При обучении иностранному языку взрослых, преподаватели руководствуются принципам андрагогики, среди которых: опора на имеющийся жизненный опыт учеников, реализация личностно-центрированного и проблемно-ориентированного подходов к обучению. В статье перечислены психологические и социальные особенности обучения иностранному языку взрослых. Также описаны характеристики процесса обучения говорению на английском языке. Кроме того, в статье сформулированы преимущества использования средств ИКТ при обучении говорению на английском языке взрослых.
Ключевые слова: андрагогика, говорение, английский язык, ИКТ, цифровые технологии.
В современном мире все популярнее становится lifelong learning или непрерывное образование. Взрослые чаще планируют продолжать профессиональное обучение, либо обучение другим навыкам, в том числе изучение языков, после окончания учебных заведений. [10] В данной статье мы попытались привести обобщенные результаты анализа литературы, посвященной обучению взрослых английскому языку, навыку говорения, в частности, а также предложили способы использования средств ИКТ для более результативного обучения говорению.
При обучении взрослых стоит принимать во внимание принципы андрагогики, которые были изложены в XX веке и были подтверждены многолетним использованием их на практике. Так они изложены в работах Э. Линдемана [8], М. Ноулза [7] и У. Дрейвза [6].
- Мотивация обучаться у взрослых обусловлена необходимостью получения нового опыта, а также у них присутствует интерес, который они смогут удовлетворить с помощью обучения. Перед началом обучения для взрослых важно иметь четко сформулированную цель. Поэтому, первая задача преподавателя — это помочь ученикам понять, зачем им нужно что-то изучать. Согласно Дрейвзу, взрослые приходят в класс уже настроенные на обучение. Они посещают уроки из-за наличия внутренних мотивов, внешние факторы не так сильно влияют на мотивацию взрослых. Согласно исследованию О. Г. Барвенко78 % взрослых обучающихся приступили к изучению иностранного языка с желанием и интересом и лишь 22 % по необходимости [2].
- Обучение взрослых — это обучение, которое нацелено на конкретные жизненные потребности, а не на абстрактное получение знаний о каком-либо предмете. Обучение должно быть проблемно-ориентированным, в отличие от обучения детей, которое обычно предметно-ориентировано. Взрослые более удовлетворены результатами обучения, если они могут применить его в реальной жизни.
- Кроме того, взрослые по-другому ощущают время в отличие от детей. Если для детей будущее кажется бесконечным, то временные отрезки взрослых как правило ограничены, время становится более ценным ресурсом, соответственно, цели в обучении также должны быть ограничены по времени.
- Во время обучения взрослых следует придерживаться личностно-центрированного подхода, а роль учителя в данном процессе — это мотивирование к совместному исследованию проблемы, а не передача знаний и оценка их освоения. Однако, сопоставляя опыт обучения в школе и опыт обучения будучи взрослым, у человека могут возникнуть неприятные ассоциации с негативным опытом обучения в школе, который вызывал стресс. С другой стороны, взрослые обучающие могут входить в состояние «учите меня», что приводит к конфликту между потребностью концентрироваться на себе во время обучения и такой зависимостью от учителя.
- Особенность взрослых обучающихся также состоит в том, что они являются обладателями разнообразного жизненного опыта, который влияет на обучение. Из негативных факторов такого влияния — это неприятный опыт школьного обучения или же негативный предыдущий опыт профессионального обучения. Соответственно, в процессе обучения взрослых, стоит как можно разорвать ассоциации со школьным обучением. Кроме того, взрослые обучающиеся могут иметь различный опыт взаимодействия с предметом изучения. Поэтому необходимо выяснить в самом начале обучения, какие представления обучающиеся уже имеют о предмете изучения и скорректировать эти представления, если необходимо.
Последнее время изучение иностранного языка актуализируется среди взрослых в рамках непрерывного обучения. В 2019 году ВЦИОМ провел опрос среди населения старше 18 лет по теме изучения иностранных языков. Так, согласно опросу, 63 % россиян считают, что обучение иностранным языкам необходимо, но только 26 % опрошенных планируют начать или продолжить изучение языка. 74 % никак не планируют ближайшее время улучшать имеющиеся знания. При этом, преимуществами владения иностранным языком назывались: «Общение с иностранцами» — 36 %, «Поездки за границу» —34 % и «Работа» — 33 % [9].
