Актуальные вопросы охраны гражданских и военных захоронений | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 января, печатный экземпляр отправим 29 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №2 (240) январь 2019 г.

Дата публикации: 10.01.2019

Статья просмотрена: 1484 раза

Библиографическое описание:

Мирзоева, Э. Р. Актуальные вопросы охраны гражданских и военных захоронений / Э. Р. Мирзоева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 2 (240). — С. 135-139. — URL: https://moluch.ru/archive/240/55446/ (дата обращения: 16.01.2025).



На протяжении всей жизни, от рождения и до самой смерти, человек нераздельно связан с историей и культурой своего народа. Представления о культуре складываются из разрозненных убеждений, традиций, обычаев, привычек представителей этноса.

И хотя, несомненно, существуют особенности, характерные для различных стран, тем не менее, можно проследить некоторые сходные черты, выражающие отношение к какому-либо явлению или событию в мире.

Так, вне зависимости от расы, вероисповедания, уровня благосостояния, у всех представителей национальной культуры существует трепетное отношение к телу умершего, к ритуалу захоронения и почитания усопших. Формирование глубочайшего почтения к покойнику складывается на протяжении всей истории человечества. По мнению С. Рязанцева [11, с. 125], «владея количеством отрывочных данных, можно отметить, что издревле человек проявлял особую заботу и уважение к умершим, поклонение которым было священной обязанностью».

Вопросы правового регулирования содержания и охраны гражданских и воинских захоронений периодически становятся темой для обсуждения среди теоретиков и практиков в сфере юриспруденции. Достойное содержание не только гражданских, но и воинских захоронений, установление имён похороненных, открытие новых мемориалов в память о погибших защитниках Отечества является святым долгом каждого гражданина.

В соответствии с положениями статьи 3 Закона № 4292–1, захоронения погибших при защите Отечества с находящимися на них надгробиями, памятниками, стелами, обелисками, элементами ограждения и другими мемориальными сооружениями и объектами являются воинскими захоронениями.

К ним относятся военные мемориальные кладбища, воинские кладбища, отдельные воинские участки на общих кладбищах, братские и индивидуальные могилы на общих кладбищах и вне кладбищ, колумбарии и урны с прахом погибших, места захоронений в акваториях морей и океанов, места гибели боевых кораблей, морских, речных и воздушных судов с экипажами.

Согласно статье 5 указанного Закона, ответственность за содержание воинских захоронений на территории Российской Федерации возлагается на органы местного самоуправления.

В соответствии со статьей 10 Закона № 4292–1, работу по увековечиванию памяти погибших при защите Отечества организуют и проводят уполномоченные федеральные органы исполнительной власти, а в части захоронения и содержания мест захоронения — органы местного самоуправления.

Согласно статье 11 Закона № 4292–1, регламентирующей полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления, осуществляющих работу по увековечиванию памяти погибших при защите Отечества, органы местного самоуправления осуществляют мероприятия по содержанию в порядке и благоустройству воинских захоронений, мемориальных сооружений и объектов, увековечивающих память погибших при защите Отечества, которые находятся на их территории, а также работы по реализации межправительственных соглашений по уходу за захоронениями иностранных военнослужащих на территории Российской Федерации.

То обстоятельство, что муниципальное образование не является собственником земельного участка, на котором расположено захоронение, а также отсутствие земельного участка в реестре муниципальной собственности муниципального образования, не освобождает орган местного самоуправления от соблюдения соответствующих требований законодательства в области охраны захоронений. Данный вывод находит свое подтверждение в материалах судебной практики, например в определении Ленинградского областного суда от 18 июня 2014 года № 33–3066/2014 [8].

Согласно положениям Закона № 4292–1 к формам увековечения памяти погибших относятся мероприятия по сохранению и благоустройству воинских захоронений и объектов, увековечивающих память погибших (в том числе без праха военнослужащих), ведение учета погибших, установление сведений о пропавших без вести, занесение фамилий погибших при защите Отечества и других сведений о них в Книги Памяти, сооружение памятников и мемориалов и другое.

В целях обеспечения сохранности воинских захоронений в местах, где они расположены, обязанность по содержанию в порядке и благоустройству воинских захоронений, которые находятся на их территории и относятся к памятникам местного значения, в том числе по установлению охранных зон и зон охраняемого природного ландшафта, возложена на органы местного самоуправления. Данный вывод поддерживается материалами судебной практики.

Так, например, решение о возложении обязанности на Администрацию Кировоградского городского округа установить охранную зону и зону охраняемого природного ландшафта в целях обеспечения сохранности «Братской могилы 12 умершим в госпитале в годы войны солдат», поскольку захоронение является памятником местного значения, содержится в Апелляционном определении Свердловского областного суда от 4 августа 2015 года по делу № 33–11735/2015 [7].

Воинские захоронения подлежат государственному учету. На территории Российской Федерации их учет ведется местными органами власти и управления. На каждое воинское захоронение устанавливается мемориальный знак и составляется паспорт.

