Интеграция инклюзивного образовательного пространства в дошкольное образовательное учреждение | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Скуратова, Г. В. Интеграция инклюзивного образовательного пространства в дошкольное образовательное учреждение / Г. В. Скуратова, Ю. А. Тимофеева, Н. В. Гладкая, Т. В. Буденная. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 13 (460). — С. 173-174. — URL: https://moluch.ru/archive/460/101092/ (дата обращения: 02.05.2024).



В статье показан опыт внедрения инклюзивного образования в дошкольном учреждении в группе компенсирующей направленности с применением инновационного оборудования как главного компонента образования детей с особыми потребностями.

Ключевые слова: инклюзивное образование, дети с особыми образовательными потребностями, инновационное оборудование.

Сегодняшняя статистика показывает, что в России наблюдается тенденция увеличения количества детей с особыми образовательными потребностями. Для детей с особыми потребностями введена и успешно реализуется система инклюзивного дошкольного образования.

В дошкольных учреждениях обеспечены особые условия для занятий с такими детьми, работают педагоги прошедшие специальные курсы, специалисты коррекционной педагогики.

Инклюзивное образование — это специфический процесс обучения и воспитания, при котором дети независимо от их физических, психических, интеллектуальных и иных особенностей, включены в общую систему образования. Эти дети обучаются вместе со своими сверстниками без особенностей в развитии в одних и тех же дошкольных образовательных учреждениях, учитывающих их особые потребности и оказывающие необходимую специальную поддержку. [1]

Основой инклюзивного образования является идеология, исключающая негативное отношение к детям с особыми потребностями, и обеспечивающая необходимые условия для успешной интеграции ребенка с особыми образовательными потребностями в дошкольном учреждении.

Наше дошкольное образовательное учреждение активно реализует инклюзивную практику в группе компенсирующей направленности, которую посещают дети с ОВЗ и 5 детей с особыми образовательными потребностями: НОДА — 2 ребенка, синдром Дауна -1 ребенок, РАС — 2 ребенка.

Детский сад определил для себя цель — о создании условий для совместного воспитания и образования детей с разными особенностями в развитии.

Следуя поставленной цели, специалисты и педагоги группы компенсирующей направленности поставили перед собой такие задачи:

– создание единой безбарьерной образовательной среды для детей, имеющих разные стартовые возможности;

– проведение комплексного психолого-педагогического обследования всех процессов у детей с особенностями в развитии;

– преодоление агрессивного поведения и коррекция эмоционально-личностной сферы через включение детей в успешную деятельность;

– формирование у нормотипичных детей толерантного отношения к детям с особенностями в развитии.

В нашем детском саду, для детей с особыми образовательными потребностями созданы соответствующие условия:

– материально-техническое оснащение для создания безбарьерной среды (пандус, специально оборудованный туалет, кабинеты психологической разгрузки, кабинеты для логопедических и коррекционных занятий с дефектологом, логопедом и психологом, кабинет медицинской сестры, совмещенный зал для занятий с музыкальным руководителем, и для занятий по физкультуре.);

– педагоги (воспитатели) прошедшие специализированные курсы, специалисты коррекционной педагогики и психологии по работе с детьми с различными нозологиями;

– адаптированные общеобразовательные программы, составленные совместно со специалистами, педагогами и родителями;

Иногда дети не усваивают минимально необходимый уровень знаний, педагог вправе определить индивидуальную программу обучения и особое внимание уделяется мнению родителей при составлении индивидуальной программы развития. Когда педагог хочет внести изменения в программе он согласовывает их с родителями, поскольку существует необходимость выстраивания и понимания того — что делать и как делать.

Соблюдение этого гуманистичного принципа, определяющего структуру и содержание обучения и воспитания, является для детей всесторонней и психолого-педагогической поддержкой. Совместно, специалистами и педагогами решается диагностическая и коррекционно-развивающая работа. Заполняется диагностическая карта и карта комплексной коррекции. [2]

Без сомнения, для работы с особыми детьми необходимы материально-технические условия. В рамках государственной программы Российской федерации «Доступная среда» на 2011–2020 годы наш детский сад получил оборудование для детей с различными нозологиями (расстройство аутистического спектра, нарушение опорно-двигательного аппарата, умственно отсталые, слабовидящие) это логопедический тренажер «Дэльфа-142,1», набор для развития коммуникативных навыков детей с особенностями в развитии, набор для развития слухоречевого восприятия, набор для развития моторики для детей с особенностями развития, диагностический набор для обследования детей дошкольного возраста Е. А. Стребелевой, развивающе-коррекционная методика с видеобиоуправлением «Тимокко», набор для детей с аутизмом.

