В статье представлены результаты исследования плавательной подготовки синхронисток высокой квалификации. Плавательная подготовка в синхронном плавании имеет очень важную роль в тренировочном процессе спортсменок. От плавательной подготовки зависит результат соревновательной деятельности спортсменок, а также результат сдачи ежегодных нормативов, влияющих на отбор в сборные команды. В ходе опроса тренерского состава было выявлено, что плавательной подготовке синхронисток высокой квалификации уделяется минимальное количество времени. В ходе обзора литературных источников, результатов опроса и первоначальных тестирований была разработана методика на основе сочетания плавательных заданий и элементов синхронного плавания, направленная на улучшение плавательной подготовленности синхронисток высокой квалификации, длительность использования методики 1 год. После проведения исследования мы получили следующие данные, представленные в статье. Полученные результаты могут быть использованы в спортивных школах и центрах, осуществляющих подготовку специалистов по синхронному плаванию.
Синхронное плавание — активно развивающийся вид спорта. Благодаря своей зрелищности, красочности и спортивности, он культивируется во многих странах мира и включен в программу Олимпийских игр. Постоянный приход новичков в секцию синхронного плавания убеждает, что этот вид спорта привлекает девочек к физическому совершенствованию и гармоничному развитию. Как водный вид спорта, синхронное плавание прививает ряд жизненно важных навыков. Овладевая техникой синхронного плавания, занимающиеся получают разностороннюю спортивную подготовку, а также обучаются элементам хореографии, плавания, гимнастики, акробатики, ритмики. Все это способствует развитию двигательной и общей эстетической культуры. [2]
Плавательная подготовка является неотъемлемой частью тренировочного процесса в синхронном плавании на протяжении всех этапов подготовки. От её уровня во многом зависит результат соревновательной деятельности спортсменок. Нормативы по плавательной подготовке являются переводными с этапа на этап и имеют большое значение при отборе в сборные команды. [1] Однако, если на начальных этапах спортивной подготовки плавательной подготовленности синхронисток уделяется достаточно много внимания, то на этапе спортивного совершенствования в основном тренеры увеличивают время технической подготовки за счет уменьшения объемов плавательной, что часто сказывается на спортивном результате спортсменок, что и делает актуальным поиск новых современных и интересных подходов организации плавательной подготовки синхронисток высокой квалификации. [3]
Ключевые слова: синхронное плавание, плавательная подготовка, элементы синхронного плавания.
Организация исследования, результаты и их анализ
Эксперимент проводился в спортивной школе «Экран». В нём участвовали 16 спортсменок, возраст спортсменок 16–18 лет, звания МС. По итогам прохождения норматива 100 метров специальный комплекс был выявлен средний балл спортсменок, из которого можно сделать вывод, что группы являются статистически однородными. Спортсменки были разделены на две равные группы, по 8 человек в каждой. Контрольная и экспериментальная группа тренировались 24 часа в неделю (4 часа в день) длительность тренировки на воде 3 часа, работа в спортивном зале 1-1,5 часа. Контрольная группа тренировалась по стандартной программе, экспериментальная группа тренировалась по предложенной нами методике с внедрением комплекса упражнений на основе сочетания плавательных заданий и элементов синхронного плавания.
Плавательная подготовка по времени занимала 30-45 минут в обеих группах, в подготовительной части задачи обе группы разминались, одинаково используя плавательные задания. В основной части спортсменки тренировали обязательную и произвольную программу, контрольная группа также уделяла время для плавания с целью согреться (кроль / дельфин) экспериментальная группа в это время тренировалась по предложенной нами методике с внедрением комплекса, что составляло 30–45 минут от основной части занятия.
Данная методика будет использоваться на подготовительном этапе годичного цикла. Предложенные нами упражнения будут использоваться в основной части занятия, 2 раза в неделю, в период, когда спортсменкам уделяется время для плавания с целью согреться.
На основе анализа литературы и опроса нами была разработана методика на основе сочетания плавательных заданий и элементов синхронного плавания, направленная на улучшение плавательной подготовленности синхронисток высокой квалификации, включающая в себя 10 упражнений, суть которых: сочетание плавательных заданий и элементов синхронного плавания. Длительность использования упражнений в период тренировочного процесса занимает 30–45 минут, использование методики рассчитано на 12 месяцев.
После 12-ти месяцев тренировок с использованием нашей методики на основе сочетания плавательных заданий и элементов синхронного плавания, мы провели повторные тестирования с синхронистками и наблюдали следующие результаты.
Результаты исследования
Результаты контрольной группы по всем контрольным упражнениям до и после эксперимента представлены в таблице 1.
Таблица 1
Результаты контрольной группы до и после эксперимента
100 м — вольный стиль (с) |
400 м, 25 м— кроль на груди; 25 м — ныряние (с) |
Соревновательный результат (б.) |
|
КГ до |
1,08,79±1,63 |
6,29,62±9,05 |
75,3499±0,4077 |
КГ после |
1,02,62±1,16 |
6,18,57±9,13 |
77,6461±0,3792 |
α |
0,05 |
0,05 |
0,05 |
P-value |
0,004304 |
0,000002 |
0,000175 |
Значение о различии |
P<0,05 |
P≤0,05 |
P≤0,05 |
Таким образом, мы видим, что результаты на 100 м вольный стиль были улучшены на 6 секунд и 17 сотых (достоверность 0,004304). Результаты 400 м. кроль на груди, 25 м. ныряние были улучшены на 11 секунд и 5 сотых (достоверность 0,000002). Соревновательный результат улучшился на 2,2962 балла (достоверность 0,000175).
Результаты экспериментальной группы по всем контрольным упражнениям до и после эксперимента представлены в таблице 2.
Таблица 2
Результаты экспериментальной группы до и после эксперимента
100 м — вольный стиль (с) |
400 м, 25 м— кроль на груди; 25 м — ныряние (с) |
Соревновательный результат (б.) |
|
ЭГ до |
1,08,16±1,69 |
6,29,46±9,20 |
75,3986±0,5328 |
ЭГ после |
59,48±0,43 |
5,56,11±4,36 |
78,9533±0,4926 |
α |
0,05 |
0,05 |
0,05 |
P-value |
0,0005756 |
0,0005205 |
0,0002409 |
Значение о различии |
P≤0,05 |
P≤0,05 |
P≤0,05 |
Таким образом, мы видим, что результаты на 100 м вольный стиль были улучшены на 9 секунд и 32 сотых (достоверность 0,0005756). Результаты 400 м. кроль на груди, 25 м ныряние были улучшены на 33 секунды и 35 сотых (достоверность 0,0005205). Соревновательный результат улучшился на 3,5547 балла (достоверность 0,0002409).
Результаты контрольной и экспериментальной группы по всем контрольным упражнениям до и после эксперимента представлены в таблице 3.
Таблица 3
Результаты контрольной и экспериментальной группы до и после эксперимента
100 м — вольный стиль (с) |
400 м, 25 м— кроль на груди; 25 м — ныряние (с) |
Соревновательный результат (б.) |
|
КГ после |
1,02,62±1,16 |
6,18,57±9,13 |
77,6461±0,3792 |
ЭГ после |
59,48±0,43 |
5,56,11±4,36 |
78,9533±0,4926 |
α |
0,05 |
0,05 |
0,05 |
P-value |
0,020768 |
0,04343 |
0,05407 |
Значение о различии |
P≤0,05 |
P≤0,05 |
P≤0,05 |
Таким образом, мы видим, что результаты на 100 м вольный стиль у экспериментальной группы результат лучше, чем у контрольной на 3 секунды и 14 сотых (достоверность 0,020768). Результаты 400 м кроль на груди, 25 м ныряние экспериментальной группы результат лучше, чем у контрольной на 22 секунды и 46 сотых (достоверность 0,04343). Соревновательный результат экспериментальная группа показала лучше, чем контрольная на 1,3072 балла (достоверность 0,05407).
По представленным результатам мы можем сделать вывод, что тренируясь по нашей методике, спортсменки улучшили результаты по всем 3-м представленным нормативам. Значительные улучшения наблюдаются в дистанции 100 м вольный стиль и в соревновательном результате обязательной программы. Данные результаты также позволяют сделать вывод, что плавательная подготовка — неотъемлемая часть подготовки синхронисток высокой квалификации, а также плавательная подготовка влияет на результат синхронисток в соревновательной деятельности. Результат обязательной программы играет важную роль в спортивной деятельности спортсменки, ведь именно от результата обязательной программы зависит, в какую сборную попадает спортсменка по количеству набранных баллов.
Таким образом, исходя из полученных данных, можно сделать вывод об эффективности работы нашей методики с внедрением комплекса упражнений, направленного на соединение элементов синхронного плавания и плавательных упражнений.
Литература:
- Василисков, И. Ю., Программа спортивной подготовки по виду спорта синхронное плавание / И. Ю. Василисков, Д. А. Алексеева — М.: Спорт, 2017. — 114 с.
- Максимова, М. Н. Факторы, определяющие спортивные достижения в синхронном плавании: Метод. Разраб. для студ. / М. Н. Максимова; ГЦОЛИФК. — М., 2011. — 42 с.
- Максимова, М. Н. Многолетняя спортивная тренировка в синхронном плавании: Учеб. пособ. для студ. / М. Н. Максимова, М. С. Боголюбская, Г. В. Максимова. — М.: РГУФКСиТ — 2004. — 42 с.