На момент прекращения существования Советского Союза в областных военных комиссариатах и посольствах СССР за рубежом имелись данные количественного учета воинских захоронений периода Великой Отечественной войны, собранные в 40–50-е годы XX века. Всего на территории Союза ССР насчитывалось более 40 тысяч воинских захоронений.

По состоянию на 1 января 2011 года на основании проведенного мониторинга насчитывается 46972 российских (советских) воинских захоронений (на территории Российской Федерации — 24318, на территории зарубежных государств — 22654), из них 30891 паспортизировано (на территории Российской Федерации — 19354, на территории зарубежных государств — 11537) [3].

Сведения о паспортизации ранее не учтенных воинских захоронений продолжают поступать. Ежегодно увеличивается количество останков воинов, имена и места захоронения которых установлены.

Государственный учет воинских захоронений на территориях иностранных государств ведется российскими дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями. Так, например, при Посольстве России в Федеративной Республике Германия в 2010 году был создан отдел по увековечению памяти погибших при защите Отечества. Паспортизация российских (советских) воинских захоронений на территории Германии — основа работы отдела по увековечению памяти погибших при защите Отечества. Её цель — составление полного перечня российских (советских) воинских захоронений, предоставление возможности родственникам погибших на основе содержащихся в карточке сведений самостоятельно найти могилу своего близкого.

По учетным данным управления Министерства обороны РФ, в 49 зарубежных государствах захоронено 3974869 защитников Отечества, из них пофамильно известны 747311 [10].

Советские воинские захоронения содержатся за счет средств иностранных государств, с которыми заключены межправительственные соглашения об охране воинских могил, в которых определен порядок ухода, содержания и благоустройства захоронений. Межправительственные соглашения по воинским захоронениям заключены с иностранными государствами, на территориях которых находится наибольшее количество воинских захоронений защитников Отечества.

К сожалению, не все страны относятся к воинским захоронениям в соответствии с Женевскими конвенциями. Всё чаще фиксируются акты вандализма по отношению к могилам советских бойцов в Эстонии, Латвии, Польше, Чехии, и особенно на Украине.

«Парадокс заключается в том, что России оказалось легче договориться о сохранности и уходе за воинскими могилами с государствами, воевавшими на стороне гитлеровской Германии, чем с бывшими советскими республиками» [9].

В настоящее время существуют политические трудности, связанные с позицией отдельных государств по историческим вопросам, а также такое позорное явление как вандализм в отношении воинских захоронений. Но хуже всего, когда это соединяется воедино — противоправные действия отдельных лиц не пресекаются властями и не находят должного осуждения в обществе, что фактически означает поощрение вандализма.

Полагаем, что необходимо формировать атмосферу абсолютной нетерпимости к любым актам вандализма по отношению к воинским и иным захоронениям, и тем более к ситуациям, когда это не преследуется властями соответствующих государств.

Считаем, что на отношение к российским (советским) захоронениям может повлиять только поиск совместных с зарубежными странами решений на основе межгосударственных договоров и соглашений.

Не менее актуальным является необходимость совершенствования отдельных российских нормативных правовых актов по содержанию гражданских и воинских захоронений.

Согласно положениям Федерального закона от 19.05.1995 № 80-ФЗ «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов» [1] ответственность за сохранение памятников возлагается на федеральные, региональные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления. Соответственно, на содержание мемориалов должны выделяться средства из различных бюджетов. В итоге в регионах конкретные суммы разительно отличаются, до мелких городских и сельских поселений они просто не доходят. Кроме того, в Законе о погребении старыми военными и ранее неизвестными захоронениями считаются захоронения погибших в боевых действиях на территории Российской Федерации. Отсюда можно сделать вывод о том, что если такие захоронения будут обнаружены на территориях других государств, они не будут обладать таким статусом.

Необходима корректировка законодательства и по объёмам полномочий федеральных органов в отношении воинских захоронений. Несмотря на создание специально уполномоченного органа по увековечению памяти защитников Отечества, организация учёта, паспортизация воинских захоронений на территориях других государств, проведение мероприятий по установлению сведений о пропавших без вести в ходе боевых действий одновременно возложены и на МИД России.

Хотелось бы отметить, что в соответствии с Перечнем поручений Президента Российской Федерации от 23 апреля 2003 г. № пр-698 по вопросам организации военно-мемориальной работы в Российской Федерации [5] и Указом от 22 января 2006 года № 37 «Вопросы увековечения памяти погибших при защите Отечества» [2], Министерством обороны Российской Федерации создан Обобщенный компьютерный банк данных, содержащий информацию о защитниках Отечества, погибших и пропавших без вести в годы Великой Отечественной войны, а также в послевоенный период (ОБД Мемориал).

Главная цель проекта — дать возможность миллионам граждан установить судьбу или найти информацию о своих погибших или пропавших без вести родных и близких, определить место их захоронения.

Военно-мемориальным центром Вооруженных Сил Российской Федерации проведена уникальная по масштабам, технологии и срокам исполнения работа, в результате которой создана информационно-справочная система глобального значения, не имеющая аналогов в мировой практике.

В целях сохранения и реконструкции военно-мемориальных объектов в Орловской области Правительство Орловской области Постановлением от 07.11.2012 № 400 [6] утвердило государственную программу Орловской области «Развитие культуры и искусства, туризма, архивного дела, сохранение и реконструкция военно-мемориальных объектов в Орловской области».

