Методы и приемы формирования функциональной грамотности на уроках математики | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №2 (397) январь 2022 г.

Дата публикации: 13.01.2022

Статья просмотрена: 4568 раз

Библиографическое описание:

Левашова, Н. Ф. Методы и приемы формирования функциональной грамотности на уроках математики / Н. Ф. Левашова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 2 (397). — С. 208-210. — URL: https://moluch.ru/archive/397/87765/ (дата обращения: 25.04.2024).



В статье автор представляет опыт работы по формированию функциональной грамотности

Ключевые слова: функциональная грамотность, методы, приемы

Под математической функциональной грамотностью следует подразумевать способность личности использовать приобретенные математические знания для решения задач в различных сферах.

На уроках математики дети учатся:

— выполнять математические расчеты для решения повседневных задач;

— рассуждать, делать выводы на основе информации, представленной в различных формах (в таблицах, диаграммах, на графиках), широко используемых в средствах массовой информации.

Именно поэтому, задания, призванные исследовать состояние математической грамотности учеников, имеют четко выраженную прикладную направленность и их решение предусматривает владение учащимися приемами деятельности прикладного характера.

Хочу остановиться на активных методах и приемах обучения.

Т. к. в МБОУ «Лицей» обучение начинается с 9 класса, первоочередной задачей для учителя математики становится подготовка к ОГЭ по математике. Ни для кого не секрет, что именно изучение геометрии является наиболее затруднительным для учащихся.

1. Теоретические работы

Ежеурочно я провожу небольшие теоретические работы, в которых ребята должны записать определения, аксиомы и теоремы. Не обходится и без курьезных случаев. Одно из определений звучало так «Треугольник называется равнобедренным, если его бёдра равны». Но с каждым разом определения становятся все более точными, что помогает готовиться к заданию № 19 и дает полноценный балл по геометрии

Представляю образец теоретической работы

Вариант 1.

  1. Медиана треугольника — это
  2. Определение параллелограмма
  3. Теорема о площади треугольника

2. Прием «Да-нет»

Учитель зачитывает определение. Ученик рисует пиктограмму «да» , или пиктограмму «нет» . Получаем в итоге подобное:

Данный прием позволяет проводить пятиминутки и быстро их проверять.

3. «Пишу и говорю»

В процессе выполнения задания ученик проговаривает каждое свое действие. Можно проводить эту работу по цепочке. Таким образом, на уроке будет задействован каждый учащийся.

4. Работа с условием задачи

Учащиеся маркером выделяют ключевые слова и данные в задаче, которые помогут решить задание. Этот прием полезно проводить и в 11 классе, т. к. очень много ошибок из-за неверного прочтения текста задания.

5. Работа в группах.

Например, при изучении темы «Статистическая обработка данных»

каждой группе было выдано задание провести опрос и оформить результаты этого опроса в виде диаграмм и графиков, рассчитав размах, моду, медиану и среднее. Это поможет не только представлять известную информацию в виде таблиц, графиков и диаграмм, но и читать эти данные.

6. Деловая игра

Данный прием хорошо применят при решении финансовых задач. Например, для того, чтобы понять разницу в аннуитетной и дифференцированной схемах выплаты кредита. Для этого предлагается решить следующую задачу:

«Клиент решил взять кредит в банке 331000 рублей на 3 месяца под 10 % в месяц. Существуют две схемы выплаты кредита.

По первой схеме банк в конце каждого месяца начисляет проценты на оставшуюся сумму долга (то есть увеличивает долг на 10 %), затем клиент переводит в банк фиксированную сумму и в результате выплачивает весь долг тремя равными платежами.

По второй схеме банка (группа 2) сумма долга в конце каждого месяца увеличивается на 10 %, а затем уменьшается на сумму, уплаченную клиентом. Суммы, выплачиваемые в конце каждого месяца, подбираются так, чтобы в результате сумма долга каждый месяц уменьшалась равномерно, то есть на одну и ту же величину.

Какую схему мне выгоднее выбрать?»

Класс можно разделить на 2 группы, каждая решает задачу и представляет результаты своей работы в виде таблицы.

Банк «А»

Изображение выглядит как стол

Автоматически созданное описание

Банк «Б»

Изображение выглядит как стол

Автоматически созданное описание

Представленные приемы лишь малая толика всех тех приемов, которые используются мной и коллегами на своих уроках. В условиях быстро меняющихся реалий мы и учащиеся должны быть готовыми к новым требованиям современности.

Основные термины (генерируются автоматически): задача, месяц, прием, работа, сумма долга, функциональная грамотность.


Похожие статьи

Текстовые задачи как средство повышения финансовой...

Задача повышения финансовой грамотности школьников сегодня перешла в плоскость

Перед школой стоит задача формирования экономической грамотности выпускников школ как важного

Каждый месяц, начиная с января, он выплачивает 20 % от оставшейся суммы долга.

