оформить ее в виде культурно значимого продукта [6]. В ходе организации и проведения проектной деятельности происходит взаимное обогащение всех участников образовательного процесса; расширяется кругозор, словарный запас, формируется целеустремленность, настойчивость в достижении поставленной цели, отрабатываются навыки поисковой деятельности [5].

С целью формирования у детей 4–5 лет основ пожарной безопасности, навыков осознанного, безопасного поведения, создания условий для усвоения и закрепления представлений детей о правилах пожарной безопасности нами был разработан проект «Азбука пожарной безопасности». План реализации проекта по формированию представлений у детей 4–5 лет о правилах пожарной безопасности предполагает использование разнообразных методов и приемов: беседы, рассказы, художественное слово, рассматривание наглядно-иллюстративного материала, викторины, конкурсы, проблемные ситуации, дидактические и сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации, продуктивная деятельность.

Мероприятия, которые были проведены нами в процессе реализации проекта мы представили в таблице 1.

Таблица 1

Мероприятия, включенные в проект «Азбука пожарной безопасности»

Методы/приемы

Мероприятие

Беседы, содержащие противопожарную тематику

– «Пожарная безопасность»

– «Огонь добрый и злой»

– «Огонь — друг, огонь — враг»

– «Быть послушным — хорошо».

– «Спички детям не игрушка»

– «Предметы, требующие осторожного обращения»

– «Беседа о труде пожарных»

– «Знает каждый гражданин, этот номер 01»

– «Отчего происходят пожары?»

– «Чем дым опасен для человека»

Дидактические игры и игровые упражнения

– «Пожарная тревога»

– «Тушение огня» (метание мешочков в горизонтальную цель)

– «Можно, нельзя»

– «Что горит, что не горит»

– «Найди опасные предметы»

– «Четвёртый лишний»

– «Хорошо — плохо»

– «Найди нужный предмет»

– «Чем тушат пожар»

– «Кто быстрее соберется на пожар»

– «Сложи пожарную машину»

Проблемные ситуации

– «Если в квартире много дыма»

– «Если в доме что-то загорелось»

– «Диалоги по телефону»

Сюжетно — ролевые игры

– «Отважные пожарники»

– «Один дома»

– «Мы пожарные»

– «Семья»

Чтение художественной литературы

– Б. Житков «Дым», «Пожар»

– С. Маршак «Пожар», «Дядя Степа»

– К. Чуковский «Путаница»

– Г. Остер «Вредные советы»

– С. Маршак «Кошкин дом»

– П. Голосов «Сказка о заячьем теремке и опасном коробке»

– Стихи Е. Харинская «Спичка — невеличка»

Художественное творчество

– Рисование по сказке С. Маршака «Кошкин дом»

– Рисование «Пожар»

– Рисование «Пожарная машина»

– Аппликация «Пожарная лестница»

– Коллективная работа — составление плаката «Спасем лес от пожара»

Викторины

– «Юные пожарные»

– «Чтобы не было беды»

– «Путешествие в страну пожарной безопасности» (совместно с родителями)

Подвижные игры и соревнования

– «Кто быстрее потушит пожар?»

– «Вода и огонь»

– «Птички в беде»

Экскурсия по детскому саду

– Знакомство с местом положения огнетушителей, знакомство с уголком пожарной безопасности, системой оповещения, эвакуационными путями

Работа с родителями

– Оформление уголка для родителей «О правилах пожарной безопасности»

– Изготовление памятки «Азбука безопасности для родителей»

– Конкурс семейных творческих работ «Сохраним свой дом от огня»

В ходе реализации проекта «Азбука пожарной безопасности» у детей 4–5 лет сформировались знания о правилах пожарной безопасности, в группе созданы необходимые условия по формированию у детей целостного представления о пожаре и его последствиях. У детей развивается любознательность, творческие способности, познавательная активность, коммуникативные навыки. Активное участие в реализации данного проекта приняли родители. Следовательно, можно сделать вывод, что предложенная работа по формированию основ пожарной безопасности детей среднего дошкольного возраста в процессе проектной деятельностизначительно оптимизировала воспитательный процесс и является эффективной.

