Формирование и развитие функциональной грамотности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности как важнейшее условие повышения качества образования
Автор: Житко Елена Алексеевна
Рубрика: Общеобразовательная школа
Опубликовано в Образование и воспитание №2 (43) апрель 2023 г.
Дата публикации: 21.03.2023
Статья просмотрена: 588 раз
Библиографическое описание:
Житко, Е. А. Формирование и развитие функциональной грамотности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности как важнейшее условие повышения качества образования / Е. А. Житко. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2023. — № 2 (43). — С. 30-32. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/246/8199/ (дата обращения: 28.04.2024).
Ключевые слова: функциональная грамотность, внеурочная деятельность, образовательный процесс.
В Законе об образовании качество образования определяется как «комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы».
Качество образовательного процесса складывается из следующих качеств: качества образовательной программы; качества потенциала педагогического состава, задействованного в образовательном процессе; качества потенциала обучающихся, качества средств образовательного процесса, качества образовательных технологий; качества управления образовательными системами и процессами.
Поэтому основная задача методической работы школы — обеспечить развитие профессиональных компетенций, направленных на достижение нового образовательного результата.
В нашей школе создана и реализуется модель методического сопровождения учителя по формированию функциональной грамотности школьников.
Важным условием успешности формирования функциональной грамотности обучающихся является управление процессом создания условий, способствующих ее развитию, со стороны руководителя и администрации образовательной организации. К ним относятся нормативно-правовые, кадровые, организационные, программно-методические и материально-технические условия.
В основу модели заложены задачи федерального проекта «Современная школа»: создание системы для непрерывного и планомерного повышения квалификации и непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников с учетом их профессиональных дефицитов и интересов, а также требований работодателей.
Для оценки профессиональных дефицитов педагогов реализуются мероприятия плана методической работы и внутришкольного контроля (посещение уроков, внеурочных и элективных занятий, проверка документации, деятельность педагогов в рамках ШМО и РМО, участие в профессиональных мероприятиях, анкетирование, диагностика профессиональных компетенций).
После прохождения курсовой подготовки для педагогов организуется внутришкольное повышение квалификации (семинары, участие в работе ШМО и РМО, методические недели, выступление на педагогических конференциях и др.), где учителя, прошедшие курсы ПК, делятся полученными знаниями и опытом с другими педагогами.
Одной из эффективных форм представления учителями своего опыта являются Методические недели, которые проходят ежегодно в ноябре-декабре проводятся в нашей школе. В рамках методических недель учителя проводят открытые уроки, демонстрируя приемы формирования функциональной грамотности.
Открытые уроки анализируются с использованием карт анализа урока, после каждого урока учитель делает самоанализ. Завершает методические недели «Круглый стол», на котором подводятся итоги, демонстрируются наиболее удачные фрагменты уроков, проводится анализ и самоанализ уроков.
Педагоги школы всегда активно участвуют в методических районных мероприятиях, где представляют свой опыт и повышают профессиональное мастерство.
Целенаправленная деятельность педагогов по изучению и применению в работе современных образовательных технологий, методов и приемов формирования и развития функциональной грамотности находит отражение в результатах внешних оценочных процедур (РДР И ВПР). По результатам участия школы в международных исследованиях PISA, организованных ФИОКО (2020 г.) для 150 школ Московской области, МБОУ г. Пушкино СОШ № 3 показало общий 13 результат.
Анализ результатов диагностических работ позволяет учителям выявить «западающие» умения и скорректировать работу над формированием и развитием тех или иных умений. Для того, чтобы отследить динамику сформированности метапредметных умений в конце каждого учебного года проводятся внутренние диагностические работы по разным видам функциональной грамотности.
Данные качества функционально грамотной личности могут и должны рассматриваться как портрет современного выпускника школы. Задача школы– подготовить выпускников, которые умеют эффективно решать любую практическую жизненную, порой нестандартную, ситуацию, максимально используя все те знания, которые когда-либо с ними случались, используя все прямые и дополнительные компетенции, полученные как в школе, так и через процесс социализации.
Формирование функциональной грамотности идет через проектно-исследовательскую деятельность, организуемую на уроках, курсах внеурочной деятельности в начальной, основной и старшей школе.
C 5 по 9 класс в школе организован курс внеурочной деятельности «Функциональная грамотность (математическая, читательская, естественно-научная)».
Условия для развития функциональной грамотности обучающихся.
Грамотность — это определенный уровень владения навыками чтения и письма, т. е. способность иметь дело с печатным словом (в более современном смысле –это навыки чтения, письма, счета и работы с документами).
