Как развить функциональную грамотность учащихся 8 класса через чтение графиков и решение задач с практическим применением на готовых чертежах? | Статья в журнале «Молодой ученый»

Библиографическое описание:

Богданова Ю. Н., Хасенов А. К., Темирова Д. М., Балыкова Б. Ж. Как развить функциональную грамотность учащихся 8 класса через чтение графиков и решение задач с практическим применением на готовых чертежах? // Молодой ученый. — 2017. — №18.1. — С. 9-12. — URL https://moluch.ru/archive/152/43262/ (дата обращения: 24.09.2018).



Цель исследования: развить функциональную грамотность учащихся 8 класса через чтение графиков и решение задач на готовых чертежах.

Объект исследования: процесс развития функциональной грамотности учащихся 8 класса через чтение графиков и решение задач на готовых чертежах.

Обоснование темы исследования:

На сегодняшний день повышение требований к уровню образованности человека меняет представления о подготовке учащихся начиная со школы. Согласно интегрированной образовательной программе процесс обучения выпускников в школе должен быть ориентирован на развитие компетентностей, способствующих реализации концепции «образование через всю жизнь». Предпосылкой этому является владение навыками функциональной грамотности на высоком уровне, что будет способствовать конкурентоспособности в области образования, а в дальнейшем быть востребованным в выбранной учеником профессии.

Каждый учитель математики сталкивается в процессе своего преподавания с вопросом, который при изучении нового раздела задают ученики во всех классах «Где мне это пригодится?». И в старших классах эта проблема встаёт более остро и зачастую сложно найти практическое применение новому материалу. Данная проблема усугубляется тем, что учащиеся обладают низким уровнем чтения и анализа чертежей, графиков, и не видят как явно, так и неявно заданные условия на готовых чертежах. По этой причине нашей командой была выбрана именно эта тема для исследования урока в формате «Lesson Study». Её актуальность состоит в том, что очень важно демонстрировать детям, где и как можно применять математические знания помимо уроков в реальной жизни и как правильно и качественно интерпретировать чертёж, схему, график и другие неявно заданные условия. Одним из примеров можно считать интегрированный урок, но часто его проводить нет возможности и не всегда получается по программе. Конечно инструментарий математики необходим в той или иной степени в любом предмете, в любой сфере деятельности, и этот пункт конечно бесспорный и самый понимаемый учениками, но возникает необходимость в данный конкретный момент увидеть, пример того с какой целью они изучают эту фигуру, формулу и так далее и как это можно применить?

Также одной из причин выбора данной темы исследования являются низкие результаты оценки учебных достижений 15-летних учащихся (Programfor International Student Assessment – PISA). Учащимся сложно работать с конкретными моделями, развивать и интегрировать разные задания, исследования математической грамотности.

Обобщая полученные выводы и понимая, что учителя дают сильные предметные знания, но не учат применять их в реальных, жизненных ситуациях мы стали реализовывать на практике поставленные цели по развитию функциональной грамотности учащихся 8 класса через чтение графиков и решение задач на готовых чертежах с практическим применением.

Изучая данный вопрос в команде, нам удалось выявить общую проблему и сузить её для исследования. Посредством анкетирования, тестирования и наблюдений на уроке мы определили фокус-группу учеников (С1, С2, С3). Группа состояла из четырёх учеников с уровнем знаний – средний, так как слабо успевающих учеников в данном классе нет.

Рис. 1. Обсуждение проведённого урока

Рис. 2. Планирование урока

При совместном планировании уроков происходил анализ и выбор стратегий эффективных для данного этапа исследования, подбор интегрированных и дифференцированных заданий для работы на уроке, обсуждение структуры урока и его содержания. Особое внимание уделяли подбору и разработке прикладных задач, чтению графиков и чертежей. В качестве источника практико-ориентированных задач поначалу мы использовали задания, предлагаемые в тестах PISA, исследованиях TIMSS и в контрольно-измерительных материалах для итоговой аттестации выпускников основной и средней школы. Но поскольку таковых заданий на конкретную тему было недостаточно, приходилось моделировать их самим. Акцентируя внимание именно на такого рода заданиях у учащихся появляется неподдельный интерес к изучаемому на уроке материалу.

В ходе урока проводили не только наблюдение за учениками, но также велась видеосъёмка, фотосъёмка и заполнение дневников наблюдения учителя.

Обратная связь от учеников в конце каждого урока являлась неотъемлемой и наиболее важной частью исследования. Проводился опрос учащихся о том, что было для них полезно, по их мнению, какие задачи было решать интересно и почему, и как, на их взгляд, можно было бы разнообразить и изменить урок. Хочется отметить, что отзывы по урокам были всегда положительны и в основном ученики отмечали именно подбор задач, их практическую направленность. «Я больше понимаю, когда могу представить, а здесь даже рисунок есть…», «мне нравится, когда задачу обсуждаем вместе, решаем вместе…» «Проблемная задача, в начале урока, понравилась и ролик об аттракционе. Много интересных задач».

На основании наблюдения за учащимися, анализа обратной связи, анкетирования и, самое главное, их результатов оценивания устанавливались доказательства прогресса каждого из учащихся в соответствии с планируемыми ожиданиями.

Рис. 4-7. Этап наблюдения

Приведём примеры рассматриваемых задач.

Рис. 8. Примеры заданий

Результат исследования

По результатам мониторинга прогресса учащихся по математике были выявлены следующие изменения:

 ученики С1, С3 показали отличные результаты на суммативном оценивании (28 и 29 баллов из 30), а ученик С2 набрал 24 балла, что в сравнении с результатами предыдущих работ показывает положительную динамику;

 ученики показывают хорошие навыки чтения чертежей, графиков на уроке при работе у доски;

 все ученики стали активнее при обсуждении и анализе заданий, более эффективно проходят групповые и парные виды работ;

 ученик С2 с заданиями на чтение графиков, диаграмм справляется менее успешно, чем ученики С1 и С3.

В процессе проведения исследования мы пришли к выводу о том, что развитие навыков функциональной грамотности, в частности математической, через чтение графиков, чертежей и правильную интерпретацию условия, подкреплённое у школьников умением решать практико-ориентированные задачи в процессе обучения позволяет сформировать у них навыки высокого порядка и математической компетентности. Ученику важно знать, в какой области те или иные знания могут ему пригодиться, а применение полученных знаний к конкретной задаче, с представлением применимости её в жизни даёт глубокое понимание предмета. Также такой подход к обучению позволяет в дальнейшем выпускнику школы решать проблемы, возникающие в жизни и в профессиональной деятельности, т.е. развивать функциональную грамотность.

Основные термины (генерируются автоматически): чтение графиков, ученик, PISA, задача, функциональная грамотность, функциональная грамотность учащихся, решение задач, обратная связь, задание, TIMSS.


Похожие статьи

Развитие функциональной грамотности школьников на уроках...

текст, функциональная грамотность, PISA, учебно-научный текст, слово, работа, умение, развитие, учащийся, критическое мышление.

Исследование в действии: Как развить функциональную...

Как развить функциональную грамотность учащихся 8 класса через чтение графиков и решение задач с практическим применением на готовых чертежах?

Формирование функциональной грамотности учащихся при...

PISA, естественнонаучная грамотность, функциональная грамотность, математическая грамотность, задание, знание, Казахстан, учащийся, дешевое массовое производство, наследственная аномалия.

Особенности формирования функциональной грамотности...

функциональная грамотность, функциональная грамотность учащихся, Казахстан, ученик, учащийся, система оценивания, русский язык, необходимая информация, мозговая атака, виртуальное пространство.

Исследование в действии: Способы и приемы повышения уровня...

Результаты международной программы по оценке учебных достижений учащихся (PISA) показывают низкий уровень развития читательской грамотности у учеников в Казахстане. Грамотность чтения является одним из компонентов функциональной грамотности...

Формирование функциональной грамотности на уроках русского...

Формирование навыков функциональной грамотности начинается с самостоятельного определения учениками темы и цели урока.

На стадии Вызова важно отобрать материал таким образом, чтобы через решение лингвистической задачи, ученик мог пополнить свои...

Интегрированные уроки как средство формирования...

Функциональная грамотность является востребованной компетенцией ученика.

Особенности формирования функциональной грамотности учащихся по предметам гуманитарного цикла.

Развитие естественно-научной функциональной грамотности

«…первостепенная задача современной. Системы образования – это подготовка людей, Обладающих критическим мышлением и способных. Ориентироваться в информационных потоках». Н.А. Назарбаев.

Исследование в действии: как применение принципа...

Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников на

Основные термины (генерируются автоматически): учащийся, читательская грамотность

Как решение творческих задач способствует развитию дивергентного мышления учащихся 8 класса.

Развитие функциональной грамотности школьников на уроках...

текст, функциональная грамотность, PISA, учебно-научный текст, слово, работа, умение, развитие, учащийся, критическое мышление.

Исследование в действии: Как развить функциональную...

Как развить функциональную грамотность учащихся 8 класса через чтение графиков и решение задач с практическим применением на готовых чертежах?

Формирование функциональной грамотности учащихся при...

PISA, естественнонаучная грамотность, функциональная грамотность, математическая грамотность, задание, знание, Казахстан, учащийся, дешевое массовое производство, наследственная аномалия.

Особенности формирования функциональной грамотности...

функциональная грамотность, функциональная грамотность учащихся, Казахстан, ученик, учащийся, система оценивания, русский язык, необходимая информация, мозговая атака, виртуальное пространство.

Исследование в действии: Способы и приемы повышения уровня...

Результаты международной программы по оценке учебных достижений учащихся (PISA) показывают низкий уровень развития читательской грамотности у учеников в Казахстане. Грамотность чтения является одним из компонентов функциональной грамотности...