Как развить функциональную грамотность учащихся 8 класса...

функциональная грамотность, функциональная грамотность учащихся, Казахстан, ученик, учащийся, система оценивания, русский язык, необходимая информация, мозговая атака, виртуальное пространство. Исследование в действии: Способы и приемы повышения уровня...

Финансовая грамотность студентов | Статья в журнале...

В нашей статье проведен анализ финансовой грамотности студентов г. Ханты-Мансийска методом анонимного анкетирования. Основным доходом у студентов являются социальная и академическая стипендия. Результаты ответов подтвердили ожидания, студенты признают, что...

Особенности формирования функциональной грамотности...

Функциональная грамотность — это индикатор общественного благополучия. В ближайшем будущем функциональная грамотность станет показателем развитости цивилизации, государства, нации, социальной группы, отдельной личности.Высокий уровень указывает на...

Функциональная грамотность на уроках русского языка...

Ключевые слова: функциональная грамотность, русский язык, коммуникативная компетенция, языковая компетенция, лингвистическая компетенция.

Под функциональной грамотностью понимается способность человека использовать полученные в жизни знания для решения...

Развитие функциональной грамотности школьников на уроках...

Работа по овладению функциональной грамотностью на уроках русского языка и литературы начинается в среднем

В 7-м классе работа по овладению функциональной грамотностью продолжается: изучаются

Вопросы на стикерах. Этот прием очень хорошо работает на уроках.

Проблемы функциональной грамотности выпускников из числа...

Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность. В задачах учителя не преподносить знания

Обучение функциональной грамотности учащихся на уроках... Функциональная грамотность — это индикатор общественного благополучия.

Формирование функциональной грамотности школьников...

В статье описаны подходы к определению функциональной грамотности, возможные проблемы и решения, связанные с формированием

Библиографическое описание: Меркушова, Н. И. Формирование функциональной грамотности школьников: проблемы и перспективы / Н...

Методы функциональной грамотности чтения: зарубежный опыт

Первоначально определение «функциональная грамотность» было связано с определенной стратегией разработки и осуществления проектов и программ по

Термин «грамотность» был определен ЮНЕСКО как навык чтения, письма, счета и работы с документами.

Похожие статьи

Текстовые задачи как средство повышения финансовой...

Задача повышения финансовой грамотности школьников сегодня перешла в плоскость

Перед школой стоит задача формирования экономической грамотности выпускников школ как важного

Каждый месяц, начиная с января, он выплачивает 20 % от оставшейся суммы долга.

Как развить функциональную грамотность учащихся 8 класса...

функциональная грамотность, функциональная грамотность учащихся, Казахстан, ученик, учащийся, система оценивания, русский язык, необходимая информация, мозговая атака, виртуальное пространство. Исследование в действии: Способы и приемы повышения уровня...

Финансовая грамотность студентов | Статья в журнале...

В нашей статье проведен анализ финансовой грамотности студентов г. Ханты-Мансийска методом анонимного анкетирования. Основным доходом у студентов являются социальная и академическая стипендия. Результаты ответов подтвердили ожидания, студенты признают, что...

Особенности формирования функциональной грамотности...

Функциональная грамотность — это индикатор общественного благополучия. В ближайшем будущем функциональная грамотность станет показателем развитости цивилизации, государства, нации, социальной группы, отдельной личности.Высокий уровень указывает на...

Функциональная грамотность на уроках русского языка...

Ключевые слова: функциональная грамотность, русский язык, коммуникативная компетенция, языковая компетенция, лингвистическая компетенция.

Под функциональной грамотностью понимается способность человека использовать полученные в жизни знания для решения...

Развитие функциональной грамотности школьников на уроках...

Работа по овладению функциональной грамотностью на уроках русского языка и литературы начинается в среднем

В 7-м классе работа по овладению функциональной грамотностью продолжается: изучаются

Вопросы на стикерах. Этот прием очень хорошо работает на уроках.

Проблемы функциональной грамотности выпускников из числа...

Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность. В задачах учителя не преподносить знания

Обучение функциональной грамотности учащихся на уроках... Функциональная грамотность — это индикатор общественного благополучия.

Формирование функциональной грамотности школьников...

В статье описаны подходы к определению функциональной грамотности, возможные проблемы и решения, связанные с формированием

Библиографическое описание: Меркушова, Н. И. Формирование функциональной грамотности школьников: проблемы и перспективы / Н...

Методы функциональной грамотности чтения: зарубежный опыт

Первоначально определение «функциональная грамотность» было связано с определенной стратегией разработки и осуществления проектов и программ по

Термин «грамотность» был определен ЮНЕСКО как навык чтения, письма, счета и работы с документами.

Задать вопрос