— Обучение должно носить деятельностный характер;
— Учебная программа должна учитывать индивидуальные интересы обучающихся и их потребность в развитии;
— Обучающиеся должны быть активными участниками процесса изучения нового материала;
— Учебный процесс необходимо ориентировать на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности;
— В урочной и внеурочной деятельности использовать продуктивные формы групповой работы;
— Поддерживать исследования учеников в области сложных глобальных проблем.
Эффективные педагогические практики
— Приобретение опыта — разрешение проблем, принятие решений, позитивное поведение
— Создание учебных ситуаций, инициирующих учебную деятельность учащихся, мотивирующих их на учебную деятельность и проясняющих смыслы этой деятельности
— Учение в общении, или учебное сотрудничество, задания на работу в парах и малых группах
— Поисковая активность — задания поискового характера, учебные исследования, проекты
— Оценочная самостоятельность школьников, задания на само-и взаимооценку: кейсы, ролевые игры, диспуты и др.
Формирование функциональной грамотности — это сложный, многосторонний, длительный процесс. Достичь нужных результатов можно лишь умело, грамотно сочетая различные современные образовательные педагогические технологии:
— Технология проектной деятельности
— Технология оценивания учебных достижений обучающихся
— Технология использования игровых методов
— Технология проблемного обучения
— Технология развития «критического мышления» через чтение и письмо
— Уровневая дифференциация обучения
— Информационные и коммуникационные технологии
— Технология формирования типа правильной читательской деятельности
— Технология развития критического мышления
— Технология обучения в сотрудничестве
— Кейс-технология
— Проектная технология
Педагогические приемы, способствующие формированию функциональной грамотности
— Корзина идей (кластер) (актуализация имеющегося опыта и знаний)
— Идеал
— Карта сообщения
— Большой круг
— Пять «Почему» и одно «Зачем»
— Мозговой штурм
— Шестигранное обучение
— Дерево решений
— ПОПС-формула
П — позиция. Необходимо по заданной проблеме высказать свое собственное мнение («Я считаю, что…», «Я согласен с…»).
О — обоснование, объяснение своей позиции (возможные аргументы, подтверждающие ваше мнение).
П — примеры. «Я могу доказать это на примере…».
С — следствие (суждение или умозаключение). Окончательные выводы, подтверждающие высказанную позицию.
— Ролевая (деловая) игра
— Фишбоун (схема, в которой изученная информация систематизируется и конкретизируется; основой схемы является рыбий скелет)
— Алгоритм Цицерона
— Скрайбинг (визуализация информации при помощи графических символов, отображающих ее содержание и внутренние связи)
— Инфографика
— Коучинг-сессия
— Синквейн
С 2015 года в нашей школе проводится ежегодная школьная конференция по защите итогового индивидуального проекта «Фестиваль проектов», в ходе которой учащиеся представляют свои проекты, выполненные под руководством учителей школы.
В этом учебном году нынешние выпускники защитили свои итоговые индивидуальные проекты в рамках реализации основной образовательной программы среднего общего образования после изучения 68-часового курса «Индивидуальный проект».
Также ежегодно учащиеся нашей школы под руководством учителей готовят исследовательские работы и успешно защищают их на муниципальном, региональном и всероссийском уровнях.
Таким образом, для того чтобы формировать функциональную грамотность учащихся, учитель должен сам обладать компетенциями, которые составляют функциональную грамотность и должен выступать в качестве организатора продуктивной деятельности учащихся, то есть обладать педагогическими компетенциями. Для повышения качества образования необходимо менять подход к организации методической работы школы, делая акцент на непрерывное повышение квалификации и методическое сопровождение учителя.
Литература:
- Формирование функциональной грамотности на уроках в начальной школе: актуальный региональный опыт: сборник методических материалов. Часть 1 / под ред. Л. В. Серых, С. А. Пульной, С. Е. Тереховой, О. В. Беловой.−Белгород, 2020. — 440 с.
- Функциональная грамотность младшего школьника: книга для учителя / [Н. Ф. Виноградова, Е. Э. Кочурова, М. И. Кузнецова и др.]; под ред. Н. Ф. Виноградовой. — М.: Российский учебник: Вентана-Граф, 2018. — 288 с.: ил. — (Российский учебник: Успешный педагог XXI века).
- Ушакова, М. А. Развитие функциональной грамотности школьников посредством повышения качества математического образования / М. А. Ушакова // Научно-методическое обеспечение оценки качества образования. — 2020. — № 1 (9). — С. 56–59.
- Юрикова, О. И. Приемы формирования функциональной грамотности на уроках русского языка в начальной школе / О. И. Юрикова // Педагогика и психология: перспективы развития: сборник материалов VIII Международной научно-практической конференции. — 2019. — С. 21–23.