Развитие самодеятельного художественного творчества в Вооруженных Силах в 1918–1991 годах | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Шашков, Я. А. Развитие самодеятельного художественного творчества в Вооруженных Силах в 1918–1991 годах / Я. А. Шашков, А. Ф. Бочков, Е. П. Ерополов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 15 (462). — С. 377-380. — URL: https://moluch.ru/archive/462/101527/ (дата обращения: 17.12.2024).



В статье рассматриваются основные тенденции развития самодеятельного художественного творчества в российской армии в 1918–1991 гг. Выделяются этапы этого процесса в соответствии с логикой развития творчества военнослужащих в исторической ретроспективе.

Ключевые слова: самодеятельное художественное творчество, развитие, воспитательный потенциал, боевой дух.

С началом ВС РФ специальной военной операции на Украине актуализировался вопрос всестороннего обеспечения жизнедеятельности наших военнослужащих в экстремальных условиях боевой обстановки. Не последнее место в нем занимает устранение негативных последствий боевого стресса, бытовой неустроенности и прочих тягот и лишений, которые сопутствуют боевым действиям. Задачи психологической разгрузки бойцов, их отдыха и реализации творческого потенциала, выражения чувств и патриотической позиции помогает решать создание условий для самодеятельного художественного творчества (далее — СХТ) военнослужащих.

Вместе с тем анализ публикаций по данной проблематике показал, что значительное внимание исследователей уделено развитию СХТ во время Великой Отечественной войны (М. А. Беспалова, В. Н. Осташкин, Т. К. Маякин и др.), а послевоенный период незаслуженно обойден вниманием.

Анализ развития СХТ военнослужащих в периоды, когда в жизни страны и в армии происходили коренные изменения, позволит избежать ошибок и взять, то ценное, что было сделано нашими предшественниками.

В соответствии с задачами анализа были в исследуемом периоде времени были выделены три исторических этапа, в продолжение которых страна и армия претерпевали коренные изменения, менялись и подходы к организации СХТ:

  1. Идеологизации СХТ (1918–1941 гг.);
  2. Военный (1941–1945 гг.);
  3. Пропагандистский (1945–1991 гг.).

Сразу необходимо оговориться, что самодеятельные творческие коллективы — это не профессиональные артисты и деятели искусства, это обычные военнослужащие (добровольцы, мобилизованные) разных возрастных групп, званий, служебного положения. Для них важен сам процесс творчества, творчество они рассматривают как досуг, средство для получения удовольствия, психологической разгрузки и т. д.

Несомненно, различные виды СХТ существовали и до 1918 г. Боевая и повседневная жизнь русской армии тесно связана с военной песней, история возникновения которой уходит в глубь веков. Именно в это время появляются стихийно возникающие песенные коллективы.

Очевидно, со сменой государственного строя в Рабочее Крестьянской Красной Армии необходимо было строить культурно-досуговую работу на новых идеологических основаниях и культурных ценностях новой Советской России. В связи с чем остро встал вопрос поиска и создания новых инструментов для подъёма боевого духа, творческой реализации и досуга военнослужащих. Даже всеми любимая «Заря» была изменена и дополнена гимном СССР [8].

В 1933 году Революционный военный совет в одном из своих приказов выдвигает лозунг «Все средства искусства — на помощь боевой подготовке Рабоче-Крестьянской Красной Армии» [2]. С этого момента начинается полноценное систематизированное внедрение творчества в армию. Чуть позже выходит «Положение о хоровом пении в Красной Армии и Флоте» [5], которое регламентировало это направление творчества.

Далее СХТ расширяется по жанрам и охвату участников, помимо хорового пения в РККА развивается художественное, театральное, поэтическое творчество. Начинают проводится так называемые «творческое декады» приуроченные к годовщине создания РККА, где творческие коллективы подразделений соревнуются за звание лучших. СХТ начало приобретать и представительский характер. В каждом крупном формировании от полка включительно создаются ансамбли, выполняющие широкий круг задач от мероприятий подразделения до Всесоюзного уровня. В этих ансамблях лучшие самодеятельные коллективы, отдельные военнослужащие творчески реализовывали себя, поднимали боевой дух себе и своим подразделениям.

