В данной статье авторы рассматривают область управления персоналом, методологию теории поколений и автоматизацию бизнес-процесса подбора персонала, а также оформление сайта работодателя на основании теории поколений.
Ключевые слова: теория поколений, подбор персонала, поколение, CRM, управление персоналом, кандидат.
В малом и среднем бизнесе важно рассматривать управление персоналом комплексно, включая все этапы работы с сотрудниками — от подбора и обучения до увольнения [2]. Обеспечение эффективного управления персоналом помогает создавать устойчивый рост бизнеса и способствует увеличению прибыли компании.
Предприниматель должен обращать особое внимание на процесс найма и подбора квалифицированных кадров, ориентированных на конкретные задачи компании. Подбор персонала включает в себя определение требований, необходимых для должности, поиск соискателей, подбор, собеседование и выбор наиболее подходящих кандидатов.
Современные инструменты управления персоналом, такие как CRM системы, могут значительно упростить процесс подбора и найма персонала. С их помощью можно вести потенциального кандидата по воронке подбора сотрудников и сохранять информацию о каждом этапе, включая данные о результатах собеседований и выполнении тестовых заданий [1].
Автоматизировать управление персоналом предприниматель может с помощью платформы «вДиалоге». Она разработана для владельцев малого и среднего бизнеса, индивидуальных предпринимателей, самозанятых и всех, кто хочет рассказать о себе в Интернете Для пользователей доступны конструктор сайтов, CRM система для выстраивания взаимоотношений с клиентами, ведение рабочих задач в календаре, организация мероприятий и онлайн-регистрация на них, возможность создать онлайн-магазин [3]. В процессе создания находится подсистема «Вакансии». Цель создания подсистемы «Вакансии» — упрощение поиска и подбора персонала для работодателя через собственный сайт.
Подсистема «Вакансии» — это программный модуль, который позволяет работодателю эффективно управлять вакансиями на своем сайте. Он является частью системы управления персоналом и позволяет работодателям создавать и публиковать вакансии, а также принимать от кандидатов отклики на опубликованные вакансии.
Один из основных принципов работы модуля «Вакансии» заключается в удобстве для работодателя. Он позволяет заполнить форму описания вакансии с различными характеристиками, например, название вакансии, требования к соискателям, должностные обязанности, уровень заработной платы. Когда вакансия опубликована на сайте, кандидаты могут рассмотреть ее и отправить свою заявку на участие. Модуль позволяет управлять всем процессом отбора кандидатов, исходя из заявок, полученных после публикации вакансии на сайте, и предоставляет работодателю информацию о каждом соискателе, такую как резюме, контакты, опыт работы [5]. Также подсистема «Вакансии» может включать в себя статистику по заявкам на вакансии, такие данные помогают рассчитать, сколько соискателей подходит для закрытия конкретных позиций, и позволяют работодателю принимать более обоснованные решения при поиске и отборе кандидатов.
Подсистема «Вакансии» является важным инструментом в управлении персоналом, который упрощает и ускоряет процесс поиска и подбора персонала для работодателей через собственный сайт.
Для создания интереса к вакансиям бизнес может использовать теорию поколений для того, чтобы увеличить шансы на правильный выбор персонала и сформировать гармоничный коллектив.
Теория поколений — это подход к исследованию, который помогает описать, как разные поколения появляются, что их объединяет и как они претерпевают изменения со временем [4]. Каждое поколение формируется под влиянием различных обстоятельств и условий, что приводит к уникальным качествам и характеристикам, которые отличают их от других поколений.
Поколенческая теория применяется в различных областях, таких как управление, образование и маркетинг. В отличие от теоретического инструмента, этот подход является практическим и может быть гибко применен в различных ситуациях повседневной жизни и рабочей деятельности. Благодаря теории поколений, люди могут более эффективно понимать и взаимодействовать с другими, принимать важные решения или планировать стратегии в различных областях, например, в управлении персоналом при подборе сотрудников.
Основоположниками теории поколений являются американские социологи Уильям Штраус и Нил Хоув. Они представили ее в своей книге Четвёртое превращение (The Fourth Turning). Эта модель получила широкое признание и ее стали использовать в социальных исследованиях по всему миру. Их теория представляет собой циклический подход к разделению поколений на основе общих социальных, экономических и культурных опытов, возникающих в определённый период времени. В России существует проект «Rugenerations» — это российская школа теории поколений [7]. Координатором является кандидат филологических наук Евгения Шамис. В таблице 1 представлены ключевые события, которые повлияли на формирование поколений в США и России.
Таблица 1
Сравнение американской и русской методологии теории поколений
США |
Россия |
||||
Название |
Годы |
Ключевые события |
Название |
Годы |
Ключевые события |
Беби-бумеры |
1945–1962 |
Вьетнамская война. Рост экономики США. |
Беби-бумеры |
1944–1963 |
Великая Отечественная война. Покорение космоса. |
Поколение X |
1963–1981 |
Кризис власти. Мировой кризис. |
Х |
1964–1984 |
Война в Афганистане. Перестройка. |
Поколение Y |
1982–2003 |
Окончание холодной войны. Теракты 11 сентября. |
Миллениумы (Y) |
1985–2002 |
Распад Советского Союза. Развитие цифровых технологий. Мобильные телефоны и Интернет. |
Поколение Z |
2004–2016 |
Мировой экономический кризис. Изменение климата. Война в Ираке. |
Хоумлендеры (Z) |
2003–2023 |
Развитие интернета. Смартфоны. Мировой экономический кризис. Массовые митинги и протесты против власти. Пандемия COVID-19. |
При использовании теории поколений в найме и подборе персонала, работодатели могут определить, какие качества и навыки наиболее важны для определенного поколения, что поможет им грамотно составить описание вакансии и привлечь подходящих кандидатов. Это может особенно сильно помочь, когда требуются сотрудники с высокой компетенцией или специализированными навыками. Например, миллениумы и хоумлендеры более заинтересованы в получении новых знаний, развитии своих навыков и реализации своих идей, чем, беби-бумеры. Работодатели могут учитывать это при создании описания вакансии и при привлечении на работу молодых, талантливых и мотивированных работников. Поколения X и Y в настоящее время составляют значительную долю рабочей силы в обществе, активно работают и участвуют в экономической жизни. На основании ключевых событий в истории России были определены ценности для каждого из поколений и способы коммуникации с ними. Ценности поколений и способы коммуникации представлены в таблице 2.
Таблица 2
Ценности поколений и способы коммуникации
Поколение |
Ценности |
Каналы и стратегии привлечения |
Х |
Профессионализм. Самостоятельность. Свобода выбора. Ответственность. Личное общение, равноправие. Экономность. |
Email-рассылки. Реклама в соцсетях и онлайн-играх. Купоны на скидки и акции Подробное описание товаров и услуг. Четкий алгоритм действий для совершения покупки. |
Миллениумы (Y) |
ЗОЖ. Забота об экологии. Улучшение жизни в обществе. Ощущение своей полезности. Публичный успех. Партнерство. Позитив. |
Реклама в социальных сетях. Рекомендации от влиятельных блогеров. Положительные отзывы на популярных сайтах отзывов. Фокусирование на полезности для мира и охране окружающей среды, с отчислением части прибыли на благотворительность. Ненавязчивый стиль рекламы. |
Хоумлендеры (Z) |
Деньги и достаток. Свобода. Комфорт и безопасность. Наука и искусство. ЗОЖ. Дом и семья. Друзья. |
Реклама в популярных социальных сетях. Фокус на визуальных материалах: фото, видео, минимум текста. Рекомендации через блогеров-инфлюенсеров. Отслеживание модных трендов и включение их в рекламный контент. Подчеркнутый уклон в свободу самовыражения. Использование интерактивных элементов и быстрый доступ к целевым действиям. |
Также теория поколений может пригодиться при выборе формата работы. Например, многие представители миллениумов хотят гибкого графика и возможности работать удаленно, что они считают более важным, чем высокая зарплата. Работодатели могут учитывать это при продумывании формата работы и условий труда для своих сотрудников.
