Функциональная грамотность на уроках математики | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №16 (463) апрель 2023 г.

Дата публикации: 19.04.2023

Статья просмотрена: 61 раз

Библиографическое описание:

Тихонова, А. А. Функциональная грамотность на уроках математики / А. А. Тихонова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 16 (463). — С. 349-350. — URL: https://moluch.ru/archive/463/101773/ (дата обращения: 07.05.2024).



Ключевые слова: функциональная грамотность, математическая грамотность, читательская грамотность.

Согласно Приказу Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (Зарегистрирован 05.07.2021 № 64100), с 1 сентября 2022 года введен ФГОС ООО третьего поколения.

Одна из новинок этого «сезона» — функциональная грамотность.

Функциональная грамотность — это способность применять приобретённые знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах. Её смысл — в метапредметности, в осознанном выходе за границы конкретного предмета, а точнее — синтезировании всех предметных знаний для решения конкретной задачи [1].

Функциональная грамотность расширяет кругозор школьника, делая упор на решение практико-ориентированных задач, применяя сформированные предметные, метапредметные и универсальные способы деятельности. Теперь ученики должны понять, как изучаемые предметы в школе помогут им в жизни в нашем нестабильном и изменчивом мире.

Виды функциональной грамотности:

— Читательская грамотность

— Математическая грамотность

— Естественнонаучная грамотность

— Финансовая грамотность

— Глобальные компетенции

— Креативное мышление

На уроках математики необходимо развить у школьников математическую грамотность. Что мы понимаем под этим понятием и как определить сформирована ли она у ученика?

«Математическая грамотность — это способность индивидуума проводить математические рассуждения и формулировать, применять, интерпретировать математику для решения проблем в разнообразных контекстах реального мира» [2].

Для полноценного формирования математической грамотности необходимо изменить деятельность на уроке, чтобы ученик самостоятельно выражал свои мысли, гипотезы, вел дискуссии, работал в команде, фиксировал результаты, т. е. принимал активное участие на всех этапах урока. Изучение базовых умений приходится на 5–6 классы, поэтому необходимо выводить формирование математической грамотности на первое место.

Из своего опыта работы хочу привести некоторые приемы развития математической грамотности.

Для актуализации знаний часто использую на уроках «облако слов». На презентации или на раздаточных карточках в хаотичном порядке записаны слова, из них нужно сложить определение, понятие, теорему. Детям очень нравится такой прием, это позволяет быстро включиться в работу. Например, «Диаграмма это наглядное представление зависимости одной величины от другой».

Прием «верно-неверно». На доске или презентации записаны примеры с ошибками, нужно их исправить и аргументировать почему. Например,

— смежные углы равны;

— сумма углов треугольника равна 360 0 ;

— Медиана — это отрезок, соединяющий вершину треугольника с серединой противоположной стороны;

— Если две стороны одного треугольника равны двум сторонам другого треугольника, то такие треугольники равны.

Для проверки знаний и умений школьников на своих уроках использую игровые технологии, а именно составляю кроссворды по изучаемой теме, небольшие квесты, брейн-ринг. Также ученики на уроках самостоятельно составляют кластеры по теме урока, это в свою очередь служит им небольшой шпаргалкой.

Особую роль на уроках отвожу проектной деятельности. При подготовке проекта школьникам необходимо определить проблему, составить план подготовки проекта, найти необходимую информацию, подготовить продукт и презентацию. Проект можно выполнять индивидуально или в группе, это по желанию самого ученика.

Школьники сами составляют ситуационные задачи на примере реальных жизненных ситуаций. Например, рассчитать сумму полученного дохода от банковского вклада, покупки в магазинах, где выгоднее приобрести тот или иной товар, расчет стоимости экскурсионного тура, подсчет калорий и многое другое. Такие задачи помогают ученикам понять, где можно применять полученные ими знания на уроках. Также проектная деятельность способствует развитию познавательной активности на уроках, развивает мышление, учит рассуждать и делать выводы.

Формирование математической грамотности может развивать ка на уроках, так и во внеурочной деятельности.

Выпуская ученика необходимо научить его своевременно реагировать на события в мире, находить, анализировать и делать выводы самостоятельно.

Литература:

  1. https://mcko.ru
  2. Примерная основная образовательная программа основного общего образования [Электронный ресурс] // Официальный сайт. URL: http://fgosreestr.ru/registry/primernayaosnovnayaobrazovatelnaya-programma-osnovnogo-obshhego-brazovaniya-3
  3. Концепция направления «математическая грамотность» исследования PISA-2021 // Официальный сайт ФГБУ «Федеральный институт оценки качества образования». — Режим доступа: https://fioco.ru/Contents/Item/Display/ 2201978.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс] // Официальный сайт. URL:https://fgos.ru/
Основные термины (генерируются автоматически): математическая грамотность, функциональная грамотность, урок, задача, проектная деятельность, ученик, Читательская грамотность.


Похожие статьи

Формирование и развитие функциональной грамотности...

 Ключевые слова: функциональная грамотность, внеурочная деятельность, образовательный процесс.

Формирование функциональной грамотности идет через проектно-исследовательскую

Условия для развития функциональной грамотности обучающихся.

