Духовно-нравственное воспитание у дошкольников любви к малой родине посредством проектной деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Моисеева, И. В. Духовно-нравственное воспитание у дошкольников любви к малой родине посредством проектной деятельности / И. В. Моисеева, И. В. Пахолкова, А. В. Скочкова, Т. В. Спицева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 15 (462). — С. 359-361. — URL: https://moluch.ru/archive/462/101636/ (дата обращения: 04.05.2024).



Только поэтому он и человек, что понимает и помнит, куда уходят корни дерева, на котором он вырос, и чем они питаются.

Познавая свое Отечество, человек познает самоё себя, осмысливает свою личность, как частицу народа, постигает самое нежное и самое суровое чувство — чувство долга и ответственности перед народом, перед Отечеством.

В. А. Сухомлинский

Дошкольное детство — один из важнейших этапов формирования личности, ее ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, предметному миру, к себе и другим людям.

Воспитание любви к Отечеству и Родине в человеке, как будущем гражданине начинается с детства.

Неосознанно и стихийно это воспитание осуществляется в семье, а направлено и постоянно в дошкольном учреждении. Чем раньше познакомится маленький человек с красотой природы родного города, его историей и культурой, тем раньше пробудится в нем чувство прекрасного, тем больше будет посеяно в его душе доброты, тем сильнее будет желание оберегать и улучшать жизнь всеми возможными силами.

Знакомство с народным искусством и традициями духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре.

Россия, Родина, родной край — знакомые каждому человеку слова. Они на устах с раннего детства. Поэтому для нас очень важно, чтобы наши дети чувствовали и понимали, что они сыны и дочери русского народа, имеющего великую историю.

Настоящий патриот учится на исторических ошибках своего народа, на недостатках его характера и культуры, поэтому педагог должен сам быть патриотом, чтобы пробудить чувство любви к Родине у ребенка. Именно, пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное — самоопределение.

Сейчас к нам постепенно возвращается эмоциональная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, в котором народ оставил нам все ценное из своих культурных достижений.

На современном этапе модернизации системы дошкольного образования, особое внимание отводится проблеме духовно-нравственного развития дошкольников, обеспечивающих формирование у детей любви к родному краю, Родине, культуре и обычаям своего народа.

Нельзя сказать, что педагоги раньше этого не понимали. Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-новому, многое для себя открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа и народной культуре.

Коллектив нашего детского сада считает необходимым донести до осознания своих воспитанников, что они являются носителями народной культуры.

Особое внимание мы уделяем использованию регионального краеведческого компонента в образовательной деятельности детей, направленного на ознакомление с особенностями национальной культуры и быта своего народа, элементарными сведениями о своей малой Родине, понимание того, чем может гордиться гражданин своей страны.

Был разработан план по формированию духовно-нравственного воспитания дошкольников к малой Родине посредством проектной деятельности. Материал содержит в себе опыт, систематизирует содержание, структурирует его.

Многие проекты, содержащие региональный компонент, реализованы, некоторые остались на доработке. Педагоги используют тему в планах по самообразованию, что содействовало сплочению коллектива образовательного учреждения: специалистов психолого-педагогического сопровождения, воспитателей и связи с семьями, укрепления их дальнейшего взаимодействия.

Отбор материала по предложенным темам строился с учетом сенситивных периодов развития личности, возрастных закономерностей и социализации.

Сентябрь:

  1. «Растения вокруг нас»
  2. «Красная книга Вологодской области»
  3. «Дикие животные Вологодских лесов»
  4. «Птицы Вологодчины»

Октябрь:

  1. «Реки Вологодской области» (Вологда, Сухона, Лежа)
  2. «Озера Вологодской области» (Белое Озеро, Кубенское озеро, озеро Воже)
  3. «Значение воды в жизни Земли»

Ноябрь:

  1. «Старинный город Величавый»
  2. «Улицы, парки Вологды», или «Родная улица моя»
  3. «Деревянное зодчество Вологды»

Декабрь:

  1. «Софийский собор»
  2. «Домик Петра I»
  3. «Поклонный крест»

Январь:

  1. «Великий Устюг — Родина Деда Мороза»
  2. «Город металлургов»
  3. «Вологодская губерния» (Сокол, Тотьма)

Февраль:

  1. «Промыслы Вологодской области»
  2. «Вологодское кружево»
  3. «Кукла — оберег» (Белозерск, самодельная кукла)
  4. «Береста»
  5. «Глубоковкая роспись»

Март:

  1. «Богатыри земли русской»
  2. «Новые герои Вологодчины» (2022–2023 г.)
  3. «Герои Вологодчины ВОВ 1941–1945 г»

Апрель:

  1. «Профессии моих родителей»
  2. «Вологда — город трудовой доблести»
  3. «Памятники города»

Май:

  1. «Звездный сын Вологодчины» (П. И. Беляев)
  2. «Художники вологжане»
  3. «Стихи поэтов вологжан»
  4. «Вологда — культурная столица Севера»

Система работы с родителями существенно помогла в развитии и формировании духовно-нравственных ценностей у воспитанников ДОО. В работе взаимодействия с семьей, мы старались использовать нетрадиционные методы и приемы. Выступления педагогов на родительских собраниях, заседания родительского клуба, мастер-классы, беседы позволяли увлечь, заинтересовать родителей, сделать их активными помощниками.

