Библиографическое описание:

Арингазинова А. М. Исследование в действии: Как развить функциональную грамотность учащихся 8 классов через чтение схем, графиков на уроках информатики // Молодой ученый. — 2016. — №10.4. — С. 2-5.



  1. Почему решили заняться исследованием в действии?

Анализируя стартовые мониторинги учебных годов 2014-2015, 2015 -2016 гг. я пришла к выводам таким:

- ученики имеют затруднения с заданиями, связанными с табличным процессором, где нужно по заданным значениям определить выходные данные;

- ученики имеют слабые навыки построения блок-схем по указанному алгоритму.

Все указанные проблемы имели один корень, а именно связанные со следующим термином «Функциональная грамотность». То есть, исходя из выявленных проблемных зон, я пришла к выводу, что ученики имеют следующие проблемы из-за того, что слабо интерпретируют указанные графики и схемы в заданиях. Тем самым я определила проблему для решения через Action Research.

Как начиналась работа

Для решения поставленной проблемы было решено выполнить следующие действия для организации благоприятной атмосферы:

1) создание целевой группы по решению родственных проблем;

2) создание сетевого сообщества с помощью средств корпоративной почты;

3) встречи с критическими друзьями;

4) проведение коуч-сессий по заявленным запросам.

Встречи с коллегами проводились в дружеской атмосфере, что располагало к продуктивности сотрудничества.

Возникновение проблемной ситуации

В 2014 году я стала преподавать предмет Информатика в классах 7Е и 7 G, на тот момента времени. Так как обучение в Назарбаев Интеллектуальных школах происходит по спиральной системе обучения, что заключается в том, что ученики с каждым годом наращивают свои знания, умения и навыки в определенных областях и раздела учебной программы. Тем самым показывая связь между знаниями на протяжении определенного времени. При анализе проблемных ситуаций я выделила следующие проблемные аспекты, что ученики имеют слабо развитые навыки чтения схем, графиков, то есть чтение знаковой и графической информации.

Анализ проблемной ситуации показал, сравнение стартовых мониторингов на протяжении 2-х лет.

Таблица 1

Стартовый мониторинг за 2014-2015 учебный год

Класс

всего

Писавшие

Отсутствующие

"5"

"4"

"3"

"2"

Успеваемость

Качество успеваемости

8E

9

9

0

1

3

5

0

100.0

44.4

8G

8

8

0

0

6

2

0

100.0

75.0

17

17

0

1

9

7

0

100.0

58.8

Таблица 1

Стартовый мониторинг за 2015-2016 учебный год

Класс

всего

Писавшие

Отсутствующие

"5"

"4"

"3"

"2"

Успеваемость

Качество успеваемости

8E

10

10

0

0

3

7

0

100.0

30.0

8G

9

9

0

0

3

6

0

100.0

33.3

19

19

0

0

6

13

0

100.0

31.6

Исходя из сравнения данных таблиц, выявлено, что в классах 8 «е» имеется спад качества успеваемости на 14%, а в 8 «g» - имеется спад качества успеваемости на 42%.

При тщательном разборе ошибок допущенных учениками я пришла к следующим результатам:

- задания, связанные со знаковой информацией, то есть ученики имели затруднения в решении таких заданий:

- построение алгоритмических конструкций, а именно линейной конструкции;

- формулирование постановочной части исходя из рисунка;

- поиск решения задания по графику;

- чтение графиков, схем.

Данную проблему я вынесла на обсуждение с коллегами, которые обучают также данных учеников. В ходе обсуждения предоставленного анализа, я выяснила, что проблему, связанную с функциональной грамотностью, также имеют мои коллеги, преподающие в данных классах.

В начале первой четверти я провела небольшое анкетирование, с целью выявления фактов исследования. В анкете были следующие вопросы:

- Как Вы понимаете, что такое функциональная грамотность?

- Как можно считывать информацию с графиков?

- Как строить алгоритмы в графической форме?

- Какие алгоритмические конструкции вызвали затруднение?

- Нужно ли для Вас постоянная обратная связь от учителя по оформлению блок- схем?

- Интересны ли для Вас результаты формативного и суммативного оценивания?

- Умеете ли Вы сопоставлять табличные данные с указанными диаграммами?

Анализируя полученные результаты анкетирования, выяснилось, что ученики не совсем понимают, как строить блок – схемы на определенные алгоритмические конструкции, не знают, как сопоставлять данные в таблице с указанными диаграммами, что и доказывались результатами формативного оценивания.