Формирование функциональной грамотности на уроках русского...

Формирование навыков функциональной грамотности начинается с самостоятельного определения учениками темы и цели урока.

На стадии Вызова важно отобрать материал таким образом, чтобы через решение лингвистической задачи, ученик мог пополнить свои...

Интегрированные уроки как средство формирования...

Функциональная грамотность является востребованной компетенцией ученика.

Особенности формирования функциональной грамотности учащихся по предметам гуманитарного цикла.

Развитие естественно-научной функциональной грамотности

«…первостепенная задача современной. Системы образования – это подготовка людей, Обладающих критическим мышлением и способных. Ориентироваться в информационных потоках». Н.А. Назарбаев.

Исследование в действии: как применение принципа...

Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников на

Основные термины (генерируются автоматически): учащийся, читательская грамотность

Как решение творческих задач способствует развитию дивергентного мышления учащихся 8 класса.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Развитие функциональной грамотности школьников на уроках...

текст, функциональная грамотность, PISA, учебно-научный текст, слово, работа, умение, развитие, учащийся, критическое мышление.

Исследование в действии: Как развить функциональную...

Как развить функциональную грамотность учащихся 8 класса через чтение графиков и решение задач с практическим применением на готовых чертежах?

Формирование функциональной грамотности учащихся при...

PISA, естественнонаучная грамотность, функциональная грамотность, математическая грамотность, задание, знание, Казахстан, учащийся, дешевое массовое производство, наследственная аномалия.

Особенности формирования функциональной грамотности...

функциональная грамотность, функциональная грамотность учащихся, Казахстан, ученик, учащийся, система оценивания, русский язык, необходимая информация, мозговая атака, виртуальное пространство.

Исследование в действии: Способы и приемы повышения уровня...

Результаты международной программы по оценке учебных достижений учащихся (PISA) показывают низкий уровень развития читательской грамотности у учеников в Казахстане. Грамотность чтения является одним из компонентов функциональной грамотности...

Формирование функциональной грамотности на уроках русского...

Формирование навыков функциональной грамотности начинается с самостоятельного определения учениками темы и цели урока.

На стадии Вызова важно отобрать материал таким образом, чтобы через решение лингвистической задачи, ученик мог пополнить свои...

Интегрированные уроки как средство формирования...

Функциональная грамотность является востребованной компетенцией ученика.

Особенности формирования функциональной грамотности учащихся по предметам гуманитарного цикла.

Развитие естественно-научной функциональной грамотности

«…первостепенная задача современной. Системы образования – это подготовка людей, Обладающих критическим мышлением и способных. Ориентироваться в информационных потоках». Н.А. Назарбаев.

Исследование в действии: как применение принципа...

Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников на

Основные термины (генерируются автоматически): учащийся, читательская грамотность

Как решение творческих задач способствует развитию дивергентного мышления учащихся 8 класса.

Развитие функциональной грамотности школьников на уроках...

текст, функциональная грамотность, PISA, учебно-научный текст, слово, работа, умение, развитие, учащийся, критическое мышление.

Исследование в действии: Как развить функциональную...

Как развить функциональную грамотность учащихся 8 класса через чтение графиков и решение задач с практическим применением на готовых чертежах?

Формирование функциональной грамотности учащихся при...

PISA, естественнонаучная грамотность, функциональная грамотность, математическая грамотность, задание, знание, Казахстан, учащийся, дешевое массовое производство, наследственная аномалия.

Особенности формирования функциональной грамотности...

функциональная грамотность, функциональная грамотность учащихся, Казахстан, ученик, учащийся, система оценивания, русский язык, необходимая информация, мозговая атака, виртуальное пространство.

Исследование в действии: Способы и приемы повышения уровня...

Результаты международной программы по оценке учебных достижений учащихся (PISA) показывают низкий уровень развития читательской грамотности у учеников в Казахстане. Грамотность чтения является одним из компонентов функциональной грамотности...

Формирование функциональной грамотности на уроках русского...

Формирование навыков функциональной грамотности начинается с самостоятельного определения учениками темы и цели урока.

На стадии Вызова важно отобрать материал таким образом, чтобы через решение лингвистической задачи, ученик мог пополнить свои...

Интегрированные уроки как средство формирования...

Функциональная грамотность является востребованной компетенцией ученика.

Особенности формирования функциональной грамотности учащихся по предметам гуманитарного цикла.

Развитие естественно-научной функциональной грамотности

«…первостепенная задача современной. Системы образования – это подготовка людей, Обладающих критическим мышлением и способных. Ориентироваться в информационных потоках». Н.А. Назарбаев.

Исследование в действии: как применение принципа...

Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников на

Основные термины (генерируются автоматически): учащийся, читательская грамотность

Как решение творческих задач способствует развитию дивергентного мышления учащихся 8 класса.

Задать вопрос