Кроме того, СХТ в этот период выполняло ещё ряд необходимых функций, а именно: 1) борьба с неграмотностью, изучая песни, художественные произведения военнослужащие улучшали свою речь и знания русского языка; 2) неотъемлемой функцией было приобщение к общей культуре [7]. Советский Союз был многонациональным государством, и благодаря патриотическим песням, стихам классиков о Родине, различным театральным постановкам, военнослужащие ощущали себя частью большого единого народа, в них укреплялась советская гражданственность.

Главной тенденцией этого периода стало понимание государством в лице его руководителей идеологической значимости СХТ в деле воспитания общества, частью которого и являлась РККА, желание сделать этот стихийный процесс управляемым, для чего издаются нормативно-правовые акты, регламентирующие СХТ. Оно постепенно меняет свой формат со спонтанного индивидуального на регулируемый коллективный. СХТ постепенно выходит за рамки отдельных подразделений и носит уже всеобщий характер в РККА.

Время шло и перед страной вставали новые «вызовы», тяжелейшим из них стала Великая Отечественная Война. Роль СХТ в этот сложный для страны и армии период нельзя переоценить. Война ставила задачи не только в области подготовки и обеспечения войск, ведения боевых действий, но также на культурном фронте. Руководство страны понимало, что без творческой поддержки моральный дух бойцов может надломиться. Это был новый вызов для творческих коллективов и ансамблей, сформировавшихся перед войной. В художественном фильме «В бой идут одни старики» хорошо показана роль СХТ в укреплении боевого духа подразделения.

Великая Отечественная война дала нам множество прекрасных поэтов [6], композиторов, писателей, которые из обычных военнослужащих превратились в культовых деятелей культуры. Они помогали фронту словом и делом. Писатели вдохновляли сослуживцев на новые подвиги, поэты зажигали огонь внутри солдат, с которым они шли на битву, а художники передали всю эту боль и труд на своих полотнах. Не стоит забывать и о роли музыки в это тяжелое время. Военный оркестр, закрепившийся в армии еще с царских времён, стал иметь вид музыкальных взводов. Часто музыкантам барабан в руках приходилось менять на саперную лопату, но, когда все-таки дело доходило до музыки, это было шедеврально, это был праздник для всего подразделения.

В 1944 г. благодаря приказу № 071 Маршала СССР Г. К. Жукова в подразделения вернулись штатные оркестры. Колоссальное воздействие на моральный дух бойцов оказывали концерты, проводимые этими самыми оркестрами. Военный период крайне значим для развития СХТ. Главной тенденцией стало убеждение в необходимости и правильности развития различных форм СХТ даже в тяжелейших условиях войны, тем более в них.

В 1964 г. генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Ильич Брежнев поставил задачу популяризацию морали, человечности и мужества. Одним из важнейших инструментов решения этой задачи стало СХТ. Армия и флот в то время являлась мощнейшим социальным институтом, любой уважающий себя мужчина считал своим долгом отслужить в армии, а непосредственно на военной службе у него формировались те самые необходимые патриоту качества. Слушая песни, стихи, играя всем известные мотивы солдат получал те необходимые образы, модели поведения, на которые он равнялся и которым старался подражать. Воспитательный и пропагандистский потенциал СХТ не ограничивался только военнослужащими.

Также стоит отметить вклад в дело развития СХТ в войсках выпускников Львовского военно-политического училища Советской армии. Задачей этого заведения была подготовка офицерских кадров для военных культурно-просветительных учреждений и редакций военных газет. Возглавляя клубы в воинских частях, гарнизонные дома офицеров, выпускники этого вуза творчески и с душой относились к своим обязанностям. Это позволяло на высоком культурном и методическом уровне проводить в подразделениях смотры художественной самодеятельности, концерты и вечера, вывело на новый уровень клубную работу и художественную самодеятельность военнослужащих.

В 80-е гг. ХХ в. уже активно использовались такие каналы передачи информации, как радио и телевидение. Руководством страны было принято решение воспитывать патриотизм не только внутри Вооруженных Сил, но и воспитывать с помощью творчества военнослужащих народные массы. Одной из таких удачных находок оказался фестиваль военной песни «Когда поют солдаты» [10]. Его суть заключалось в том, что обычные военнослужащие могли попробовать себя в исполнении песен, некоторые из которых в будущем стали общеизвестными, голосованием телезрителей выбирался лучший коллектив или исполнитель. Конкурс на Центральном Телевидении СССР просуществовал с 1980-х по 1990-е гг. Он оказал огромное влияние на население — выпуски записывались на кассеты и заслушивались до дыр, песни из которых даже в наши дни можно услышать в радио эфирах и тематический подборках меломанов.

Главной тенденцией данного этапа стал выход СХТ за пределы Вооруженных Сил в широкие народные массы, одновременно само творчество военнослужащих становится инструментом пропаганды и воспитательного воздействия на население страны посредством современных средств передачи информации.

В настоящее время командованием Вооруженных Сил используется все лучшее, что накоплено нашими предшественниками. В подразделениях регулярно проводятся смотры художественной самодеятельности. В крупных воинских формированиях (от полка и выше) стало обязательным иметь художественный коллектив, представляющий подразделение на различных конкурсах, и активно участвующий в культурно-досуговой работе с военнослужащими.

Литература:

  1. Военная педагогика: учебник для вузов / под ред. И. А. Алехина — ВУ., 2019 г — 416 с.
  2. М. А. Беспалая. Коллекция рукописных журналов в фондах Белорусского государственного музея Истории Великой Отечественной Войны как исторический источник. // Вопросы музеологии 1 (5) 2012 г.
  3. Л. Ю. Федосеева. О шефской работе художественной интеллигенции над частями Красной армии в 1930-е годы (на материалах средней Волги) // Известия Пензенского государственного Педагогического университета имени В. Г. Белинского. Гуманитарные науки № 27 2012г — 1074с.
  4. А. А. Акулов. Образование и развитие военных учреждений культуры на Дальнем Востоке в 1920–1930-е годы. // Вестник ДВО РАН № 6 2006г — 144с.
  5. Л. Н. Дорогова. Отечественные учреждения культуры перед Великой Отечественной войной // Вестник КемГуки № 19 2012г — 112с.
  6. В. Н. Осташкин. Содержание, основные направления и формы деятельности учреждений культуры в годы Великой Отечественной Войны 1941–1945 гг. // Социология № 1 2020г — 78с.
  7. Т. К. Маякин. Становление и развитие музыкальной художественной самодеятельности в частях и соединениях красной армии и флота в 1918–1941 гг. // Вестник Военного университета № 4 2009г. с. 6
  8. mаrches.zbоrd.ru/viewtоpic.php?t=101 Дата обращения: 17.10.2022 19:19
  9. Колыванов А. В. Проблемы патриотического воспитания молодежи в послевоенное время в советской историографии (1953 начало 1990х гг.) // Известия Самарского научного центра Российской академии наук № 6 2010г. c.244
  10. О. Криволапов. Политработники 40-й Общевойсковой Армии в Афганистане (1979–1989 гг.): Документальное исследование // Днепропетровск ИМА-пресс 2015г. с. 192–193
Основные термины (генерируются автоматически): военнослужащий, боевой дух, великая Отечественная война, главная тенденция, самодеятельное художественное творчество, армия, моральный дух бойцов, руководство страны, хоровое пение, художественная самодеятельность.


Ключевые слова

развитие, воспитательный потенциал, боевой дух, самодеятельное художественное творчество

Похожие статьи

Социокультурные аспекты государственной политики в области военного образования в Российской Империи в конце XVIII — начале XIX века

Статья посвящена анализу изменений в военном образовании Российской империи в конце XVIII — начале XIX века. Автором статьи определены основные социокультурные аспекты государственной политики, повлиявшие на формирование образа военных учебных заведе...

Становление военного образования в России во второй половине XIX века

В статье рассматриваются основные направления становления военного образования в России во второй половине XIX века. Автором выделены ключевые аспекты и направления военной педагогической мысли, определен контекст происходящих в военной педагогике из...

Патриотическое воспитание офицеров дореволюционной российской армии

Процесс патриотического воспитания рассматривается в аспекте влияния всей совокупности факторов становления личности офицера. В статье рассмотрены вопросы патриотического воспитания офицеров дореволюционной российской армии. Выделены основные методы ...

Специфика социализации обучающихся в хореографическом коллективе в учреждениях дополнительного образования

В статье раскрываются особенности социализации детей и подростков в условиях хореографического коллектива, описываются его преимущества в процессе дальнейшего профессионального и личностного становления обучающихся.

Правовое регулирование труда осужденных в исправительных учреждениях в России: этапы развития

В статье рассматриваются этапы правового регулирования труда осужденных в России. Приведены пять этапов с краткой характеристикой. В каждом этапе указаны характерные особенности правового регулирования.

Традиции гимназического образования в России: история и современность

В статье исследуется аспект формирования педагогических традиций гимназического образования в России, их роль в непрерывности воспроизведения и актуализации научно-образовательного потенциала в социуме на разных исторических этапах.

Педагогическое сотрудничество преподавателей и курсантов в образовательном процессе военно-учебного заведения

В представленной статье осуществлен мониторинг широкого круга педагогических противоречий, которые связаны с проблематикой развития, формирования и поддержания на должном высоком профессионально-педагогическом уровне организации творческого педагогич...

Правовое положение персонала учреждений и органов, исполняющих наказания, его развитие в условиях развития уголовно-исполнительной системы до 2030 года

В статье исследуется правовое положение работников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, а также процесс его развития в перспективе до 2030 года.

Художественная литература в процессе обучения истории как фактор формирования ценностного отношения к изучаемым историческим событиям

В данной статье раскрывается значимость художественной литературы на уроках истории при изучении исторических событий, связь литературы и с историей, перечисляются стадии восприятия художественной литературы, приводятся примеры художественных произве...

История музыкального воспитания в дошкольном образовании России первой половины ХХ века

В статье представлены обобщённые факты и данные программных документов, связанных с историей развития системы музыкального воспитания дошкольников России.

Похожие статьи

Социокультурные аспекты государственной политики в области военного образования в Российской Империи в конце XVIII — начале XIX века

Статья посвящена анализу изменений в военном образовании Российской империи в конце XVIII — начале XIX века. Автором статьи определены основные социокультурные аспекты государственной политики, повлиявшие на формирование образа военных учебных заведе...

Становление военного образования в России во второй половине XIX века

В статье рассматриваются основные направления становления военного образования в России во второй половине XIX века. Автором выделены ключевые аспекты и направления военной педагогической мысли, определен контекст происходящих в военной педагогике из...

Патриотическое воспитание офицеров дореволюционной российской армии

Процесс патриотического воспитания рассматривается в аспекте влияния всей совокупности факторов становления личности офицера. В статье рассмотрены вопросы патриотического воспитания офицеров дореволюционной российской армии. Выделены основные методы ...

Специфика социализации обучающихся в хореографическом коллективе в учреждениях дополнительного образования

В статье раскрываются особенности социализации детей и подростков в условиях хореографического коллектива, описываются его преимущества в процессе дальнейшего профессионального и личностного становления обучающихся.

Правовое регулирование труда осужденных в исправительных учреждениях в России: этапы развития

В статье рассматриваются этапы правового регулирования труда осужденных в России. Приведены пять этапов с краткой характеристикой. В каждом этапе указаны характерные особенности правового регулирования.

Традиции гимназического образования в России: история и современность

В статье исследуется аспект формирования педагогических традиций гимназического образования в России, их роль в непрерывности воспроизведения и актуализации научно-образовательного потенциала в социуме на разных исторических этапах.

Педагогическое сотрудничество преподавателей и курсантов в образовательном процессе военно-учебного заведения

В представленной статье осуществлен мониторинг широкого круга педагогических противоречий, которые связаны с проблематикой развития, формирования и поддержания на должном высоком профессионально-педагогическом уровне организации творческого педагогич...

Правовое положение персонала учреждений и органов, исполняющих наказания, его развитие в условиях развития уголовно-исполнительной системы до 2030 года

В статье исследуется правовое положение работников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, а также процесс его развития в перспективе до 2030 года.

Художественная литература в процессе обучения истории как фактор формирования ценностного отношения к изучаемым историческим событиям

В данной статье раскрывается значимость художественной литературы на уроках истории при изучении исторических событий, связь литературы и с историей, перечисляются стадии восприятия художественной литературы, приводятся примеры художественных произве...

История музыкального воспитания в дошкольном образовании России первой половины ХХ века

В статье представлены обобщённые факты и данные программных документов, связанных с историей развития системы музыкального воспитания дошкольников России.

Задать вопрос