Автоматизация может помочь в эффективном подборе персонала, например, через использование алгоритмов и программных систем, которые помогают определить идеальный профиль соискателя на основе критериев, таких как его опыт работы, гражданство или дополнительные навыки.
Таким образом, теория поколений и автоматизация могут дополнительно помочь в привлечении и удержании молодых, талантливых и мотивированных работников [6].
Каждое поколение имеет свои особенности и уникальные предпочтения. Когда речь идет о дизайне подсистемы «Вакансии», эти особенности следует учитывать, чтобы привлечь больше кандидатов разных возрастных групп и обеспечить успешный подбор персонала. В таблице 3 приведена характеристика элементов автоматизации для кандидатов поколений X и Y.
Таблица 3
Характеристика элементов автоматизации
Элемент дизайна |
Предпочтения поколений X и Y |
Реализация |
Интерфейс |
Удобство и быстрый доступ к необходимой информации. |
Простой и интуитивно понятный дизайн, который позволит кандидатам быстро находить нужную им информацию. |
Контент |
Поколение Y предпочитает видео, поколение X — тексты. |
Информация представлена в разных форматах, чтобы она была достаточно доступна и интересна для обоих поколений. |
Фильтры и поиск |
Взаимодействие с веб-сайтом, которое позволяет быстро находить ответы на свои вопросы. |
Удобная функция поиска, фильтры, чтобы кандидаты могли находить вакансии по своим запросам. |
Адаптивный дизайн |
Использование различных устройств для доступа к информации. |
Адаптация к различным устройствам, с которых кандидаты будут взаимодействовать с веб-сайтом. |
Персонализированный контент |
Индивидуальность и персонализация |
Контент, который будет адаптирован к потребностям и интересам каждого кандидата. |
Каждый дизайн должен быть проанализирован и адаптирован под интересы соискателей. Таким образом, учитывая предпочтения и интересы каждого поколения можно создать более привлекательный дизайн подсистемы «Вакансии», что позволит компании привлечь больше кандидатов из разных возрастных групп и обеспечить более успешный подбор персонала.
Литература:
- Кожевникова, Г. П. Информационные системы и технологии в маркетинге: учебное пособие для вузов / Г. П. Кожевникова, Б. Е. Одинцов. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 444 с. — Текст: непосредственный.
- Мумладзе, Р. Г., Основы управления персоналом: учебное пособие / Р. Г. Мумладзе, И. В. Васильева, Т. Н. Алешина. — Москва: Русайнс, 2023. — 150 с. — ISBN 978–5–466–01862–2. — URL: https://book.ru/book/946899 (дата обращения: 10.04.2023). — Текст: электронный.
- Никулина Н. Инновационные технологии в маркетинге: учебник / Никулина Н., Н., Квашнин С., С., Фетисов В., Д., Верещагина Ю., Н., Березина С. В. — Москва: Русайнс, 2021. — 426 с. — Текст: непосредственный.
- Самоукина, Н. В., Теория поколений в российском менеджменте: монография / Н. В. Самоукина. — Москва: Русайнс, 2020. — 185 с. — ISBN 978–5–4365–4290–4. — URL: https://book.ru/book/935296 (дата обращения: 20.04.2023). — Текст: электронный.
- Федорова Н. Управление персоналом: учебник / Федорова Н., В., Минченкова О., Ю. — Москва: КноРус, 2022. — 216 с. — Текст: непосредственный.
- Шамис, Е. Шамис, Никонов: Теория поколений. Необыкновенный Икс Подробнее: https://www.labirint.ru/books/792855/ / Е. Шамис, Е. Никонов. — Отдельное издание. — Москва: Синергия, 2022. — 192 c. — Текст: непосредственный.
- Шамис, Е. В семье не без Миллениума. Что делать поколению (1985–2002 г.р.) / Е. Шамис, Е. Никонов. — Отдельное издание. — Москва: Синергия, 2020. — 184 c. — Текст: непосредственный.