Литература:

  1. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон № 273-ФЗ: принят Госдумой 21 декабря 2012 года: одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года. URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174
  2. Авдеева, Н. Н. Основы безопасности детей дошкольного возраста [Текст] / Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина. — М.: Просвещение, 2017. — 200 с.
  3. Блохина, А.В., Шамратова, И. А. Психологические аспекты формирования культуры безопасности жизнедеятельности у подрастающего поколения. XXIII Международная научно-практическая конференция по проблемам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. г. Ногинск 7 июня 2018 г. Материалы конференции. / МЧС России // ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ). — 2018. — С. 312–317
  4. Загородная, Т. Л. Формирование опыта основ безопасного поведения у детей 4–5 летнего возраста в условиях ДОУ / Т. Л. Загородная // Вестник научного общества студентов, аспирантов и молодых ученых. — 2018. — № 4. — С. 66–74.
  5. Информационно-творческий проект по познавательному развитию детей среднего дошкольного возраста «Огонь, ты какой, хороший или плохой?» / С. А. Коломенцева, Л. В. Муракаева, А. В. Власова, О. П. Борзенкова // Традиции и новации в дошкольном образовании. — 2018. — № 1(1). — С. 62–66.
  6. Юсова, Ю. В. Формирование представлений о пожарной безопасности у детей 4–5 лет в процессе проектной деятельности / Ю. В. Юсова // Вопросы педагогики. — 2022. — № 2–1. — С. 328–333. — EDN VVCFLS.
Основные термины (генерируются автоматически): пожарная безопасность, дошкольный возраст, проектная деятельность, формирование представлений, ребенок, безопасное поведение, безопасный образ жизни, правило, ребенок среднего, игра.


Похожие статьи

Формирование у детей раннего возраста первичных представлений о профессиях взрослых в детском саду через дидактические игры

Сформированные в раннем возрасте представления о профессиях взрослых играют важную роль в будущем профессиональном становлении ребенка. В статье рассматривается методика формирования первичных представлений о профессиях у детей 2х-3х лет в детском са...

Планирование и педагогическое сопровождение физического развития дошкольников в рамках реализации событийного подхода в ДОО

В статье частично раскрыта проблема планирования и осуществления педагогической поддержки физического развития дошкольников в процессе реализации событийного подхода. Предложены практические рекомендации для педагогов по вопросу планирования физкульт...

Воспитание основ здорового образа жизни детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в условиях образовательного комплекса «Детский сад — школа»

В настоящей работе предпринята попытка описать опыт организации мероприятий, направленных на воспитание основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в условиях образовательного комплекса «Детский сад — шко...

Технология «Детский совет» как средство развития коммуникативных умений детей 5–6 лет

В статье рассматривается эффективность использования педагогами ДОУ технологии «Детский совет» в процессе развития коммуникативных умений детей 5−6 лет. Цель работы− выявление педагогических условий, эффективно влияющих на развитие коммуникативных ум...

Особенности патриотического воспитания детей в современном дошкольном образовательном учреждении в ходе реализации федеральной образовательной программы дошкольной организации

Статья рассматривает особенности патриотического воспитания детей в современном дошкольном учреждении в ходе реализации Федерального образовательной программы дошкольного образования. Автор подчеркивает, что патриотическое воспитание должно начинатьс...

Компетентность педагогов в сфере формирования основ здорового образа жизни у учащихся с интеллектуальной недостаточностью

Статья посвящена изучению вопроса компетентности педагогов специальных (коррекционных) школ VIII вида в вопросах формирования основ здорового образа жизни у учащихся. Анализируется уровень готовности учителей к работе в данном направлении, основные т...

Реализация военно-патриотического воспитания кадет в Севастопольском президентском кадетском училище на уроках английского языка

Исследование опыта военно- патриотического воспитания будущих военнослужащих в современных условиях реформирования вооруженных сил Российской Федерации предусматривает поиск эффективных путей реализации военной составляющей в ходе преподавания дисцип...

