Совершенствование техники поворота на спине у юных пловцов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №20 (154) май 2017 г.

Дата публикации: 21.05.2017

Статья просмотрена: 479 раз

Библиографическое описание:

Табакова, Е. А. Совершенствование техники поворота на спине у юных пловцов / Е. А. Табакова, А. И. Доронин, Л. Н. Исаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 20 (154). — С. 413-415. — URL: https://moluch.ru/archive/154/43610/ (дата обращения: 24.12.2024).



Результат на соревновательной дистанции в плавании зависит от многих показателей, в том числе и от уровня технической подготовленности.

При совершенствовании техники плавания уделяют большое внимание работе над каждым элементом техники. Совершенствование техники выполнения поворотов является важной задачей на разных этапах подготовки пловцов.

Высококвалифицированные пловцы при прохождении соревновательных дистанций используют поворот кувырком вперед без касания стенки бассейна рукой, лишь с постановкой на стенку ног для отталкивания. [2, с. 127]

Актуальность исследования. Для юных пловцов выполнение скоростного поворота является непростой задачей, требует оптимального уровня подготовленности.

Основы рациональной техники закладываются у юных пловцов уже на этапах начальной и базовой подготовки, а в целом процесс совершенствования техники должен осуществляться непрерывно.

Тренеру необходимо владеть критериями оценки техники, для проведения этапного контроля степени освоения техники поворота на спине, целенаправленно подбирать упражнения по совершенствованию техники.

Объект исследования:

Процесс становления техники плавания юных спортсменов.

Предмет исследования:

Техника поворота на спине юных пловцов 10–11 лет.

Цель исследования: Проведение исходного тестирования для выявления степени владения техникой выполнения поворота на спине.

Задачи исследования:

  1. Оценить уровень технической подготовленности юных пловцов при выполнении поворота на спине
  2. Выявить типичные ошибки в технике выполнения элементов поворота на спине

Методы исследования:

  1. Педагогическое наблюдение. Оценка выполнения элементов техники и сравнение с моделью техники выполнения поворота кролем на спине.

Оценка проведена по карте оценки техники (автор Макаренко Л. П., [2, с. 165, переработано)

Таблица 1

Карта оценки техники плавания (поворот на спине)

Фазы поворота на спине

  • При сравнении с моделью техники выполнения поворота ошибок нет,

Оценка «отлично-5 баллов»

При сравнении с моделью техники выполнения поворота незначительные ошибки, не влияющие в целом на исполнение, «хорошо — 4 балла»

  • При сравнении с моделью техники выполнения выявлены существенные ошибки «удовлетворительно-3 балла

При сравнении с моделью техники выполнения выявлены грубые ошибки, «Неудовлетворительно- 2 балла

Не выполнено

Подплывание

Оптимальное расстояние до стенки (борта) до начала вращательного скольжения

Руки у бедер

Лежит на груди

Недостаточное расстояние до стенки (борта)

Лежит на боку

Поздно заканчивается переворот на грудь

  • Маленькое расстояние до стенки (борта)
  • Выполняется вдох

Расстояние до стенки (борта) большое

Руки не у бедер

Лишнее движение руками или ногами

Появляется остановка

-

Вращение

Использует энергичное наплывание

Использует энергичный вход во вращение

Оптимальная группировка

Точная постановка стоп на стенку (борт)

Недостаточная группировка

  • Недостаточная скорость вращения
  • Неточная постановка стоп на стенку (борт)

Вращение начинается не в едином движении

Наплыв с паузой

Поднятие головы перед вращением

Много лишних вспомогательных движений для полного вращения

-

Отталкивание

Положение тела лицом к поверхности

И.п. постановка ног оптимальна для отталкивания

Руки впереди

Энергичное отталкивание

Положение тела на боку

Постановка ног не точная

Отталкивание не энергичное

Ноги сильно согнуты или выпрямлены

Отталкивание слабое

  • Трудно продолжить скольжение

Ноги практически не стоят на стенке (борту) или стоят в неудобном для отталкивания положении

