Совершенствование исполнительского мастерства в опорных прыжках на основе повышения уровня специальной подготовленности у гимнасток высокой квалификации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №18 (360) апрель 2021 г.

Дата публикации: 30.04.2021

Статья просмотрена: 48 раз

Библиографическое описание:

Аникина, А. А. Совершенствование исполнительского мастерства в опорных прыжках на основе повышения уровня специальной подготовленности у гимнасток высокой квалификации / А. А. Аникина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 18 (360). — С. 369-372. — URL: https://moluch.ru/archive/360/80595/ (дата обращения: 18.11.2024).



Актуальность. Опорный прыжок — вид гимнастического многоборья, в котором в считанные секунды проявляется все техническое мастерство гимнасток. Анализ соревновательных прыжков позволяет отметить, что большинство спортсменок демонстрируют только один прыжок, тогда как в требованиях правил соревнований гимнастки должны владеть двумя прыжками из разных структурных групп. Все это свидетельствует о недостаточном уровне их специальной подготовленности.

Одним их эффективных механизмов управления подготовкой гимнастов является система педагогического контроля, которая позволяет отслеживать уровень подготовленности спортсмена, своевременно корректировать тренировочный процесс и прогнозировать его дальнейший ход.

Несмотря на достаточно широкое представление концепции педагогического контроля на этапе высшего спортивного мастерства, отсутствуют четкие критерии оценки компонентов специальной подготовленности на опорном прыжке, позволяющие отслеживать сильные и слабые ее стороны и вносить своевременно коррективы. Высказанные противоречия требуют своего разрешения.

Целью настоящего исследования являлось теоретически разработать и экспериментально обосновать эффективность средств совершенствования процесса подготовки на опорном прыжке на основе определения структуры специальной подготовленности и модельных характеристик гимнасток высокой квалификации.

Методы исследования.

Для решения поставленных задач применялся комплексный подход с использованием следующих методов исследования:

— теоретический анализ и обобщение данных специальной литературы;

— опрос специалистов (анкетирование);

— педагогическое наблюдение;

— экспертная оценка;

— спортивно-педагогическое тестирование;

— педагогический эксперимент.

Для обработки результатов исследования использовались методы математической статистки.

Методика. Для решения задач исследования нами был проведён параллельный педагогический эксперимент, в котором участвовало 12 гимнасток высокой квалификации. Спортсменки были разделены на две группы: контрольную (КГ) и экспериментальную (ЭГ) по 6 человек в каждой. Тренировки у КГ проходили по общепринятой методике, а гимнастки ЭГ тренировались по разработанной методике совершенствования специальной подготовленности на опорных прыжках. Для определения эффективности предлагаемых подходов к совершенствованию специальной подготовленности гимнасток были выбраны тесты для оценки уровня специально-физической подготовленности: бег 20 м, напрыгивание на возвышение 55 см за 60 с, поднимание прямых ног из виса на гимнастической стенке за 30 с и проба Абалакова. Для оценки уровня специально-технической подготовленности были выбраны контрольные упражнения: КУ № 1: сальто вперед прогнувшись через прыжковый стол; КУ № 2: рондат на мостик и сальто назад прогнувшись через прыжковый стол. Всего было проведено 2 тестирования и выполнения КУ (до эксперимента и после).

Результаты исследования.

После проведения первичного тестирования и оценки СТП было выявлено, что результаты в обеих группах практически не различались и не соответствовали модельным параметрам. Экспериментальная методика была внедрена в полугодичный макроцикл гимнасток. Комплекс упражнений состоял из 3 блоков упражнений, каждый из которых был направлен на развитие скоростных и скоростно-силовых качеств, а также техническую подготовленность спортсменов соответственно. Проанализировав результаты тестирования, мы осуществили коррекцию компонентов специальной физической подготовленности гимнасток высокой квалификации на первой неделе второго месяца педагогического эксперимента. Далее проведя анализ результатов спортивно-педагогического тестирования, мы продолжили совершенствовать скоростные и скоростно-силовые способности, добавляя упражнения для улучшения технической подготовленности гимнасток высокой квалификации на опорном прыжке.

По окончанию педагогического эксперимента было повторно проведено спортивно-педагогическое тестирование, а также экспертная оценка специальной подготовленности гимнасток высокой квалификации в рамках этапного контроля. В ходе эксперимента проверялось качество выполнения соревновательных прыжков. Результаты представлены ниже.