Согласно исследованию О. Г. Барвенко о психологических барьерах в изучении иностранного языка, «42 % испытуемых обозначают в качестве таковых «психологическую глухоту» значимой социальной микросреды (близкие, коллеги, друзья) к потребностям взрослого как субъекта изучения иностранного языка. 35 % указывают на наличие семейных проблем материального и межличностного характера, затрудняющих успешное освоение языка. 10 % отмечают наличие барьера, спродуцированного особенностями функционирования разновозрастных учебных групп (объединяющих обучающихся разного возраста). К этой же группе относятся барьеры интерактивного характера «преподаватель — ученик». На их значимость указывают 27 % опрошенных». [2]
Также О. Г. Барвенко выделяет низкую уровень развитости долговременной, кратковременной и оперативной памяти, как барьер в изучении языка. Однако в группе успешных обучающихся присутствовали ученики с низким уровнем развития основных видов памяти, что говорит о том, что низкий уровень развития памяти может быть скомпенсирован другими навыками запоминания (механическое заучивание, ассоциации, использование слов в контексте, группировка слов). Кроме того, у успешных обучающихся объем внимания на 38 % больше, чем у другой группы обучающихся, а распределение внимания у успешных обучающихся лучше на 90 %. Мотивация также влияет на уровень успешности обучающихся. Так 68 % испытуемых из группы успешных учеников проявили высокий уровень мотивации к успеху против 33 % в группе неуспешных обучающихся.
Также примечательно, что 70 % испытуемых испытывают проблемы с навыком аудирования, 50 % — говорения, 30 % с письмом и 10 % с чтением.
Переходя непосредственно к теме обучения говорению, приведем особенности обучения этому процессу.
Согласно словарю Э. Г. Азимова и А. Н. Щукина [1], говорение — это «продуктивный вид речевой деятельности, посредством которого (совместно в аудированием) осуществляется устное вербальное общение.
В данном определении упоминается, что говорение — это продуктивный вид речевой деятельности, то есть это речевая деятельность направленна на выдачу сообщения. Конечным этапом процесса говорения явятся продукт — текст или речевое высказывание, выраженное в вербальной форме, а результатом говорения является реакция на произведенное речевое высказывание. Кроме того, говорение тесно связанно с аудированием. Во-первых, оба этих вида речевой деятельности по характеру речевого общения относятся к видам реализующие вербальное общение (в отличии от письменного). Во-вторых, аудирование является внешним регулятором говорения, то есть мы осуществляем процесс говорения с определенной целью получения какой-либо реакции от собеседника(ов), который(ые) в свою очередь занимаются аудированием. Соответственно только после получения реакции на произведенное высказывание, говорящий может понять, достиг ли он своей цели.
И. А. Зимняя приводит предпосылки процесса формирования прочного речевого иноязычного навыка, в которые входят: а) целенаправленность обучения; б) наличие у субъекта деятельности внутренней мотивации; в) правильное распределение упражнений во времени обучения; г) включение тренируемого явления в коммуникативно-значимую для субъекта деятельности речевую ситуацию; д) необходимость постоянного для обучающегося знания результатов выполнения действия; е) понимание обучающимися общего принципа, схемы действия, в которое включена тренируемая операция; ж) учет учителем влияния переноса и интерференции ранее выработанных навыков и особенно навыков родного языка [3]. Перечисленный предпосылки перекликаются с принципами андрагогики, которые мы изложили выше. При работе со взрослыми важно обучать значимым для учеников коммуникативным ситуациям. Обучающиеся будут более мотивированы, если будут видеть свой прогресс, а также стоит учитывать, что развитый навык владения родным языком может как негативно, так и позитивно сказаться на обучении.
Использование ИКТ на уроках английского языка позволяет включить ученика в коммуникативную ситуацию или же продемонстрировать стимул или шаблон речевой ситуации с помощью использования видеороликов. Электронные средства позволяют смоделировать коммуникативную ситуацию так, как не сможет бумажный учебник. Средства ИКТ позволяют более точно и быстро поместить ученика в коммуникативную ситуацию с использованием видео- аудио- записей и изображений. Кроме, того электронные средства упрощают работу учителя тем, что отсутствует необходимость распечатывать изображения или приносить реквизит.