Данная государственная программа разработана в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Центрального федерального округа на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2011 года № 1540-р [4].

Срок реализации данной программы: 2014–2020 годы. В рамках данной программы предусмотрен ряд мероприятий по восстановлению и обустройству воинских захоронений; перезахоронению останков военнослужащих из братских и одиночных могил; разработке муниципальных программ (планов, перечней мероприятий) по содержанию и благоустройству воинских захоронений и другие. Общая сумма бюджетных ассигнований на финансирование подпрограммы «Сохранение объектов культурного наследия и военно-мемориальных объектов в Орловской области» составляет 15 102 300 рублей.

В Областном управлении культуры Орловской области и архивного дела не скрывают, что существует ряд проблем по вопросам охраны воинских захоронений, в связи с этим и принята программа, согласно которой будут выделяться средства на реставрацию памятников, многие из которых находятся в запущенном состоянии.

Нерешённым остаётся также вопрос отсутствия собственников и балансодержателей военно-мемориальных памятных мест и сооружений. Проблема заключается в том, что многие памятники, установленные в 1950–80-х годах и построенные за счёт средств предприятий, в уставный капитал при приватизации не вошли и в установленном порядке не были переданы муниципальным образованиям. Работа по определению собственников мемориальных мест началась в канун 65-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне (основанием послужили поручения президента Российской Федерации). Однако, как показало время, финансовые трудности и ряд других причин в данной сфере в неюбилейные годы приостановили либо тормозят эту работу.

Считаем, что активным участником военно-мемориальной политики должны быть и общественные институты, а именно шефские организации. Сегодня данная работа проводится в основном силами общеобразовательных школ. Многие предприятия и учреждения остаются в стороне, хотя могли бы внести существенный вклад.

Кроме того, приведенная судебная практика свидетельствует о том, что на сегодняшний день существует множество проблем в сфере охраны воинских захоронений как памятников истории, а также в вопросе объемов полномочий федеральных и местных органов власти в отношении воинских захоронений.

На основании вышеизложенного, целесообразно сделать вывод о разрозненности действий различных уровней власти и общества по формированию целенаправленной политики сохранения военно-мемориальных сооружений. Координирующим и информационным центром должна выступить именно региональная администрация с целью объединить усилия и донести до муниципальных властей основы федерального законодательства в сфере сохранения памяти погибших при защите Отечества.

Литература:

  1. Федеральный закон Российской Федерации от 19.05.1995 № 80-ФЗ (ред. от 04.11.2014) «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов» // СЗ РФ, — 1995. — № 21 — Ст. 1928; 2014. — № 45 — Ст. 6142.
  2. Указ Президента Российской Федерации от 22.01.2006 № 37 «Вопросы увековечения памяти погибших при защите Отечества» // СЗ РФ, — 2006. — № 4 — Ст. 357.
  3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.07.2011 № 1317-р «Об утверждении Концепции федеральной целевой программы «Сохранность и реконструкция военно-мемориальных объектов в 2011–2015 годах» // СЗ РФ, — 2011. — № 32 — Ст. 4855.
  4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 06.09.2011 № 1540-р (ред. от 26.12.2014) «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Центрального федерального округа до 2020 года» // СПС «КонсультантПлюс» / дата обращения 29.04.2018.
  5. Перечень поручений Президента Российской Федерации по вопросам организации военно-мемориальной работы в Российской Федерации. Поручение от 23.04.2003 № Пр-698 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://orgdiv.adm.gov.ru/komitet/komitet_33.htm.
  6. Постановление Правительства Орловской области от 07.11.2012 № 400 (ред. от 13.04.2018) «Об утверждении государственной программы Орловской области «Развитие культуры и искусства, туризма, архивного дела, сохранение и реконструкция военно-мемориальных объектов в Орловской области» // СПС «КонсультантПлюс» / дата обращения 29.04.2018.
  7. Апелляционное определение Свердловского областного суда от 04.08.2015 по делу № 33–11735/20152015 // СПС «КонсультантПлюс» / дата обращения 28.04.2018.
  8. Определение Ленинградского областного суда от 18.06.2014 № 33–3066/2014 // СПС «КонсультантПлюс» / дата обращения 28.04.2018.
  9. Выступление С. М. Миронова на заседании Координационного совета на тему «О состоянии и совершенствовании правового регулирования содержания воинских захоронений погибших при защите Отечества в Российской Федерации и за рубежом» 22 мая 2009 года [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://mironov.ru.
  10. Интервью Агентству РИА Новости начальника Управления Минобороны РФ по увековечению памяти погибших при защите Отечества генерал-майора Александра Кирилина [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ria.ru/interview/20090508/170337327.html.
  11. Рязанцев С. В. Философия смерти. — С.-Петербург: Спикс, 1994. — 319 с.
Основные термины (генерируются автоматически): захоронение, Российская Федерация, защита Отечества, Орловская область, местное самоуправление, Великая Отечественная война, государство, территория, орган, увековечение памяти.


Задать вопрос