Формирование исследовательской компетентности обучающихся в рамках кружковой работы по биологии и экологии

Исследовательская компетенция — совокупность знаний и систем деятельности, которая обязательна для современного выпускника школы. Ее развитие осуществляется с помощью ряда методов и приемов, используемых во время урока. В статье рассматриваются вопро...

Опыт сценарного развития оздоровительной работы (в рамках реализации программы по обучению плаванию в ДОУ «Юные пловцы»)

В статье представлен опыт реализации сценарного планирования оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении. Рассмотрены различные компоненты программы по оздоровлению детей дошкольного возраста, перечислены методы обучения дошкольник...

Изучение особенностей формирования и развития социально-коммуникативных навыков у дошкольников с расстройством аутистического спектра в процессе игровой деятельности

Данная статья посвящена изучению особенностей формирования и развития социально-коммуникативных навыков у дошкольников с расстройством аутистического спектра (РАС). В качестве основных способов формирования и развития социально-коммуникативных навыко...

Похожие статьи

Формирование у детей раннего возраста первичных представлений о профессиях взрослых в детском саду через дидактические игры

Сформированные в раннем возрасте представления о профессиях взрослых играют важную роль в будущем профессиональном становлении ребенка. В статье рассматривается методика формирования первичных представлений о профессиях у детей 2х-3х лет в детском са...

Планирование и педагогическое сопровождение физического развития дошкольников в рамках реализации событийного подхода в ДОО

В статье частично раскрыта проблема планирования и осуществления педагогической поддержки физического развития дошкольников в процессе реализации событийного подхода. Предложены практические рекомендации для педагогов по вопросу планирования физкульт...

Воспитание основ здорового образа жизни детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в условиях образовательного комплекса «Детский сад — школа»

В настоящей работе предпринята попытка описать опыт организации мероприятий, направленных на воспитание основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в условиях образовательного комплекса «Детский сад — шко...

Технология «Детский совет» как средство развития коммуникативных умений детей 5–6 лет

В статье рассматривается эффективность использования педагогами ДОУ технологии «Детский совет» в процессе развития коммуникативных умений детей 5−6 лет. Цель работы− выявление педагогических условий, эффективно влияющих на развитие коммуникативных ум...

Особенности патриотического воспитания детей в современном дошкольном образовательном учреждении в ходе реализации федеральной образовательной программы дошкольной организации

Статья рассматривает особенности патриотического воспитания детей в современном дошкольном учреждении в ходе реализации Федерального образовательной программы дошкольного образования. Автор подчеркивает, что патриотическое воспитание должно начинатьс...

Компетентность педагогов в сфере формирования основ здорового образа жизни у учащихся с интеллектуальной недостаточностью

Статья посвящена изучению вопроса компетентности педагогов специальных (коррекционных) школ VIII вида в вопросах формирования основ здорового образа жизни у учащихся. Анализируется уровень готовности учителей к работе в данном направлении, основные т...

Реализация военно-патриотического воспитания кадет в Севастопольском президентском кадетском училище на уроках английского языка

Исследование опыта военно- патриотического воспитания будущих военнослужащих в современных условиях реформирования вооруженных сил Российской Федерации предусматривает поиск эффективных путей реализации военной составляющей в ходе преподавания дисцип...

Формирование исследовательской компетентности обучающихся в рамках кружковой работы по биологии и экологии

Исследовательская компетенция — совокупность знаний и систем деятельности, которая обязательна для современного выпускника школы. Ее развитие осуществляется с помощью ряда методов и приемов, используемых во время урока. В статье рассматриваются вопро...

Опыт сценарного развития оздоровительной работы (в рамках реализации программы по обучению плаванию в ДОУ «Юные пловцы»)

В статье представлен опыт реализации сценарного планирования оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении. Рассмотрены различные компоненты программы по оздоровлению детей дошкольного возраста, перечислены методы обучения дошкольник...

Изучение особенностей формирования и развития социально-коммуникативных навыков у дошкольников с расстройством аутистического спектра в процессе игровой деятельности

Данная статья посвящена изучению особенностей формирования и развития социально-коммуникативных навыков у дошкольников с расстройством аутистического спектра (РАС). В качестве основных способов формирования и развития социально-коммуникативных навыко...

Задать вопрос