В нашем образовательном учреждении дети, а порой и взрослые, впервые узнали, как проводились праздники на Руси, как они назывались.

Проведение литературных гостиных, посиделок, календарно-обрядовых и православных праздников стали традиционными

Таким образом, работа, проводимая в данном направлении, позволила организовать сотворчество родителей, детей, специалистов, воспитателей в совместном процессе освоения традиционной отечественной культуры в создании единого коллектива «дети» — «родители» — «сотрудники».

Литература:

  1. Алешина Н. В. «патриотическое воспитание дошкольников» — М. Ш. Д., 2005–247 с.;
  2. Водовозова Е. Н. «Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста» — СПб, 1913м г.;
  3. Дергач Л. К. «Современные подходы к патриотическому воспитанию дошкольников»//Дошкольная педагогика — 2009 — № 2 — С 27–31;
  4. Князева О. Л. «Приобщение детей к истории русской народной культуре» — СПб, «Детство — Пресс», 1998;
  5. От РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — Издание пятое (инновационное), испр. И доп. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. — с.336
  6. Управление образования Департамента гуманитарной политики Администрации города Вологда;
  7. Центр повышения квалификации педагогических работников образовательной системы города Вологда «Альманах по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников», часть 2, Вологда 2007 г.
Основные термины (генерируются автоматически): вологда, Вологодская область, малая Родина, народ, народная культура, образовательное учреждение, особое внимание, ребенок, родной край.


Похожие статьи

Приобщение детей старшего дошкольного возраста и их...

...традициям, истории родного края, как культурного наследия Вологодской области.

1. Углублять и систематизировать знания об истории родного края и его традициях.

2) Предложили родителям с детьми, собрать информацию о диалектных словах Вологодской области.

Фартук — элемент куклы Кубышки-Травницы, имеющий особое значение.

Образовательный проект для детей подготовительной группы...

...ребенку любовь к традициям, культуре родного края и его достопримечательностях.

50 % — Знают только три бренда Вологодской области: – Вологодское масло; – Вологодское кружево; Великий Устюг-Родина Деда Мороза; 30 %-Назвали только два бренда

2) Далее мы с детьми познакомились, с брендами Вологодской области (вологодское кружево...

Роль изучения истории и культуры родного края в социализации...

Цели работы с детьми по программе «Знакомство с культурой и историей родного края»

народной культуры, понимание ценностей, традиций и обычаев, через историю родной

Все это приобщает детей к истории края и своего народа, воспитывает любовь к Родине.

Особое внимание уделяется знакомству детей с историко-культурным наследием своего края.

Моя малая Родина | Статья в журнале «Молодой ученый»

Свою любовь к родным местам дети впитывают с молоком матери с самого раннего детства. Но чувство гордости за свой народ не может возникнуть само по себе на пустом месте.

Особым видом образовательной деятельности являются экскурсии по городу.

родной край, ребенок, дошкольный возраст, родной город, история, воспитание любви, малая родина...

Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников...

 Ключевые слова: дошкольный возраст, коренной народ Кузбасса, малая родина

Занятия проводятся в мини-музее «Родной Кузбасс» 2–3 раза в месяц в течении учебного года, всего 22 занятия.

патриотическое воспитание, национальная культура, ребенок, русский народ, народ, родной. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через...

Концепция создания этнографического парка «Древняя Русь» на...

Вологодская область — необыкновенный самобытный край, богатый культурными традициями.

Кроме того, в качестве развлечения детей будут проводиться русские народные игры такие, как

Вологда, 2014. Народная речь Вологодского края: материалы по русской диалектологии.

Народная речь Вологодского края: материалы по русской диалектологии.

Воспитание чувства патриотизма через любовь к истории...

Эта малая родина со своим особым обликом, со своей – пусть самой скромной и непритязательной – красотой

Любой край, область даже село неповторимы. В каждом месте своя природа.

Дети должны знать и героев, защищавших от врагов их родной край.

родной город, Ребенок, образовательная деятельность, детский сад, малая родина, патриотическое...

Система работы по воспитанию у детей любви и заботы о родном...

