На сегодняшний день тема особенностей поколений актуальна в маркетинге, потому что продукт и его особенности необходимо не только адаптировать под современного потребителя, но и правильно донести информацию.
«Наша молодёжь любит роскошь, она дурно воспитана, она насмехается над начальством…» — так говорил Сократ о молодежи в 400-ых годах до нашей эры. Как показывает история, данная мысль актуальна и по сей день. [2] Разрыв между поколениями существовала всегда, потому что социокультурные особенности складывается из-за влияния внешней среды в конкретный момент времени. Дух поколений предков вбирал в себя все то, что навязывалось политикой, экономикой, культурой, модой и т. д. тех лет. В период последующего поколения все сферы жизни приобрели кардинальные изменения, поэтому дети, растущие в совершенно других условиях, чувствуют недопонимание со стороны родителей, так же как и родители не могут понять детей.
Согласно теории Хоува и Штраса, выделяются поколения, родившиеся в:
– 1923–1943 гг. — «Молчаливое поколение»;
– 1943–1963 гг. — «Беби-бумеры»;
– 1963–1982 гг. — «поколение Х»;
– 1983–2000 гг. –«Поколение Y» [1].
Что повлияло на формирование поколения 1984–2000-х годов? Поколение Y пережило распад СССР, военные конфликты, теракты, развитие цифровых технологий. Юность поколения пришлась на эру неопределенности, которая наступила в результате глобализации, технологических инноваций и постоянно растущего темпа жизни. Разумеется, эти процессы свойственны и поколению X. Однако изменения настолько радикальны, что опыт поколения «игрек» существенно отличается от жизненного восприятия и опыта поколения предшественников.
Благодаря развитию интернета новые поколения могут налаживать связи с людьми, живущими даже в глубинке другого континента. Так же, бурное развитие технологий привело к тому, что инновация сегодня становится устаревшей завтра. Постоянные изменения во внешней среде не позволяют строить планы в долгосрочной перспективе, поэтому единственным способом реакции в современном мире становится мгновенный отклик на влияние извне. Подобные условия жизни не могли не отразиться на людях, формирующихся в это время.
Глобализация позволила почувствовать себя частью мира, а так же благодаря информационной среде интернета возможность общаться с любым человеком в мире сделала поколение толерантными по отношению к расе, национальности, языку, вероисповеданию, ориентации и т. д. Понимание многообразия всего в мире заставляет «игреков» отходить от соответствия каким-либо стандартам, даже напротив способность выделяться среди остальных считается признаком индивидуальности [4].
Почему сейчас важно обратить внимание именно на эту часть населения? Как показывают статистические данные (диаграмма 1), основным потребителем продуктов и услуг на рынке сейчас является аудитория в возрасте от 30 до 60 лет. В течение последующих 10 лет поколение миллениалов начнет охватывать сегмент молодого потребителя.
Рис. 1. Пирамида численности населения России на 2017 год [5]
Поколение миллениалов — поколение, рожденное в демографический кризис, что наглядно видно на диаграмме выше. Поэтому в скором времени активная молодая аудитория станет значительно меньше, в связи с этим необходимо привлекать внимания молодого сегмента уже сейчас.
Особенностями данного потребительского сегмента при выборе тех или иных товаров и услуг является ожидание скорости, простоты, эффективности и удобства покупки. Прежде чем сделать покупку молодежь изучит отзывы друзей и других покупателей, обратятся к обзорам в интернете. Особое внимание, данное поколение обратит на бренд со страничками в интернете. Бренды же, поддерживающие экологически и социальные движения, представляют еще большую ценность для данного потребителя.
В связи с вышеперечисленным при продвижении своего товара или услуги следует акцентировать внимание на следующие аспекты.
– Реклама в социальных сетях, а именно создание пользовательского контента способного заинтересовать потребителя. Особо эффективно распространять информацию через «лидеров мнений», в роли которых выступают блогеры, Youtube-каналы.
– Благотворительность — большинство миллениалов социально ответственное поколение, заботящееся об окружающих и окружающей среде, поэтому отдадут предпочтение компании с таким же подходом.
– Мобильность — миллениалы много времени проводят с телефоном в руках, поэтому важно создать сайт таким образом, чтобы он удобно отображался в смартфоне или планшете. Если сайт долго загружается, то вы потеряете много клиентов, поэтому необходимо заранее оценить время загрузки интернет-странички, что можно сделать с помощью одного из сервисов Google.
Стоить так же, помнить о том, что поколение «игреков» продолжает расти и развиваться, приобретая новые ценности и особенности, поэтому постоянно мониторить изменение поведения и интересов целевой аудитории [3]. Вскоре за поколением «игреков» на рынке появится поколение «зет», которое тоже необходимо вовлекать в жизнь бренда. На данный момент, первым представителям поколения «зет» недавно исполнилось 18 лет, в скором времени они вступят в экономические отношения, и стратегию продвижения надо будет ориентировать и на них тоже.
Литература:
- Зайцева Н. А. Теория поколений: мы разные или одинаковые? // Российские регионы: взгляд в будущее. 2015. № 2 (3) — 3,4 с.
- Никонов А. Судьба цивилизатора. Теория и практика гибели — Москва «Издательство НЦ ЭНАС» 2006–100 с.
- Стрельцова Н. С. Адаптация медиаконтента для поколения Y (поколение Миллениума) [Электронный ресурс] // материалы научной конференции «Ломоносов 2017» — URL: http://conf.fa.ru/archive/Lomonosov_2017/data/10860/uid146613_report.pdf (дата обращения 18.12.2018).
- Тулга Б. Не всем достанется приз. Как управлять поколением Y — М «Минн, Иванов и Фербер» — 20 с.
- Population Pyramids of the World from 1950 to 2100 — URL: https://www.populationpyramid.net/ (дата обращения 18.12.2018).