А. Н. Щукин выделяет формы обучения диалогической и монологической речи. [5] Диалогическая речь предполагает наличие собеседника, высказывание является двусторонним. Для обучения такой речи необходима парная или групповая работа учеников или же взаимодействие учитель-ученик. Интернет-технологии позволяют расширить доступный формат работы. В данном случае целесообразно использовать возможности, предоставляемые цифровыми платформами с функцией выбора случайного собеседника, носителя неродного для ученика языка, с которым пользователь может поговорить с использованием микрофона и веб-камеры. Однако, сложность составляет подбор плодящего собеседника для ученика.
Для обучения диалогической речи также используют видео материалы в формате «караоке», т. е. на видеозаписи ученик видит «собеседника», который задает или отвечает на вопросы, а ученик читает свои реплики, которые написаны субтитрами на экране. После запоминания реплик, субтитры убираются, и ученик самостоятельно воспроизводит свои реплики.
Для обучения монологической речи, с которой в жизни мы обычно сталкиваемся, выступая на публике или рассказывая о просмотренном фильме или прочитанной книге, учитель может использовать презентации. На сегодняшний день существует разнообразный выбор программного обеспечения создания презентаций. Включение в учебный процесс компонента презентации позволит отработать и совершенствовать навык говорения с помощью вербальных опор, опоры на источники информации и с опорой на изученную тему.
Для взрослого ученика важно иметь возможность самостоятельно отслеживать прогресс, чтобы не сбиваться с пути к намеченной цели. В этом могут помочь современные цифровые технологии. Например, платформы, на которых учитель может разместить курс, распределив его по разделам и урокам, а также оставлять отзывы по пройденным урокам. На начальном этапе будет целесообразно ознакомить учеников с содержанием всего курса в целом, а в начале каждого урока сообщать о его целях, что поможет ученикам чувствовать контроль над происходящим.
Таким образом, использование современных информационно-коммуникационных технологий при обучении говорению на английском языке взрослых:
- Позволяет точнее смоделировать коммуникативную ситуацию и создать стимул для общения на английском языке. С помощью ИКТ это можно сделать быстрее и с меньшей затратой временных ресурсов.
- Интернет-технологии частично снимают ограничение круга общения учеников, то есть они могу общаться с кем угодно по всему миру, в том числе в рамках обучения. Соответственно, становится возможным обучение говорению на английском языке в реальной ситуации с носителем изучаемого языка.
- Использование образовательных платформ позволяет более полно реализовать личностно-центрированный подход к обучению. Ученики могут получить доступ к образовательным материалам независимо от географического положения. А также они могут моментально получить результаты выполнения заданий.
Литература:
- Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) [Текст] — Москва, 2009. — 446 c.
- Барвенко О. Г. Психологические барьеры в обучении иностранному языку взрослых. // Автореф. дисс…канд. псих. наук. — Ставрополь, 2004. — 20 с.
- Зимняя И. А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. [Текст] — М., 1985. — 159 С.
- Смирнова Е. В. Использование средств икт для формирования и развития речевой иноязычной деятельности «говорение» / Балтийский гуманитарный журнал. — 2016. — Т. 5. № 4(17). — С. 115–118.
- Щукин А. Н. Методика обучения речевому общению на иностранном языке. Учеб. пособие для преподавателей и студентов языковых вузов [Текст] — М.: Издательство Икар, 2011. — 454 с.
- Draves William A. How to teach adults, fourth edition. LERN Books, Wisconsin. 2014. — 186 p.
- Knoweles Malcom S., Holton III Elwood F., Swanson Richard A. The Adult learner: the definitive classic in adult education and human resource development, sixth edition. Elsevier, San Diego. 2005. — 378p.
- Lindeman E. C. The Meaning of Adult Education. New York: New Republic, 1926. — 222 p.
- Электронные ресурсы
- ВЦИОМ. Иностранный язык: перспективная инвестиция? [https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/inostrannyj-yazyk-perspektivnaya-investicziya] (дата обращения 12.08.2022)
- ВЦИОМ. Непрерывное обучение — для всех! [https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/nepreryvnoe-obuchenie-dlja-vsekh] (дата обращения 12.08.2022)