Понятие патриотизм — это чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в себя все

Воспитатель должен так организовать пополнение о родном крае и родной стране, чтобы

Например, на выставке картин можно обратить внимание детей на 2–3 пейзажа, несколько

родной город, Ребенок, образовательная деятельность, детский сад, малая родина...

Народное творчество как средство воспитания любви к родному...

 Народное творчествокак средство воспитания любви к родному краю в дошкольном возрасте. Воспитание любви к Родине является одной из главных задач нравственного воспитания

Необходимо уделять внимание различным творческим заданиям, которые ставят детей перед

Особое значение имеет приобщение детей к волшебным и героическим сказкам.

Изучение истории края на уроках русского языка и литературы

Как же приобщать ученика к изучению истории и культуры родного края?

Сформировать чувство любви к родному городу, своей малой родине помогает

Основные термины (генерируются автоматически): русский язык, родной край, малая

русский язык, ребенок, урок, родной край, Воронежский край, особое внимание, малая Родина, любовь, учащийся.

Похожие статьи

Приобщение детей старшего дошкольного возраста и их...

...традициям, истории родного края, как культурного наследия Вологодской области.

1. Углублять и систематизировать знания об истории родного края и его традициях.

2) Предложили родителям с детьми, собрать информацию о диалектных словах Вологодской области.

Фартук — элемент куклы Кубышки-Травницы, имеющий особое значение.

Образовательный проект для детей подготовительной группы...

...ребенку любовь к традициям, культуре родного края и его достопримечательностях.

50 % — Знают только три бренда Вологодской области: – Вологодское масло; – Вологодское кружево; Великий Устюг-Родина Деда Мороза; 30 %-Назвали только два бренда

2) Далее мы с детьми познакомились, с брендами Вологодской области (вологодское кружево...

Роль изучения истории и культуры родного края в социализации...

Цели работы с детьми по программе «Знакомство с культурой и историей родного края»

народной культуры, понимание ценностей, традиций и обычаев, через историю родной

Все это приобщает детей к истории края и своего народа, воспитывает любовь к Родине.

Особое внимание уделяется знакомству детей с историко-культурным наследием своего края.

Моя малая Родина | Статья в журнале «Молодой ученый»

Свою любовь к родным местам дети впитывают с молоком матери с самого раннего детства. Но чувство гордости за свой народ не может возникнуть само по себе на пустом месте.

Особым видом образовательной деятельности являются экскурсии по городу.

родной край, ребенок, дошкольный возраст, родной город, история, воспитание любви, малая родина...

Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников...

 Ключевые слова: дошкольный возраст, коренной народ Кузбасса, малая родина

Занятия проводятся в мини-музее «Родной Кузбасс» 2–3 раза в месяц в течении учебного года, всего 22 занятия.

патриотическое воспитание, национальная культура, ребенок, русский народ, народ, родной. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через...

Концепция создания этнографического парка «Древняя Русь» на...

Вологодская область — необыкновенный самобытный край, богатый культурными традициями.

Кроме того, в качестве развлечения детей будут проводиться русские народные игры такие, как

Вологда, 2014. Народная речь Вологодского края: материалы по русской диалектологии.

Народная речь Вологодского края: материалы по русской диалектологии.

Воспитание чувства патриотизма через любовь к истории...

Эта малая родина со своим особым обликом, со своей – пусть самой скромной и непритязательной – красотой

Любой край, область даже село неповторимы. В каждом месте своя природа.

Дети должны знать и героев, защищавших от врагов их родной край.

родной город, Ребенок, образовательная деятельность, детский сад, малая родина, патриотическое...

Система работы по воспитанию у детей любви и заботы о родном...

Понятие патриотизм — это чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в себя все

Воспитатель должен так организовать пополнение о родном крае и родной стране, чтобы

Например, на выставке картин можно обратить внимание детей на 2–3 пейзажа, несколько

родной город, Ребенок, образовательная деятельность, детский сад, малая родина...

Народное творчество как средство воспитания любви к родному...

 Народное творчествокак средство воспитания любви к родному краю в дошкольном возрасте. Воспитание любви к Родине является одной из главных задач нравственного воспитания

Необходимо уделять внимание различным творческим заданиям, которые ставят детей перед

Особое значение имеет приобщение детей к волшебным и героическим сказкам.

Изучение истории края на уроках русского языка и литературы

Как же приобщать ученика к изучению истории и культуры родного края?

Сформировать чувство любви к родному городу, своей малой родине помогает

Основные термины (генерируются автоматически): русский язык, родной край, малая

русский язык, ребенок, урок, родной край, Воронежский край, особое внимание, малая Родина, любовь, учащийся.

Задать вопрос