Таблица 1

Результаты теста бег 20 м (с) экспериментальной и контрольной групп до и после эксперимента

До

После

Экспериментальная

Контрольная

Экспериментальная

Контрольная

M±m

3,516± 0,119

3,45±0,125

2,933±0,071

3,466±0,109

V %

9,004

9,661

6,439

8,333

t-Стьюдента

t факт=0,3

p>0,05

t факт= 3,2

p<0,05

Из таблицы 1 видно, что после проведения эксперимента в экспериментальной группе среднее время выполнения теста бег 20 м составляет 2,933 секунды, а в контрольной группе 3,466. Различие показателей при р <0,05 достоверны с помощью t — критерия Стьюдента, что свидетельствует об эффективности разработанного нами комплекса, для совершенствования специальной подготовленности гимнасток высокой квалификации на опорном прыжке.

Таблица 2

Результаты Пробы Абалакова экспериментальной и контрольной групп до и после эксперимента

До

После

Экспериментальная

Контрольная

Экспериментальная

Контрольная

M±m

36,5±1,385

36,333±1,007

45,5±0,944

36,5±0,881

V %

10,045

7,339

5,494

6,392

t- Стьюдента

t факт = 0,1

p>0,05

t факт = 5,1

p<0,05

Математическая обработка сравнительных результатов с помощью t-критерия Стьюдента показала достоверность различий при р<0,05. Гимнасткам экспериментальной группы удалось улучшить результаты теста пробы Абалакова на 9 см.

Таблица 3

Результаты напрыгивания на возвышение экспериментальной и контрольной групп до и после эксперимента

До

После

Экспериментальная

Контрольная

Экспериментальная

Контрольная

M±m

60,833±3.212

55,166±2,582

85,66±2,435

60,666±2,351

V %

13,972

12,386

7,522

10,256

t- Стьюдента

t факт = 1

p>0,05

t факт = 5,4

p<0,05

Математическая обработка сравнительных результатов с помощью t-критерия Стьюдента показала достоверность различий при р<0,05. Гимнасткам экспериментальной группы удалось улучшить результаты теста напрыгивание на возвышение на 24 раза, контрольная группа увеличила результаты теста на 5 раз.

Таблица 4

Результаты поднимания прямых ног из виса на гимнастической стенке экспериментальной и контрольной групп до и после эксперимента

До

После

Экспериментальная

Контрольная

Экспериментальная

Контрольная

M±m

21.83±1,448

21,833±1,322

29,833±1,322

22,166±1,070

V %

17,557

16,030

11,731

12,781

t-Стьюдента

t факт = 1,2

p>0,05

t факт = 3,5

p<0,05

Математическая обработка сравнительных результатов с помощью t-критерия Стьюдента показала достоверность различий при р<0,05. Гимнастки контрольной группы увеличили свои результаты в тесте поднимания прямых ног всего на 1 раз, в отличии от экспериментальной группы, которая улучшила результат на 8 раз.

Таблица 5

Результаты выполнения упражнения сальто вперед прогнувшись через прыжковый стол экспериментальной и контрольной групп до и после эксперимента

До

После

Экспериментальная

Контрольная

Экспериментальная

Контрольная

M±m

1,783±0,170

1,65±0,239

0,9±0,100

1,566±0,197

V %

25,233

38,383

29,629

33,333

T-Уайта

T=34

p>0,05

T=20

p<0,05

Математическая обработка сравнительных результатов с помощью Т-критерия Уайта показала достоверность различий при р<0,05. Гимнасткам экспериментальной группы удалось повысить уровень специальной технической подготовленности при выполнении сальто вперед прогнувшись через прыжковый стол. Сбавка за выполнение контрольного упражнения после проведения эксперимента у контрольной группы снизилась на 0,084 балла, когда у экспериментальной группы сбавка снизилась на 0,666 балла.

Таблица 6

Результаты выполнения упражнения рондат на мостик и сальто назад прогнувшись через прыжковый стол экспериментальной и контрольной групп до и после эксперимента

До

После

Экспериментальная

Контрольная

Экспериментальная

Контрольная

M±m

1,416+-0,245

1,1+-0,226

0,733+-0,125

1,016+-0,209

V %

45,882

54,545

45,454

54,644

T-Уайта

T=29

p>0,05

T=23

p<0,05

Математическая обработка сравнительных результатов с помощью Т-критерия Уайта показала достоверность различий при р<0,05. Гимнасткам экспериментальной группы удалось повысить уровень специальной технической подготовленности при выполнении сальто назад прогнувшись через прыжковый стол. Сбавка за выполнение контрольного упражнения после проведения эксперимента у экспериментальной группы снизилась с 1,416 балла до 0,733 балла.

