Статья посвящена разработке мероприятий по повышению эффективности использования сети лесных дорог на примере филиала АО «Группа «Илим» в Усть-Илимском районе. В статье предложены конкретные меры, которые помогут ускорить перевозку грузов, снизить издержки на транспортировку, повысить безопасность дорожного движения и сократить вредное воздействие на окружающую среду. Разработанные мероприятия предусматривают создание эффективной системы планирования, координации и контроля за использованием лесных дорог, а также внедрение современных технологий и оборудования. В заключении отмечается важность индивидуального подхода к разработке мероприятий в каждом филиале.
Ключевые слова: лесные дороги, эффективность использования, мероприятия, АО Группа «Илим, Усть-Илимский район, планирование, координация, контроль, технологии, оборудование.
АО «Группа «Илим» — это одна из крупнейших лесопромышленных компаний России. Филиал компании в Усть-илимском районе является важным производственным объектом, занимающимся заготовкой и переработкой древесины. Для работы филиала крайне важна сеть лесных дорог, поэтому эффективное использование этой сети является приоритетной задачей.
Сеть лесных дорог филиала включает несколько десятков километров дорог различной категории. Однако, в настоящее время использование дорог неоптимально. Некоторые дороги редко используются, в то время как другие часто перегружены. Кроме того, в некоторых местах дороги нуждаются в ремонте, что также влияет на их использование.
Основной метод использования дорог — транспортировка леса и других материалов на грузовых автомобилях. Однако, в некоторых случаях возможно использование других транспортных средств, например, специализированных тягачей для перевозки леса по железной дороге [1].
Выявлены следующие проблемы, снижающие эффективность использования лесных дорог:
– Неоптимальное использование дорог: некоторые дороги используются недостаточно, в то время как другие перегружены;
– Низкая проходимость некоторых дорог: это затрудняет проезд грузовых автомобилей и замедляет транспортировку грузов;
– Недостаточная поддержка и обслуживание дорог: некоторые дороги нуждаются в ремонте или обновлении, что затрудняет их использование.
Целью мероприятий является оптимизация использования лесных дорог филиала для улучшения производительности и экономической эффективности работы. Задачи мероприятий включают:
– Анализ использования дорог и выявление проблем;
– Разработка конкретных мероприятий для повышения эффективности использования дорог;
– Внедрение выбранных мероприятий и контроль их эффективности.
Ниже описаны возможные мероприятия для повышения эффективности использования лесных дорог.
- Оптимизация маршрутов грузоперевозок. Необходимо провести анализ маршрутов грузоперевозок и определить, какие дороги часто используются и какие можно редуцировать. При этом стоит учитывать, какой тип грузов транспортируется, чтобы использовать наиболее подходящие дороги [2]. Например, для перевозки тяжелых грузов могут использоваться более прочные дороги, а для транспортировки легких грузов — менее прочные. В результате оптимизации маршрутов можно снизить затраты на топливо и уменьшить время доставки грузов.
- Введение системы мониторинга и контроля за состоянием дорог. Необходимо внедрить систему мониторинга и контроля за состоянием дорог. Это позволит оперативно выявлять дефекты и проблемы на дорогах и своевременно проводить ремонтные работы. Кроме того, с помощью такой системы можно контролировать вес грузовых автомобилей, чтобы не допустить повреждения дорог [3].
- Внедрение новых транспортных средств. Для повышения эффективности использования дорог можно внедрить новые транспортные средства, например, специализированные тягачи для перевозки леса по железной дороге. Это позволит сократить время транспортировки леса и уменьшить количество грузовиков на дорогах.
- Ремонт и обновление дорог. Необходимо провести ремонт и обновление дорог, которые нуждаются в этом. Это позволит повысить проходимость дорог и ускорить транспортировку грузов. Кроме того, обновленные дороги будут более безопасными для движения грузовиков.
- Обучение водителей грузовиков. Не менее важным является обучение водителей грузовиков правилам эксплуатации дорог и технике безопасного вождения. Это позволит уменьшить количество ДТП и снизить риск повреждения дорог. В рамках обучения можно также обсудить с водителями вопросы экономичной езды и использования эффективных маршрутов.
- Установка новых информационных знаков и указателей. Необходимо установить новые информационные знаки и указатели на дорогах, которые помогут водителям выбирать наиболее эффективные маршруты и сокращать время на перевозку грузов [4]. Кроме того, такие знаки и указатели помогут водителям избегать ненужных остановок и путешествий по неправильным дорогам.
- Установка системы видеонаблюдения на дорогах. Для повышения контроля за дорожным движением можно установить систему видеонаблюдения на дорогах. Это позволит оперативно реагировать на возникающие проблемы и сократить время на выявление и устранение проблем на дорогах.
- Проведение регулярных инспекций дорог. Необходимо проводить регулярные инспекции дорог, чтобы выявлять возможные проблемы и дефекты в работе дорожной инфраструктуры. Это позволит оперативно реагировать на проблемы и своевременно проводить ремонтные работы.
- Разработка плана экономического развития филиала. Для более эффективного использования лесных дорог необходимо разработать план экономического развития филиала. В рамках этого плана можно определить, какие инвестиции необходимы для повышения эффективности использования дорог, например, на проведение ремонтных работ или покупку новых транспортных средств [5].
- Взаимодействие с другими организациями. Необходимо взаимодействовать с другими организациями, которые также используют лесные дороги, например, с лесоперерабатывающими предприятиями. Это позволит улучшить координацию использования дорог и сократить количество ненужных поездок.
После определения мероприятий необходимо их внедрить и контролировать их эффективность. Для этого можно разработать систему мониторинга и контроля за применением мероприятий, а также проводить регулярные анализы результатов. Это позволит корректировать мероприятия и улучшать их эффективность.
В заключение статьи можно отметить, что эффективное использование лесных дорог — это важный фактор для повышения конкурентоспособности лесопромышленных предприятий. Разработка и внедрение мероприятий по повышению эффективности использования сети лесных дорог помогут ускорить перевозку грузов, снизить издержки на транспортировку, повысить безопасность дорожного движения и сократить вредное воздействие на окружающую среду.
Важно отметить, что каждый филиал АО «Группа «Илим» в Усть-илимском районе имеет свои особенности и требует индивидуального подхода к разработке мероприятий. Также необходимо учитывать изменяющиеся условия работы и постоянно совершенствовать систему контроля за использованием лесных дорог.
Литература:
- Проектирование, строительство, содержание и ремонт лесных дорог: учебное пособие / В. К. Катаров, Н. В. Ковалёва, А. Н. Кочанов, В. И. Марков, А. Н. Петров, Е. И. Ратькова, Д. В. Рожин, А. В. Степанов, А. П. Соколов, В. С. Сюнёв. — Петрозаводск: Издательство ПетрГУ. — 2014. — 92 с.
- Павлов Ф. А. Покрытия лесных дорог // Москва: Лесная промышленность. — 1980. — 176 с.
- Шегельман И. Р., Лукашевич В. М. Оценка сезонности при подготовке лесозаготовительного производства // Фундаментальные исследования. — 2011. — № 12–3. — С. 599–603.
- Ларионов В. Я., Левушкин Д. М. Строительство дорог -решение транспортной доступности лесных массивов // Лесопромышленник. — № 4 (56). — 2010. _http://www.lesopromyshlennik.ru/business/Tapio.html (дата обращения: 20.04.2023).
- Бургонутдинов А. М., Юшков Б. С., Бурмистрова О. Н. Методика образования морозобойных трещин на автомобильных дорогах и способы борьбы с этим явлением // Фундаментальные исследования. — 2014. — № 8–2. — С. 285–289.