В земельном законодательстве РФ земли обороны и безопасности в качестве самостоятельного вида земель выделяются из состава категории земель промышленности и иного специального назначения. В соответствии со ст. 93 ЗК РФ такими землями признаются земли, предназначенные для использования, организации и удовлетворения нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, подразделений, осуществляющих оборону государства. Ч. 2 вышеуказанной статьи определяет целевое назначение земель обороны и безопасности: возведение необходимых для Вооруженных сил РФ строений, проведение необходимых учений и других мероприятий, направленных на поддержание полной боеготовности войск, размещение милитаризированных структур и прочих; изготовление и ремонт вооружения, военной, специальной, космической техники; размещение материально-производственных ценностей материального резерва государства [1].
С целью урегулирования порядка предоставления, использования и распоряжения данной категорией земель устанавливается особый правовой режим. На сегодняшний день проблема «простаивания» земель обороны и безопасности требует незамедлительного решения. Земли данной категории по некоторым причинам не используются, что приводит к ухудшению экономической ситуации в стране, их нецелесообразному использованию третьими лицами, и, вследствие к земельным правонарушениям. Такими неиспользуемыми землями считаются земли бывших военных частей, ликвидированные полигоны, иные земли, на которых производилась разработка полезных ископаемых, добыча воды из скважины для хозяйственно-бытового или питьевого обеспечения военного поселения; земли, которые ранее были отведены под хранение или складирование боеприпасов и прочих военных объектов, которые на сегодняшний день более не используются [6].
Учитывая факт сокращения Вооружённых Сил, Правительство РФ издаёт постановления и распоряжения, в соответствии с которыми военное недвижимое имущество подлежит передаче хозяйствующим субъектам и органам МСУ без перевода и передачи земельных участков. В связи с этим возникает проблема невозможности оформления новыми субъектами прав на земельные участки обороны и безопасности вследствие чего бюджеты разных уровней не могут получить соответствующие доходы от платежей за земельные участки. Данную проблему возможно решить, соблюдая требования земельного законодательства по вопросам, связанным с переводом земель из одной категории в другую, а именно земель федеральной собственности в другие, не противоречащие законодательству категории, а также необходимо включить в акты Правительства Российской Федерации о передаче высвобождаемых объектов, располагаемых на землях обороны и безопасности, решение судьбы и земель, занятых таким военным недвижимым имуществом [2].
Земли обороны и безопасности также, как и любые объекты недвижимости характеризуются индивидуальными признаками, такими как: площадь, расположение, определённые границы. Следовательно, необходимо как описание границ, так и государственный учёт в едином земельном кадастре для того, чтобы считать земельный участок сформированным. Но на сегодняшний день данные о таких земельных участках устарели, так как последние сведения о границах, межевых знаках при их установлении были обновлены лишь 30–50 лет назад. При наличии неточных сведений возникает проблема идентификации земельных участков, которые указаны в распорядительных актах Правительства РФ об отводе, реально занимаемым воинским формированиям земельным участкам. Вследствие этого нарушаются имущественные права Российской Федерации и других землепользователей, которые получили земельные участки для нужд обороны и безопасности. Решение данной проблемы видится в следующем: проведение землеустроительных работ для уточнения границ и других сведений, характеризующих земельный участок как индивидуально-определённую вещь. На законодательном уровне должны быть внесены поправки о систематичности проведения данных работ, что позволит разрешить проблему о разрозненных сведениях для возможности определения местоположения земельных участков на местности [5].
Однако средств на проведение землеустроительных работ у военных недостаточно, а для проведения кадастрового учета требуется предоставление материалов межевания, что осложняется и размерами отведенных земель — тысячи гектаров. В настоящее время эти земли не используются военными, часто заброшены и не охраняемы. Нередки случаи захламления или эрозии почв таких земельных участков, что особенно опасно для земель, на которых находятся военные полигоны ядохимикатов или других опасных как для почвы, так и для человека веществ. Так, в результате запустения, а вследствие, и последующей нехватки средств федерального бюджета, Козельский полигон ядохимикатов, где хранится свыше 100 тонн ядохимикатов, законсервирован в 2010 году, однако до сих пор не рекультивирован. Именно Козельский полигон выступал одной из версий экологической катастрофы на Камчатке в 2020 году. Несмотря на то, что по официальным данным, причиной катастрофы стали «красные приливы», Козельский полигон все еще представляет огромную опасность для окружающей среды — он не охраняется, его территория попадает под непрерывное разрушающее воздействие; в 2018 году обнажилась мембрана с одного края полигона, а также отсутствует проволочное ограждение по нескольким частям периметра, что дает возможность для размытия почв, в которых захоронены тонны ядохимикатов и пестицидов [3]. Тем не менее, власти Камчатского края приняли решение по скорейшей ликвидации Козельского полигона за счет федерального бюджета в рамках национального проекта «Экология», который планировался на 2022 год. Однако, как сообщает Министерство природных ресурсов и экологии Камчатского края работы по ликвидации перенесены на 2023 год и уже в рамках другого проекта «Генеральная уборка» [4].
Таким образом, регулирование земель обороны и безопасности требует дальнейшего реформирования на законодательном уровне, что позволит более рациональному использованию таких земель, их должной охране, а также своевременной ликвидации неиспользуемых и заброшенных объектов, расположенных на землях обороны и безопасности. Также решение проблемы «простаивания» таких категорий земель необходимо для установления актуальной информации о состоянии земель.
Литература:
- Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ (ред. от 06.02.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2023) // Собрание законодательства РФ. 2001. № 44. Ст. 4147; 2023. № 6. Ст. 920.
- Постановление Правительства РФ от 31.03.2006 № 176 (ред. от 29.07.2020) «Об утверждении Правил передачи отдельных земельных участков из земель, предоставленных для нужд обороны и безопасности, в безвозмездное пользование юридическим лицам и гражданам для сельскохозяйственного, охотхозяйственного, лесохозяйственного и иного использования» // Собрание законодательства РФ. 2006. № 15. Cт. 1613.
- Александров С.В. Экологическая катастрофа как перманентное явление современного общества // Международный научно-исследовательский журнал. 2021. №1-2. С. 37-40.
- Власти Камчатки не смогли приступить к ликвидации Козельского полигона захоронения ядохимикатов // URL: https://kamchatinfo.com/news/ecology/detail/52673/ (дата обращения: 07.04.2023).
- Головина Н.Б. Земли обороны и безопасности. Федеральная собственность // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2005. №4. С. 63-64.
- Мельникова А. А., Мурашева А.А. Современные проблемы введения в оборот неиспользуемых земель обороны и безопасности // Международный журнал прикладных наук и технологий «Integral». 2019. №2.