Благодаря этому оборудованию каждый педагог в группе компенсирующей направленности планирует свою деятельность выбирая интересные, доступные для детей технические средства, для достижения поставленных целей и задач; организует разнообразную деятельность детей, в том числе проектно- творческую.

Наш опыт показывает, что в результате применения инновационного оборудования инклюзивное образовательное пространство для детей с особыми образовательными потребностями стало более доступным и открытым. Для детей была создана комфортная психолого-педагогическая атмосфера для получения знаний, соответствующих их индивидуальным возможностям.

В результате работы с инновационным оборудованием педагоги приобрели богатый опыт и знания для совместной деятельности с детьми. В целом включение детского сада в систему инклюзивного образования помогает расширению программы развития данного учреждения, повышает его конкурентоспособность и репутацию.

Возможности и принципы инклюзивного образования ориентированы не только на детей с особыми потребностями, но и на детей с нормотипичным интеллектуальным и физическим развитием. Инклюзия в дошкольном учреждении оказывает огромное воздействие на всех участников педагогического процесса, то есть формирует благонравное отношение к окружающим чем-то, отличающимся от большинства людей, учит помогать тому, кто в этом нуждается.

Литература:

  1. Акимова О. И. Инклюзивное образование как современная модель образования. — М.: Издатель: Московский городской психолого- педагогический университет, 2011.
  2. Григорьева Г. Ф. Дети должны учиться вместе / Г. Ф. Григорьева. — (Качественное образование). — (Стандарты и пути) // Национальные проекты. — 2009.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, инклюзивное образование, инновационное оборудование, компенсирующая направленность, потребность, детский сад, дошкольное учреждение, педагог, коррекционная педагогика, особенность.


Похожие статьи

Инклюзия в дошкольном образовании | Статья в журнале...

Введение инклюзивной практики в условиях дошкольного образования детей возможно при соблюдении ряда

– психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в образовательной организации

Конечно, курсы повышения квалификации в направлении коррекционной педагогики и

Потапова О. Е. Инклюзивные практики в детском саду: Метод.рекомендации.

Вопросы организации инклюзивного образования...

Инклюзивное образование опирается на изучение потребностей ребенка; характера и

Тенкачева Т. Р. Инклюзивное образование детей дошкольного возраста в России

Основные термины (генерируются автоматически): инклюзивное образование, детский сад

инклюзивное образование, ребенок, учреждение, сад, Россия, проблемный ребенок...

Детский сад как условие социально-образовательной интеграции...

Принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач.

Беленкова, Л. Ю. Инновационные подходы к образованию детей с ограниченными

ребенок, синдром, детский сад, инклюзивное образование, ограниченная возможность здоровья.

Статья об адаптации детей к дошкольному учреждению и работе педагога-психолога с...

Специфика современного инклюзивного дошкольного...

 В статье раскрывается роль инклюзивного дошкольного образования детей с

В наше время стратегии инклюзивного образования детей с особыми потребностями, когда

Практика показывает, что дети, которые посещают инклюзивный детский сад, готовы к

3 Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания детей с нарушениями...

Специфика инклюзивного образования | Статья в сборнике...

В статье рассматриваются особенности инклюзивного образования.

Задачи инклюзивного образования представлены на рисунке 2.

инклюзивное образование, ограниченная возможность здоровья, ребенок, инклюзивное

образовательный процесс, психофизическое развитие, потребность, родитель, коррекционная педагогика, массовый социум.

Инклюзивная среда образования в условиях дошкольного...

Инклюзивное образование — это такой процесс образования и воспитания, при котором все дети

А также в состав общеобразовательных групп могут быть включены несколько детей с ОВЗ.

Наполняемость детей с ОВЗ в таких группах 2–3 ребёнка, и педагог уделяет им столько же

При инклюзивном образовании ребёнок с особыми образовательными потребностями...

Опыт организации и реализации инклюзивной практики для...

