Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого — любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству.
Д. С. Лихачев
Статья посвящена организации работы по патриотическому воспитанию в условиях дошкольного образовательного учреждения. В материале рассматривается организация образовательной деятельности в данном направлении с детьми от 4-х до 8-ми лет.
Патриотическое воспитание сегодня — одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы дошкольного образования. Ответ на вопрос «Что такое патриотизм?» в разные времена пытались дать многие известные люди нашей страны. Так С. И. Ожегов определял патриотизм как «….преданность и любовь к своему Отечеству и своему народу», Г. Бакланов писал, что это «…не доблесть, не профессия, а естественное человеческое чувство». В толковом словаре патриотизм обозначает (греч. πατριώτης — соотечественник, πατρίς — отечество) — нравственное, социальное чувство. В толковом словаре В. И. Даля слово «патриот» означает «любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник».
В настоящее время на историческую арену выходит новый социальный тип личности. Российскому обществу требуются люди деловые, уверенные в себе, независимые, с яркой индивидуальностью.
Идея воспитания патриотизма и гражданственности становится государственной. ФГОС ДО предъявляет требования к объединению обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и предполагает формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.
В. В. Путин высказал своё мнение о нравственно-патриотическом воспитании подрастающего поколения, которое заключается в следующем: «…Формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России — зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой родине, общенациональная и этническая идентичность, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом».
Сейчас отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Для воспитателя это время благодатной почвы. Ведь в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на ребенка, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.
Патриотическое воспитание ребенка — это основа формирования будущего гражданина, оно является одной из основных задач дошкольного учреждения.
В проекте Национальной доктрины образования до 2025 г. подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью».
Работу по патриотическому воспитанию в МДОУ д/с № 71 мы начали с создания для детей тёплой, уютной атмосферы. Каждый день ребёнка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, весёлыми играми. Ведь воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице, родной семье начинается с формирования того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование — чувство любви к своему Отечеству.
Целью нашей работы является воспитание гуманной, духовно — нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.
Для достижения этой цели необходимо решение следующих задач:
— воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, Родине;
— формирование бережного отношения к природе и всему живому;
— развитие интереса к русским традициям и промыслам;
— формирование элементарных знаний о правах ребёнка;
— знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн)
Успешность реализации задач предполагает интегрированный подход во все виды детской деятельности: познавательную, продуктивную, игровую.
Система и последовательность работы по патриотическому воспитанию детей представлена в следующих блоках:
— Мой детский сад
— Будем Родине служить
— Моя малая Родина
— Моя семья
— Страна, её столица, символика
— Культура и традиции
— Мой город
— Правила, по которым мы живём
При организации воспитательно — образовательного процесса учтены принципы, все они взаимосвязаны и реализуются в единстве.
— системно-организованного подхода, который предполагает скоординированную, целенаправленную работу во всех возрастных группах;
— адресного подхода, который предполагает учёт индивидуальных особенностей группы;
— универсальности основных направлений патриотического воспитания, предполагающего использование социально — ценного опыта прошлых поколений, культивирующего чувство гордости за культурные традиции и достижения Родины;
В рамках представленных блоков распределены темы содержания работы и указаны формы организации воспитания и обучения с учётом регионального компонента.
Вторая младшая группа |
Средняя группа |
Старшая группа |
Подготовительная к школе группа |
Моя семья |
|||
Игра — драматизация «Петушок и его семья» |
Беседа «Наша дружная семья» |
Беседа «Семья и родной дом» |
Беседа «7Я» |
Подвижная игра «Курица и цыплята» |
Дидактическая игра «Маленькие помощники» |
Организация стены детско/семейного творчества |
Организация стены детско/семейного творчества |
Игра — беседа «Я люблю маму и папу» |
Инсценировка «Ушки — неслушки» |
Беседа «Бабушка и дедушка в семье» |
Беседа «Пожилые люди» |
Дидактическая игра «Утреннее фото» |
Организация уголка «Семейные традиции» |
Организация уголка «Семейные традиции» |
Беседа «Дети и родители, традиции семьи» |
Мой детский сад |
|||
Творческая игра «Знакомство с трудом работников детского сада» |
Занятие «Путешествие по детскому саду» |
Рисунок-рассказ «Мой детский сад» |
Игра-беседа «Детский сад — моя вторая семья» |
Экскурсия в медицинский кабинет |
Беседа «Мой воспитатель» |
Беседа «Кто заботится о нас в детском саду» |
Беседа «Что такое детский сад» |
Экскурсия по этажам детского сада |
Экскурсия по этажам детского сада |
Игра-путешествие по территории детского сада |
Игра-путешествие по территории детского сада |
Мой город |
|||
Экскурсия по территории детского сада |
Экскурсия «Почта» |
Экскурсия «Магазин» |
Экскурсия Православный храм» |
Игра-путешествие «Мой город» |
Экскурсия в лес |
Экскурсия «Библиотека» |
Экскурсия «Аптека» |
Экскурсия «Улица города» |
Экскурсия на детскую площадку |
Экскурсия к памятнику |
Экскурсия по городу |
Моя Родина |
|||
Изготовление книжки-самоделки «Мой дом» |
Семейная прогулка с исследованием пространства своей улицы, двора |
Информационно-исследовательский проект «Волга — рекам Родины царица» |
Информационно-исследовательский проект «Какие народы живут в России» |
Проект «Родной город» |
Беседа «Малая Родина» |
Проект «История одного города» |
Проект «История возникновения герба родного города» |
Дидактическая игра «Чей дом» |
Подвижные игры разных стран |
Игра-путешествие «Широка страна моя родная» |
Развлечение «Посиделки в нашем дворе» |
Страна, её столица, символика |
|||
Игра-беседа «Малая Родина |
Развлечение «Русский национальный костюм» |
Беседа «Моя Родина» |
Беседа «Наша Родина — Россия» |
Игра- беседа «Родная страна» |
Беседа «Я люблю тебя, Россия» |
Проект «Государственные символы России» |
Проект «Берёза — символ России» |
Беседа «Природа России» |
Беседа «Природа России» |
Игра-путешествие «Москва — главный город нашей страны» |
Беседа «Россияне — граждане России» |
Будем Родине служить |
|||
Игра-соревнование «Сильные и ловкие» |
Беседа «Дни боевой славы» |
Литературная композиция «День Победы» |
Беседа «Юные герои войны» |
Беседа «Наша Армия» |
Беседа «Наша родная армия» |
Беседа «Что такое героизм» |
Военно-спортивный квест «Разведчики» |
Беседа «Маленький капитан» |
Игра-соревнование «Вместе с папой» |
Беседа «9 Мая — День Победы» |
Беседа «Русские богатыри» |
Беседа «Летят самолёты» |
Беседа «Маленькая история про большую войну» |
КВН «Будем в Армии служить» |
Беседа «Праздник Победы» |
Культура и традиции |
|||
Беседа «Русские матрёшки» |
Развлечение «Осенины» |
Развлечение «Осенины» |
Развлечение «Осенины» |
Игра-развлечение «Вот так конь!» |
Рождественские посиделки «Рождество Христово» |
Рождественские посиделки «Рождество Христово» |
Рождественские посиделки «Рождество Христово» |
Игра-развлечение «Кот-Васька» |
Беседа-игра «У нас в гостях Марьюшка и Иванушка» |
Развлечение «Масленичная неделя» |
Развлечение «Масленичная неделя» |
Игра-посиделки «Ладушки в гостях у бабушки» |
Игра-развлечение «В гости к Танечке пойдём» |
Тематическое развлечение «Христово воскресенье» |
Тематическое развлечение «Христово воскресенье» |
Правила, по которым мы живём |
|||
Игра-беседа «Каждой вещи — своё место» |
Игра «Мы дежурим по столовой» |
Дидактическая игра «Мы все разные, но мы все равны» |
Игра-беседа «Мы все разные, но мы все равны» |
Дидактическая игра «Не поделили игрушку» |
Беседа «Можно ли приносить игрушку в детский сад» |
Беседа «Что я могу» |
Беседа «Я выбираю сам» |
Игра «Мы едим» |
Игровая ситуация «Я берегу вещи» |
Ситуация «Правила, по которым мы живём» |
Беседа «Декларация прав человека и Конвенция о правах ребёнка» |
Игровая ситуация «Я берегу игрушки и одежду» |
Игра «Умоем куклу Таню» |
Творческая игра «Страна вежливости» |
Творческая игра «Страна вежливости» |
Неоспоримое значение для организации работы по патриотическому воспитанию имеет правильно организованная предметно — пространственная развивающая среда детского сада. В холле ежемесячно проводится выставка рисунков, поделок в соответствии с календарными событиями.
В каждой возрастной группе имеется уголок патриотического воспитания, где имеется подборка детской художественной, методической литературы, государственная символика России (флаг, герб, текст гимна), а также символика города Волгограда и Волжского, полиграфические материалы: плакаты, таблицы «Государственные Символы».
Оформлены альбомы, лэпбуки: «Моя семья», «Наш детский сад», «Москва — столица России», «Мой родной город», «День Победы», «Наша армия родная», «Я помню! Я горжусь!», «Народный календарь», «Народные костюмы», мини-музеи и др.
Выводы: на мой взгляд, суть патриотического воспитания состоит в том , чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками .
Задача воспитателя научить ребенка отличать плохое от хорошего, чтобы его стремления и желания были направлены на созидание, самоопределение и развитие тех качеств и ценностей, благодаря которым он станет патриотом и гражданином своей Родины.
Литература:
- Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Методическое пособие для педагогов. А. Я. Ветохина, З. С. Дмитренко — СБС: «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.-192 с.
- Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. О. Л. Князева, М. Д. Маханёва — 2-е изд.,перераб. И доп. — СПБ: Детство-Пресс,2008.-304 с.
- Воспитание маленького волжанина: Программа для педагогов и родителей по воспитанию детей от 3 до 7 лет/ под ред. Е. С. Евдокимовой. — 2-е изд., исправ., доп. — М: Планета, 2014.-168 с.