— Технология формирования типа правильной читательской деятельности.

Методы и приемы формирования функциональной грамотности...

Ключевые слова: функциональная грамотность, методы, приемы.

функциональная грамотность, функциональная грамотность учащихся, Казахстан, ученик, учащийся

Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность.

Задача повышения финансовой грамотности школьников сегодня перешла в плоскость.

Интегрированные уроки как средство формирования...

— продуктивной деятельности при выполнении заданий на уроке. Метапредметные

Что делают учащиеся? 5. Этап мотивации, постановка цели и задач урока .

Вид функциональной грамотности, на формирование которого направлено задание.

математическая функциональная грамотность. Навыки, которые формирует задание (в...

Подходы и задания, способствующие формированию...

Главное место в уроке отводится деятельности детей, их умению мыслить, ставить перед

«функциональная математическая грамотность» означает «способность учащегося

Функциональная грамотность — это модное новое слово. Но на самом деле — это

— систематически включать в урок компетентностные задачи или задания на применение...

Функциональная грамотность как одна из составляющих на...

В данной статье внимание акцентировано на проблеме функциональной грамотности на уроках математики в переходный период на ФГОС третьего поколения.

Ключевые слова: функциональная грамотность, математическая грамотность, математические знания.

Математическая грамотность как основа формирования...

Ключевые слова: функциональная грамотность, финансовая грамотность.

На уроках математики ученики решают задачи, которые имеют экономическое содержание, учатся

Такие знания дает нам предмет история. На уроках истории ученики изучают: историю

Математическая грамотность –это способность индивидуума формулировать, применять и...

Формирование функциональной грамотности через...

Ключевые слова: функциональная грамотность, функционально грамотная личность. Функциональная грамотность — вопрос, актуальный для педагогов, учеников и родителей.

Развитие функциональной грамотности на уроках информатики в 5–11 классах МБОУ СОШ № 4

Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность.

Как развить функциональную грамотность учащихся 8 класса...

...чтение графиков, PISA, ученик, задача, решение задач, функциональная грамотность

PISA, естественнонаучная грамотность, функциональная грамотность, математическая

Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников на.

Основные термины (генерируются автоматически): учащийся, читательская грамотность.

Формирование функциональной грамотности на уроках...

Объект исследования: процесс развития функциональной грамотности учащихся 8 класса через чтение графиков и решение задач на готовых чертежах.

К задачам программы относится оценка функциональной грамотности учащихся 15-ти лет в.

Похожие статьи

Формирование и развитие функциональной грамотности...

 Ключевые слова: функциональная грамотность, внеурочная деятельность, образовательный процесс.

Формирование функциональной грамотности идет через проектно-исследовательскую

Условия для развития функциональной грамотности обучающихся.

— Технология формирования типа правильной читательской деятельности.

Методы и приемы формирования функциональной грамотности...

Ключевые слова: функциональная грамотность, методы, приемы.

функциональная грамотность, функциональная грамотность учащихся, Казахстан, ученик, учащийся

Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность.

Задача повышения финансовой грамотности школьников сегодня перешла в плоскость.

Интегрированные уроки как средство формирования...

— продуктивной деятельности при выполнении заданий на уроке. Метапредметные

Что делают учащиеся? 5. Этап мотивации, постановка цели и задач урока .

Вид функциональной грамотности, на формирование которого направлено задание.

математическая функциональная грамотность. Навыки, которые формирует задание (в...

Подходы и задания, способствующие формированию...

Главное место в уроке отводится деятельности детей, их умению мыслить, ставить перед

«функциональная математическая грамотность» означает «способность учащегося

Функциональная грамотность — это модное новое слово. Но на самом деле — это

— систематически включать в урок компетентностные задачи или задания на применение...

Функциональная грамотность как одна из составляющих на...

В данной статье внимание акцентировано на проблеме функциональной грамотности на уроках математики в переходный период на ФГОС третьего поколения.

Ключевые слова: функциональная грамотность, математическая грамотность, математические знания.

Математическая грамотность как основа формирования...

Ключевые слова: функциональная грамотность, финансовая грамотность.

На уроках математики ученики решают задачи, которые имеют экономическое содержание, учатся

Такие знания дает нам предмет история. На уроках истории ученики изучают: историю

Математическая грамотность –это способность индивидуума формулировать, применять и...

Формирование функциональной грамотности через...

Ключевые слова: функциональная грамотность, функционально грамотная личность. Функциональная грамотность — вопрос, актуальный для педагогов, учеников и родителей.

Развитие функциональной грамотности на уроках информатики в 5–11 классах МБОУ СОШ № 4

Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность.

Как развить функциональную грамотность учащихся 8 класса...

...чтение графиков, PISA, ученик, задача, решение задач, функциональная грамотность

PISA, естественнонаучная грамотность, функциональная грамотность, математическая

Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников на.

Основные термины (генерируются автоматически): учащийся, читательская грамотность.

Формирование функциональной грамотности на уроках...

Объект исследования: процесс развития функциональной грамотности учащихся 8 класса через чтение графиков и решение задач на готовых чертежах.

К задачам программы относится оценка функциональной грамотности учащихся 15-ти лет в.

Задать вопрос