Ключевые слова: инклюзивное образование, инклюзивная практика, образовательное

Потребность в безопасности. Нахождение в детском коллективе ощущается ребенком как резко

386 с. Инклюзивная практика в дошкольном образовании: Пособие для педагогов

Специфика подходов и нестандартные приёмы в работе с детьми, имеющими расстройства...

Трудности реализации инклюзивного образования...

Инклюзивное образование в ДОУ» [5]. Кроме того в ней подчеркивается несовершенство

− неготовность ряда педагогов изменять свой педагогический стиль под изменившиеся условия работы

Степанишина И. П. Проблемы инклюзивного образования в детском саду.

инклюзивное образование, дошкольное образование, ребенок, образовательная...

Особенности работы воспитателя в группе комбинированной...

Инклюзивное образование дает возможность детям с ОВЗ посещать обычные ДОУ и

Создание в детском саду специальных условий для получения образования детьми с ОВЗ связано не

‒ организация совместной жизнедеятельности детей в условиях комбинированной группы

Задачи, стоящие перед воспитателем группы комбинированной направленности

Похожие статьи

Инклюзия в дошкольном образовании | Статья в журнале...

Введение инклюзивной практики в условиях дошкольного образования детей возможно при соблюдении ряда

– психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в образовательной организации

Конечно, курсы повышения квалификации в направлении коррекционной педагогики и

Потапова О. Е. Инклюзивные практики в детском саду: Метод.рекомендации.

Вопросы организации инклюзивного образования...

Инклюзивное образование опирается на изучение потребностей ребенка; характера и

Тенкачева Т. Р. Инклюзивное образование детей дошкольного возраста в России

Основные термины (генерируются автоматически): инклюзивное образование, детский сад

инклюзивное образование, ребенок, учреждение, сад, Россия, проблемный ребенок...

Детский сад как условие социально-образовательной интеграции...

Принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач.

Беленкова, Л. Ю. Инновационные подходы к образованию детей с ограниченными

ребенок, синдром, детский сад, инклюзивное образование, ограниченная возможность здоровья.

Статья об адаптации детей к дошкольному учреждению и работе педагога-психолога с...

Специфика современного инклюзивного дошкольного...

 В статье раскрывается роль инклюзивного дошкольного образования детей с

В наше время стратегии инклюзивного образования детей с особыми потребностями, когда

Практика показывает, что дети, которые посещают инклюзивный детский сад, готовы к

3 Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания детей с нарушениями...

Специфика инклюзивного образования | Статья в сборнике...

В статье рассматриваются особенности инклюзивного образования.

Задачи инклюзивного образования представлены на рисунке 2.

инклюзивное образование, ограниченная возможность здоровья, ребенок, инклюзивное

образовательный процесс, психофизическое развитие, потребность, родитель, коррекционная педагогика, массовый социум.

Инклюзивная среда образования в условиях дошкольного...

Инклюзивное образование — это такой процесс образования и воспитания, при котором все дети

А также в состав общеобразовательных групп могут быть включены несколько детей с ОВЗ.

Наполняемость детей с ОВЗ в таких группах 2–3 ребёнка, и педагог уделяет им столько же

При инклюзивном образовании ребёнок с особыми образовательными потребностями...

Опыт организации и реализации инклюзивной практики для...

Ключевые слова: инклюзивное образование, инклюзивная практика, образовательное

Потребность в безопасности. Нахождение в детском коллективе ощущается ребенком как резко

386 с. Инклюзивная практика в дошкольном образовании: Пособие для педагогов

Специфика подходов и нестандартные приёмы в работе с детьми, имеющими расстройства...

Трудности реализации инклюзивного образования...

Инклюзивное образование в ДОУ» [5]. Кроме того в ней подчеркивается несовершенство

− неготовность ряда педагогов изменять свой педагогический стиль под изменившиеся условия работы

Степанишина И. П. Проблемы инклюзивного образования в детском саду.

инклюзивное образование, дошкольное образование, ребенок, образовательная...

Особенности работы воспитателя в группе комбинированной...

Инклюзивное образование дает возможность детям с ОВЗ посещать обычные ДОУ и

Создание в детском саду специальных условий для получения образования детьми с ОВЗ связано не

‒ организация совместной жизнедеятельности детей в условиях комбинированной группы

Задачи, стоящие перед воспитателем группы комбинированной направленности

Задать вопрос