Заключение.

Таким образом, результаты проведенного исследования позволяют сделать вывод, что разработанный комплекс упражнений, для совершенствования исполнительского мастерства гимнасток высокой квалификации на опорном прыжке, позволил оптимизировать процесс технической и специальной физической подготовки в этом виде многоборья и повысить качество соревновательных прыжков у гимнасток высокой квалификации. Результаты тестов достоверны по t-критерию Стьюдента при p<0.05, а также результаты экспертной оценки достоверны по Т-критерию Уайта при р<0.05.

Литература:

  1. Зациорский, В. М. Физические качества спортсмена: основы теории и методики воспитания / В. М. Зациорский. 3е изд. — Москва: Советский спорт, 2009. — 144с.
  2. Катранов, А. Г. Компьютерная обработка данных экспериментальных исследований: учебное пособие / А. Г. Катрапов, А. В. Самсонона; С.Петерб. гос. унт. физ. культуры им. П. Ф. Лесгафта. — Санкт-Петербург: [б.и.], 2005. — С. 120–132.
  3. Лях, В. И. Координационные способности: диагностика и развитие / В. И. Лях. — Москва: ТВТ Дивизион, 2006. — 246 с.
  4. Миначенко, В. В. Совершенствование техники отталкивания руками в опорных прыжках переворотом вперед у гимнасток на этапе углубленной специализации / В. В. Миначенко, 2016. — С. 5–8, 23–24.
  5. Платонов, В. Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения: учебник тренера высшей квалификации / В. Н. Платонов. — Москва: Советский спорт, 2005. — 102 с.
Основные термины (генерируются автоматически): контрольная группа, высокая квалификация, экспериментальная группа, опорный прыжок, прыжковый стол, достоверность различий, математическая обработка, специальная подготовленность, педагогический эксперимент, спортивно-педагогическое тестирование.


Похожие статьи

Совершенствование содержания психолого-педагогической подготовки будущих тренеров по регби с учетом особенностей межличностных отношений в женских командах

Совершенствование процесса подготовки операторов горных машин посредством обучающей системы

Совершенствование процесса подготовки преподавателей технических дисциплин с учётом требований современной системы образования

Совершенствование педагогического мастерства преподавателя в условиях дистанционного обучения в системе СПО

Совершенствование физкультурно-оздоровительной работы с детьми старшего дошкольного возраста средствами нетрадиционной гимнастики в условиях дошкольного образовательного учреждения (из опыта работы)

Совершенствование умений и навыков письменной речи у студентов, изучающих английский язык

Развитие специальной выносливости у пловцов-подводников на этапе базовой подготовки

Сравнительный анализ показателей технической подготовленности высококвалифицированных пловцов, специализирующихся в плавании кролем на груди на спринтерских дистанциях

Совершенствование тренировочного процесса студентов с учетом взаимосвязи уровня элементарных и комплексных форм развития скоростных способностей

Формирование первоначальных навыков плавания у детей дошкольного возраста на основе использования системы игр и игровых упражнений

Похожие статьи

Совершенствование содержания психолого-педагогической подготовки будущих тренеров по регби с учетом особенностей межличностных отношений в женских командах

Совершенствование процесса подготовки операторов горных машин посредством обучающей системы

Совершенствование процесса подготовки преподавателей технических дисциплин с учётом требований современной системы образования

Совершенствование педагогического мастерства преподавателя в условиях дистанционного обучения в системе СПО

Совершенствование физкультурно-оздоровительной работы с детьми старшего дошкольного возраста средствами нетрадиционной гимнастики в условиях дошкольного образовательного учреждения (из опыта работы)

Совершенствование умений и навыков письменной речи у студентов, изучающих английский язык

Развитие специальной выносливости у пловцов-подводников на этапе базовой подготовки

Сравнительный анализ показателей технической подготовленности высококвалифицированных пловцов, специализирующихся в плавании кролем на груди на спринтерских дистанциях

Совершенствование тренировочного процесса студентов с учетом взаимосвязи уровня элементарных и комплексных форм развития скоростных способностей

Формирование первоначальных навыков плавания у детей дошкольного возраста на основе использования системы игр и игровых упражнений

Задать вопрос