Формирование функциональной грамотности на уроках математики через практико-ориентированные задачи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №24 (419) июнь 2022 г.

Дата публикации: 17.06.2022

Статья просмотрена: 359 раз

Библиографическое описание:

Кардай, Н. Г. Формирование функциональной грамотности на уроках математики через практико-ориентированные задачи / Н. Г. Кардай. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 24 (419). — С. 363-367. — URL: https://moluch.ru/archive/419/93183/ (дата обращения: 24.04.2024).



Можно и нужно для задач брать примеры из окружающей жизни.

Н. К. Крупская

Каждому человеку приходится использовать в своей жизни математические расчеты, применять компьютерные технологии, искать и применять необходимую информацию в справочниках, овладевать практическими приемами геометрических измерений и построений, читать информацию, представленную в виде таблиц, схем и графиков, понимать вероятностную природу случайных событий, выполнять простые алгоритмы и так далее.

С 2019 года в экзамен ОГЭ по математике новый блок практико - ориентированных заданий. Раньше реальная математика представляла несколько задач разного уровня.

Требование ФГОС: подготовить выпускника, обладающего необходимым набором современных знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни, умеющего применять знания в реальных ситуациях.

В Федеральном Госстандарте одним из основных требований к усвоению знаний обучающихся является умение применять полученные знания в реальных жизненных ситуациях. Для выполнения этого требования я использую на уроках математики практико - ориентированные задания. Практико - ориентированные задачи можно получить из текстов предлагаемых PISA, исследованиях TIMSS и из КИМов для итоговой аттестации выпускников основной и средней школы.

Практико - ориентированная задача — это задача, в условии которой описана такая жизненная ситуация, с которой подросток встречается в своей повседневной жизненной практике. Для решения задачи нужно мобилизовать не только теоретические знания из конкретной или разных предметных областей, но и применить знания, приобретенные из повседневного опыта самого обучающегося.

Практика показывает, что обучающиеся с интересом решают и воспринимают задачи практического содержания. На уроках они с увлечением наблюдают, как из практической задачи возникает теоретическая, и как чисто теоретической задаче можно придать практическую форму.

Такие задачи повышают интерес обучающихся к самому предмету, поскольку для подавляющего большинства ценность математического образования состоит в ее практических возможностях.

При решении данных задач обучающиеся сами ищут, ассоциируют, обобщают, делают умозаключения — одним словом действуют.

Но ни один учебник не может раскрыть всего разнообразия связей школьного курса с производительным трудом, поэтому приходится дополнять задания, предлагаемые в учебнике дополнительными заданиями. Большое значение имеет привлечение обучающихся к отыскиванию примеров использования информации, которые получены на уроках, в жизненных явлениях.

«Скажи мне — и я забуду. Покажи мне — и я запомню. Дай мне действовать самому — и я научусь». Эти слова мудрого Конфуция современны как никогда. Конечно, быстрее и легче продемонстрировать, объяснить, чем позволить им самим открывать знания и способы действий. Самим ставить задачи, исследовать, сравнивать, оценивать, а главное — не опасаться ошибаться в поисках нового пути. Именно этому нужно учить в школе. Преодолеть сложности, выходить за границы своих знаний — эти испытания воли, духа, ума в конечном итоге обязательно подготовят обучающихся к большим испытаниям в жизни. И поэтому, в настоящее время урок — это время, когда ученики сами ищут, дискутируют, ассоциируют, обобщают, делают выводы, одним словом, активно действуют.

Используя практико - ориентированные задачи на уроках математики, я ставлю конкретные цели:

— доказать обучающимся, что математика нужна всем и повсюду;

— научить применять полученные знания на практике;

— подготовить обучающихся к сдаче ВПР и ОГЭ.

Практико-ориентированные задачи способствуют:

— повышению качества математической подготовки обучающихся;

— пониманию использования математики во всех видах деятельности человека;

— созданию предпосылок для творческой деятельности обучающихся.

Конечно, все задачи практического содержания не рассмотришь на уроке и в программе нет отдельной темы по решению прикладных задач.

Классификация практико-ориентированных задач: задачи на движение; задачи на работу; задачи на смеси и сплавы; задачи на оптимизацию; задачи с геометрическим содержанием и др.

И сегодня я представлю практико - ориентированные задачи, которые применяю на уроках.

Высота кабинета 4 м, ширина 5 м, и длина 7 м. Сколько кубических метров воздуха находится в кабинете?

C:\Documents and Settings\Учитель\Рабочий стол\Рисунок1.jpg

Длина бассейна 50 м, ширина 9 м. Объем бассейна 1350 м 3 . Найди глубину бассейна.

Сколько пакетов войдет в коробку?

Тепловоз прошел 1413 м. Найдите диаметр колеса тепловоза, если известно, что оно сделало 300 оборотов.

Диаметр основания царь колокола, находящегося в Московском кремле, равен 6,6 метра. Найдите площадь основания колокола.

https://rusmystery.ru/wp-content/uploads/2013/04/tsar-kolokol.jpg

Абонент забыл последнюю цифру номера телефона своего друга. Какое наибольшее количество номеров придётся набрать, чтобы дозвониться до друга?

https://fs.znanio.ru/methodology/images/08/6c/086ca272addaec99a32cd01fc00188e910db0cfc.jpg

Найдите высоту недоступного предмета.

Найдите расстояние до недоступного предмета.

Компания «Дом для семьи» занимается строительством коттеджных поселков. Для остекления коттеджей она закупает у фирмы по изготовлению окон различные виды окон.

Образцы с размерами в миллиметрах представлены на рисунках.

Цены одного квадратного метра различного вида окон представлены в таблице ниже.

Вид окна

Цена за 1м 2

Треугольное

3460 руб.

Прямоугольное

5700 руб.

Трапециевидное

6000 руб.

Ответьте «верно» или «неверно» данные утверждения.

  1. 2 треугольного окна дешевле 1м 2 прямоугольного окна на 2240 рублей.
  2. Площадь одного окна в форме трапеции в 3 раза больше площади одного треугольного окна.

Сечение железнодорожной насыпи имеет вид равнобедренной трапеции с основаниями 8 м и 14 м. Боковая сторона трапеции равна 5 см. Определить объем грунта, который нужно вынуть из земли, если общая длина всей траншеи на участке обороны должна быть равна 155 м.

https://present5.com/presentation/-48636660_162904508/image-79.jpg

Авиационная бомба среднего калибра дает при взрыве воронку диаметром 6 м и глубиной 2 м. Какое количество земли (по массе) выбрасывает эта бомба, если 1 м 3 земли имеет массу 1650 кг?

Каучук для промышленных нужд собирают, подвешивая конические воронки к деревьям. Сколько воронок диаметром 10 см с образующей 13 см нужно подвесить, чтобы заполнить десятилитровое ведро?

Почему у пожарных ведер коническая форма?#всеобовсем Конус быстрее зачерпыв... Результаты для. конус.

Армейская палатка представляет собой параллелепипед длиной 5 м, шириной 4 м и высотой 2,5 м с двускатной крышей, приподнятой на 80 см. Определить объем палатки и количество палаточного материала, необходимого для ее изготовления.

Таким образом, подводя итог, можно сказать, что современные подходы в образовании ориентированы на результат, требует изменений в учебной подготовке обучающихся. Назначение практико-ориентированных задач — «окунуть» обучающегося в решение «жизненной» задачи. Успешное выполнение контекстных заданий может быть обеспечено только при ориентации учебного процесса на решение практико-ориентированных задач. В связи с этим давайте запомним одну математическую формулу, которая позволит сформировать у обучающихся в процессе изучения математики и других дисциплин качества мышления, необходимые для полноценного функционирования человека в современном обществе.

«ОВЛАДЕНИЕ = УСВОЕНИЕ + ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ НА ПРАКТИКЕ».

Литература:

  1. Акушева Н. Г. Развитие функциональной грамотности чтения / Н. Г. Акушева, М. Б. Лойк, Л. А. Скороделова// Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития: сборник материалов XVII Международной научно — практической конференции. — 2020. — С.49–51.
  2. Алексеева Е. Е. Методика формирования функциональной грамотности учащихся в обучении математике / Е. Е. Алексеева // Проблемы современного педагогического образования. — 2020. — № 66–2. С. 10–15.
Основные термины (генерируются автоматически): задача, ЗНАНИе, обучающийся, PISA, TIMSS, недоступный предмет, практическое содержание, различный вид окон, треугольное окно, урок математики.


Похожие статьи

Участие Республики Узбекистан в Международной программе...

PISA от английского — Programme for International Student Assessment это

Возникают закономерные вопросы: какова основная задача программы PISAи какие

Необходимо отметить, что проведение и внедрение международных исследований PIRLS, TIMSS, PISA и...

Отражение воспитательного компонента в рабочей программе по...

Содержание урока, ориентированного только на знания, нейтрально для учащихся.

Использование образовательных возможностей содержания учебного предмета путем

«Урок — это основная форма организации педагогического процесса, при которой педагог в течение...

Виды тестовых заданий международного исследования...

Среди вышеперечисленных международных систем по оценке знаний учащихся пока нет ICILS

Тестовые задания делятся на следующие виды: 1. Задания, ответ на которые основан на

Содержание задания — представляется в виде не интерактивного текста, компьютерной...

Проектирование учебных заданий по математике, направленных...

В математическое содержание начальной школы желательно включать задачи метапредметной направленности, т. е. задачи реальных ситуаций, которые в свою очередь будут мотивировать обучающихся к дальнейшему изучению математики в целом и ее разделов.

Использование жизненного опыта обучающихся при решении...

Задачи играют особую роль в повышении качества знаний, умений и навыков учащихся начальных классов.

Целью моего исследования является теоретическое обоснование и практическое использование жизненного опыта детьми при решении текстовых задач.

Как развить функциональную грамотность учащихся 8 класса...

Объект исследования: процесс развития функциональной грамотности учащихся 8 класса через чтение графиков и решение задач на готовых чертежах.

На сегодняшний день повышение требований к уровню образованности человека меняет представления о подготовке учащихся...

Формирование и оценка функциональной грамотности школьников

Цель и задачи исследования. Оценка способности 15-летних учащихся использовать свои знания

К задачам программы относится оценка функциональной грамотности учащихся 15-ти лет в

Россия имеет самый большой в мире разрыв между результатами PISA и TIMSS/PIRLS...

Проблемы образовательных результатов в международных...

Недостаточная практическая ориентированность содержания образования по русскому

− исследование знаний и умений учащихся PISA (Programme for International Student

− исследование качества математического и естественнонаучного образования TIMSS (Third...

Исследование и развитие задачи: почему этому нужно учить детей?

Система учебников математики и подбор задач в них, а также методика уроков оставляют

Положительное влияние развития темы задачи на обучение учащихся поиску решения

Таким образом, исследование задачи существует в других, более ранних видах деятельности детей...

Похожие статьи

Участие Республики Узбекистан в Международной программе...

PISA от английского — Programme for International Student Assessment это

Возникают закономерные вопросы: какова основная задача программы PISAи какие

Необходимо отметить, что проведение и внедрение международных исследований PIRLS, TIMSS, PISA и...

Отражение воспитательного компонента в рабочей программе по...

Содержание урока, ориентированного только на знания, нейтрально для учащихся.

Использование образовательных возможностей содержания учебного предмета путем

«Урок — это основная форма организации педагогического процесса, при которой педагог в течение...

Виды тестовых заданий международного исследования...

Среди вышеперечисленных международных систем по оценке знаний учащихся пока нет ICILS

Тестовые задания делятся на следующие виды: 1. Задания, ответ на которые основан на

Содержание задания — представляется в виде не интерактивного текста, компьютерной...

Проектирование учебных заданий по математике, направленных...

В математическое содержание начальной школы желательно включать задачи метапредметной направленности, т. е. задачи реальных ситуаций, которые в свою очередь будут мотивировать обучающихся к дальнейшему изучению математики в целом и ее разделов.

Использование жизненного опыта обучающихся при решении...

Задачи играют особую роль в повышении качества знаний, умений и навыков учащихся начальных классов.

Целью моего исследования является теоретическое обоснование и практическое использование жизненного опыта детьми при решении текстовых задач.

Как развить функциональную грамотность учащихся 8 класса...

Объект исследования: процесс развития функциональной грамотности учащихся 8 класса через чтение графиков и решение задач на готовых чертежах.

На сегодняшний день повышение требований к уровню образованности человека меняет представления о подготовке учащихся...

Формирование и оценка функциональной грамотности школьников

Цель и задачи исследования. Оценка способности 15-летних учащихся использовать свои знания

К задачам программы относится оценка функциональной грамотности учащихся 15-ти лет в

Россия имеет самый большой в мире разрыв между результатами PISA и TIMSS/PIRLS...

Проблемы образовательных результатов в международных...

Недостаточная практическая ориентированность содержания образования по русскому

− исследование знаний и умений учащихся PISA (Programme for International Student

− исследование качества математического и естественнонаучного образования TIMSS (Third...

Исследование и развитие задачи: почему этому нужно учить детей?

Система учебников математики и подбор задач в них, а также методика уроков оставляют

Положительное влияние развития темы задачи на обучение учащихся поиску решения

Таким образом, исследование задачи существует в других, более ранних видах деятельности детей...

Задать вопрос