Отталкивание практически отсутствует

  • Невозможно продолжить скольжение

-

Скольжение с выходом на поверхность

  • И.п. на спине
  • Руки впереди
  • Оптимальная глубина погружения
  • Движение ногами дельфинообразное без пауз
  • Движение ног и на подхват работа рук

И.п. на боку

Глубина погружения неточная

Резкое всплывание на поверхность

Раннее начало движений руками

Движение ног начинается с паузой

Практически отсутствует скольжение

Глубина погружения очень большая

Нет дельфинообразной работы ног

Руки не вытянуты вперед

-

  1. Хронометраж — прохождение участка поворота на дистанции 50 на спине (время прохождения 10 метрового отрезка, с)
  2. Методы математической статистики (выявление отношения выполненных элементов в % от общего количества в группе, X — среднее арифметическое, σ — стандартное отклонение)

Организация исследования

Исследование проводилось на базе ДЮСШ по плаванию г. Москвы.

Количество испытуемых: 20 юных пловцов (12 мальчиков и 8 девочек), возраст 10–11 лет, разряд 3 взрослый. Этап базовой подготовки. Второй год обучения. Период исследования ноябрь 2015 года.

Результаты исследования

Рис. 1. Соотношение встречаемости ошибок в различных фазах поворота на спине у юных пловцов

При анализе техники выполнения поворота на спине было установлено: в каждой фазе поворота можно выявить различную степень освоенности техники поворота. Данные представлены на рисунке 1.

В фазе подплывания наибольшее количество юных пловцов продемонстрировало технику на оценки «хорошо» 45 % и «удовлетворительно» 45 %. Без ошибок справился с выполнением упражнения один спортсмен.

В фазе вращения у большей части группы 60 % были выявлены грубые ошибки в технике, что соответствовало оценке «удовлетворительно».

В фазе подплывания оценки распределились следующим образом: по 45 % занимающихся выполнили элемент техники на «хорошо» и «удовлетворительно».

В фазе скольжения большая часть группы получили оценку «удовлетворительно».

Рис. 2 Соотношение количества ошибок в фазах поворота на спине

Для получения дополнительных данных об эффективности выполнения поворота на спине юными пловцами проводился хронометраж, определялось время прохождения участка поворота. Для учебного тестирования был выбран участок поворота 10 м. В среднем на прохождение участка поворота юные спортсмены затрачивали время 9,09 ± 0,39 с.

Полученные данные могут использоваться при повторном тестировании в последующие периоды тренировки, после использования программы упражнений на совершенствование техники плавания.

Выводы.

  1. В результате проведение анализа установлена степень владения техникой поворота на спине у группы юных пловцов.

Наиболее часто юные пловцы демонстрируют элементы техники поворота на спине на оценки «удовлетворительно» и «хорошо» при сравнении с моделью техники поворота на спине

  1. Выявлено, что наиболее сложным для освоения элементом техники поворота на спине для юных пловцов является фаза вращения. Следующими по сложности для юных пловцов явились такие фазы как подплывание и скольжение с выходом на поверхность.

Совершенствование техники поворота на спине должно осуществляться на основе использования анализа техники. Проведение анализа возможно как при целостном выполнении упражнения поворот на спине, а также по его отдельным элементам. Анализ отдельных элементов позволит более избирательно использовать упражнения для совершенствования техники поворота на спине юных пловцов.

Литература:

  1. Макаренко Л. П. Юный пловец: Учеб. Пособие для тренеров ДЮСШ и студентов тренерского фак. ин-тов физ. культ. — М.: Физкультура и спорт, 1983. — С. 162–166.
  2. Спортивное плавание. Учебник для вузов физической культуры. /Под ред. проф. Н. Ж. Булгаковой. — М.: ФОН, 1996. — С. 124–129.
Основные термины (генерируются автоматически): спин, пловец, техник поворота, фаза поворота, базовая подготовка, выполнение поворота, глубина погружения, движение ног, модель техники выполнения, техническая подготовленность.


Задать вопрос