Изучение истории края на уроках русского языка и литературы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №4 (63) апрель 2014 г.

Дата публикации: 27.03.2014

Статья просмотрена: 565 раз

Библиографическое описание:

Чечурина, Н. В. Изучение истории края на уроках русского языка и литературы / Н. В. Чечурина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 4 (63). — С. 1254-1255. — URL: https://moluch.ru/archive/63/9834/ (дата обращения: 16.04.2024).

Если человек не любит старые улицы, старые дома, пусть даже и плохонькие, значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам своей страны, он, как правило, равнодушен к своей стране.

Д. С. Лихачёв

В наше время в обществе актуальной стала проблема сохранения народной культурно-исторической самобытности Казахстана, его природных богатств, нравственных ценностей народа. Поэтому задача современной школы — развитие у учащихся любви к своему родному краю, расширение их кругозора, развитие любознательности по отношению к истории и развитию своего народа, своей малой Родины.

Одна из насущных проблем современного общества — возрождение духовности, национального самосознания.

Как же приобщать ученика к изучению истории и культуры родного края? Как воспитывать на уроках русского языка чувство патриотизма, национальной гордости?

Сформировать чувство любви к родному городу, своей малой родине помогает использование краеведческого материала на уроках, что повышает активность, самостоятельность учащихся, делает уроки более живыми, интересными, творческими.

Готовясь к любому уроку, учитель стремится отобрать такие задания, которые не только бы «работали» на изучаемое правило, но и затрагивали душу ученика, заинтересовывали его, активизировали деятельность учащихся.

Что же ярко и точно запоминается нашим детям? То, что их окружает, что они привыкли видеть каждый день, но раскрытое по-новому, с новой для учащихся точки зрения. Такую возможность полезно использовать, соединив воедино знание орфографических правил и представления учеников о родном крае.

Основной единицей изучения материала на уроках русского языка является текст. Работа над связным текстом историко-краеведческого характера позволяет органично сочетать воспитательный, обучающий и развивающий аспекты: разные виды текстов (исторические, краеведческие, художественные) помогают сделать уроки русского языка интегрированными по содержанию. Развивая идею приобщения школьников к культурному наследию нации, на практике педагог реализует ее через расширение дидактической базы уроков, путем отбора или составления текстов, отражающих особенности и факты русской культуры, чаще всего — факты культуры родного края.

Цель использования краеведческого материала на уроках русского языка — это формирование целостных знаний о родном крае, развитие творческих и исследовательских умений, воспитание любви и уважения к историческому и литературному наследию своей малой родины.

Мне хотелось бы поделиться опытом работы введения краеведческого материала в структуру урока русского языка.

1.                 Подбор текстов писателей и поэтов ВКО для работы над лингвистической темой урока воспитывает чувство уважения к культурному наследию родной земли.

9 класс «Сложное предложение», этап повторения. Предлагаю учащимся указать вид сложного предложения в отрывке из стихотворения Тимофея Белозёрова выявить их стилистическую функцию в тексте. Спрашиваю, что ребятам известно о жизни и творчестве поэта. Напоминаем, что Тимофей Белозёров, наш земляк.

Зазеленела старая ветла,

Седой Иртыш крутые волны катит.

Забросив все домашние дела,

Мои соседи лодку конопатят.

Уже в пазы последний мох забит,

Сверкает лодка, политая варом,

И празднично, как колокол. Гудит

На весь Иртыш от лёгкого удара.

2.                 Подбор текстов историко-краеведческой тематики способствует расширению кругозора школьников, формированию любознательности по отношению к истории и развитию нашего края.

3.                 Использование на уроках текстов о людях, прославивших наш край, помогает сформировать у учащихся чувство гордости за своих земляков.

4.                 Обращение к материалам о восточно-казахстанцах, героях Великой Отечественной войны, способствует формированию чувства патриотизма, любви к Родине.

5.                 Использование на уроках репродукций картин художников, фотографии ВКО воспитывает у учащихся любовь к своей малой Родине: к красоте её природы, самобытности.

6.                 Прослушивание аудиозаписей с песнями о родном крае с последующим выполнением грамматических заданий по тексту песни (распечатки текстов песни на партах у каждого ученика) воспитывает в детях любовь к прекрасному, чувства патриотизма, гордости за свой край.

7.                 Принципиально важным требованием в процессе передачи учащимся новых знаний является постановка таких вопросов, ответ на которые требует поиска. Творческие работы включают школьников в исследовательско-поисковую деятельность. Дети самостоятельно подбирают краеведческий материал, иллюстрирующий лингвистическую тему урока. Например, 8 класс «Обобщающие слова при однородных членах предложения». Задание: составить текст (не менее 50 слов) на тему «Река моего города», используя предложения с обобщающими словами при однородных членах.

8.                 Наиболее значимая форма работы по краеведению — продуцирование собственных текстов. Она включает в себя задания следующих типов: передача содержания текста средствами иного стиля; развёрнутый ответ на вопрос проблемного характера; сочинения различных жанров; реферат на краеведческую тему.

Одни уроки становятся полностью краеведческими, на других — краеведение входит лишь фрагментом. Воспитание патриотизма — это неустанная работа по созданию у школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого, и роль уроков русского языка в этом плане невозможно переоценить. Целенаправленное, систематическое использование краеведческих текстов на уроках русского языка позволяет сформировать культурологическую компетенцию учащихся. Обращение к фактам истории и культуры родного края на уроках русского языка вызывает у школьников поначалу удивление, в процессе дальнейшей работы — радость открытия, а в конечном итоге — любовь к малой родине и гордость за свою страну. Таким образом, текст, являясь формальной единицей обучения языку, становится важнейшим средством воспитания.

Основные термины (генерируются автоматически): русский язык, родной край, малая родина, краеведческий материал, урок, любовь, текст, учащийся, чувство патриотизма.


Похожие статьи

Малая родина в патриотическом воспитании дошкольников

Основные термины (генерируются автоматически): родной край, патриотическое воспитание, малая родина, ребенок

патриотическое воспитание, малая родина, дошкольник, чувство патриотизма, народная культура, дошкольная образовательная организация.

Формирование патриотизма на уроках русского языка

русский язык, родной край, патриотическое воспитание, подрастающее поколение, краеведческий материал, урок, молодое поколение, патриотическое содержание, последующее предложение...

Использование краеведческого материала на уроках русского...

русский язык, краеведческий материал, текст, урок, последующее предложение, готовый текст, Родина, школьник, речевая деятельность, родной край.

Роль краеведения на уроках русского языка, литературы...

изобразительное искусство, русский язык, ребенок, урок, родной край, Воронежский край, особое внимание, малая Родина, любовь, учащийся.

Патриотическое воспитание учащихся средствами русского...

Анализ текстов-образцов о Родине, русском языке, родной природе на уроках русского языка помогает учащимся в осмыслении сущности понятия «патриотизм», особенностей его выражения в слове.

Проект «Родной свой край люби и знай»

Задача воспитания чувства патриотизма, любви к малой Родине традиционно решается в каждом учебном заведении, но несмотря на это необходимо усилить работу в данном направлении, наполнить ее новым содержанием. Я, предлагаю создать проект «Родной свой...

Моя малая Родина (из опыта работы) | Статья в журнале...

Воспитывать у детей патриотические чувства, любовь и уважение к Родине.

Разучивание стихотворения «Моя Родина», «Сталинград, Сталинград», русских нарядных пословиц о России.

Жуковская Р.И., Виноградова Н.Ф., Козлова С.А. Родной край.

Воспитание чувства патриотизма через любовь к истории...

Семерез А. С., Журахова М. Н., Фомичева О. А. Воспитание чувства патриотизма через любовь к истории и культуре родного края [Текст]

У большинства людей чувство Родины в обширном смысле – родной страны, отчизны – дополняется еще чувством родины малой...

Литературное краеведение как одно из направлений...

Ценность литературного краеведения заключается в том, что оно, расширяя и обогащая знания учащихся о своей ‘’ малой родине, пробуждает интерес и любовь к родному краю, его традициям, литературе родного края, истории...

Похожие статьи

Малая родина в патриотическом воспитании дошкольников

Основные термины (генерируются автоматически): родной край, патриотическое воспитание, малая родина, ребенок

патриотическое воспитание, малая родина, дошкольник, чувство патриотизма, народная культура, дошкольная образовательная организация.

Формирование патриотизма на уроках русского языка

русский язык, родной край, патриотическое воспитание, подрастающее поколение, краеведческий материал, урок, молодое поколение, патриотическое содержание, последующее предложение...

Использование краеведческого материала на уроках русского...

русский язык, краеведческий материал, текст, урок, последующее предложение, готовый текст, Родина, школьник, речевая деятельность, родной край.

Роль краеведения на уроках русского языка, литературы...

изобразительное искусство, русский язык, ребенок, урок, родной край, Воронежский край, особое внимание, малая Родина, любовь, учащийся.

Патриотическое воспитание учащихся средствами русского...

Анализ текстов-образцов о Родине, русском языке, родной природе на уроках русского языка помогает учащимся в осмыслении сущности понятия «патриотизм», особенностей его выражения в слове.

Проект «Родной свой край люби и знай»

Задача воспитания чувства патриотизма, любви к малой Родине традиционно решается в каждом учебном заведении, но несмотря на это необходимо усилить работу в данном направлении, наполнить ее новым содержанием. Я, предлагаю создать проект «Родной свой...

Моя малая Родина (из опыта работы) | Статья в журнале...

Воспитывать у детей патриотические чувства, любовь и уважение к Родине.

Разучивание стихотворения «Моя Родина», «Сталинград, Сталинград», русских нарядных пословиц о России.

Жуковская Р.И., Виноградова Н.Ф., Козлова С.А. Родной край.

Воспитание чувства патриотизма через любовь к истории...

Семерез А. С., Журахова М. Н., Фомичева О. А. Воспитание чувства патриотизма через любовь к истории и культуре родного края [Текст]

У большинства людей чувство Родины в обширном смысле – родной страны, отчизны – дополняется еще чувством родины малой...

Литературное краеведение как одно из направлений...

Ценность литературного краеведения заключается в том, что оно, расширяя и обогащая знания учащихся о своей ‘’ малой родине, пробуждает интерес и любовь к родному краю, его традициям, литературе родного края, истории...

Задать вопрос