В целом данное анкетирование несет положительную информацию, то есть ученики были открыты к исследованию.

Исходя из общих интересов целевой группы был составлен план исследования.

Для составления психолого-педагогической карты на на указанные классы были отправлены запросы психологам по школе. Помимо были составлены личные разговоры с кураторами, которые работают с данными классами второй учебный год.

На сегодняшний момент в первой группе 8 «е» класса обучаются 10 учащихся, в первой группе 8 «g» класса обучаются 9 учащихся.

При составлении анализа по методу SWOT, где были определены сильные стороны, слабые стороны, благоприятные стороны, угрозы и риски.

При анализе данных выявилось, что корень проблемной ситуации лежит в том, что ученики не всегда могут интерпретировать результативности собственной деятельности. Имеют не развитые навыки высокого порядка, тем самым не могут справится с заданиями, которые направлены на развитие функциональной грамотности.

Планирование действий

Важнейшими индикаторами функциональной грамотности учеников по предметам естественно-научного цикла по данной теме, являются информационная грамотность, компьютерная грамотность.

Составленный план основывался на следующих критериях:

- поиск новых стратегий и техник, направленных на формирование мета сознания, критического мышления, самоорганизации учащихся;

- поиск критериев, позволяющих оценить уровень сформированности межпредметных навыков, ключевых компетенций;

- составление критериев оценок для формативного оценивания.

Цели данного исследования заключаются в следующем:

1)Определение уровня функциональной грамотности у учащихся;

2)Внедрение в поурочную деятельность различных методов и приемов, способствующих развитию навыка чтения чертежей, схем, графиков, как способа развития функциональной грамотности.

Результатом внедрения чтение чертежей, схем, графиков на уроках информатики, как способа по развитию функциональной грамотности следующие навыки и умения:

- читать таблицы, диаграммы, схемы, условные обозначения;

- искать тематическую информацию в сети интернет;

- читать блок-схемы определенного алгоритма;

- интерпретировать блок-схемы, графики, диаграммы;

- представлять алгоритмы в различных формах;

- анализировать полученные результаты с помощью трассировочных таблиц.

Результаты

В ходе проведения исследования я использовала следующие педагогические приемы:

По указанным разделам, которые касались использования таких инструментов, работающих со следующей информацией:

1)Построение графиков в табличном процессоре

2)Построение блок – схем в разделе программирование.

Конечным срезом исследования было проведенное суммативное оценивание, с помощью которого я получила следующие результаты по 2 группам.

Таблица 3

Результаты заданий по суммативному оцениванию 3 четверти

Класс

всего

Писавшие

Отсутствующие

Задание 8

Задание 9

Задание 15

Задание 16

Общий процент выполнения

8E

10

10

0

10

9

8

9

90%

8G

9

9

0

9

9

7

9

94%

19

19

0

19

18

15

18

92%

Анализ результатов

В ходе анализа суммативного оценивания 3 четверти я пришла к тому, что использованные методы по развитию функциональной грамотности привели к тому, что отработанные навыки закрепились и ученикам уже легче ориентироваться в графиках и блок-схемах.

Были использованы задания, которые нужно выполнить с помощью чтения графиков и схем. Несколько примеров заданий можно просмотреть на следующем рисунке.

Рис. 3. Образцы заданий

Что не получилось. Проблемные зоны

В ходе решения поставленной проблемы я вышла следующие проблемы:

1) Слабо развитое алгоритмическое мышление

2) Проблемы интерпретации блок-схем в код программы

3) Слабо развитая математическая функциональная грамотность

Мои дальнейшие действия

Планирую в дальнейшем сформировать у учащихся навыки программирования с помощью составления в начале алгоритмов в виде блок- схем или псевдокода.

Литература:

  1. Леонтьев А. А. От психологии чтения к психологии обучения чтению // Материалы 5-й Международной научно-практической конференции (26-28 марта 2001 г.): в 2 ч. — Ч. 1 / под ред. И. В. Усачевой. — М., 2002.
Основные термины (генерируются автоматически): функциональной грамотности, проблемной ситуации, развитию функциональной грамотности, интерактивных опорных схем, логического мышления учащихся, следующие проблемы, Формирование логического мышления, использование интерактивных опорных, лексические особенности текста, функциональная грамотность, функциональной грамотности следующие, функциональную грамотность учащихся, навыки чтения схем, развитые навыки, уроках информатики, функциональной грамотности учеников, алгоритмические конструкции, учащихся навыки программирования, формативного оценивания, суммативного оценивания.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос