Как развить функциональную грамотность учащихся 8 класса через чтение графиков и решение задач с практическим применением на готовых чертежах? | Статья в журнале «Молодой ученый»

Библиографическое описание:

Богданова Ю. Н., Хасенов А. К., Темирова Д. М., Балыкова Б. Ж. Как развить функциональную грамотность учащихся 8 класса через чтение графиков и решение задач с практическим применением на готовых чертежах? // Молодой ученый. — 2017. — №18.1. — С. 9-12. — URL https://moluch.ru/archive/152/43262/ (дата обращения: 18.06.2018).



Цель исследования: развить функциональную грамотность учащихся 8 класса через чтение графиков и решение задач на готовых чертежах.

Объект исследования: процесс развития функциональной грамотности учащихся 8 класса через чтение графиков и решение задач на готовых чертежах.

Обоснование темы исследования:

На сегодняшний день повышение требований к уровню образованности человека меняет представления о подготовке учащихся начиная со школы. Согласно интегрированной образовательной программе процесс обучения выпускников в школе должен быть ориентирован на развитие компетентностей, способствующих реализации концепции «образование через всю жизнь». Предпосылкой этому является владение навыками функциональной грамотности на высоком уровне, что будет способствовать конкурентоспособности в области образования, а в дальнейшем быть востребованным в выбранной учеником профессии.

Каждый учитель математики сталкивается в процессе своего преподавания с вопросом, который при изучении нового раздела задают ученики во всех классах «Где мне это пригодится?». И в старших классах эта проблема встаёт более остро и зачастую сложно найти практическое применение новому материалу. Данная проблема усугубляется тем, что учащиеся обладают низким уровнем чтения и анализа чертежей, графиков, и не видят как явно, так и неявно заданные условия на готовых чертежах. По этой причине нашей командой была выбрана именно эта тема для исследования урока в формате «Lesson Study». Её актуальность состоит в том, что очень важно демонстрировать детям, где и как можно применять математические знания помимо уроков в реальной жизни и как правильно и качественно интерпретировать чертёж, схему, график и другие неявно заданные условия. Одним из примеров можно считать интегрированный урок, но часто его проводить нет возможности и не всегда получается по программе. Конечно инструментарий математики необходим в той или иной степени в любом предмете, в любой сфере деятельности, и этот пункт конечно бесспорный и самый понимаемый учениками, но возникает необходимость в данный конкретный момент увидеть, пример того с какой целью они изучают эту фигуру, формулу и так далее и как это можно применить?

Также одной из причин выбора данной темы исследования являются низкие результаты оценки учебных достижений 15-летних учащихся (Programfor International Student Assessment – PISA). Учащимся сложно работать с конкретными моделями, развивать и интегрировать разные задания, исследования математической грамотности.

Обобщая полученные выводы и понимая, что учителя дают сильные предметные знания, но не учат применять их в реальных, жизненных ситуациях мы стали реализовывать на практике поставленные цели по развитию функциональной грамотности учащихся 8 класса через чтение графиков и решение задач на готовых чертежах с практическим применением.

Изучая данный вопрос в команде, нам удалось выявить общую проблему и сузить её для исследования. Посредством анкетирования, тестирования и наблюдений на уроке мы определили фокус-группу учеников (С1, С2, С3). Группа состояла из четырёх учеников с уровнем знаний – средний, так как слабо успевающих учеников в данном классе нет.

Рис. 1. Обсуждение проведённого урока

Рис. 2. Планирование урока

При совместном планировании уроков происходил анализ и выбор стратегий эффективных для данного этапа исследования, подбор интегрированных и дифференцированных заданий для работы на уроке, обсуждение структуры урока и его содержания. Особое внимание уделяли подбору и разработке прикладных задач, чтению графиков и чертежей. В качестве источника практико-ориентированных задач поначалу мы использовали задания, предлагаемые в тестах PISA, исследованиях TIMSS и в контрольно-измерительных материалах для итоговой аттестации выпускников основной и средней школы. Но поскольку таковых заданий на конкретную тему было недостаточно, приходилось моделировать их самим. Акцентируя внимание именно на такого рода заданиях у учащихся появляется неподдельный интерес к изучаемому на уроке материалу.

В ходе урока проводили не только наблюдение за учениками, но также велась видеосъёмка, фотосъёмка и заполнение дневников наблюдения учителя.

Обратная связь от учеников в конце каждого урока являлась неотъемлемой и наиболее важной частью исследования. Проводился опрос учащихся о том, что было для них полезно, по их мнению, какие задачи было решать интересно и почему, и как, на их взгляд, можно было бы разнообразить и изменить урок. Хочется отметить, что отзывы по урокам были всегда положительны и в основном ученики отмечали именно подбор задач, их практическую направленность. «Я больше понимаю, когда могу представить, а здесь даже рисунок есть…», «мне нравится, когда задачу обсуждаем вместе, решаем вместе…» «Проблемная задача, в начале урока, понравилась и ролик об аттракционе. Много интересных задач».

На основании наблюдения за учащимися, анализа обратной связи, анкетирования и, самое главное, их результатов оценивания устанавливались доказательства прогресса каждого из учащихся в соответствии с планируемыми ожиданиями.

Рис. 4-7. Этап наблюдения

Приведём примеры рассматриваемых задач.

Рис. 8. Примеры заданий

Результат исследования

По результатам мониторинга прогресса учащихся по математике были выявлены следующие изменения:

 ученики С1, С3 показали отличные результаты на суммативном оценивании (28 и 29 баллов из 30), а ученик С2 набрал 24 балла, что в сравнении с результатами предыдущих работ показывает положительную динамику;

 ученики показывают хорошие навыки чтения чертежей, графиков на уроке при работе у доски;

 все ученики стали активнее при обсуждении и анализе заданий, более эффективно проходят групповые и парные виды работ;

 ученик С2 с заданиями на чтение графиков, диаграмм справляется менее успешно, чем ученики С1 и С3.

В процессе проведения исследования мы пришли к выводу о том, что развитие навыков функциональной грамотности, в частности математической, через чтение графиков, чертежей и правильную интерпретацию условия, подкреплённое у школьников умением решать практико-ориентированные задачи в процессе обучения позволяет сформировать у них навыки высокого порядка и математической компетентности. Ученику важно знать, в какой области те или иные знания могут ему пригодиться, а применение полученных знаний к конкретной задаче, с представлением применимости её в жизни даёт глубокое понимание предмета. Также такой подход к обучению позволяет в дальнейшем выпускнику школы решать проблемы, возникающие в жизни и в профессиональной деятельности, т.е. развивать функциональную грамотность.

Основные термины (генерируются автоматически): чтение графиков, ученик, PISA, задача, функциональная грамотность, функциональная грамотность учащихся, решение задач, обратная связь, задание, TIMSS.


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос