Интегрированные маркетинговые коммуникации в медицинских организациях | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Маркетинг, реклама и PR

Опубликовано в Молодой учёный №16 (463) апрель 2023 г.

Дата публикации: 16.04.2023

Статья просмотрена: 318 раз

Библиографическое описание:

Самонкина, М. Е. Интегрированные маркетинговые коммуникации в медицинских организациях / М. Е. Самонкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 16 (463). — С. 143-145. — URL: https://moluch.ru/archive/463/101687/ (дата обращения: 14.11.2024).



В статье рассматриваются интегрированные маркетинговые коммуникации в медицинских организациях. Раскрываются специфические особенности медицинских услуг, которые необходимо учитывать при разработке инструментария продвижения. Подчеркивается важность применения маркетинговых коммуникационных механизмов, с помощью которых медицинские организации представляют себя пациентам, в условиях возрастающей конкуренции.

Ключевые слова : интегрированныемаркетинговые коммуникации, маркетинг здравоохранения, маркетинг в медицинских организациях.

Значимость маркетинговых коммуникаций на рынке медицинских услуг неуклонно растёт, что сопряжено с приростом новых игроков на рынке, изменениями покупательских потребностей, совершенствованием методов конкуренции и другими факторами. Такое положение дел обуславливает необходимость эффективного продвижения услуг, с целью поддержания конкурентоспособности. Для улучшения отклика потребителей на услуги, медицинским организациям следует использовать инструменты интегрированных маркетинговых коммуникаций (ИМК).

ИМК — концепция, согласно которой компания одновременно использует все виды маркетинговых коммуникаций, основываясь на единой цели. ИМК состоят из четырех основных средств: реклама, пропаганда, личная продажа и стимулирование сбыта [1]. Для того чтобы добиться результативности организациям недостаточно использовать какой-либо один вид маркетинговых коммуникаций, ввиду того, что именно за счет совместной реализации разных средств маркетинговых коммуникаций достигается синергетический эффект. Применение ИМК позволяет организациям успешно управлять коммуникациями с потребителями, налаживать систему координации между своими подразделениями, за счет чего достигается действенность маркетинговых мероприятий [2].

Система маркетинговых коммуникаций медицинского учреждения в достаточной степени сложна, ввиду того, что услуги здравоохранения имеют свои характерные особенности, такие как: отсутствие у пациента полного объема информации; присутствие неопределённости в оказании медицинской помощи. В частности, у потребителя могут возникать сложности с представлением о том, в какой именно услуге он нуждается и как определить её объем. При разработке стратегии ИМК важно учесть, основные характеристики медицинской услуги:

1) Неосязаемость. Медицинскую услугу нельзя осязать до момента потребления. Следовательно, пациент испытывает трудности в оценке результатов медицинской помощи. Потребителю не может быть известен результат заранее. Пациент не может узнать заранее всю информацию о потребительских свойствах оказываемых ему услуг. Таким образом, неосязаемость оказываемой медицинской услуги ориентирована, в первую очередь, на доверии потребителя, и важно подтверждение того, что оказываемая ему медицинская помощь будет качественной. В качестве примера факторов на которые обращают внимание пациенты при выборе медицинского учреждения, можно привести следующие: медицинский персонал, ценовая политика, наличие современных технологий и оборудования. Формирование и внедрение инструментов маркетинговых коммуникаций, предполагает снижение уровня неосязаемости медицинской услуги, а именно:

— размещение в медицинском учреждении сертификатов, лицензий, дипломов, фотографий оборудования клиники; обеспечение информацией о квалификации медицинского персонала; работа с отзывами пациентов.

— увеличение потребительской ценности услуги, например, сокращение времени обслуживания, предоставление более выгодных цен по сравнению с конкурентами.

— внедрение маркетинга влияния — инструмента, который позволяет продвигать услуги при помощи лидеров мнений.

2) Неотделимость от источника. Неотделимость от источника объясняется тем, что медицинскую услугу одновременно и предоставляют, и потребляют: она производится при непосредственном контакте врача и пациента, её невозможно отделить от источника, независимо от способа предоставления. Например, ультразвуковое исследование не может быть проведено диагностом без присутствия пациента. Или медицинская услуга будет иной, если врача, который проводит уникальную операцию, заменит другой врач, не обладающим таким опытом. Неотделимости также присущи присутствие других потребителей, что может сказаться на увеличении плотности пациентского потока. Для преодоления данных факторов рекомендуется применение следующих инструментов:

— регулярное обучение персонала для работы с большим потоком пациентов;

— внедрение программы тайм-менеджмента при приеме пациентов.

— привлечение на работу известных специалистов в медицинской области [3].

3) Несохраняемость. Медицинская услуга характеризуется тем, что процесс ее производства совпадает с процессом её реализации. Медицинская услуга не хранится, не накапливается. Невозможно вначале накопить услугу, а затем её мгновенно выпустить на рынок. Получение медицинской услуги не всегда означает полное избавление пациента от заболевания, положительный эффект может сохраняться некоторое время, а затем проблема может проявиться вновь [4].

4) Непостоянство качества. К числу факторов непостоянства качества относятся профессиональный уровень врача и другого медицинского персонала, установление доверительных отношений между врачом и пациентом. Кроме всего прочего, непостоянство качества медицинской услуги может быть обусловлено субъективными причинами: плохого расположения духа и физического состояния врача в момент оказания услуги. В связи с этим, медицинской организации необходимо проводить мониторинг удовлетворенности качеством оказанных услуг потребителей при помощи опросов.

У потребителей медицинской услуги существенно распространен инструмент «сарафанное радио»: слухи, молва. В этой связи, медицинские учреждения сталкиваются с проблемой соответствующего выбора инструментов продвижения, действий и способов доведения информации до потребителей медицинских услуг. Другим, не менее значимым барьером, с которым сталкиваются медицинские организации при реализации маркетинговых коммуникаций, является использование профессиональной медицинской терминологии. Плюс ко всему действует ряд ограничительных мер, налагаемых на содержание рекламных сообщений в области здравоохранения [5].

В текущем понимании ИМК затрагивают не только комплекс продвижения, но и остальные компоненты маркетинга, и включают не только рекламу, связи с общественностью, но и другие точки коммуникаций с пациентами, такие как персонал: вежливость, квалификация, уважительное отношение; физическое окружение: удобное месторасположение клиники, интерьер; ценообразование; качество предоставляемых услуг. Для того, чтобы выявить специфику ИМК в сфере здравоохранения, интегрированные маркетинговые коммуникации следует рассматривать через призму использования более прогрессивного подхода, который находится в плоскости не только продвижения, но и управления контактом с пациентом, что приводит к потребности использования всех элементов концепции маркетинг-микса. В настоящее время в сфере медицинских услуг привычная концепция маркетинга 4Р (product, price, place, promotion) при добавлении еще трёх элементов (people, physical evidence, process) трансформируется в 7P и начинает полноценно работать [6]. Три дополнительных фактора имеют важное значение для рынка медицинских услуг:

— People (люди). Данный элемент охватывает следующие характеристики персонала: квалификация, внешний вид, опыт работы, доброжелательность, внимательность, не конфликтность, уважительное отношение к пациенту.

— Physical evidence (физическое окружение) — это те характеристики, которые формируют у потребителя положительное впечатление о медицинском учреждении. Среди них можно выделить: интерьер, оборудование, наградная атрибутика, дипломы, сертификаты врачей.

— Process (процесс) — процесс, предусматривающий стандартизацию обслуживания и качество оказываемых услуг [7].

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что в условиях возрастающей конкуренции на рынке медицинских услуг реализация ИМК, направленная на привлечение и построение устойчивых отношений с потребителем является обязательным условием. Для эффективного достижения целей медицинской организации ИМК подразумевают комплексное использования всего маркетингового инструментария. ИМК позволяют выстроить с пациентами долгосрочные взаимоотношения, а не фокусироваться только на рекламе медицинских услуг. Подчеркнем, что усилия медицинских организаций в реализации ИМК также приобретают социальное значение, т. к. приводят к улучшению здоровья населения.

Литература:

  1. Маркетинг в здравоохранении + еПриложение: тесты: учебное пособие/ С. А. Столяров. — Москва: КНОРУС, 2023. — 300 с.
  2. Старкова, Н. А. Маркетинговые коммуникации и организация рекламной деятельности / Н. А. Старкова; Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова. — Ярославль: Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова, 2013. — 100 с. — ISBN 978–5–8397–0944–7. — EDN SARSKV.
  3. Кузинов М. А., Плеханов С. В. Формирование инструментов коммуникационного комплекса при продвижении услуг //Социальные науки. — 2021. — №. 1. — С. 77–82.
  4. Организация и экономика сферы медицинских услуг: Вопросы теории и практики / Н. Х. Сабитов. — Казань: Медицина, 2000. — 255 с.
  5. Маркетинг в здравоохранении: учебник / Н. А. Савельева, А. В. Кармадонов, Т. Ю. Анопченко [и др.]; Южный федеральный университет, Сочинский государственный университет. — 3-е изд. — Москва: Дашков и К°, 2022. — 298 с.
  6. Столяров, С. А. Рынок медицинских услуг: Некоторые его характеристики, проблемы и аспекты управления. 3-е изд. испр. и дополн. / С. А. Столяров. — Барнаул: Аз Бука, 2005. — 269 c.
  7. Иванов В. В., Богачев П. В. Медицинский менеджмент. — М.: ИНФРА-М, 2009. — 256 с.
Основные термины (генерируются автоматически): медицинская услуга, услуга, коммуникация, пациент, медицинская помощь, медицинский персонал, медицинское учреждение, непостоянство качества, потребитель, медицинская организация.


Ключевые слова

интегрированные маркетинговые коммуникации, маркетинг здравоохранения, маркетинг в медицинских организациях

Похожие статьи

Системный подход в маркетинговых исследованиях образовательной организации

В статье авторы рассматривают маркетинговые исследования как систематическое и объективное выявление, сбор, анализ, распространение и использование информации для повышения эффективности деятельности образовательной организации. Реализация системного...

Современные инструменты интегрированных маркетинговых коммуникаций в онлайн-среде

В статье рассматриваются интегрированные маркетинговые коммуникации, которые применяются в условиях современного рынка. Интегрированные маркетинговые коммуникации являются наиболее эффективным инструментом по достижению поставленной перед комплексом ...

Маркетинговая деятельность в системе коммуникаций

В данной статье освещены теоретические аспекты наиболее эффективных механизмов реализации маркетинговой деятельности в системе коммуникаций. Определена значимость использования в современных условиях принципа интегрированных маркетинговых коммуникаци...

Маркетинговая деятельность в развитии индустрии туризма и гостеприимства

В научной статье представлены результаты анализа особенностей применения инструментов маркетинга и маркетинговой деятельности при развитии индустрии туризма и гостеприимства в Российской Федерации. Актуальность исследования на обозначенную тему обусл...

Современные инструменты PR-продвижения компаний

В данной статье рассматриваются современные инструменты PR-продвижения компаний. Среди приемов выделяют деловые, специальные мероприятия связей с общественностью в Интернет. В современности распространение получает именно Интернет, который, позволяет...

Анализ сущности и особенности реализации маркетинговых коммуникаций

Данной статьей отражена тема сущности коммуникаций в маркетинговой деятельности, которые исполняют особенно важную роль, поскольку в современных условиях они выступают ключевым фактором конкурентоспособности организации, создавая позитивный образ ком...

Использование искусственного интеллекта в маркетинговых исследованиях поведения потребителей

В статье рассмотрены вопросы необходимости использования искусственного интеллекта в маркетинговых исследованиях. Затронута проблема сочетания искусственного интеллекта и когнитивного маркетинга. Определены цели и задачи, стоящие перед маркетологами,...

Инновационные технологии современного маркетинга

Статья посвящена исследованию инновационных технологий, которые могут применяться в рамках маркетинговой деятельности любого предприятия. Выделены наиболее важные инструменты продвижения компании в сети Интернет, а также потенциал их применения в той...

Коммуникативная политика в международном маркетинге

В статье рассмотрены особенности формирования коммуникативной политики при её использовании на международной рынке, а также проанализирована реклама в контексте стран и международных рекламных стратегий. В международном маркетинге особую роль в продв...

Влияние специфики рынка на разработку маркетинговых коммуникаций

В данной статье обоснована необходимость учета особенностей специфики рынка при разработке комплекса маркетинговых коммуникаций, приведены примеры использования средств маркетинговых коммуникаций на предприятиях, действующих на рынке платных медицинс...

Похожие статьи

Системный подход в маркетинговых исследованиях образовательной организации

В статье авторы рассматривают маркетинговые исследования как систематическое и объективное выявление, сбор, анализ, распространение и использование информации для повышения эффективности деятельности образовательной организации. Реализация системного...

Современные инструменты интегрированных маркетинговых коммуникаций в онлайн-среде

В статье рассматриваются интегрированные маркетинговые коммуникации, которые применяются в условиях современного рынка. Интегрированные маркетинговые коммуникации являются наиболее эффективным инструментом по достижению поставленной перед комплексом ...

Маркетинговая деятельность в системе коммуникаций

В данной статье освещены теоретические аспекты наиболее эффективных механизмов реализации маркетинговой деятельности в системе коммуникаций. Определена значимость использования в современных условиях принципа интегрированных маркетинговых коммуникаци...

Маркетинговая деятельность в развитии индустрии туризма и гостеприимства

В научной статье представлены результаты анализа особенностей применения инструментов маркетинга и маркетинговой деятельности при развитии индустрии туризма и гостеприимства в Российской Федерации. Актуальность исследования на обозначенную тему обусл...

Современные инструменты PR-продвижения компаний

В данной статье рассматриваются современные инструменты PR-продвижения компаний. Среди приемов выделяют деловые, специальные мероприятия связей с общественностью в Интернет. В современности распространение получает именно Интернет, который, позволяет...

Анализ сущности и особенности реализации маркетинговых коммуникаций

Данной статьей отражена тема сущности коммуникаций в маркетинговой деятельности, которые исполняют особенно важную роль, поскольку в современных условиях они выступают ключевым фактором конкурентоспособности организации, создавая позитивный образ ком...

Использование искусственного интеллекта в маркетинговых исследованиях поведения потребителей

В статье рассмотрены вопросы необходимости использования искусственного интеллекта в маркетинговых исследованиях. Затронута проблема сочетания искусственного интеллекта и когнитивного маркетинга. Определены цели и задачи, стоящие перед маркетологами,...

Инновационные технологии современного маркетинга

Статья посвящена исследованию инновационных технологий, которые могут применяться в рамках маркетинговой деятельности любого предприятия. Выделены наиболее важные инструменты продвижения компании в сети Интернет, а также потенциал их применения в той...

Коммуникативная политика в международном маркетинге

В статье рассмотрены особенности формирования коммуникативной политики при её использовании на международной рынке, а также проанализирована реклама в контексте стран и международных рекламных стратегий. В международном маркетинге особую роль в продв...

Влияние специфики рынка на разработку маркетинговых коммуникаций

В данной статье обоснована необходимость учета особенностей специфики рынка при разработке комплекса маркетинговых коммуникаций, приведены примеры использования средств маркетинговых коммуникаций на предприятиях, действующих на рынке платных медицинс...

Задать вопрос